Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Психолого-педагогические условия преодоления страхов младших школьников с помощью игры во внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6
1.1
Психолого-педагогические подходы к исследованию школьных страхов. 6
1.2
Основные причины формирования страхов у детей младшего школьного возраста  15
1.3
Возможности игры в процессе внеурочной деятельности в преодолении школьных
страхов. 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 33
2.1  Организация и
методы исследования. 33
2.2 Комплекс занятий по преодолению школьных страхов
младших школьников посредством игры в процессе внеурочной деятельности. 40
2.3 Анализ действенности психолого-педагогических условий
преодоления страхов младших школьников. 46
2.4 Педагогические рекомендации по преодолению школьных
страхов у детей младшего школьного возраста. 52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ
ГЛАВЕ. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 59

  

Введение:

 

В
настоящее время в мире новых технологий, уровень детских страхов существенно
повысился. Стоит отметить, наличие у ребенка каких-либо страхов, нельзя оставлять
без внимания. Проблема страхов у детей становится актуальной не только в
научном плане, но и в практическом. Если вовремя не заняться этим вопросом, то
страхи укрепляются в сознание ребёнка и способны привести к нарушению
психического состояния, расстройству его личности.

Детям в
наше время приходится бороться с такими страхами, которые еще в прошлом веке не
были известны, к таким страхам относятся: персонажи компьютерных игр, различные
СМИ с информацией о серийных убийцах, террористов… Не выявленные детские страхи
могут существенно отразиться на учебной деятельности ребенка, кроме того,
детские страхи способны нарушить отношения детей с родителями, что в свою
очередь отрицательно сказывается на его социальной активности и
взаимоотношениях со сверстниками.

Одним из
решений, которое позволит преодолеть школьный страх у ученика может стать игра,
являющаяся базовой потребностью любого ребенка. Занимательность условного мира
игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию,
повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового
действа активизирует познавательные процессы и функции ребенка. Другой
положительной стороной игры является то, что она способствует использованию
знаний в новой ситуации, позволяя усвоить школьниками учебный материал. К тому
же благодаря участию в игре ребенок проходит через своеобразную практическую
деятельность, которая помогает разнообразить учебный процесс и вызвать интерес
к обучению.

Проблемой исследования
является поиск наиболее эффективных психолого-педагогических условий по преодолению школьных страхов у учащихся начальных
классов посредством игры во внеурочной деятельности.

Объект
исследования – школьные страхи детей младшего школьного возраста.

Предмет
исследования – психолого-педагогические условия преодоления страхов младших
школьников во внеурочной деятельности с помощью игры.

Гипотеза
исследования: преодоление школьных страхов у младших школьников будет
эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

— систематическое
проведение игр, направленных на преодоление школьных страхов;

— использование активных
форм игровой деятельности младших школьников в процессе внеурочной
деятельности;

— непосредственное участие педагога в процессе игровой деятельности;


использование игр как способа эмоциональной разрядки у младших школьников.

Цель
работы: теоретически обосновать и эмпирически проверить
психолого-педагогические условия преодоления школьных страхов младших
школьников с помощью игры в процессе внеурочной деятельности.

В соответствии с целью,
предметом и гипотезой были определены следующие задачи:


рассмотреть психолого-педагогические подходы к исследованию школьных страхов;

— выделить основные
причины формирования страхов у детей младшего школьного возраста;

— раскрыть возможности
игры в процессе внеурочной деятельности в преодолении школьных страхов;

— выявить у младших школьников актуальные школьные страхи;


разработать и провести комплекс занятий по преодолению школьных страхов
посредством игры во внеурочной деятельности;


проанализировать действенность психолого-педагогических условий преодоления
страхов младших школьников;


разработать педагогические рекомендации по преодолению школьных страхов у
учащихся начальных классов.

Методами
исследования в данной работе являются:


теоретические: анализ,
синтез и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по
проблеме исследования;

— эмпирические: беседа, письменный
опрос, проективный метод, были использованы методика
М.А. Панфиловой и А.И. Захарова «Страхи в домиках», методика «Тест уровня
школьной тревожности Б.Н. Филлипса».

— математические:
количественный и качественный анализ полученных в ходе исследования данных.

Теоретико-методологические
основы исследования. В основу исследования положены идеи отечественного ученого
А.И. Захарова об общих представлениях о страхе и его происхождении; исследования
А.А. Ковалевской о классификации и причинах 
школьных страхов; подходы К.Д. Ушинского о возможностях игровой
деятельности в развитии личности ребёнка, в том числе, в преодолении школьных
страхов (А.И. Захаров). Также в работе были использованы исследования
зарубежных ученых: подходы психолога З. Фрейда к понятию страха и его сущности.

База исследования: государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 920». В исследовании приняли участие обучающихся 2 класса в количестве
10 человек.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы. В работе представлено 5 таблиц и 3
рисунка. Список литературы включает 49 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ
специальной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что в
современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов,
событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть
пугающими. На основании
анализа различных определений и подходов к понятию «страх» было определено, что
страх отражается некоторой формой проявления инстинкта самосохранения. В основе
самого страха лежит некоторое воображаемое или реальное обстоятельство,
переживаемое ребенком. На протяжении практически всей жизни детей могут
сопровождать различные страхи, у них, безусловно, есть возрастные особенности.

Рассмотрев разные подходы
к данному понятию, отметим, что психоаналитический подход говорит о том, что
природа страха самым тесным образом связана с системой бессознательного;
бихевиористический подход рассматривает страх как комплекс реакций, возникающих
в ответ на воздействие внешних стимулов; экзистенциальный подход трактует страх
как явление, возникающее на самом раннем этапе развития человека.

Характерными признаками
страха является его аффективная природа; переживание реальной или воображаемой
опасности; его отрицательное состояние.

Страх —
это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Достаточно
высокий уровень страха характерен для детей старшего дошкольного возраста,
поскольку страхи в этом возрасте приобретают когнитивный характер.

В ходе
исследования было предположено, что преодоление школьных страхов у учащихся
начальных классов будет эффективным при соблюдении определенных
психолого-педагогических условий.

С целью
изучения было организовано эмпирическое исследование, в процессе которого были
выявлены у младших школьников актуальные школьные страхи – страх ситуации
проверки знаний, страх в отношениях с учителем и одноклассниками, а также боязнь животных, вымышленных,
сказочных персонажей, темноты и замкнутого пространства в транспорте.

По
итогам выявления преобладающих видов страха у младших школьников был разработан
и реализован комплекс занятий по преодолению школьных страхов посредством игры
и игровых ситуаций во внеурочной деятельности. Все проведенные занятия, при поддержке учителя,
существенно помогли детям преодолеть конкретные виды страхов и существенно
понизить уровень тревожности. Беседа с детьми, после проведенных игр, показала,
что при соблюдении определенных условий и практических рекомендаций, в
реальности помогают детям младшего школьного возраста в преодолении школьных
страхов при помощи игр.

После
проведения комплекса занятий была проанализирована действенность
психолого-педагогических условий преодоления страхов младших школьников, в
результате которого сделаны следующие выводы: проведенные занятия оказали
положительное воздействие на младших школьников в преодолении у них школьных
страхов. У младших школьников в выборке наблюдается позитивная динамика в
преодолении многих видов школьных страхов, однако работа в данном направлении с
этими ребятами ещё необходима.

По
итогам проведенной экспериментальной работы были разработаны педагогические
рекомендации по преодолению школьных страхов у учащихся начальных классов,
среди которых необходимо акцентировать внимание на психологическую составляющую
в данной работе и активное сотрудничество с родителями.

Анализ
проведенного исследования позволил сформулировать вывод о том, что преодоление
школьных страхов зависит от:

— использования активных форм игровой
деятельности младших школьников в процессе внеурочной деятельности;


систематического проведения игр;

— от
непосредственного участия учителя в ходе игровой деятельности;

 — использования игр как способа эмоциональной
разрядки у младших школьников.

Таким
образом, целенаправленная и систематическая работа по преодолению страхов детей
приведет к снижению количества страхов у младших школьников. Результаты
формирующего эксперимента показали значимость педагогической работы в снижении
количества страхов детей младшего школьного возраста.

