Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему психолого-педагогические условия организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 9

1.1. Сущность понятия внеурочной деятельности в современном образовании младших школьников 9

1.2. Общая характеристика познавательной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития 21

1.3. Понятие инклюзивного образования в современной педагогике 28

1.4. Специфика организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 35

Выводы по материалам I главы 43

Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 44

2.1. Описание процедуры констатирующего эксперимента по изучению организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 44

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 46

2.3. Описание программы внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования (формирующий эксперимент) 51

2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента (контрольный срез) 58

Выводы по материалам II главы 66

Заключение 67


  

Введение:

 

Актуальность исследования.

В настоящее время в России большое количество детей – инвалидов и детей с особенными возможностями здоровья. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что обеспечивает доступ к образованию для учащихся с особыми образовательными потребностями [18]. Внеурочная деятельность является важной частью учебной программы, она помогает детям раскрыть свои возможности и способности во время занятий в интересных формах.

Педагогам, работающим в классах, где реализуется программа инклюзивного образования для детей с задержкой психического развития, бывает сложно качественно и методически верно организовать внеурочную деятельность в классе.

Проблемой инклюзивного образования занимались многие ученые, например: Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова указывают, что термин «интеграция» означает выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в общеобразовательные школы. В исследовательских работах Л.М. Шипицыной указывается, что Л.С. Выготский первым указал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием [13].

У младших школьников с задержкой психического развития нарушены такие познавательные процессы, как произвольная и непроизвольная память, познавательная активность, восприятие, воображение. Также при ЗПР наблюдается недостаток внимания, значительное отставание и своеобразие в развитии мыслительной деятельности.

Педагоги при планировании внеурочной деятельности в классах с инклюзией детей с ЗПР должны учитывать особенности развития всех детей, нормотипичных и с ЗПР.

Так как инклюзивное образование только начинает развиваться на территории России, сейчас закладываются основы и правила работы, в том числе и при построении планов работы по внеурочной деятельности. Данная научная работа может служить методическим обоснованием, руководством к деятельности педагогов, работающих в начальных классах с инклюзией учащихся с задержкой психического развития.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

Объект исследования: внеурочная деятельность учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1. Теоретически обосновать проблему организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

2. Определить особенности организации внеурочной деятельности в младших классах с инклюзией обучающихся с задержкой психического развития.

3. Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

4. Определить эффективность проведенной работы по организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

5. Разработать методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что организация внеурочной деятельности младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзии будет эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

• создание коррекционно-развивающей среды для проведения внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет включать в себя: диагностический, коррекционный, просветительский, аналитический блоки;

• учет познавательных интересов, способностей детей с задержкой психического развития при организации внеурочной деятельности в младших класса с инклюзией;

• соблюдение индивидуального подхода при составлении программ внеурочной деятельности для обучающихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с использованием комплекса методов исследования: изучение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; наблюдение; анкетирование; беседа; анализ, синтез, обобщение; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы), конкретизация полученных данных.

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в 3 классах ГБОУ г. Москвы Школа № 338.

Этапы проведения исследования:

Первый этап аналитико-теоретический. Теоретическое осмысление проблемы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Изучение, обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение теоретических и методологических основ исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.

Второй этап – опытно – экспериментальный. Организация и проведение констатирующего (выявление проблем организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования), формирующего этапов (апробация программы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования) эксперимента, контроль опытно – экспериментальной работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.

Третий этап – итогово-аналитический. Обработка материалов, изучение результатов контрольного этапа экспериментальной работы. Анализ эффективность организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы. Оформление работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования, уточнении особенностей развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с ЗПР, разработке методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем практические результаты, разработанные наглядные материалы, презентации, конспекты уроков, психолого-педагогические условия, выводы, рекомендации позволяют осмыслить и реализовать на практике работу по организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. В работе представлены особенности развития детей с задержкой психического развития, анализ познавательных способностей данных учащихся младших классов. Отмечены моменты в развитии, на которые стоит обратить внимание при составлении программы по внеурочной деятельности для классов, осуществляющих инклюзивное образование. Уточнены психолого-педагогические условия организации внеурочной деятельности для учащихся с ЗПР в условиях инклюзии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через публикацию материалов исследования в сборнике в IX Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии», г. Орёл, 2022 год в статье «Основные формы и направления работы педагогов сопровождения учащихся младших классов с задержкой психического развития в инклюзивном образовательном пространстве».

