Платная доработка на тему Психологический портрет: когнитивная сфера.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И ФАКТОРЫ
ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.. 4
1.1 Психологический портрет. 4
1.2 Психологический портрет
современного дошкольника: развитие когнитивных функций 11
Выводы по 1-й главе. 20
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.. 21
2.1 Название первого параграфа второй
главы.. 21
2.2 Название второго параграфа второй
главы.. 22
Выводы по 2-й главе. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24
ЛИТЕРАТУРА.. 25
Введение:
Актуальность
выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время по сравнению
с условиями, в которых протекало воспитание дошкольников на протяжении столетий,
появилось множество новых факторов, оказывающих влияние на их психологическую
структуру личности. Исходя из предположения, что в основе структуры личности
лежат характеристики, на основании которых может быть сформирован
психологический портрет ребёнка, мы можем на основе формирования
психологических портретов и их последующего анализа сделать выводы о
положительном или отрицательном влиянии на детей таких факторов, как
телевидение, компьютеры, смартфоны.
Цель исследования –
исследование психологических характеристик детей-дошкольников на основе
составления психологических портретов.
Задачи исследования:
1. Изучение
психологических характеристик и основ формирования психологических портретов.
2. Исследование
факторов, оказывающих влияние на психологическое развитие детей-дошкольников.
3. Построение
психологических портретов детей-дошкольников.
4. Исследование
полученной информации из психологических портретов.
Предмет исследования –
психологические процессы детей-дошкольников, формирующиеся под влиянием современных
внешних условий.
Объект исследования –
развитие детей-дошкольников.
Структура курсовой работы
обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
В отечественной и
зарубежной психологии очень широко и многогранно рассматриваются познавательные
процессы. Большинство ученых выделают как познавательные процессы ощущение, восприятие,
внимание, память, мышление, речь и воображение.
В результате теоретического
анализа когнитивно-познавательной сферы личности удалось выявить основные
особенности формирования данной сферы у дошкольника, этапы ее развития.
Так, мышление становится
более гибким, что характеризуется возможностью мыслить разносторонне,
формируются формально-операциональные структуры, позволяющие рассуждать
гипотетически. С развитием мышления формируются высшие формы восприятия.
Восприятие, сохранение и обобщение материала объединяется в один процесс.
Преобразование восприятия связанно с появлением связей между «конкретным» и
«отвлеченным», «общим» и «частью». Развитие памяти связано с развитием мышления
и характеризуется ее усложнением и увеличением объема. Память начинает
действовать через мышление и становится более опосредованной. Соединение воображения
и мышления дает возможность оперировать математическими знаками: воображение
активно включается в процесс познания, благодаря чему лучше усваивается
материал. Понимание речи опережает устную и письменную. Развитие внимания
связанно с необходимостью концентрации, усиливается распределение внимания.
Внимание приобретает характер организованного, регулируемого и управляемого
процесса
Когнитивно-познавательная
сфера дошкольном возрасте характеризуется специфичными изменениями в
функционировании таких познавательных процессов, как ощущение и восприятие,
память, мышление, речь, внимание и воображение, что в последующем влияет на
успешность деятельности ребенка.
Фрагмент текста работы:
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 1.1 Психологический портрет При
психологическом исследовании людей с целью выявления их психологического
состояния, выявления возможных нарушений в данной сфере и их последующего
устранения соответствующими методами первым шагом является построение
психологического портрета человека. Понятие психологического портрета пришло в
психологию из изобразительного искусства, где под психологическим портретом
понимают разновидность портретного жанра в живописи и фотографии, где
нарисованный портрет или сделанный фотопортрет призваны показать всю глубину
внутреннего мира человека, изображённого на портрете.
В психологии
под психологическим портретом понимается многоплановая психологическая
характеристика личности, включающая результаты исследования его внутреннего
мира и описание её предполагаемых направлений возможной деятельности, исходя из
составленной картины внутреннего мира. Именно из-за этого психологический
портрет называется «портретом», так как раскрывает внутренний мир человека, как
художники и фотографы раскрывают его внутренний мир на холсте или фотобумаге.
Соответственно,
составление психологического портрета личности предполагает сбор большого
количества необходимой информации психологического характера, её последующий
анализ и синтез полученных данных в создаваемый психологический портрет
личности. В целях сбора информации для создания психологических портретов
существует большое количество психологических тестов. При этом каждый
психологический тест специализируется на определённой сфере развития личности.