Гипотеза
нашла частное и общее подтверждение о влиянии конкретных
психолого-педагогических условий на снижение количества страхов у детей
младшего школьного возраста. Следовательно, можно сделать вывод, что работа по
данному направлению доказала предполагаемую эффективность. А значит,
большинство детей смогли побороть свои страхи и пополнить свои знания и умения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ПОМОЩЬЮ ИГРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Психолого-педагогические
подходы к исследованию школьных страхов В современное время
ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут
привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие
ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами,
которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности.

Поэтому наиболее
актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска
наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия
ребёнка.

Различные психологические
теории относят страх к разным классам эмоциональных явлений: к примеру, Э.
Клапаред, П.М. Якобсон относят их к чувствам; М. Вильсон — к аффектному
состоянию; Р. Эллинс — к стрессу; Н.И. Конюхов, А.Т. Злобин считают страх
особым психическим состоянием. Помимо этого, Ж. Нюттен рассматривают страх в
качестве приобретенной мотивации; В.К. Вилюнас, Е.Д. Хомская как способность
психики; М.В. Осорина, Н.И. Рейнвальд как пусковой механизм инстинкта
самосохранения…

Страх принадлежит к
категории фундаментальных эмоций человека.

В психологическом
словаре, под редакцией А.В. Петровского, даётся следующее определение: «Страх —
эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию
индивида и направленная на источник действительности или воображаемой
опасности»[1].

Существует множество
трактовок понятия страха, так например, в современном словаре по психологии под
редакцией В.В. Юрчук мы видим, что «страх – это аффективно чувственная эмоция,
которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою
социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта»[2].

Советский
энциклопедический словарь трактует страх так: «Страх – отрицательная эмоция в
ситуации реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено
С. Кьеркегором, различившим эмпирический страх – боязнь перед конкретной
опасностью и безотчетный метафизический страх – тоску, специфическую для
человека. В некоторых философских теориях страх рассматривался как причина
возникновения религиозных верований (Лукреций, Д. Юм, П. Гольбах, Л. Фейербах и
др.)»[3].

Психоаналитический
подход, основы которого были заложены знаменитым психиатром З. Фрейдом,
определявший страх как аффективное состояние, заключающееся в ожидании
какой-либо угрозы; страх перед чем-то конкретным он называл боязнью, а
патологический страх – фобией. Страх развивается в тесной связи с системой
бессознательного и энергией психических влечений.

Бихевиористический
подход, основоположник которого является психолог Д. Уотсон выделял несколько
стимулов, которые активизируют страх. Это удары и толчки в момент засыпания,
внезапная потеря опоры и внезапные громкие звуки. Все остальные стимулы,
вызывающие страх, по его мнению, можно считать комбинацией вышеназванных.
Уотсон доказал, что большинство страхов, тревожных состояний и антипатий
формируются в первые годы жизни и раннем детстве. Чуть позже исследователь
выявил, что для приобретенных страхов характерна высокая стойкость, легкость переноса
на аналогичные ситуации и стимулы.

Согласно
экзистенциальному подходу, предложенный австрийским психиатром и психологом В.
Франклом, механизм образования страха представлено следующим образом: человек
боится какого-либо явления и появляется реакция ожидания, т.е. страх, что это
явление реализуется. По Франклу, «страх – это биологическая реакция, которая
позволяет избегать реальных или мнимых ситуаций опасности. И если человек сам
начнет активно искать ситуации страха, он научится действовать, обходя страх,
отчего последний исчезнет, т.к. «атрофируется» от того, что не «используется»[4].

Р. В. Овчарова
рассматривает страх, как «эффективное (эмоционально заострённое), отражение в
сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия»[5].

Отечественный философ и
психоаналитик В. М. Лейбин определяет страх «как психическое состояние, которое
связано с мучительными переживаниями и вызывает действия, направленные на
самосохранение»[6].

По мнению зарубежного
психолога У. Джеймса страх является одной из трёх самых сильных эмоций
совместно с двумя другими – гневом и радостью и представляет собой базовый
инстинкт.

Австрийский психиатр А.
Адлер считал, что страх есть результат подавления агрессивного влечения,
которое играет в жизни человека важнейшую роль. По мнению психолога Г. Крайг,
страх является эмоцией, избегаемой или сводимой человеком к минимуму, но в то
же время страх, если проявляется в мягкой форме, может побуждать человека к
научению.

Немецкий психолог Э.
Эриксон толковал страх «как состояние опасения, сфокусированного на различных
угрозах, которые легко распознать, трезво проанализировать и адекватно им
противостоять»[7]. По мнению другого
психолога – Д. Айке, страх является душевным состоянием, и его может чуть ли ни
ежедневно наблюдать в себе каждый человек. Суть этого состояния в том, что
человек в той или иной степени осознает, что ему грозит опасность.

Известный российский
психолог Е. П. Ильин рассматривал страх в качестве эмоционального состояния,
служащего отражением защитной биологической реакции индивида в момент
переживания им мнимой или реальной опасности для благополучия и здоровья.

Советский психолог Л. С.
Выготский предлагал понимать страх «как очень сильную эмоцию, оказывающую
серьезное влияние на поведение человека, а также на его перцептивные и
когнитивные процессы, ограничивающую мышление, восприятие и свободу выбора»[8].

В. И. Гарбузов говорит о
том, что «происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. В
возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего
остерегаться неведомого»[9].

Таким образом, можно
отметить то, что существует огромное количество трактовок понятия «страх». В
данной работе будем придерживаться определения страха, который предложил А.И.
Захаров: «страх — аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни
и благополучия человека»[10]. Как
правило, страх имеет защитный характер.

Выделяют множество
оснований для классификации состояния страха: по предмету переживания, по
объекту, интенсивности переживания, по происхождению, характеру протекания, по
типам и способам возникновения, по силе переживания (А.И. Захаров, В.И.
Гарбузов, В.К. Вилюнас) и т. д.

Страх выполняет следующие
функции: охранительную синтезирующую, регулятивную, сигнализирующую, оценочную,
тормозящую, приспособительную, организующую — дезорганизующую и эвристическую
(В. К. Вилюнас). Существует также ряд авторских точек зрения на классификацию
страхов (З. Фрейд и др.).

Для определения предмета
исследования необходимо рассмотреть группу понятий, связанных с понятием
«страх»: тревога, боязнь, тревожность, фобия. Тревога — переживание
эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием
грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную реальную
опасность, тревога — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной
угрозы. Боязнь — устойчивое состояние страха.

Для исследования
школьного страха важно рассмотреть взаимосвязь явлений: страх — тревога —
тревожность — фобия. Страх возникает как реакция на угрозу, причем эта угроза
должна быть конкретной. Тревога в отличие от страха не всегда является
отрицательно воспринимаемым чувством, поскольку она возможна и в виде
радостного волнения, волнующего ожидания. Объединяющим началом для страха и
тревоги служит чувство беспокойства. В свою очередь, страх можно рассматривать
как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не
пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение.

В процессе, когда страх
становится частью характера человека, появляется тревожность. Тревожность —
индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека
к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги и в низком пороге его
возникновения. Она рассматривается как личностное образование и/или как
свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. [1] Психологический словарь
/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. М.,
1990 г. 139 с. [2] Юрчук В. В. Современный
словарь по психологии [Текст] / В. В. Юрчук, М.: Элайда, 2000 г. 466 с. [3] Советский
энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров, М.: Советская энциклопедия,
1989 г. 875 с. [4] Орлов А. Б. Ноэтическое
измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию / А. Б.
Орлов, В. Б. Шуйский // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005 г. т.
2, № 2. 45-47 с. [5] Овчарова Р. В.
Практическая психология [Текст] / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, 2006 г. 37 с. [6] Лейбин В. М. Психоанализ.
Учебное пособие, СПб., 2008 г. 122 с. [7] Элкинд Д. Эрик Эриксон и
восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] — М.: Когито-центр, 1996 г.
47-49 с. [8] Выготский Л. С. Учение об
эмоциях. Историко-психологическое исследование / Собрание сочинений, т. 6.
Москва: Педагогика, 1984 г. 76 с. [9] Гарбузов В. И. Нервные
дети : Советы врача [Текст] / В. И. Гарбузов. СПб.: Медицина, 1990 г. 176 с. [10] Захаров А. И. Как помочь
нашим детям избавиться от страхов [Текст] / А. И. Захаров. – СПб. : Гиппократ,
2007. – 128 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы