Платная доработка на тему «Психолого-педагогические диагностические признаки моторной алалии у детей старшего дошкольного возраста»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития речи детей
старшего дошкольного возраста. 6
1.1. Онтогенез развития речи в норме. 6
1.2. Алалия, как пример тяжелого нарушения развития речи. 11
1.2.1. Характеристика речи и уровня ее развития у дошкольников с моторной алалией 15
1.2.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного
возраста с моторной алалией. 18
Глава 2. Организация и методы экспериментального обследования старшего
дошкольника с моторной алалией. 25
2.1. Организация и методы обследования
ребенка с алалией. 25
2.2 Анализ результатов обследования старшего дошкольника с моторной алалией 29
Глава 3. Психолого-педагогические методики развития речи у
детей с моторной алалией 56
Заключение. 59
Список использованной литературы.. 61
Введение:
Актуальность
работы. Проблемы выявления тяжелых нарушений речи у детей и
выбор оптимальных путей коррекции актуальны в логопедии и приобретают большое
значение в условиях непрерывного совершенствования содержания коррекционного
обучения в системе специального дошкольного образования. В логопедической
отечественной науке и практике достигнуты значительные сдвиги на пути к
созданию коррекционных программ, методик, учебников, учебных, практических
пособий и внедрение их в практику для обеспечения эффективности и
результативности учебно-воспитательного процесса в дошкольных и школьных
учебных заведениях.
Учет особенностей
формирования речевой функции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи, психологических механизмов нарушений, структурных составляющих речевой
деятельности и закономерностей их компенсации обусловило разработку основ диагностики
и коррекции речевых нарушений у детей указанной категории.
В контексте данных о
сложной структуре общего недоразвития речи и его механизмов, особенностей
проявлений и коррекции определены основные составляющие и последовательность
этапов диагностики и коррекции речевых нарушений у детей указанной категории.
Нормативные показатели развития языковых структур у детей (Е.Ф. Соботович, В.В.
Тищенко, В.В. Тарасун, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина и др.)
учтены как условный эталон для диагностики и объективной оценки состояния речи.
Алалия – это недоразвитие
речи у ребенка, имеющее системный характер и обусловленное патологией
центральной нервной системы на уровне коры мозга. В современной логопедической
практике существует проблема дифференциальной диагностики алалии от других нарушений,
имеющих сходные симптомы. Алалия в настоящее время является не до конца
изученным нарушением речевой функции ребенка, этиология и патогенез нуждаются в
дальнейших исследованиях с привлечением новых технологий,
психолого-педагогических, логопедических и медицинских знаний. Ввиду этого
логопед, работающий с ребенком с нарушением речи, может столкнуться с
трудностями при дифференциации алалии от других нарушений, что может стать
причиной неверного выбора коррекционно-развивающего пути в работе с ребенком с
алалией.
Объект
исследования – процесс
развития речи у детей с моторной алалией.
Предмет
исследования – дети старшего дошкольного возраста
Цель
исследования – изучить основные психолого-педагогические
диагностические признаки моторной алалии у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть онтогенез развития речи в норме;
2. изучить алалию, как
пример тяжелого нарушения развития речи;
3. дать характеристику речи и уровню ее развития у
дошкольников с моторной алалией;
4. выявить
психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с моторной
алалией;
5. провести экспериментальное обследование
старшего дошкольника с моторной алалией;
6. проанализировать психолого-педагогические
методики развития речи у детей с моторной алалией.
Методы
исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме по проблеме диагностических признаков
моторной алалии у детей старшего дошкольного возраста, метод экспертных оценок
согласно Власенко
И. Т. – это сбор
информации, ее анализ на основе логических и математико-статистических методов и
приемов с целью получения необходимой информации для подготовки и выбора
рациональных решений, метод
педагогического наблюдения за исследованиями логопедической работы и их
результатами, которые были описаны известными учеными Н.Н. Трауготт, В.К.
Офринская Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, В.А. Ковшиков Е.Ф.
Соботович.
Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
исследователей, таких как М. Ю.Бобылова, А. А.Капустина, Т.