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по материалам глав, заключения и списка используемой литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Внеурочная деятельность имеет большое значение для развития обучающихся, приоритетным является осуществление взаимосвязи и преемственности общего образования и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и цельности образования младших школьников.

Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности.

В процессе организации внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования, целесообразно ориентироваться на создание условий для достижения обучающимися с задержкой психического развития уровня образования соизмеримого с нормотипично развивающимися сверстниками.

Результаты констатирующего эксперимента доказывают необходимость поиска более эффективных форм, приемов, методов работы для реализации программ внеурочной деятельности в классах с инклюзией детей с задержкой психического развития.

На основе полученных данных был разработан шаблон рабочей программы внеурочных занятий в классах с инклюзией детей с задержкой психического развития и критерии оценки уровня воспитанности для определения результатов внеурочной деятельности.

В программе: четкая тема урока, определение его структуры, отбор методов и форм работы, дифференцированный и индивидуальный подход к детям с задержкой психического развития, направляющая и организующая роль педагога, – все это помогло нам эффективно планировать и организовывать занятия внеурочной деятельности.

После проведения контрольного среза по качеству воспитанности стало понятно, что дети с задержкой психического развития повысили свой уровень со среднего до высокого, т.е. сравнялись с нормотипичными детьми.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы в конце проведенного исследования, мы отметили, что при использовании определенных средств и методов, форм работы, в классах с инклюзией детей с задержкой психического развития их любознательность, отношение к себе, к школе, к окружающему миру, к труду растут.

Это доказывает положительное влияние занятий внеурочной деятельности, составленных на основе разработанного шаблона рабочей программы внеурочной деятельности для классов с инклюзией детей с задержкой психического развития, на уровень воспитанности обучающихся с задержкой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

1.1. Сущность понятия внеурочной деятельности в современном образовании младших школьников

В связи с общими процессами реформирования школьное образование также претерпевает значительных содержательных и организационных изменений. Современный период реформирования школы требует значительного внимания к особенностям обучения детей в школе, его содержания и методики. Учебно-воспитательный процесс в школе должен включать не только уроки, но и дополняться внеучебной познавательной деятельностью учащихся, что может улучшить их мотивацию к обучению, способствовать повышению интереса учащихся к предмету и повышать их образовательные результаты.

«Дидактика начальной школы» отмечает, что доброжелательное педагогическое общение, ориентированное на ученические актуальные и перспективные потребности, является стержнем всей педагогической работы. Такое общение — «настоящее искусство, которое предполагает умение наблюдать за детьми, чувствовать изменения их душевного состояния, понимать причины поведения, быть терпеливыми, уметь поддерживать и слабую, и сильную ребенка, прогнозировать последствия своих действий».

Надо добавить, что доброжелательное педагогическое общение именно во внеурочной деятельности важно и для самого учителя, поскольку помогает сблизиться с детьми, наладить партнерские отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников грани личности самого учителя. Это придает учителю ощущения необходимости, социальной значимости и востребованности.

Прежде всего, разберемся в понятиях.

Что такое внеурочная деятельность? В чем ее сущность и где ее место в образовательном процессе?

В профессиональном общении и педагогической литературе используют ряд терминов, характеризующих деятельность во внеурочное время, а именно: «внеклассная», «внешкольная», «внеучебная», «внеурочная».

В педагогическом словаре внеклассная работа в школе трактуется как составная часть образовательного процесса, одна из форм организации досуга учащихся. Организуется и проводится во внеурочное время органами детского самоуправления с активной помощью и при тактичном руководстве со стороны педагогического коллектива».