Соответственно, выбор тестов, необходимых для прохождения с целью составления
психологического портрета целиком и полностью зависит, соответственно, от самих
целей создания психологического портрета.
Можно выделить
следующие цели создания психологического портрета личности:
· Определение
наиболее подходящей для человека профессии. Начиная с конца прошлого века люди
при выборе профессии для себя или для своих детей всё чаще стали прибегать к
услугам психологов. В целом, это – оправданный подход. На основе созданного
психологического портрета личности можно определить, к каким профессиям более
всего тяготеет человек, а в каких специальностях его работа не будет
эффективной по тем или иным причинам.
· При
постоянном взаимодействии с человеком знание его психологического портрета
позволит лучше понимать его реакции (поведенческие, мимические, эмоциональные)
на те или иные ваши действия.
· Знание
психологического портрета своего собеседника позволяет выявлять ложь в его
словах.
· Наконец,
в бизнесе составление психологических портретов деловых партнёров позволяет
предсказывать его поведение в тех или иных ситуациях и, соответственно,
выстраивать свои стратегические и тактические линии поведения как с данным
партнёром, так и с другими, которые также так или иначе связаны с данным
партнёром.
Составление
психологического портрета – серьёзная деятельность, предполагающая тщательный
анализ полученных данных о личности. Методологиями разработки психологических
портретов занимается такое направление в психологической науке, как когнитивная
психология. В основании создания любого психологического портрета личности
лежит анализ свойств личности. При наиболее простом анализе свойств личности и
создании на его основе психологического портрета выделяют десять свойств:
· Характер;
· Темперамент;
· Мотивация;
· Способности;
· Эмоциональность;
· Интеллект;
· Коммуникабельность;
· Волевые
качества;
· Самообладание;
· Самооценка.
Под
характером понимается устойчивое сочетание черт личности, которое является
уникальным для каждого человека. Тем не менее, можно сформировать четыре группы
черт характера личности:
· Отношение
личности к трудовой деятельности: инициативность и пассивность,
добросовестность и недобросовестность, лень и трудолюбие, а также аккуратность
и склонность к творчеству;
· Отношение
личности к коммуникациям с другими людьми: общительность и замкнутость,
отзывчивость и чёрствость, чуткость и грубость, а также уважение к другим
людям;
· Отношение
личности к окружающим вещам: бережливость и халатность, опрятность и
неряшливость;
· Отношение
личности к себе: тщеславие, заносчивость и скромность, а также эгоизм и
самокритичность, чувство собственного достоинства.
Самым важным
свойством личности при составлении психологического портрета является
темперамент, под которым понимается общая характеристика функционирования
психики человека, от заторможенной до бурной. Ещё в Древней Греции философы
отмечали, что некоторые люди являются спокойными, медлительными и
заторможенными с редкой сменой эмоциональных состояний, а другие характеризуются,
как необычайно подвижные и порывистые, с бурной реакцией на всё происходящее.
Уже со времён Древней Греции и Древнего Рима в психологии существует принятая
классификация темпераментов личности на четыре типа:
· Флегматик.
Личность с данным типом темперамента характеризуется неспешным и невозмутимым
нравом со скупым проявлением эмоций и устойчивым настроением.
· Холерик.
Личность с данным типом темперамента характеризуется неуравновешенным и
порывистым нравом и с внезапными эмоциональными вспышками.
· Меланхолик.
Личность с данным типом темперамента характеризуется склонностью к непрерывному
переживанию прожитых событий своей жизни и их постоянным пересмотром,
обострённой реакцией на внешние факторы, и, соответственно, обладает очень
ранимой и впечатлительной натурой.
· Сангвиник.
Личность с данным типом темперамента обладает живым и горячим нравом,
избыточной подвижностью с мгновенной реакцией на все происходящие вокруг него
события. Отметим, что в качестве сотрудника он является эффективным только при
его замотивированности.
Под
мотивацией в когнитивной психологии применительно к психологическому портрету
понимаются психофизиологические процессы, отвечающие за самоорганизацию,
направленность и устойчивость деятельности и активность в поведенческой составляющей
личности. При составлении психологического портрета важными мотивационными
аспектами являются обобщённый образ, который является для личности идеалом, и
внешний или внутренний источник существующей мотивации личности.
Свойства
личности, необходимые для успешной деятельности в определённой сфере, в том
числе профессиональной, называются способностями. Отметим, что способности
личности невозможно отождествлять со небезызвестными психологическими ЗУНами –
совокупностями знаний, умений и навыков. Способности – это качества личности,
связанные с определённым видом деятельности, сформировавшиеся на основе
имеющихся у личности знаний, умений и навыков в данной области, и
характеризующиеся качеством их использования. Ряд педагогов используют в целях
описания данного явления понятие «компетенция».
Под
эмоциональностью понимаются формы и глубина реакций личности на различные
события внешнего мира, выражающиеся в формате переживаний и смены настроений у
человека. Отметим, что данная характеристика тесно связана с темпераментом
личности.
Способность
личности к оценке сложившейся ситуации во внешнем мире и умение находить и
принимать нужные решения в формате своих реакций на те или иные аспекты
сложившихся ситуаций называется интеллектом. Характеристика интеллекта имеет
многоплановый характер и подразумевает наличие логико-математический,
пространственный, музыкальный, натуралистический, телесно-кинетический и
внутриличностный интеллект. Соответственно, у личности могут быть неравномерно
развиты рассмотренные составляющие интеллекта как психологической
характеристики.
Коммуникабельность
личности также является сложной характеристикой, так как коррелирует с большим
количеством составляющих, начиная с эмоционального состояния и реакции на
присоединение нового собеседника до, казалось бы, таких неочевидных, как
внутренние установки и убеждения.
Способности
личности к принятию решений, исходя из умозаключений в процессе мыслительной
деятельности, а также к контролю за своей мыслительной деятельностью и
эмоциональной составляющей называются волевыми качествами личности. Это – очень
важная составляющая психологического портрета личности, которая позволяет
судить о терпеливости, дисциплинированности, верности словам и, главное, о
способности личности к принятию сложных решений в тех или иных неоднозначных
обстоятельствах.
Тесно связана
с волевыми качествами личности и такая её характеристика, ка самоконтроль,
который показывает способность личности к обузданию своих эмоций, мыслей и
поведения, её способность к отказу от сиюминутных удовольствий во имя
глобальных результатов.
Наконец,
последняя характеристика личности, самооценка, свидетельствует о видении
личности себя на фоне других, месте себя среди других, уровне своих знаний,
умений, навыков и качеств по сравнению с другими.
Существует много различных психологических
тестов, позволяющих построить психологический портрет с учётом более детального
исследования тех или иных характеристик личности, но основополагающими можно
назвать четыре психологических теста:
· Уровень
субъективного контроля Дж. Роттера – это методика, предназначенная для
диагностики интернальности-экстернальности, то есть степени готовности человека
брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.
Разработана на основе шкалы Дж. Роттера в НИИ им. Бехтерева и опубликована Е.
Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиным, А. М. Эткиндом в 1984 году.
· Индивидуально-типологический
опросник Л.Н. Собчик – это оригинальная психодиагностическая методика,
разработанная Людмилой Николаевной Собчик на основе собственной теории ведущих
тенденций. Методическое руководство впервые опубликовано в 1995 году. Методика
позволяет дать количественные оценки выраженности индивидуально-типологических
свойств личности. Графическое изображение соотношений этих свойств позволяет
понять степень компенсированности вышедших за границу нормы тенденций, судить о
преобладающих социально-психологических тенденциях, об индивидуальном
когнитивном стиле обследуемого.
· Опросник
Р. Кеттелла – это один из самых известных в мире психологических тестов. В
частности, с ним сталкиваются многие соискатели при прохождении собеседования
(в том числе в государственных и силовых структурах). Используется опросник
Кеттелла и в других сферах, а учитывая подробность характеристики, которую
испытуемый получает в результате прохождения теста, и он представляет большой
интерес с точки зрения самодиагностики.
· Характерологический
опросник Леонгарда представляет собой опросник, содержащий 88 утверждений,
которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному
направлению акцентуаций (высокая жизненная активность, возбудимость, глубина
эмоциональных реакций, педантизм, повышенная тревожность, перепады настроения,
демонстративность, неуравновешенность, утомляемость, сила и выраженность
эмоций) – это просто немного другая классификация рассмотренных нами
характеристик личности. Человек, проходящий обследование с помощью этого теста,
должен отметить свое согласие или несогласие с каждым утверждением опросника.
Таким образом,
психологический портрет – это многоплановая характеристика личности,
формируемая на основе исследования развитости её различных качеств и
составляющих, проводящегося на основе специальных тестов и позволяющих
объяснить и предсказать поведение личности в тех или иных ситуациях.