Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Психологическое благополучие отцов в замещающих семьях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Рубеж 2010-2020 гг. стал знаковым в области семейного устройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, когда благодаря продуманной политики государства в сфере семейного устройства, наблюдается стабильный рост количества детей-сирот, переданных на воспитание в замещающие семьи, в том числе и сложных категорий (подростки, сиблинги и дети с ОВЗ). Однако рост количества переданных детей предъявил новые проблемы, которые замещающие родители не в состоянии решить самостоятельно, а это влечет риск возврата ребенка в социальное учреждение. Для преодоления проблемы «вторичного сиротства» на сегодня недостаточно только прохождения ШПР. После принятия ребенка в семью необходимы дальнейшее повышение родительских компетенций и качественная психологическая поддержка. Так же возникла необходимость исследовать факторы, определяющие ресурсность приемной семьи – отца, матери, кровных детей. Как правило максимальное внимание исследователей и практиков в сфере семейного устройства направлены на приемного ребенка – его адаптацию, его благополучие, которое сводится к оценке биологических, материальных, социальных факторов. Но не изучены факторы, влияющие на благополучие ребенка в замещающей семье. И если «фигура матери» возникает в исследованиях как фактор, влияющий на благополучие ребенка, то фигура «отца» остается вне интересов исследователей.

В настоящее время в современном обществе нашей страны достаточно велика роль матери в сознании людей. Данный факт подтверждается большинством современных исследований. В данных исследованиях рассматривается специфика современных методов воспитания в семье, особенности эффективных методов воспитания в семье, функции родителей, особенности отношений между детьми и родителями. При этом первостепенная роль в семье отводится именно матери.

На сегодня во многих работах современных авторов рассматривается роль отца в родительских отношениях. К примеру, такими авторами являются Д. Берлингейм, И.О. Шевченко, О.Г. Калина, Т.В. Андреева, С.Т. Посохова, Д.В. Берко, Ю.В. Борисенко и т.д. При этом авторы подтверждают, что именно отец имеет решающее влияние на развитие ребенка. Однако к настоящему времени явление отцовства не является хорошего изученным. В большинстве случаев данное явление рассматривается в качестве определенного явления, оказывающего влияние на становление мальчиков.

Так в чем особенность «приемного отцовства», каковы факторы обуславливающие положительное и значимое влияние на развитие личности ребенка? В данном исследовании предлагается рассмотреть «приёмное отцовство» с точки зрения позитивного функционирования. Одним из основополагающих понятий, характеризующих позитивное функционирование, является психологическое благополучие.

Тема психологического благополучия в отечественной психологии не имеет большой истории и может считаться новым ее ответвлением. Особый интерес исследователей в данной области заметен в последние годы. Особенно редки в современных исследованиях изучения благополучия психики личности в родительском воспитании, особенно при рассмотрении отцовской роли в родительстве. Особым упущением в современных исследованиях является и то, что проблема отцовства в замещающей семье и благополучие отца фактически мало изучена. Учитывая изменения в сегодняшнем социуме, также значительно меняется и роль мужчины в развитии семьи. В современных семьях отец часто может быть приемным, он может быть активно увлечен своей социальной ролью. Исходя из этого, можно отметить тот факт, что на сегодняшний день благополучие психики отца оказывает влияние не только на самого мужчину, но и на всех его детей, приемных и родных.

В работе психологическое благополучие рассматривается как состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие и отражает восприятие и оценку человеком своей самореализации с точки зрения пика потенциальных возможностей и трактуется как общая степень удовлетворенности человека собой и собственной жизнью, как степень позитивного функционирования личности, т.е. как та субъективная реальность, которая по своему смыслу и содержанию соотносится, прежде всего, с переживанием человеком отношения к себе и своей жизни

В рамках данной работы наиболее близкий подход к рассмотрению психологического благополучия имеет модель, предложенная К. Рифф и структура психологического благополучия, обозначенная К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова.

