Платная доработка на тему психолого-педагогические условия организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 9
1.1. Сущность понятия внеурочной деятельности в современном образовании младших школьников 9
1.2. Общая характеристика познавательной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития 21
1.3. Понятие инклюзивного образования в современной педагогике 28
1.4. Специфика организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 35
Выводы по материалам I главы 43
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 44
2.1. Описание процедуры констатирующего эксперимента по изучению организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 44
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
2.3. Описание программы внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования (формирующий эксперимент) 51
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента (контрольный срез) 58
Выводы по материалам II главы 66
Заключение 67
Введение:
Актуальность исследования.
В настоящее время в России большое количество детей – инвалидов и детей с особенными возможностями здоровья. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что обеспечивает доступ к образованию для учащихся с особыми образовательными потребностями [18]. Внеурочная деятельность является важной частью учебной программы, она помогает детям раскрыть свои возможности и способности во время занятий в интересных формах.
Педагогам, работающим в классах, где реализуется программа инклюзивного образования для детей с задержкой психического развития, бывает сложно качественно и методически верно организовать внеурочную деятельность в классе.
Проблемой инклюзивного образования занимались многие ученые, например: Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова указывают, что термин «интеграция» означает выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в общеобразовательные школы. В исследовательских работах Л.М. Шипицыной указывается, что Л.С. Выготский первым указал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием [13].
У младших школьников с задержкой психического развития нарушены такие познавательные процессы, как произвольная и непроизвольная память, познавательная активность, восприятие, воображение. Также при ЗПР наблюдается недостаток внимания, значительное отставание и своеобразие в развитии мыслительной деятельности.
Педагоги при планировании внеурочной деятельности в классах с инклюзией детей с ЗПР должны учитывать особенности развития всех детей, нормотипичных и с ЗПР.
Так как инклюзивное образование только начинает развиваться на территории России, сейчас закладываются основы и правила работы, в том числе и при построении планов работы по внеурочной деятельности. Данная научная работа может служить методическим обоснованием, руководством к деятельности педагогов, работающих в начальных классах с инклюзией учащихся с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: внеурочная деятельность учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
2. Определить особенности организации внеурочной деятельности в младших классах с инклюзией обучающихся с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
4. Определить эффективность проведенной работы по организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
5. Разработать методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что организация внеурочной деятельности младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзии будет эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
• создание коррекционно-развивающей среды для проведения внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет включать в себя: диагностический, коррекционный, просветительский, аналитический блоки;
• учет познавательных интересов, способностей детей с задержкой психического развития при организации внеурочной деятельности в младших класса с инклюзией;
• соблюдение индивидуального подхода при составлении программ внеурочной деятельности для обучающихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с использованием комплекса методов исследования: изучение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; наблюдение; анкетирование; беседа; анализ, синтез, обобщение; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы), конкретизация полученных данных.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в 3 классах ГБОУ г. Москвы Школа № 338.
Этапы проведения исследования:
Первый этап аналитико-теоретический. Теоретическое осмысление проблемы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Изучение, обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение теоретических и методологических основ исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап – опытно – экспериментальный. Организация и проведение констатирующего (выявление проблем организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования), формирующего этапов (апробация программы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования) эксперимента, контроль опытно – экспериментальной работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап – итогово-аналитический. Обработка материалов, изучение результатов контрольного этапа экспериментальной работы. Анализ эффективность организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы. Оформление работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования, уточнении особенностей развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с ЗПР, разработке методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем практические результаты, разработанные наглядные материалы, презентации, конспекты уроков, психолого-педагогические условия, выводы, рекомендации позволяют осмыслить и реализовать на практике работу по организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. В работе представлены особенности развития детей с задержкой психического развития, анализ познавательных способностей данных учащихся младших классов. Отмечены моменты в развитии, на которые стоит обратить внимание при составлении программы по внеурочной деятельности для классов, осуществляющих инклюзивное образование. Уточнены психолого-педагогические условия организации внеурочной деятельности для учащихся с ЗПР в условиях инклюзии.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через публикацию материалов исследования в сборнике в IX Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии», г. Орёл, 2022 год в статье «Основные формы и направления работы педагогов сопровождения учащихся младших классов с задержкой психического развития в инклюзивном образовательном пространстве».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по материалам глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Внеурочная деятельность имеет большое значение для развития обучающихся, приоритетным является осуществление взаимосвязи и преемственности общего образования и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и цельности образования младших школьников.
Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности.
В процессе организации внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования, целесообразно ориентироваться на создание условий для достижения обучающимися с задержкой психического развития уровня образования соизмеримого с нормотипично развивающимися сверстниками.
Результаты констатирующего эксперимента доказывают необходимость поиска более эффективных форм, приемов, методов работы для реализации программ внеурочной деятельности в классах с инклюзией детей с задержкой психического развития.
На основе полученных данных был разработан шаблон рабочей программы внеурочных занятий в классах с инклюзией детей с задержкой психического развития и критерии оценки уровня воспитанности для определения результатов внеурочной деятельности.
В программе: четкая тема урока, определение его структуры, отбор методов и форм работы, дифференцированный и индивидуальный подход к детям с задержкой психического развития, направляющая и организующая роль педагога, – все это помогло нам эффективно планировать и организовывать занятия внеурочной деятельности.
После проведения контрольного среза по качеству воспитанности стало понятно, что дети с задержкой психического развития повысили свой уровень со среднего до высокого, т.е. сравнялись с нормотипичными детьми.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы в конце проведенного исследования, мы отметили, что при использовании определенных средств и методов, форм работы, в классах с инклюзией детей с задержкой психического развития их любознательность, отношение к себе, к школе, к окружающему миру, к труду растут.
Это доказывает положительное влияние занятий внеурочной деятельности, составленных на основе разработанного шаблона рабочей программы внеурочной деятельности для классов с инклюзией детей с задержкой психического развития, на уровень воспитанности обучающихся с задержкой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
1.1. Сущность понятия внеурочной деятельности в современном образовании младших школьников
В связи с общими процессами реформирования школьное образование также претерпевает значительных содержательных и организационных изменений. Современный период реформирования школы требует значительного внимания к особенностям обучения детей в школе, его содержания и методики. Учебно-воспитательный процесс в школе должен включать не только уроки, но и дополняться внеучебной познавательной деятельностью учащихся, что может улучшить их мотивацию к обучению, способствовать повышению интереса учащихся к предмету и повышать их образовательные результаты.
«Дидактика начальной школы» отмечает, что доброжелательное педагогическое общение, ориентированное на ученические актуальные и перспективные потребности, является стержнем всей педагогической работы. Такое общение — «настоящее искусство, которое предполагает умение наблюдать за детьми, чувствовать изменения их душевного состояния, понимать причины поведения, быть терпеливыми, уметь поддерживать и слабую, и сильную ребенка, прогнозировать последствия своих действий».
Надо добавить, что доброжелательное педагогическое общение именно во внеурочной деятельности важно и для самого учителя, поскольку помогает сблизиться с детьми, наладить партнерские отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников грани личности самого учителя. Это придает учителю ощущения необходимости, социальной значимости и востребованности.
Прежде всего, разберемся в понятиях.
Что такое внеурочная деятельность? В чем ее сущность и где ее место в образовательном процессе?
В профессиональном общении и педагогической литературе используют ряд терминов, характеризующих деятельность во внеурочное время, а именно: «внеклассная», «внешкольная», «внеучебная», «внеурочная».
В педагогическом словаре внеклассная работа в школе трактуется как составная часть образовательного процесса, одна из форм организации досуга учащихся. Организуется и проводится во внеурочное время органами детского самоуправления с активной помощью и при тактичном руководстве со стороны педагогического коллектива».
Словарь толкует внеурочное время, как свободное от обычной работы, уроков. Некоторые ученые разделяют деятельность во внеурочное время на внешкольную и внеклассную таким образом: внешкольная деятельность — работа заведений для детей и юношества за пределами школы; внеклассная деятельность — удовлетворение интересов учащихся во внеурочное время благодаря работе педагогического коллектива.
Понятие «внеклассная» и «внеурочная» деятельность в нормативно-правовых документах, педагогической литературе не разграничиваются четко и используются учеными, как синонимы. Внеурочная деятельность в начальной школе-это деятельность педагогов, родителей и учащихся в учебном заведении, которая осуществляется во внеурочное время на принципах партнерского взаимодействия участников образовательного процесса. Эта деятельность направлена на развитие младших школьников, расширение и углубление их знаний, умений и навыков, приобретения самостоятельности и умения учиться, развитие индивидуальных способностей учеников, а также удовлетворение их интересов и потребностей.
В организации внеурочной деятельности органично сочетается обучение-игра-развлечения. Ученики начальной школы находятся в постоянном диалоге со взрослыми — учителями, родителями — и развиваются в целостном образовательном воспитательном пространстве учебного заведения.
Внеурочную работу в школе можно рассматривать как познавательную деятельность учащихся, осуществляемую под руководством учителя на основе добровольного участия и самостоятельности учащихся во внеучебное время, которая способствует удовлетворению индивидуальных образовательных запросов школьников, развитию их интересов, склонностей и способностей, полноценному решению образовательных и воспитательных задач исторического образования в школе [2, c. 151].
Основными формами внеурочной работы в школе являются:
– массовая: тематические вечера, лекции и беседы, экскурсии, викторины и конкурсы, олимпиады, конференции, встречи, диспуты, дебаты, выставки и т. п;
— групповая: кружок, клуб, работа в музее, выпуск газет, журналов, осуществление ученических проектов;
— индивидуальная: обработка литературы и других источников, работа в архивах, написание рефератов и докладов, выполнение творческих заданий [2, c. 153].
Ведущими методами внеурочной работы в школе, которые ориентированы на активизацию их познавательных интересов и потребностей, индивидуализацию обучения и эффективную коммуникацию, когда участники процесса взаимодействия более мобильные, является исследовательский метод, активные и интерактивные методы, учебные проекты и дискуссии.
Внеурочная работа учащихся в школе предполагает использование многих форм и методов организации познавательной деятельности, однако ее задачи обуславливают специфику их применения и соответствующие методические условия эффективной деятельности учителя [2, c. 152].
Методическими условиями эффективной организации внеурочной работы в учреждениях общего среднего образования определяют:
1) проведение учителем специальной работы по мотивации познавательной деятельности учащихся в начале и во время внеурочных занятий;
2) систематическая активизация образовательной деятельности учащихся с помощью специальных приемов, методов и технологий;
3) максимальный учет индивидуальных особенностей учащихся и соответствующая индивидуализация обучения;
4) отбор содержания образовательной деятельности в соответствии с:
а) современными общедидактическими и методическими требованиями;
б) действующей учебной программы по истории, чтобы повышать общие результаты образовательной деятельности учащихся;
в) интересов и познавательных потребностей учащихся;
г) необходимости формировать у познания и цифровую компетентность;
д) обеспечение связи обучения с жизнью учащихся;
5) реализация учителем любого занятия (цикла занятий) по внеурочной учебной деятельности учащихся как некоторого завершенного цикла обучения – от планирования результатов до их получения, проверки и оценки [3, c. 280].
Действующие учебные программы начальной школы имеют значительный потенциал по организации внеурочной познавательной деятельности учащихся, содержат выразительные признаки современных педагогических технологий, в частности дают учителю возможность предсказать будущий сценарий организации познавательной деятельности учащихся с учетом возможностей для их исследовательской, творческой работы, формулирования собственных оценок и суждений, рефлексивного осмысления содержания.