Словарь толкует внеурочное время, как свободное от обычной работы, уроков. Некоторые ученые разделяют деятельность во внеурочное время на внешкольную и внеклассную таким образом: внешкольная деятельность — работа заведений для детей и юношества за пределами школы; внеклассная деятельность — удовлетворение интересов учащихся во внеурочное время благодаря работе педагогического коллектива.

Понятие «внеклассная» и «внеурочная» деятельность в нормативно-правовых документах, педагогической литературе не разграничиваются четко и используются учеными, как синонимы. Внеурочная деятельность в начальной школе-это деятельность педагогов, родителей и учащихся в учебном заведении, которая осуществляется во внеурочное время на принципах партнерского взаимодействия участников образовательного процесса. Эта деятельность направлена на развитие младших школьников, расширение и углубление их знаний, умений и навыков, приобретения самостоятельности и умения учиться, развитие индивидуальных способностей учеников, а также удовлетворение их интересов и потребностей.

В организации внеурочной деятельности органично сочетается обучение-игра-развлечения. Ученики начальной школы находятся в постоянном диалоге со взрослыми — учителями, родителями — и развиваются в целостном образовательном воспитательном пространстве учебного заведения.

Внеурочную работу в школе можно рассматривать как познавательную деятельность учащихся, осуществляемую под руководством учителя на основе добровольного участия и самостоятельности учащихся во внеучебное время, которая способствует удовлетворению индивидуальных образовательных запросов школьников, развитию их интересов, склонностей и способностей, полноценному решению образовательных и воспитательных задач исторического образования в школе [2, c. 151].

Основными формами внеурочной работы в школе являются:

– массовая: тематические вечера, лекции и беседы, экскурсии, викторины и конкурсы, олимпиады, конференции, встречи, диспуты, дебаты, выставки и т. п;

— групповая: кружок, клуб, работа в музее, выпуск газет, журналов, осуществление ученических проектов;

— индивидуальная: обработка литературы и других источников, работа в архивах, написание рефератов и докладов, выполнение творческих заданий [2, c. 153].

Ведущими методами внеурочной работы в школе, которые ориентированы на активизацию их познавательных интересов и потребностей, индивидуализацию обучения и эффективную коммуникацию, когда участники процесса взаимодействия более мобильные, является исследовательский метод, активные и интерактивные методы, учебные проекты и дискуссии.

Внеурочная работа учащихся в школе предполагает использование многих форм и методов организации познавательной деятельности, однако ее задачи обуславливают специфику их применения и соответствующие методические условия эффективной деятельности учителя [2, c. 152].

Методическими условиями эффективной организации внеурочной работы в учреждениях общего среднего образования определяют:

1) проведение учителем специальной работы по мотивации познавательной деятельности учащихся в начале и во время внеурочных занятий;

2) систематическая активизация образовательной деятельности учащихся с помощью специальных приемов, методов и технологий;

3) максимальный учет индивидуальных особенностей учащихся и соответствующая индивидуализация обучения;

4) отбор содержания образовательной деятельности в соответствии с:

а) современными общедидактическими и методическими требованиями;

б) действующей учебной программы по истории, чтобы повышать общие результаты образовательной деятельности учащихся;

в) интересов и познавательных потребностей учащихся;

г) необходимости формировать у познания и цифровую компетентность;

д) обеспечение связи обучения с жизнью учащихся;

5) реализация учителем любого занятия (цикла занятий) по внеурочной учебной деятельности учащихся как некоторого завершенного цикла обучения – от планирования результатов до их получения, проверки и оценки [3, c. 280].

Действующие учебные программы начальной школы имеют значительный потенциал по организации внеурочной познавательной деятельности учащихся, содержат выразительные признаки современных педагогических технологий, в частности дают учителю возможность предсказать будущий сценарий организации познавательной деятельности учащихся с учетом возможностей для их исследовательской, творческой работы, формулирования собственных оценок и суждений, рефлексивного осмысления содержания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы