Платная доработка на тему Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости и их преодоление
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения причин школьной неуспеваемости и их преодоление 6
1.1 Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Типология школьной неуспеваемости 11
1.3 Психологические особенности неуспевающих школьников 16
1.4 Психолого-педагогические условия устранения школьной неуспеваемости 21
2. Практические аспекты изучения причин школьной неуспеваемости и их преодоление 27
2.1 Исследование №1 27
2.2 Исследование №2 32
2.3 Исследование №3 36
2.4 Методические рекомендации по преодолению школьной неуспеваемости 40
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения 50
Введение:
Проблема школьной неуспеваемости является одной из центральных в психолого-педагогической науке. От успешности освоения школьного материала зависит не только будущее самих учащихся, но и всей страны. Возникающие у учащихся в процессе обучения трудности, определенным образом мешают им осваивать образовательную программу, что способно привести к «выпадению» из образовательного процесса (апатии и неудовлетворенное отношение к школе, прогулы и т.д.).
А значит очень важно вовремя предупредить и преодолеть школьную неуспеваемость. Под которой понимают «несоответствие между подготовкой обучаемых и требованиями содержания образования, что фиксируется по прошествии значительного отрезка процесса обучения (цепочка уроков, по одной теме или разделу курса, учебная четверть, полугодие, год)» [22, с. 306].
Актуальность исследования. Однако практическое преодоление неуспеваемости невозможно без теоретических обоснований психолого-педагогических причинах ее проявления в современной школе.
Причины школьной неуспеваемости в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими отечественными педагогами и психологами (М.А. Данилов, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский и др.). Исследователями перечисляется целый перечень таких причин (неподготовленность к школьному обучению, соматическая ослабленность детей при длительных заболеваниях, недостатки зрения и слуха, умственная отсталость, негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем и многое др.).
Не смотря на такое пристальное внимание педагогов и психологов к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, продолжающих испытывать трудности в обучении, продолжает непрерывно расти. Так же необходимо сказать, что каждая из выявленных причин неуспеваемости в обучении имеет связь с отставанием лишь относительно небольшого количества учащихся, в сравнении со всеми школьниками, которые явно или скрыто, испытывают трудности в образовательном процессе.
Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность педагогов по их выявлению, и в большинстве случаев выбираетс традиционный способ работы с неуспевающими учащимися – дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не дает желаемого результата.
Поэтому необходимо дальнейшее выявление основных психолого-педагогических причин школьной неуспеваемости, что позволит разработать эффективные меры борьбы с нею.
Объект исследования: школьная неуспеваемость.
Предмет исследования: психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости.
Цель исследования: рассмотреть психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости и их преодоление.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию школьной неуспеваемости.
2. Рассмотреть типологию школьной неуспеваемости.
3. Охарактеризовать психологические особенности неуспевающих школьников.
4. Перечислить педагогические условия устранения школьной неуспеваемости.
5. Обобщить исследования основных психолого-педагогических причин школьной неуспеваемости.
6. Привести рекомендации по преодолению психолого-педагогических причин школьной неуспеваемости.
Гипотеза исследования. Психолого-педагогическими причинами школьной неуспеваемости являются:
• разнообразные факторы учебной среды, действующие в комплексе, причем первоначальные причины, на которые накладываются все другие также разнообразны, т.к. школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость (исследование №1);
• отношения между родителями и детьми в семье (исследование №2);
• несоответствия режимов и методов обучения функциональным возможностям детей (исследование №3).
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы) и практические (тестирование).
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые сделана попытка обобщить основные психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости, которые явно или скрыто, оказывают влияние на трудности всех неуспевающих школьников в образовательном процессе, а не отдельных учащихся.
Теоретическая значимость исследования: в работе сформулированы основные психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций преодоления школьной неуспеваемости.
Структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованной литературы и приложение.
Заключение:
Работа посвящена изучению психолого-педагогических причин школьной неуспеваемости и их преодолению. Исследование проведено на теоретическом и практическом уровнях.
В первой главе представлена теоретическая часть исследования. Выяснено, что под неуспеваемостью понимают ситуацию, при которой поведение и результаты обучения идут в разрез с воспитательными и дидактическими требованиями школы. Она выражена в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость приводит к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы и общества. Существуют различные типологии школьной неуспеваемости, однако все они сводятся к характеристике отклонений от основных требований усвоения школьной программы.
Определены основные признаки неуспеваемости учащихся:
1. Наличие пробелов в знаниях и специальных для данного предмета умений, а так же пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, что не позволяет ученику, за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
2. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий учащемуся проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного обучения.
Кроме того, определены педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости: создание ситуации успеха, формирование учебной мотивации, раскрытие сильных сторон ученика и, опора на них, предотвращение появления причин школьной неуспеваемости.
Вторая глава посвящена практическому исследованию психолого-педагогических причин школьной неуспеваемости и их преодолению. В работе рассмотрены три исследования.
Гипотезами исследований являются предположения, что психолого-педагогическими причинами школьной неуспеваемости являются:
• разнообразные факторы учебной среды, действующие в комплексе, причем первоначальные причины, на которые накладываются все другие также разнообразны, т.к. школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость (исследование №1);
• отношения между родителями и детьми в семье (исследование №2);
• несоответствия режимов и методов обучения функциональным возможностям детей (исследование №3).
Результаты первого исследования показывают, что в основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.
Результаты второго исследования показывают, что отношения родителей и детей в семье (выбранная ими стратегия воспитания) отражаются на общем психологическом состоянии ребенка, что в свою очередь оказывает значительное влияние на уровень его успешности в обучении.
Результаты третьего исследования показывают, что несоответствие режимов и методов обучения функциональным возможностям конкретного ребенка ведет к нарастающему увеличению испытываемых им трудностей при обучении.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотезы исследований могут считаться подтвержденными.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты изучения причин школьной неуспеваемости и их преодоление
1.1 Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе
Сегодня проблеме неуспеваемости отводится важное место в вопросе обучения. Принято считать, что внешний показатель школьного благополучия обучающегося связан с его успеваемостью. Но согласно социологическим данным от 15 до 40% учащихся сталкиваются с различными трудностями в самом процессе школьного обучения [40].
Является бесспорным, что не существует детей, которые хотят учиться плохо. С приходом ребенка в школу, он стремится к светлому будущему, его переполняют фантазии об увлекательном школьном мире. Однако когда ребенок получает первые двойки, у него пропадает желание учиться. В последующем, у него меняются первоначальные заветные планы, его поведение начинает изменяться в худшую сторону.
По этой причине преодоление неуспеваемости – важнейшая задача в практической и теоретической педагогики всего мира.
В психолого-педагогическом словаре В.А. Мижерикова дается такое определение данного понятия: «неуспеваемость учащихся представляет собой негативное явление в педагогической действительности, имеющее отношение к наличию в образовательном учреждении тех учащихся, которые не освоили программу учебного года и имеют академическую задолженность по двум или более предметам» [23, с. 120].
В психолого-педагогическом словаре Е.С. Рапацевича, говориться о неуспеваемости как учебной деятельности на протяжении достаточно длительного промежутка времени (четверть, триместр, полугодие) оцениваемой как неэффективная, при этом является существенным, что затруднения в обучении не вызваны задержкой психического развития, сенсорными дефектами и т.п. нарушениями [26, с. 524].
В словаре-справочнике С.С. Степанова указывается, что неуспеваемость – это «положение учащегося в учебном процессе, которое не соответствует нормативным критериям результативности школьного обучения, что выступает как следствие не способности ребенка полноценно осваивать учебный материал и выполнять учебные задания» [30, с. 84].
Согласно педагогического словаря-справочника Воротниковой А.И. [10] неуспеваемость – это ситуация, в которой результаты обучения не соответствуют дидактическим и воспитательным нормам образовательного учреждения.
В терминологическом словаре С.С. Ситничука указывается, что неуспеваемость является более низким по сравнению с предусмотренным учебной программой уровнем усвоения учащимися содержания образования, при этом она не должна отождествляться с неудовлетворительными оценками, представляет собой явление более широкого плана, которое связано с недостатками общей культуры и воспитания личности [29, с. 33].
В педагогическом словаре И.П. Андриади и С.Ю. Темина, под неуспеваемостью понимается высокая степень отставания школьников в учении, при которой учащиеся за отведенное время не овладевают знаниями, умениями и навыками, что предусмотрены учебными программами, на удовлетворительном уровне [2, с. 83].
И.Н. Садовников настаивает на том, что не существует отстающих детей, можно встретить учащихся, которые не смогли в свое время овладеть необходимыми знаниями по сравнению с большинством учеников всего класса. И если такое отставание не будет ликвидировано, оно переходит в неуспеваемость [14, с. 47].
Т.Д. Тюменцева так же говорит, что все дети могут достичь успеха в обучении. Однако термин неуспеваемость, она заменяет отставанием, что происходит в том случае, если педагог не знает индивидуальных способностей учащихся. То есть, в отношении каждого учащегося «должна использоваться своя методика», что позволит педагогу вместо обвинений в его неспособностях, стремиться вводить новые подходы в работе» [32, с. 30].
Отставание – это «невыполнение требований (требования), какого-либо этапа внутри того отрезка учебного процесса, на протяжении которого определяется успеваемость» [3, с. 22]. Под отставанием можно понимать и сам процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов данного процесса.
И неуспеваемость, и отставание взаимосвязаны. Отставание возникает по причине негативного опыта, что накапливается у учащихся из-за не преодоленных трудностей. Сталкиваясь с ними, учащиеся не могут успешно освоить учебный материал, и накапливают пробелы в знаниях [37].
То есть, неуспеваемость как продукт, синтезирует в себе отдельные отставания, в виде итога процесса отставания. Различные отставания, если не будут преодолены, ведут, в конечном счете, к неуспеваемости.
Согласно педагогического словаря Б.М. Бим-Бада, школьная неуспеваемость – это низкий, по сравнению с определенной общеобразовательной программой, усвоенный уровень самого содержания образования. Неуспеваемость нельзя идентифицировать с оценками, в виду того, что ее содержание более обширно, – имеет связь с недостатками общего воспитания личности. А устранить ее возможно посредством предупреждения и преодоления [5]
Вопреки бытующему мнению, неуспеваемость учащихся далеко не всегда зависит от низких умственных способностей или нежелания учиться. Неуспевающий учащийся не может показать тот уровень знаний, умений, оперативность ума и исполнения операций, который демонстрируется его одноклассниками. Тем не менее, это совсем не значит, что он хуже других. Интеллект отстающих в учебе по основным показателям не хуже успевающих учащихся [20].
В педагогической практике в случае неправильного выяснения причин неуспеваемости в отношении отстающих учащихся, может применяться скудный и несовершенный набор средств: занятия с дополнительным использованием традиционных методов обучения, различные формы дисциплинарного давления на обучаемых. Все это оказывается не только малоэффективным, но и небезопасным, т.к. не обеспечивает устранения реальных причин неуспеваемости.
Такие причины могут быть различными (физическими, психическими, социальными). Кроме того, неуспеваемость может быть обусловлена несколькими взаимосвязанными причинами, что порождает в свою очередь уже образованные вторичные нарушения в учебной деятельности. Другими словами, неуспеваемость всегда является лишь итогом. Она не способна изменяться: усиливаться или ослабевать [34]. И такой итог обязательно необходимо предотвратить.
Другими словами, неуспеваемость является сложным и многогранным явлением школьной действительности, которое требует разносторонних подходов при ее изучении [12, с. 234].
Основными признаками неуспеваемости у учащихся являются:
1. Пробелы в фактических знаниях и специальных для конкретного предмета умениях, делающие не возможным усвоение существенных элементов изучаемых понятий, а также осуществление необходимых практических действий.
2. Пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы до такой степени, что учащийся не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
3. Недостаточность уровня развития и воспитанности личностных качеств, что не позволяет обучаемом, проявить самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, важные для успешного учения [7].