А.Браудо, М. О.Абрамов, Н. И.Клепиков,
Е. В.Панфилова, И. Т. Власенко, Н. Н. Трауготт.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список используемой
литературы.
При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно
сделать вывод, что правильная речь –
важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче речь
ребенка, тем точнее он высказывает свои мысли, тем шире его возможности в
познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со
сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется процесс его психического
развития. Поэтому так важно заботиться о правильном развитии речи детей,
предупреждая и исправляя различные нарушения.
В последнее время
прослеживается рост численности детей с моторной алалией. Данный факт связан с
тем, что у детей все чаще наблюдается органическое поражение речевых зон коры
головного мозга, что обуславливает отклонения в речевом и психомоторном развитии
ребенка. При одновременном поражении обоих полушарий головного мозга, даже при
слабой степени выраженности, можно говорить об одной из характерных
особенностей моторной алалии – отсутствие спонтанной компенсации речевого
дефекта.
Моторная алалия – это
системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера,
обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых
высказываний. При этом нарушены все уровни порождения высказываний: мотивационно-побудительный,
программирования, смыслообразующий, реализации, трансляции и контроля
Обобщая имеющиеся
сведения об этиологии моторной алалии, можно сделать вывод, что в ее
возникновении основную роль играет комплекс различных причин эндогенного и
экзогенного характера, действующих в перинатальный и натальный периоды жизни
детей и вызывающих органические поражения центральной нервной системы.
Раскрывая сущность экспрессивной алалии, исследователи рассматривают ее
патогенез, так как от этого в большой степени зависят выбор и разработка
методов коррекции речи детей-алаликов. Различия в трактовке механизма
экспрессивной алалии укладываются в условные рамки «моторных»,
«психологических» и «языковых» концепций.
К типичным языковым
нарушениям при алалии отечественные исследователи, в частности Н.Н. Трауготт,
В.А. Ковшиков, Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, относят лексические нарушения,
связанные не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Среди
синтаксических нарушений на уровне предложения наиболее показательны
ограничения в использовании набора типов предложений (преимущественное
употребление простых повествовательных и побудительных предложений), тенденция
к отнесению сказуемого в конец предложения, пропуск или неверное употребление
отдельных членов синтаксических конструкций, союзов. Типичным синтаксическим
нарушением на уровне текста является полное или частичное отсутствие
слов-предикатов. Показателем морфологических нарушений являются неверные
согласования в роде и числе
Своевременное
формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного
речевого и общего психического развития, так как язык и речь реализуют ведущую
функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации
деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных
связей.
Неполноценная речевая
деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка, что
проявляется в затруднениях развития его познавательной деятельности, в снижении
продуктивности запоминания, в нарушении логической и смысловой памяти. Дети
плохо овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и
межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой
деятельности. С этой точки зрения, проблема словарного запаса продолжает
оставаться актуальной в изучении детской речи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
развития речи детей старшего дошкольного возраста
1.1. Онтогенез развития речи в норме Речь развивается в
процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до
конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием и служит
показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи происходит
со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для
всех[1].
Для того, чтобы выявить
патологию речи, надо знать онтогенез речевого развития в норме, закономерности
этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Г. Розенгард-Пупко[2] рассматривает два периода
формирования речи:
– до 2 лет –
подготовительный;
– от 2 лет и далее –
период самостоятельного становления речи.
Опираясь на исследования
А.А. Леонтьева, можно условно выделить следующие основные периоды речевого
развития[3]:
– 1-й – подготовительный
(с момента рождения – до 1 года);
– 2-й – преддошкольный
(от 1 до 3 лет);
– 3-й – дошкольный (от 3
до 7 лет);
– 4-й – школьный (от 7 до
17 лет).
Поэтому подготовительный
период, характеризующийся появлением устной речи, что предполагает наличие
голоса и крик ребенка в первые недели, месяцы жизни, уже характеризует те
врожденные механизмы, которые будут использоваться ею в период становления
речи. С такого крика с первого месяца постепенно возникают на основе
сосательного рефлекса, намеки на звуки согласного типа м, п, д. На рубеже
первого и второго месяцев при первых проявлениях приятного ощущения (радости) у
младенца возникают короткие звуки типа ги, кхы, что сопровождаются часто
испусканием пузырьков. В этот период у ребенка рядом с криком появляются
кряхтения, улыбка с широким открыванием рта и первые спокойные звуки, а-а,
которые появляются обычно во время пауз в «разговоре» с ним взрослого.
С 2-3 месяцев ребенок
начинает прислушиваться к звукам речи, находить взглядом источник звучания,
возвращать в сторону взрослого, сосредоточивая внимание на его лице, губах.
В так называемом «гуление» выделяют звуки, напоминающие гласные (а,
о, у, э), губные согласные (б, м), заднеязычные (г, к, х). К концу
второго-третьего месяца ребенок выдает звуковые комплексы, состоят из заметно
расчлененных, но недостаточно четких протяженных звуков: а-а-а, а-гу, а-ги, бу,
бум-бу и тому подобное.
Артикуляция в лепете
сравнению с гулением приобретает большую точность и устойчивость, создаются
определенные сочетания звуков, появляются согласные звуки и различные
комбинации их с гласными.
Благодаря чередованию
гласных и сочетанию их с согласными появляются склады и упор на них. Нередко в
этот период уже произносятся ш, ж, ч и даже р, но потом исчезают, когда ребенок
начинает произносить их сознательно.
В 4-5 месяцев у ребенка
постепенно формируется психофизиологический механизм слоготворения, что
сопровождается аутоехолалией (многократное повторение открытого состава:
ва-ва-ва и т.д.).
Автоимитация является
подготовкой к подражанию речи других людей (гетероимитация). Сначала ребенок
подражает те звуки окружающих, которые он сам произносит и артикуляцию которых
хорошо видит. На начале этого периода широко используется зрение, а затем звуки
повторяются в основном на слух. К восьмому-девятому месяцу ребенок подражает и
такие звуки окружающих, которые самостоятельно еще не произносит: вау-вау,
кос-кос, ту-ту, тик-так.
После 8 месяцев угасают
звуки, не соответствуют фонетической системе родного языка и в то же время
появляются новые звуки, подобные фонем речевого окружения. На основе условных
связей с семи-восьми месяцев ребенок уже понимает несколько слов, которые соответствуют
определенным звукам и движениям.
В 10-12 месяцев дети уже
способны воспроизводить обычные характеристики речевого ритма, после чего у них
появляются первые слова (как правило, в конце первого года жизни)[4].
Как показывает анализ
литературных источников, к концу первого года ребенок произносит уже отдельные
слова и названия предметов, с которыми чаще всего встречается (Г. Лямина, М.
Красногорский, А. Маркова, М. Кольцова).
Следует отметить, что в
этот период слова воспринимаются ребенком как неотъемлемое свойство предметов:
название предмета и сам предмет является одним целым. Первые слова являются
неустойчивыми, часто надолго исчезают, заменяются другими, а потом снова появляются.
Поэтому речевая активность ребенка этого периода является ситуативным, тесно
связана с предметно-практической деятельностью и зависит от эмоционального
участия взрослого в общении[5].
Как отмечает Н.
Серебряникова, в этот период (конец первого и начало второго года) ребенок уже
синтезирует лепетные слова-склады, как правило, в двословные предложения: тё-со
(тетя Зина), дя-то (дядя Боря), по-гу (пошли гулять). Двословные предложения чаще
всего состоят из обозначений и действий, появляются они нерегулярно и состоят
из отдельных слов, структурно оформленных. [1] Игнатьева, С.А. Логопедическая реабилитация детей с
отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / С.А.
Тгнатьева, Ю.А. Блинков. – М.: Гуманит. изд.цетр ВЛАДОС, 2004. – 304 с. [2] Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего
возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. – М.: Академия педагогических наук РСФСР,
1963. – 96 с. [3] Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.:
Смысл, 1997. – 365 с. [4] Леонтьев, А.А.
Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с. [5] Киселева, Э.Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного
возраста [Электронный ресурс] / Э.Р. Киселева // Проблемы педагогики. – 2014. –
№1. – Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1
(дата обращения: 23.01.2022).