В целом можно выделить следующие основные составляющие психологического благополучия: важность понимания своих человеческих качеств, своих особенностей, проявление самоуважения, что будет основными в психическом здоровье личности; навыки налаживания доброжелательного и положительного контакта с окружающими; умение саморегулирования и самоконтроля; участие в выборе своего окружения; понимание своего предназначения и своего жизненного пути; желание самосовершенствоваться; желание развиваться.

Объект исследования: психологическое благополучие отцов

Предмет исследования: Психологическое благополучие отцов в замещающих семьях

Цель исследования: опередить уровень психологического благополучия приемных отцов в замещающих семьях.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию психологического благополучия в зарубежной и отечественной психологии.

2. Провести эмпирическое исследование психологического благополучия отцов в замещающих семьях.

3. Провести анализ полученных результатов

Характеристика выборки и база исследования:

Состав респондентов настоящего исследования представлен приемными отцами из замещающих семей с различными формами семейного устройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (приемная семья, опека и попечительство), принявшими 3-х и более детей и многодетными отцами, имеющим 3-х и более детей. Всего 50 человек.

Степень достоверности: достоверность результатов обеспечивается характером выборки испытуемых, учетом их социально-демографических особенностей, использованием разнообразных методов математической статистики, наряду с качественным анализом данных.

Исследование основывается на:

 общепсихологической теории, созданной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым;

 положениях подхода позитивного психологического функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена);

 базовые теоретические и методологические принципы гуманистической психологии;

 модель, предложенная К. Рифф и структура психологического благополучия, обозначенная К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова.

Методы исследования:

1. Методы теоретического анализа – абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

2. Метод объективного наблюдения, включающий анкетирование, структурированную беседу, опрос.

3. Методы эмпирического исследования: психодиагностические методики, метод экспертных оценок.

4. Методы статистической обработки, анализа результатов: выявление различий, оценка достоверности изменений, корреляционный анализ с использованием статистического пакета SPSS Windows (критерий Манна-Уитни), графические методы представления полученных данных.

Методики исследования:

1. Методика «Мотивационно-потребностная сфера отцовства» (Ю.А. Токаревой).

3. Диагностика родительского отношения Варга А. Я., Столина В. В., а именно педагогических социальных установок по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

4. «Шкалы психического благополучия» К.Рифф в модификации Т.Д.Шевеленковой и П.П.Фесенко.

5. Социально-демографическая анкета, составленная автором исследования.

Научная новизна работы заключается в изучении уровня психологического благополучия отцов в замещающих семьях.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений педагогической психологии о специфике и особенностях психологического благополучия отцов в замещающих семьях; в оценке уровня психологического благополучия и возможности применения полученных результатов исследования в разработке программ подготовки кандидатов в замещающие родители и программ психологического сопровождения замещающих семей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные о психологическом благополучии отцов в замещающих семьях, могут быть использованы в работе ШПР и службах сопровождения замещающих семей с целью повышения ресурсов замещающих семей и предотвращения вторичных возвратов.

Социальная значимость исследования: заключается в профилактике вторичных отказов в замещающих семьях.

Замещающая семья должна стать реабилитирующей средой для ребенка.

В течение последнего десятилетия определилась тенденция стабильного роста количества детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи, в том числе и сложно устраиваемых категорий, в результате чего обозначились вопросы, которые возникают в связи с приемом ребенка в семью.

Особое значение в замещающей семье приобретает фигура отца, потому что именно отцовское влияние имеет решающее значение в становлении современного ребенка. Также оно оказывает влияние на то, как ребенок сможет адаптироваться к новой семье и как семья его сможет принять.

Достаточно многогранна роль и значение воспитательной силы отца в каждой замещающей семье. При этом отец в такой семье может быть и работником, и кормящим, и управляющим, и помощником и т.д. Кроме того свое влияние на отца оказывает общество и культура в целом, исходя из этого у мужчины меняются собственные представления о каждой их своих ролей в семье. Исходя из этого, важным фактором успешности и ресурсности отца в замещающей семье является его психологическое благополучие, как актуальное переживание отражающее восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения использования потенциальных возможностей в перспективе и ретроспективе.

Подводя итог, можно резюмировать, что исследование психологического благополучия интересует исследователей на протяжении многих лет. Теории, описывающие психологическое благополучие расширяют понимание этого понятия, однако до настоящего времени не выработано единой. В наше время активно изучается взаимосвязь психологического благополучия с различными аспектами и особенностями личности, в том числе и социальными характеристиками; так же исследуется влияние разнообразных как объективных, так и субъективных факторов на психологическое благополучие личности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

1.1 Проблема психологического благополучия личности в отечественной и зарубежной психологии

Достаточно подробно проблема личностного психологического благополучия стала изучаться разными исследователями, начиная со второй половины прошлого столетия. При этом авторы изучали данную проблему со стороны изучения особенностей счастья, уровня качества жизни, степень удовлетворенности людей своей жизнью, а также с точки зрения субъективности жизненного благополучия. В самых первых исследованиях для того чтобы представить портрет счастливого человека авторы представляли описание его конкретных качеств. Однако при этом само понятие «счастье» достаточно индивидуально за счет того, что у каждого человека свои желания и цели в жизни. Следовательно, не было определено никаких типовых показателей, а также критериев для определения благополучия человека. Поэтому целью авторов является исследование особенностей различных факторов, которые оказывают воздействие на уровень благополучия личности и уровень ее счастья.

Особую популярность в психологических исследованиях понятие благополучия получило после середины XX века. В это же время появляется так называемая позитивная психология, в связи с этим у многих авторов возникает исследовательский интерес к данному понятию. Особенности психологических исследований этого периода заключается в изучении личностных ресурсов и будущего потенциала человека, при этом на второй план уходят нарушения и психические заболевания. Основу теории позитивной психологии составили такие тезисы, что для ощущения счастья человеку недостаточно избавиться от какого-либо неприятного симптома. Поэтому в различных исследованиях в психологии стало актуальным изучить особенности благоприятные жизнедеятельности человека и её закономерности [30].

Одним из авторов, который внес вклад в развитие позитивной психологии, является И. Бонивелл. По мнению автора, интерес благополучия человека в психологических исследованиях появился из-за определённых причин. В первую очередь одной из причин является стремление современного общества к повышению качества жизни каждого человека, а не только к повышению экономических показателей. Кроме того второй причиной является личностно-ориентированное состояние современного общества, направленное на уважение ценностей и индивидуальности каждого человека. Третьей причиной является методическая, которая способствовала формированию в данной области психологии отдельное научное направление, так как сегодня появились различные методики для определения степени благополучия человека [15].

В настоящее время само определение термина «благополучие» не является достаточно однозначным в современных исследованиях. Данное понятие также встречается во многих словарях. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова характеризуют термин «благополучие» с точки зрения счастливого спокойного состояния человека, с отсутствием определенных расстройств, состояние определенной удачливости и получением желаемого. Кроме того, в словаре используются различные синонимы для данного понятия. Так, используются такие слова как удовлетворенность, успех, удача, процветание, достаток и т.д. Понятие рассматривается также как определенный уровень обеспеченности, как нематериальной, так и материальной.

Свое видение понятия «благополучия» представляют также исследователи Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). При этом авторы определяют, что данное понятие относится к уровню здоровья человека. Так, авторы описывают, что понятие здоровье характеризуется физическим благополучием, интеллектуальным благополучием, а также социальным благополучием, отсутствием определённых физических отклонений и болезней. Исследователи из ВОЗ также определили, что понятие благополучия в целом не связано с биологическими факторами, а по большей части связано с уровнем самооценки и социальными факторами, а также с социальными, физическими и духовными связями человека [24].

Первым автором, который стал рассматривать понятие «психологического благополучия» в своих исследованиях стал Н.М. Брэдбурн [17]. Исследователь рассматривал данное понятие с точки зрения чувства радости и счастья в субъективном плане, а также общим довольством своей жизнью человека. Исследователь не отождествлял такие понятия как «психическое здоровье» и «психологическое благополучие» [26]. Автор также определил различные другие понятия, которые тесно связаны с психологическим благополучием. К числу таких понятий можно отнести: личностную самооценку, саморегулирование, самоконтроль, потенциал своего Эго. При этом автор утверждал, что перечисленные понятия являются взаимнопересекаемыми [39].

В настоящий момент в области психологии современные исследователи определяют понятие психологического благополучия со своих точек зрения.

Одним из авторов рассматривающих это понятие является Л.Э. Семенова. С точки зрения исследователя, понятие психологического благополучия можно рассматривать как определенную сторону психического здоровья личности, которая составляет основу для сопротивляемости различным стрессам, успешной адаптации в обществе, а также благоприятной личностной реализации [51].

Р.М. Райан и К. Фредерик также изучили понятие психологического благополучия. Авторы определяют свое видение данного понятия. По мнению исследователей, психическое здоровье человека может характеризоваться именно психологическим благополучием, при этом последний используется как один из главнейших его показателей [33].

Психологическое благополучие, с точки зрения Я.Л. Коменского, рассматривается в качестве внутреннего баланса и гармонии у человека, как с самим собой, так и со всем миром и другими людьми [51].

Определенный взгляд на понятие психологического благополучия имеют такие авторы как Л.Д. Демина и И.А. Ральникова. Авторы утверждают, что данное понятие можно рассматривать, как определенный критерий возможностей человека обеспечить и усовершенствовать свою индивидуальность и социальную активность в современных условиях.

Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева «рассматривают психологическое благополучие в качестве умения человека трансцендировать свою социальную и биологическую детерминированность, быть активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире» [51].

Т.Ю. Артюхова «считает, что базисной составляющей психологического благополучия личности являются гармоничные психические состояния, которые характеризуют адекватное, предполагаемое, обдуманное поведение; эти состояния проявляются, в частности, в эмоциональной устойчивости человека» [7].

Проблема психологического благополучия изучалась исследователями достаточно подробно. Авторы выделили структуру данного понятия, а также его особенности. Некоторые авторы вводили синонимичные понятия. Так, Э. Динер использовал в своих трудах термин «субъективное благополучие» [60].

Э. Динер определил также структуру субъективного благополучия. Автор рассматривал такие компоненты как: степень удовлетворенности человека, благоприятные и негативные чувства человека. Кроме того, автором подразумевалась и эмоциональная составляющая. Автор отмечает, что большинство людей в современном обществе ставят оценку определённому событию на основе понятий «хорошо» и «плохо». При этом такое оценивание опирается на эмоции, испытываемые человеком [60].

Первая модель психологического благополучия человека была построена в 50 годах прошлого века. Автор данной модели М. Ягода. Она определила, что измерить данное понятие можно в соответствии с такими показателями: самостоятельность (умение отстоять себя вне зависимости от мнения окружающих); уровень личностного принятия себя (высокий уровень самооценки); уровень роста и развития личности (величина личностной актуализации); уровень интегрированности (умение побеждать стресс); уровень компетентности (навыки эффективного решения проблем и успешного процесса слияния с обществом) [26].

Последователем работы М. Ягоды можно назвать К. Рифф. Автор дает свое определение понятию психологического благополучия. По мнению автора, данное понятие можно рассматривать в качестве некоторой субъективной системы, которая включает самооценку и адекватное восприятие себя с позиции вероятных личностных способностей человека.

Также как и М.Ягода, К. Рифф определяет свою модель психологического благополучия. При построении такой модели автор опирался на многочисленные исследования в данной области. Исходя из этого, автор представил следующие компоненты данного понятия:

1) Степень довольства, рассматриваемая как оценка с познавательной точки зрения, так и с эмоциональной.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы