Платная доработка на тему «Психологические условия предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджеров в условиях коммерческой организации»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕНЕДЖЕРА
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания и психологические причины, определяющие возникновение синдрома выгорания менеджера 11
1.2. Профилактика и коррекция эмоционального выгорания 32
1.3. Специфика развития синдрома выгорания у менеджера 41
1.4. Психологические особенности проявления синдрома выгорания менеджера в условиях коммерческой организации 52
Выводы по первой главе 64
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ МЕНЕДЖЕРА И ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
2.1. Организация экспериментального исследования 66
2.2. Исследование индивидуально-личностных факторов, ситуативных и профессиональных требований как группы факторов риска синдрома выгорания менеджера 74
2.3. Статистический анализ корреляционной зависимости между компонентами синдрома выгорания у менеджеров 86
2.4. Коррекционно-профилактическая программа предупреждения синдрома выгорания менеджера 90
2.5.Эффективность разработанной коррекционно-профилактической программы предупреждения синдрома выгорания менеджера 104
2.6. Обсуждение результатов исследования 111
2.7. Разработка рекомендаций 115
Выводы по второй главе 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
Введение:
Актуальность исследования. В наши дни проблема профессионального выгорания менеджеров становится все более значимой в условиях быстрого изменения социально-экономической и политической ситуации, увеличения профессиональных и психических нагрузок в профессиональной деятельности, постоянный рост конкурентности в российском и мировом обществе. На современном этапе развития социально-экономических процессов в нашей стране выдвигаются особые требования к личности менеджеров: признается значимость высокого уровня профессионализма, а также уровня сформированности профессионального поведения, социально-психологической грамотности и профессиональной рефлексии. Выдвигаемые требования к деятельности менеджеров диктуют необходимость наличия у них личностно-профессиональных способностей к эффективному и мгновенному реагированию на происходящие вокруг изменения в сфере производства, к принятию ответственных решений, несмотря на однозначность и рискованность ситуаций, что, в свою очередь, вызывает психофизиологическую и когнитивную напряженность личности [13; 15; 26; 32]. Следовательно, профессиональная деятельность менеджера, которая осуществляется в условиях, вызывающих интенсивные психоэмоциональные нагрузки и, как следствие, стресс, требует от него развития максимального привлечения способности к изменениям своих качеств и свойств личности. При этом, высокие профессиональные требования, уровень ответственности за результаты процесса трудовой деятельности, острое психоэмоциональное напряжение в работе приводят к нарастанию синдрома эмоционального выгорания.
Проявления синдрома эмоционального выгорания прослеживаются на отрицательном аспекте психофизиологического уровня здоровья менеджеров, что сказывается на их самочувствии, взаимоотношениях в социуме. Поэтому, поиск путей решения проблем синдрома эмоционального выгорания менеджеров представляет для психологической науки достаточно высокий интерес, как фундаментальных понятий соотношения «нормы» и «патологии». С этой точки зрения профессиональное выявление психологических причин проявления синдрома эмоционального выгорания менеджеров, предупреждение их негативного воздействия на личность весомо для определения механизмов адаптации специалистов в различных аспектах профессиональной деятельности.
Методологическая база исследования: в основу исследования легли труды отечественных и зарубежных авторов, рассматривавших проблемы проявления, диагностики, психокоррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания личности В. А. Абрамова, Н. Е. Водопьяновой, М. Грабе, Г. С. Корытовой, Э. Нагоски, А. Неги, Г. А. Робертс и др.
Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что проблема синдрома эмоционального выгорания (его содержания, структуры и функций) нашла определенное отображение в работах зарубежных (М. Буриш, Дж. Гринберга, С. Джексона, К. Маслач, Б. Перлмана, Г. Фрейденбергера, Е. А. Хартмана и др.) и отечественных (В. В. Бойко, М. В. Борисова, А. В. Емельяненкова, Н. Н. Сафукова, В. Е. Орел и др.) ученых. Сегодня синдром эмоционального выгорания достаточно изучен среди таких категорий специалистов, как педагогические работники (А. А. Рукавишников, Т. И. Солодкова и др.); медиков (Д. В. Любимова, Н. В. Чернышкова и др.); социальных работников (Т. И. Ронгинская, Е. В. Фролагина и др.); психологов (А. Н. Баженова и др.) и др. Вместе с тем, как показывает анализ литературы, проблема синдрома эмоционального выгорания у менеджеров практически не выступала ранее предметом отдельных исследований.
Однако, исследования важных аспектов поднятой проблемы коррекции и предупреждения синдрома выгорания менеджеров коммерческих организаций в отечественной психологии практически не проводились, что вызывает необходимость теоретического и эмпирического изучения с обоснованием научных подходов. Кроме того, особо актуальной является необходимость поиска путей предупреждения личностно-психологических условий коррекции синдрома эмоционального выгорания менеджеров, разработки необходимых психо-коррекционных мероприятий, которые будут способствовать нивелированию указанного феномена для каждого менеджера коммерческой организации. Результативность обозначенных мероприятий возможна при диагностике и обосновании составляющих эмоционального выгорания менеджеров, специфике их развития и проявления, что и вызывает актуальность данного исследования как на теоретическом, так и практическом уровнях.
Как показывает анализ научной литературы, исследования зарубежных и отечественных ученых в области эмоционального выгорания в последние тридцать лет накопили достаточный теоретический и практический опыт [17; 30]. Но, несмотря на это, во-первых, интерес к проблеме эмоционального выгорания специалистов разного уровня и профессионального направления постоянно возрастает, так как имеет научный интерес практического обеспечения жизненной комфортности профессионалов в любой сфере деятельности. Во-вторых, на данное время отсутствует теоретически фундаментальное и практически обоснованное объяснение феномена эмоционального выгорания, что недостаточно способствует разработке эффективных мер по разработке коррекционно-предупреждающих мер развития указанного феномена.
Тем не менее, проблема синдрома эмоционального выгорания специалистов разных отраслей производства, в особенности менеджеров, играет достаточно весомую роль в системе работы любого производства и, соответственно, вызывает все больший интерес отечественных и зарубежных исследователей к данному феномену. Так, пишут В. В. Николаева и Е. Т. Соколова, профессор социологии Гамбургского университета Торстен Хайнеманн и клинический психолог и психотерапевт Франкфуртского университета им. И. Ф. Гете Линда Хайнеманн утверждала, что, «несмотря на то, что выгорание является одной из наиболее широко обсуждаемых проблем психического здоровья в современном обществе, оно все еще оспаривается и официально не признано психическим расстройством в большинстве стран» [75, с. 48]. Также следует отметить, что в 2019 году Всемирная организация здравоохранения объявила выгорание феноменом профессиональной сферы [78], влияющим на состояние здоровья пациента, в 11 редакцию Международной классификации болезней (МКБ-11) выгорание классифицировано как синдром, но не заболевание. Тем не менее, выгорание измеримо подрывает работоспособность профессионалов и негативно влияет на эффективность всей компании.
Объект исследования – социально-психологические (поведенческие) проявления синдрома выгорания у менеджеров в условиях коммерческой организации.
Предмет исследования – индивидуально-личностные характеристики, компоненты в структуре личности менеджера и его мотивационно-ценностная сфера, требующие коррекционно-профилактического воздействия с целью недопущения возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания.
Цель исследования – разработка коррекционно-профилактической программы предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджеров в условиях коммерческой организации, на основе определения индивидуально-личностных характеристик, компонентов в структуре личности, искажение которых в процессе профессиональной деятельности отражает уровень развития синдрома выгорания менеджеров.
В соответствии с целью, объектом, предметом были сформулированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать и обобщить результаты научно-публицистических источников по психологии и смежным областям, которые посвящены проблеме данного исследования. Подобрать и обосновать диагностические методики, отвечающих цели, задачам и предмету исследования.
2) исследовать индивидуально-личностные характеристики как компоненты в структуре личности, искажение которых в процессе профессиональной деятельности отражает уровень развития синдрома выгорания менеджеров в условиях коммерческой организации;
3) разработать и реализовать коррекционно-профилактическую программу, направленную на коррекцию и предупреждение синдрома эмоционального выгорания у менеджеров. Разработать принципы создания эмоционально-профессиональной среды, которые будут использованы как основа коррекционно-профилактической программы вложить принципы создания среды, с целью формирования психологических условий для коррекции и предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджеров;
4) проанализировать и описать эффективность внедрения коррекционно-профилактической программы предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджеров с использованием программы обработки статистических данных SPSS;
5) разработать рекомендации для практикующих специалистов в области психокоррекции и психодиагностики по проблеме предупреждения эмоционального выгорания у менеджеров в условиях деятельности коммерческих организаций.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что существует ряд индивидуально-личностных факторов, компонентов в структуре личности, искажение которых оказывают влияние на эмоциональное выгорание менеджера в условиях коммерческой организации.
Предупреждение синдрома эмоционального выгорания менеджера будет результативным при:
— выявлении особенностей личности – компонентов в структуре личности, искажение которых в процессе профессиональной деятельности отражает уровень развития синдрома выгорания менеджера;
— использовании ряда психологических методов, которые способствуют предупреждению и выявлению синдрома эмоционального выгорания менеджеров;
— реализации коррекционно-профилактической программы предупреждения синдрома эмоционального выгорания.
Методы исследования теоретические – анализ и обобщение научной литературы по психологии и смежным областям, которые непосредственно касаются проблемы исследования; эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение, опрос.
Методики исследования:
1. Анкета «Осознанность синдрома эмоционального выгорания» (авторская анкета на определение осознанности респондентами синдрома выгорания).
2. «Опросник личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory) Э. Шостром (в адаптации Ю. Е. Алешиной и др.).
3. «Методика диагностики рефлексивности» (опросник, А. В. Карпов, В. В. Пономарева).
4. Опросник на выгорание Maslach Burnout Inventory (MBI)
(адаптация Н. Е. Водопьяновой).
Для обработки экспериментальных данных использовались методы анализа и интерпретации результатов: математико-статистические методы, включающие качественный анализ, сравнительный анализ двух переменных t-критерий Стьюдента, дисперсионный анализ (ANOVA), корреляционный анализ Пирсона.
Достоверность и надежность полученных данных обеспечивается комплексным применением различных методов исследования, использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии диагностических методик, взаимопроверкой результатов, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, значительным объемом и репрезентативностью выборки, практическим подтверждением основных положений исследования.
Экспериментальная база исследования: менеджеры по продажам промышленного вентиляционного оборудования Торгового дома VENTZ (г. Москва) и компании ООО «СВОК» (г. Чехов, Московская обл.). Общая величина выборки – 60 человек, из которых 20 являются женщинами, и 40 являются мужчинами.
Новизна исследования: в результате научно-теоретических источников были обоснованы и определены взаимозависимость индивидуально-личностных характеристик менеджеров и их профессиональная деятельность в условиях коммерческой организации, как фактор синдрома эмоционального выгорания личности; выявлены особенности проявления синдрома эмоционального выгорания менеджеров и структура его проявлений, что предопределяет его развитие и пути возможности предупреждения; обоснована и проверена эффективность разработанной коррекционно-профилактической программы предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджеров.
Теоретическая значимость исследования: обобщены основные положения отечественных и зарубежных ученых, которые касаются проблемы исследования и определения синдрома эмоционального выгорания. Данные исследования указывают на то, что, исходя из теоретического понимания синдрома выгорания менеджера, как симптомокомплекса, который включает изменения структуры личности, искажения профессиональной Я-концепции через фиксацию и генерализацию деструктивной установки, прежде всего необходимо исследовать те компоненты психологической структуры личности менеджера, которые чаще всего подвергаются искажающим воздействиям профессиональной деятельности. Для определения исследуемых компонентов проявления синдрома выгорания в структуре личности необходимо использовать психологическое понимание понятия структуры, которое определяется как взаимодействие реально существующего психического явления, взятого за целое (в частности, личность), и его подструктур, элементов и их всесторонних связей.
Практическая значимость исследования: на основе проведенного теоретического исследования и экспериментального изучения особенностей развития синдрома выгорания менеджеров были разработаны рекомендации по созданию в условиях коммерческой организации тренинговых групп, деятельность которых направлена на решение внутриорганизационных проблем возникновения синдрома эмоционального выгорания менеджеров. Данные рекомендации адресованы руководителям коммерческих организаций и способствуют решению задач по психологическому сопровождению профессиональной деятельности сотрудников управленческого звена – менеджеров. Кроме того, данные рекомендации позволяют проектировать и реализовывать программы индивидуального и группового развития менеджеров.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 110 источников.
Заключение:
В дипломной работе проведено теоретическое и экспериментальное исследование психологических условий для коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания менеджеров коммерческих организаций. Это проявилось в выяснении сущности синдрома выгорания менеджеров, определении особенностей их проявления и факторов развития, обосновании компонентов синдрома выгорания, а также психологических условий их коррекции и профилактики, экспериментальной апробации программы коррекции и профилактики указанного явления в условиях коммерческой организации.
1. Теоретический анализ и обобщение научных подходов к пониманию сущности синдрома выгорания личности в целом и менеджера коммерческой организации в частности позволяет утверждать, что он является сложным процессом развития неадаптивного, деструктивного состояния специалиста, занятого в сферах деятельности, где есть необходимость оценивать и «идеализировать» себя и результаты своей работы, возникающие вследствие несовпадения требований к себе и результатов своей деятельности. Кроме того, синдром эмоционального выгорания представляет собой трехмерный процесс, который целесообразно анализировать в трех плоскостях: когнитивный (как некачественные коммуникативные отношения с другими людьми, самим собой); аффективный (как отрицательный обмен эмоциями, состояниями, переживаниями); конативный или интерактивный (как негативный обмен действиями, взаимодействиями, другими интеракциями); 3) как состояние личности в целом, вызванное нехваткой личных ресурсов и распространяющееся не только на профессиональную деятельность, но и другие сферы ее жизни.
2. Синдром эмоционального выгорания менеджера проявляется на разных этапах профессионального развития. Развитие синдрома выгорания менеджера детерминировано совокупностью факторов, заложенных в содержании и структуре его профессиональной деятельности и профессиональном развитии: индивидуально-психологические особенности личности, особенности социально-профессиональной среды и исполнение профессиональной роли.
3. Учитывая сложность, многосторонность и сложность развития синдрома эмоционального выгорания менеджера, его диагностика должна базироваться на двух методологических принципах: субъективном, заключающемся в изучении профессионального развития респондента на основе его самопознания, и объективном, что предполагает изучение признаков синдрома выгорания исследователем, выявление качественных изменений структуры личности по когнитивному, личностно-смысловому, регулятивному и рефлексивному компонентам.
4. По результатам экспериментального исследования определены компоненты структуры личности и уровни синдрома эмоционального выгорания менеджеров, которые проявляются на низком (начальном), среднем и высоком уровнях развитости, а именно: уровень сформированности системы знаний о сущности и последствиях синдрома эмоционального выгорания личности (когнитивный компонент); гармоничность Я-концепции личности (личностно-смысловой компонент); уровень отношения к собственному профессиональному будущему (рефлексивный компонент); уровень профессионального выгорания (регулятивный компонент). Выявление синдрома эмоционального выгорания менеджеров на среднем и высоком уровнях развития по соответствующим критериям обуславливает необходимость определения, обоснования и реализации психологических условий их коррекции и профилактики.
5. Психологическими условиями, обеспечивающими успешную коррекцию и профилактику синдрома эмоционального выгорания менеджеров коммерческих организаций определены: 1) осознание сущности профессионального выгорания специалиста, методов его самодиагностики, успешной профилактики и коррекции через внедрение специальных программ в производственной сфере; 2) гармонизация профессиональной Я-концепции менеджеров, определяющая содержание их профессионального развития, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональное сообщество путем нивелирования деструктивной установки; 3) активизация механизмов профессиональной самоорганизации менеджеров благодаря созданию рефлексивной образовательно-профессиональной среды в коммерческой организации.
6. Экспериментальная проверка эффективности определенных психологических условий коррекции и профилактики синдрома выгорания менеджеров осуществлена через внедрение программы, что отражает общие и специфические принципы реализации с указанием форм и методов работы. Эффективность коррекции и профилактики развития синдрома эмоционального выгорания менеджеров определяется: 1) гармонизацией профессиональной Я-концепции менеджера, характеризующейся положительной мотивацией профессионального развития и гуманистической направленностью ценностных ориентаций; 2) сформированностью системы знаний по сущности и последствиям эмоционального выгорания личности; 3) снижением уровня профессионального выгорания в системе психологической защиты; 4) повышением уровня рефлексивности менеджеров и их ответственным отношением к собственному профессиональному будущему.
Положительная динамика уровней развития всех выделенных компонентов структуры личности по результатам апробации коррекционно-профилактической программы преодоления развития синдрома эмоционального выгорания менеджеров свидетельствует об эффективности и целесообразности внедрения в производственный процесс коммерческих организаций определенных психологических условий.
Таким образом, по результатам проведенного исследования выдвинутая гипотеза о том, что существует ряд индивидуально-личностных факторов, искажение которых оказывают влияние на эмоциональное выгорание менеджера в условиях коммерческой организации, а предупреждение синдрома эмоционального выгорания менеджера будет результативным при создании специальных психологических условий по предупреждению и устранению синдрома эмоционального выгорания доказана. Поставленная цель исследования достигнута, задачи выполнены в полном объеме.
Данное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы предупреждения синдрома выгорания менеджеров. Дальнейшей теоретической и эмпирической проработки требуют вопросы поиска новых подходов и методов психологической диагностики синдрома профессионального выгорания специалистов различных сфер производства, исследования условий эффективной психопрофилактики негативных личностных и профессиональных новообразований, возникающих при длительном выполнении профессиональных функций.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕНЕДЖЕРА
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания и психологические причины, определяющие возникновение синдрома выгорания менеджера
Особенности деятельности менеджеров с учетом всех этапов производственного процесса объективно могут являться стресс-факторами и вызвать эмоциональное выгорание. В психологической литературе синдром эмоционального выгорания толкуется как неравновесное состояние функциональной структуры, которая образуется при нарушении симметрии между организмом и средой, возникающей вследствие процессов, обусловленных увеличением потока информации и энергии к открытой системе в лице работника; как экологическая дисфункция, вызванная взаимодействием личностных факторов и факторов внешней среды; как психическая перегрузка в стадийности прохождения симптомов от энергетических затрат, усталости и разочарования; как дефицит ценностных ресурсов (социальная поддержка со стороны коллег, руководства и т.д., личный контроль над процессом и результатами собственной профессиональной деятельности, участие в важных акциях подготовки и принятия решений, особенно непосредственно касающихся работника и соответствующее, субъективно значимое, вознаграждение) в соответствии с требованиями деятельности [84; 86; 87].
Как отмечает В. В. Бойко, сущность понимания синдрома эмоционального выгорания является одним из наиболее востребованных и мало исследованных в психологии феноменов, которые заинтересовали многих ученых, но так и не принявшего конкретные и научно-уставленные понятия, что указывает на размытое определение данного явления [5]. Исследователь подчеркивает, что синдром «эмоционального выгорания» следует рассматривать как «полисистемный детерминированный симптомокомплекс, связанный с рядом изменений в поведении, определенными копинг-стратегиями и защитными механизмами, искажением процесса самоактуализации и развития личности» [5, с. 61].
В то же время, исследуемый термин – эмоциональное выгорание (burnout) – был впервые введен в научные круги Гербертом Фрейденбергом (1974 г.), как психологическое состояние нормальных людей (психически здоровых), которые состоят в тесном и интенсивном общении с другими людьми (клиентами/пациентами), которые требуют их профессиональной помощи или консультации. Как пишет В. Е. Орел, понятие эмоционального выгорания определяется как «состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности» [51, с. 92]. Изучая особенности профессиональной деятельности у работников психиатрических учреждений, В. Е. Орел наблюдал когнитивное и эмоциональное истощение, что сказывалось на потере у них мотивации и работоспособности. Ввиду данного психологического состояния было введено такое понятие, как «сгорание, выгорание». Впоследствии это понятие исследователем описывалось как психическое состояние человека, который требует профессиональной помощи, так как находится в интенсивном и тесном общении с клиентами, что сопровождается эмоционально нагруженной обстановкой.
В соответствии с вышесказанным, понимание синдрома эмоционального выгорания, как психологического самочувствия здорового человека мы находим у Э. Нагоски, который определял его как результат чрезмерного общения с людьми, которое потребляет достаточно высокие эмоциональные энергозатраты [44]. Кроме того, как и многие исследователи, Э. Нагоски среди основных симптомов выделяет проявления состояния индивида на когнитивном, психофизиологическом и поведенческом уровнях истощения человеческого организма.
Эту же точку зрения придерживался В. Е. Орел, отмечая, что состояние, которое определяется как истощение, определяет износ психических сил человека, что вызвано завышенными требованиями к его профессионально-личностным ресурсам [51]. Именно эти показатели стали основой для определения психических расстройств сотрудников производственных организаций. Так, в 1982 году среди исследователей западной психологии было опубликовано множество научных статей, которые описывали проявление синдрома эмоционального выгорания сотрудников производственной организации.
Следует отметить, что современный исследователь Т. В. Рябова, ссылаясь на работы К. Маслач, указывает на то, что проведенные эмпирические испытания по изучению феномена эмоционального выгорания имели достаточно весомый вклад на решение проблемы по возможности обучения каждого специалиста, вне зависимости от сферы деятельности, справляться с эмоциональной перегрузкой в различных сферах деятельности [71]. В то же время Е. В. Сидоренко, изучая процесс депривации профессионалов к реальным клиентам и причин проявления к ним девиантного поведения, писала, что «эмоциональное возбуждение оказывает влияние на профессиональную идентификацию и поведение индивида на работе» [72, с. 78].
Тем не менее, конец ХХ века отмечался тем, что теоретическое обоснование синдрома эмоционального выгорания специалиста было недостаточно изученным. Концептуальная модель данного феномена среди исследователей не была выведена, хотя выдвигались и проверялись различные гипотезы. В то же время научные поиски привели к тому, что понятие «выгорание» имело различные интерпретационные результаты и вариативность понимания его сущности [80].
Одним из первых отечественных исследователей синдрома выгорания стал Б. Г. Ананьев, который описывал отрицательные реакции специалиста в системе «человек-человек» как «эмоциональное сгорание» на фоне межличностных отношений между профессионалом и клиентом [31]. Тем не менее, дальше теоретических исследований, вероятнее всего, данный фактор не был исследователем подтвержден на уровне эмпирических разработок. Дальнейшее исследование феномена синдрома эмоционального выгорания в отечественной науке просматривается в работах психологов В. В. Бойко, М. В. Борисовой, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орел, A. A. Рукавишникова, Е. С. Старченковой и др.). В частности, М. В. Борисова, Т. В. Большакова, А. Б. Леонова, А. Б. Орел рассматривали развитие синдрома эмоционального выгорания как «динамичную многокомпонентную систему, опосредованную профессиональной деятельностью человека» [6, с. 97]. К тому же, исследователи, анализируя труды зарубежных авторов, определили статус данного феномена как психического, переведя его в структурную сферу сознания и опыта, придавая тем самым больше весомости в сфере эмоционального истощения.
В трудах С. Джексон и К. Маслач понятие «выгорание» презентуется и рассматривается в аспекте деформации внутреннего мира специалиста под влиянием профессиональных стрессов, проявляющееся в его эмоциональном и физическом истощении, невозможности гармоничного личности, представляя собой «синдром физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося у представителей социальных профессий» [107, с. 162]. Рассматривая особенности изучения данного феномена, авторы указывали на то, что в процессе использования термина «эмоциональное выгорание» идет речь, прежде всего, о потере эмоциональных ресурсов, об эмоциональном истощении. В своих работах С. Джексон и К. Маслач выделяют компоненты эмоционального выгорания специалиста, которые позволяют выявить специфику влияния профессиональной деятельности на его психическое здоровье. Исследователями подчеркивается влияние профессиональной деятельности на развитие синдрома эмоционального выгорания, который перерастает в деперсонализацию, которая достаточно часто отражает «состояние сферы социального обслуживания людей и оказание им помощи» [51, с. 96].
При использовании понятия эмоциональное выгорание многие авторы подчеркивают роль профессиональной деятельности в возникновении данного феномена и его негативное влияние на показатели работоспособности личности, удовлетворенности персонала работой и взаимоотношениями в коллективе. Так, например, сущность эмоционального выгорания В. А. Абрамов, А. И. Алексейчук и И. С. Алексейчук описывают как негативное психическое состояние личности, способное привести к эмоциональному и физическому истощению. Данный фактор, по мнению исследователей, связан с тем, что длительные психоэмоциональные нагрузки в профессиональной деятельности имеют свойство наслаиваться и перерастать в синдром психоэмоционального выгорания в том случае, если специалист лишен возможности вовремя восполнять внутри-психическое равновесие положительными эмоциями [1].
Синдром эмоционального выгорания, как сложный феномен, который включает в себя несколько измерений и уровней проявления рассматривает А. В. Емельяненкова, указывая на то, что данная реакция индивида на внешние раздражители возникает в «результате психических переживаний негативного характера и проявляется в виде истощения «от длительного воздействия напряжения у представителей профессий, деятельность которых связана с межличностным общением, который сопровождается эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью» [17, с. 107]. Проявление синдрома эмоционального выгорания в данном случае является своего рода психологической защитой от внешних раздражителей и проходит в форме частичного проявления эмоций или полного исключения эмоциональных реакций на стимуляторы, вызывающие психотравму [6].
В. В. Бойко связывает развитие синдрома эмоционального выгорания с непосредственным профессиональным окружением как защитного механизма психики, причинно-следственными связями социальной адаптации специалиста в коллективе, что может проявиться в поведенческой реакции на внешние раздражители и дезадаптацией в коллективе. Так же В. В. Бойко, выделяя деструктивные последствия данного феномена, подчеркивает, что эмоциональное выгорание является вырабатываемым личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на выборочное психотравмирующее воздействие. При этом выгорание рассматривается как приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения [5].
Ввиду того, как пишет В. В. Бойко, что на специалистах, работающих с людьми, лежит нравственная и юридическая ответственность, которая выступает как повышенное обязательство к выполнению функциональных обязательств и проведению необходимых деловых действий [5]. Добросовестное отношение специалиста к своей профессиональной деятельности, согласно мнения В. В. Бойко, может спровоцировать нервное перенапряжение и, как следствие, синдром выгорания. Этому же способствует и должностное положение специалистов, которые находятся под постоянным контролем вышестоящих организаций, социальных институтов и партнеров по коммерческим связям, которые требуют неукоснительного выполнения функций и проведения необходимых в производстве операций. И, как пишет В. В. Бойко, чем выше требования внутреннего (производственного) и внешнего (социального, партнерского) контроля над деятельностью специалиста, тем выше риск обострения развития синдрома выгорания.
По мнению Р. В. Босс и Р. Т. Голембиевского определение синдрома выгорания, как дисфункциональное состояние личности, развивающееся в процессе профессиональной деятельности, было дано П. Бриллом, который указывал на дисфорическое поведение специалиста, снижение его работоспособности ввиду отсутствия или недостаточности удовлетворенности от результатов работы и личностных ожиданий от деятельности [11]. При этом особо подчеркивается, что данный индивид имеет вполне хорошие показатели здоровья, без серьезных патологий, однако, синдром эмоционального выгорания указывает на «наличие дисфорических симптомов, характеризующих, прежде всего эмоциональную сферу» [10, с. 51]. Кроме того, авторами подчеркивается то, что синдром эмоционального выгорания может проявляться не только в профессиональной деятельности здоровых людей, также он может развиваться и у лиц, которые страдают психическими расстройствами.
Эту же точку зрения на понимание синдрома эмоционального выгорания раскрывает А. В. Стебловская. Так, анализируя работы А. М. Пайнс и Э. Аронсон, А. В. Стебловская отмечает более широкий подход исследователей к теоретическому пониманию синдрома эмоционального выгорания, который включает как психические, так и физические симптомы проявления [79]. Кроме того, исследователи, как пишет А. В. Стебловская, акцентируют внимание на том, что данный феномен не ограничивается социальными профессиями в системе «человек-человек», а может развиваться и в процессе жизнедеятельности человека. Также А. В. Стебловская описывает различие между физическим и эмоциональным выгоранием. В то время как физическое выгорание проявляется на уровне менее низкого энергетического показателя (бессонница, слабость, физический дискомфорт и психосоматические расстройства), то эмоциональное выгорание характеризуется чувством «беспомощности, безнадежности, которое в экстремальной степени может привести к эмоциональному взрыву» [79, с. 25]. То есть, развитие у личности негативных установок по отношению к собственной персоне и жизни в целом отображают проявление синдрома эмоционального выгорания. Из этого следует, что развитие синдрома эмоционального выгорания выходит за рамки профессиональной деятельности и может проявляться как на работе, так и в быту, вызывая физическое и психическое истощение индивида.
Эмоциональное выгорание, как процесс, рассматривается в работах Г. С. Корытовой, которая определяет его, с опорой на исследования К. Чернисс, как негативные изменения в поведении специалиста и его отклонения профессиональных установок в результате реакций на возникающие напряжения в процессе деятельности [30]. Как отмечает Г. С. Корытова, синдром эмоционального выгорания проходит определенные стадии развития: стрессовое состояние, порожденное несоответствием окружающего пространства и имеющимися ресурсами непродолжительное эмоциональное напряжение, переходящее в утомленность и истощение изменения в поведении, профессиональных установках, проявляющиеся в отрицательном отношении с клиентами, коллегами, профессиональным обязанностям и пр. Основными признаками данного типа эмоционального выгорания являются потеря психической энергии, состояние фрустрации. В результате у специалиста демонстрируются когнитивные, аффективные и поведенческие отрицательные нарушения, отсутствие внутренних механизмов позитивных психологических установок для преодоления негативного влияния внешнего окружения, неспособность нахождения адекватных способов саморегуляции.
Более широкий спектр прохождения процесса развития синдрома эмоционального выгорания предлагают М. Грабе, Л. Г. Лысюк, отмечая такие проявления, как активное включение специалиста в производственный процесс, переживание чувства востребованности, как работника, и отказ от личностных потребностей, ограничение внешних коммуникативных связей, результатом которого становятся такие показатели, как истощение, усталость, бессонницу, риск травматических ситуаций как на производстве, так и в быту. Далее в процесс развития синдрома эмоционального выгорания подключается апатия к участию в производственном процессе: отрицательные, циничные отношения в окружающими; потеря интереса к коммуникации в социуме; отклонения от профессиональных обязанностей и усиление «негативных эмоциональных реакций, которые принимают как стеническую, так и астеническую форму» [12, с. 31].
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕНЕДЖЕРА
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания и психологические причины, определяющие возникновение синдрома выгорания менеджера 11
1.2. Профилактика и коррекция эмоционального выгорания 32
1.3. Специфика развития синдрома выгорания у менеджера 41
1.4. Психологические особенности проявления синдрома выгорания менеджера в условиях коммерческой организации 52
Выводы по первой главе 64
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ МЕНЕДЖЕРА И ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
2.1. Организация экспериментального исследования 66
2.2. Исследование индивидуально-личностных факторов, ситуативных и профессиональных требований как группы факторов риска синдрома выгорания менеджера 74
2.3. Статистический анализ корреляционной зависимости между компонентами синдрома выгорания у менеджеров 86
2.4. Коррекционно-профилактическая программа предупреждения синдрома выгорания менеджера 90
2.5.Эффективность разработанной коррекционно-профилактической программы предупреждения синдрома выгорания менеджера 104
2.6. Обсуждение результатов исследования 111
2.7. Разработка рекомендаций 115
Выводы по второй главе 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127
ПРИЛОЖЕНИЯ 136
Введение:
Актуальность исследования. Содержательные и конструктивные изменения, которые происходят в российском обществе, обуславливают необходимость подготовки сотрудников коммерческих организаций новой формации. На современном этапе развития социально-экономических процессов в нашей стране выдвигаются особые требования к личности менеджеров: признается значимость высокого уровня профессионализма, а также уровня сформированности профессионального поведения, социально-психологической грамотности и профессиональной рефлексии. Деятельность менеджеров в современных компаниях, организациях характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, необходимостью быстрого реагирования на разного рода изменения, что предполагает принятие ответственных решений в ситуациях, связанных с неопределенностью и риском [11; 13; 22; 28]. Таким образом, она протекает в условиях постоянной нервно-психической напряженности, стресса и требует максимального привлечения способности к изменениям своих качеств и свойств личности. При этом, высокие профессиональные требования, уровень ответственности за результаты процесса трудовой деятельности, острое психоэмоциональное напряжение в работе приводят к эмоциональному выгоранию.
Синдром эмоционального выгорания как явление, оказывающее отрицательное воздействие на физическое и психическое здоровье профессионалов и их самочувствие, представляет несомненный интерес и для решения фундаментальной проблемы психологии, связанной с соотношением понятия «нормы» и «патологии». Исследование синдрома эмоционального выгорания и его предупреждение, в этом плане, важно для выявления механизмов адаптации личности к различным условиям среды, выявления источников формирования негативных процессов, возникающих у личности.
Методологическая база исследования: в основу исследования легли труды отечественных и зарубежных авторов, рассматривавших проблемы проявления, диагностики, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания личности В. А. Абрамова, Н. Е. Водопьяновой, М. Грабе, Г. С. Корытовой, Э. Нагоски, А. Неги, Г. А. Робертс и др.
Изучение содержания, структуры и методов диагностики синдрома эмоционального выгорания проводилось в работах зарубежных и отечественных ученых, среди которых следует отметить труды: Г. Фрейденбергера, Дж. Гринберга, М. Буриш, К. Маслач, С. Джексона, Б. Перлмана и Е. А. Хартмана и др. Вопросами, посвященными возникновению и профилактики синдрома эмоционального выгорания, занимались отечественные ученые: В. В. Бойко, М. В. Борисова, А. В. Емельяненкова, Н. Н. Сафукова, В. Е. Орел и др. Однако, в отечественной психологии проработке такого важного аспекта обозначенной проблемы, как исследование психологических условий предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджеров в условиях коммерческой организации значительного внимания не уделялось, что требует появления новых теоретических и эмпирических научных работ.
Несмотря на это, сохраняется актуальной потребность в поиске возможностей формирования внутренних условий, разработке и совершенствовании мероприятий, направленных на предупреждение синдрома выгорания в деятельности менеджера, работающего в крупной организации. Решение этой задачи возможно при определении содержательных характеристик синдрома эмоционального выгорания в деятельности менеджеров, работающих в крупных организациях, особенностей его проявления и протекания, что позволит расширить представление об этом феномене и считать данное исследование актуальным не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Проблемой эмоционального выгорания исследователи занимаются на протяжении последних тридцати лет. В рамках изучения синдрома эмоционального выгорания накоплен большой теоретический и эмпирический опыт как в зарубежной, так и в отечественной психологии [15; 26]. Но интерес к проблеме выгорания не ослабевает, т. к., с одной стороны, она имеет большое практическое влияние в контексте профессиональной деятельности и личностного благополучия. А с другой стороны – нет единого теоретического фундамента для объяснения этого феномена, который интегрировал бы данные разрозненных исследований в единую систему, что позволило бы более эффективно разрабатывать меры по предупреждению и преодолению последствий синдрома выгорания. Изучение феномена «эмоционального выгорания» как многокомпонентного синдрома, трудно переоценить. Распространение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной сфере постепенно приобретает все большие масштабы, что обусловливает рост интереса к данному феномену ученых. Как утверждает профессор социологии Гамбургского университета Торстен Хайнеманн и клинический психолог и психотерапевт Франкфуртского университета им. И. Ф. Гете Линда Хайнеманн, «несмотря на то, что выгорание является одной из наиболее широко обсуждаемых проблем психического здоровья в современном обществе, оно все еще оспаривается и официально не признано психическим расстройством в большинстве стран» [66, с. 48]. Несмотря на то, что в 2019 году Всемирная организация здравоохранения объявила выгорание феноменом профессиональной сферы [70], влияющим на состояние здоровья пациента, в 11 редакцию Международной классификации болезней (МКБ-11) выгорание классифицировано как синдром, но не заболевание. Тем не менее, выгорание измеримо подрывает работоспособность профессионалов и негативно влияет на эффективность всей компании.
Объект исследования – социально-психологические (поведенческие) проявления синдрома выгорания у менеджеров в условиях коммерческой организации.
Предмет исследования – индивидуально-личностные характеристики, компоненты в структуре личности менеджера и его мотивационно-ценностная сфера, требующие коррекционно-профилактического воздействия с целью недопущения возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания.
Цель исследования – разработка коррекционно-профилактической программы предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджеров в условиях коммерческой организации, на основе определения индивидуально-личностных характеристик, компонентов в структуре личности, искажение которых в процессе профессиональной деятельности отражает уровень развития синдрома выгорания менеджеров.
В соответствии с целью, объектом, предметом были сформулированы следующие задачи исследования:
1) провести анализ литературы по психологии и смежным областям, посвященным проблеме исследования. Подобрать и обосновать диагностические методики, отвечающих цели, задачам и предмету исследования.
2) исследовать индивидуально-личностные характеристики как компоненты в структуре личности, искажение которых в процессе профессиональной деятельности отражает уровень развития синдрома выгорания менеджеров в условиях коммерческой организации;
3) разработать и реализовать коррекционно-профилактическую программу предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджера, позволяющую создать среду, способствующую формированию психологических условий для снижения синдрома эмоционального выгорания;
4) выявить эффективность внедрения коррекционно-профилактической программы предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджеров;
5) разработать практические рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания у менеджеров в коммерческих организациях.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что существует ряд индивидуально-личностных факторов, компонентов в структуре личности, искажение которых оказывают влияние на эмоциональное выгорание менеджера в условиях коммерческой организации.
Предупреждение синдрома эмоционального выгорания менеджера будет результативным при:
— выявлении особенностей личности — компонентов в структуре личности, искажение которых в процессе профессиональной деятельности отражает уровень развития синдрома выгорания менеджера;
— использования ряда психологических методов, влияющих на развитие личностных факторов, выступающих психологическими условиями предупреждения синдрома эмоционального выгорания;
— реализации коррекционно-профилактической программы предупреждения синдрома эмоционального выгорания.
Методы исследования. В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ литературы по психологии и смежным областям, посвященным проблеме исследования.
В качестве эмпирических методов были использованы формирующий эксперимент, наблюдение, опрос.
Методики исследования:
1. Анкета «Осознанность синдрома эмоционального выгорания» (авторская анкета на определение осознанности респондентами синдрома выгорания).
2. «Опросник личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory) Э. Шостром (в адаптации Ю. Е. Алешиной и др.).
3. «Методика диагностики рефлексивности» (опросник, А. В. Карпов, В. В. Пономарева).
4. Опросник на выгорание Maslach Burnout Inventory (MBI)
(адаптация Н. Е. Водопьяновой).
Для обработки экспериментальных данных использовались методы анализа и интерпретации результатов: математико-статистические методы, включающие качественный анализ, сравнительный анализ двух переменных t-критерий Стьюдента, дисперсионный анализ (ANOVA), корреляционный анализ Пирсона.
Достоверность и надежность полученных данных обеспечивается комплексным применением различных методов исследования, использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии диагностических методик, взаимопроверкой результатов, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, значительным объемом и репрезентативностью выборки, практическим подтверждением основных положений исследования.
Экспериментальная база исследования: менеджеры по продажам промышленного вентиляционного оборудования Торгового дома VENTZ (г. Москва) и компании ООО «СВОК» (г. Чехов, Московская обл.). Общая величина выборки – 60 человек, из которых 20 являются женщинами, и 40 являются мужчинами.
Новизна исследования заключается в следующем: экспериментально выявлена, теоретически обоснована взаимосвязь индивидуально-личностных характеристик менеджеров в условиях коммерческой организации и синдрома эмоционального выгорания; определена структура синдрома эмоционального выгорания менеджеров как система фаз, комбинации симптомов и индивидуально-личностных характеристик, предопределяющих и сдерживающих его развитие; разработана и экспериментально апробирована коррекционно-профилактической программа предупреждения синдрома эмоционального выгорания.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы основные положения, касающиеся подходов отечественных и зарубежных исследователей к определению синдрома эмоционального выгорания, исходя из теоретического понимания синдрома выгорания менеджера, как симптомокомплекса, который включает изменения структуры личности, искажения профессиональной Я-концепции через фиксацию и генерализацию деструктивной установки, прежде всего необходимо исследовать те компоненты психологической структуры личности менеджера, которые чаще всего подвергаются искажающим воздействиям профессиональной деятельности. Для определения исследуемых компонентов проявления синдрома выгорания в структуре личности необходимо использовать психологическое понимание понятия структуры, которое определяется как взаимодействие реально существующего психического явления, взятого за целое (в частности, личность), и его подструктур, элементов и их всесторонних связей.
Практическая значимость исследования: выделенные психологические условия направлены на разработку мероприятий способствующих предупреждению синдрома эмоционального выгорания в деятельности менеджеров организации; разработанная коррекционно-профилактическая программа позволяет создавать среду внутри тренинговой группы, способствующую формированию психологических условий по предупреждению и устранению синдрома эмоционального выгорания; разработанная и апробированная программа с выделенными методами, средствами, принципами работы с людьми, позволит психологам-консультантам, руководителям коммерческих организаций решать задачи психологического сопровождения профессиональной деятельности менеджеров, а также проектировать и реализовывать программы индивидуального и группового развития менеджеров.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 96 источников.
Заключение:
В дипломной работе проведено теоретическое и экспериментальное исследование психологических условий для коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания менеджеров коммерческих организаций. Это проявилось в выяснении сущности синдрома выгорания менеджеров, определении особенностей их проявления и факторов развития, обосновании компонентов синдрома выгорания, а также психологических условий их коррекции и профилактики, экспериментальной апробации программы коррекции и профилактики указанного явления в условиях коммерческой организации.
1. Теоретический анализ и обобщение научных подходов к пониманию сущности синдрома выгорания личности в целом и менеджера коммерческой организации в частности позволяет утверждать, что он является сложным процессом поэтапного развития личности в пространстве и времени, обусловленный особенностями усвоения и осуществления профессиональной деятельности, своеобразием профессиональной ситуации и индивидуализацией процесса выполнения профессиональных функций. Осуществленный анализ и обобщение результатов научных исследований сущности феномена синдрома эмоционального выгорания, а также особенностей профессиональной деятельности менеджеров, дают основания понимать синдром выгорания как особое личностно-профессиональное явление, которое проявляется в изменении структуры личности менеджера под влиянием профессиональной деятельности, искривлении его профессиональной Я-концепции, представляя собой симптомокомплекс, включающий психоэмоциональное истощение, негативные установки по отношению к другим, уменьшение продуктивности и эффективности деятельности.
2. Синдром эмоционального выгорания проявляется на всех уровнях функционирования личностного и профессионального в Я-концепции менеджера. Выделены общие элементы, которые касаются симптоматологии, этиологии и области выгорания общепрофессионального, специально профессионального, профессионально-типологического и индивидуализированного типов, которые различаются по степени вовлеченности менеджера в профессиональную деятельность.
Развитие синдрома выгорания менеджера детерминировано совокупностью факторов, заложенных в содержании и структуре его профессиональной деятельности и профессиональном развитии: индивидуально-психологические особенности личности, особенности социально-профессиональной среды и исполнение профессиональной роли.
3. Учитывая сложность, разноуровневость развития синдрома эмоционального выгорания менеджера, его диагностика должна базироваться на двух методологических принципах: субъективном, заключающемся в изучении профессионального развития респондента на основе его самопознания, и объективном, что предполагает изучение признаков синдрома выгорания исследователем, выявление качественных изменений структуры личности по когнитивному, личностно-смысловому, регулятивному и рефлексивному компонентам.
4. По результатам экспериментального исследования определены компоненты структуры личности и уровни синдрома эмоционального выгорания менеджеров, которые проявляются на низком (начальном), среднем и высоком уровнях развитости, а именно: уровень сформированности системы знаний о сущности и последствиях синдрома эмоционального выгорания личности (когнитивный компонент); гармоничность Я-концепции личности (личностно-смысловой компонент); уровень отношения к собственному профессиональному будущему (рефлексивный компонент); уровень профессионального выгорания (регулятивный компонент). Выявление синдрома эмоционального выгорания менеджеров на среднем и высоком уровнях развития по соответствующим критериям обуславливает необходимость определения, обоснования и реализации психологических условий их коррекции и профилактики.
5. Психологическими условиями, обеспечивающими успешную коррекцию и профилактику синдрома эмоционального выгорания менеджеров коммерческих организаций определены: 1) осознание сущности профессионального выгорания специалиста, методов его самодиагностики, успешной профилактики и коррекции через внедрение специальных программ в производственной сфере; 2) гармонизация профессиональной Я-концепции менеджеров, определяющая содержание их профессионального развития, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональное сообщество путем нивелирования деструктивной установки; 3) активизация механизмов профессиональной самоорганизации менеджеров благодаря созданию рефлексивной образовательно-профессиональной среды в коммерческой организации.
6. Экспериментальная проверка эффективности определенных психологических условий коррекции и профилактики синдрома выгорания менеджеров осуществлена через внедрение программы, что отражает общие и специфические принципы реализации с указанием форм и методов работы. Эффективность коррекции и профилактики развития синдрома эмоционального выгорания менеджеров определяется: 1) гармонизацией профессиональной Я-концепции менеджера, характеризующейся положительной мотивацией профессионального развития и гуманистической направленностью ценностных ориентаций; 2) сформированностью системы знаний по сущности и последствиям эмоционального выгорания личности; 3) снижением уровня профессионального выгорания в системе психологической защиты; 4) повышением уровня рефлексивности менеджеров и их ответственным отношением к собственному профессиональному будущему.
Положительная динамика уровней развития всех выделенных компонентов структуры личности по результатам апробации коррекционно-профилактической программы преодоления развития синдрома эмоционального выгорания менеджеров свидетельствует об эффективности и целесообразности внедрения в производственный процесс коммерческих организаций определенных психологических условий.
Таким образом, результаты проведенного исследования выдвинутую гипотезу о том, что существует ряд индивидуально-личностных факторов, искажение которых оказывают влияние на эмоциональное выгорание менеджера в условиях коммерческой организации, а предупреждение синдрома эмоционального выгорания менеджера будет результативным при создании специальных психологических условий по предупреждению и устранению синдрома эмоционального выгорания доказана. Поставленная цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Данное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы предупреждения синдрома выгорания менеджеров. Дальнейшей теоретической и эмпирической проработки требуют вопросы поиска новых подходов и методов психологической диагностики синдрома профессионального выгорания специалистов различных сфер производства, исследования условий эффективной психопрофилактики негативных личностных и профессиональных новообразований, возникающих при длительном выполнении профессиональных функций.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕНЕДЖЕРА
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания и психологические причины, определяющие возникновение синдрома выгорания менеджера
Человек большую часть жизни занимается трудовой, в частности профессиональной деятельностью. Особенности и условия этой деятельности являются важным фактором развития его личности. Последнее время во многих публикациях указывается на то, что очень распространенной профессиональной деформацией для представителей многих профессий типа «человек-человек» является такое явление, как эмоциональное выгорание [74; 76; 77].
Эмоциональное выгорание – один из новейших, рассмотренных в психологической литературе механизмов защиты, поэтому его определение является несколько размытым. Синдром «эмоционального выгорания» можно рассматривать как «полисистемный детерминированный симптомокомплекс, связанный с рядом изменений в поведении, определенными копинг-стратегиями и защитными механизмами, искажением процесса самоактуализации и развития личности» [3, с. 61].
Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) впервые был введен американским психиатром Гербертом Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как «состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности» [43, с. 92]. Исследователь наблюдал у работников психиатрических учреждений умственное и эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности, которые сопровождались рядом симптомов в физической и интеллектуальной сферах. Для обозначения данного состояния им был введен специальный термин «burnout» (сгорание, выгорание). Это понятие раскрывалось им как состояние здоровых людей, которые в силу своей профессиональной деятельности при оказании профессиональной помощи находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере.
Автором данное состояние было определено как истощение, износ человека, происходящий вследствие резко завышенных требований к собственным психологическим ресурсам. Данные показатели легли в основу дальнейших определения психических явлений подобного рода. К 1982 году в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячей статей, описывающих разные аспекты синдрома «выгорания», проявляющегося в разных сферах профессиональной деятельности. Представленные в них материалы носили главным образом описательный характер, которые в основном содержали идеи и предположения о различных причинах «выгорания» и работе по его устранению.
Рассматривая феномен эмоционального выгорания Т. В. Рябова отмечает, что социальный психолог К. Маслач опубликовала ряд работ, в которых приводились результаты исследования условий, помогающих справляться с эмоциональным возбуждением на работе специалистам в различных сферах профессиональной деятельности. Автором изучался процесс потери интереса к профессиональной деятельности и причины проявления негуманного отношения к клиентам. В результате было обнаружено, что «эмоциональное возбуждение оказывает влияние на профессиональную идентификацию и поведение индивида на работе» [63, с. 78]. В 80-е годы появились попытки экспериментального исследования синдрома выгорания. Издание в 1986 году опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI), позволившего стандартизировать проводимые исследования, изучение проблемы эмоционального выгорания приобрело на Западе массовый характер.
Однако теоретическое обеспечение этих исследований было еще очень слабым. Часто не обнаруживалось концептуальной модели выгорания, на основании которой выдвигались и проверялись гипотезы. Все это привело к проблемам вариативности интерпретации получаемых результатов и самого термина «burnout» [70].
Следует отметить, что одни ученые представляют достаточно расширенное толкование эмоционального выгорания, которое усложняет его понимание как отдельного феномена, а его полипредметное категориальное поле достаточно сложно отличить от подобного для других психических явлений. Другие эксперты отмечают достаточно узкое толкование эмоционального выгорания. Отметим, что отличаются определение эмоционального выгорания преимущественно по количеству задействованных в данном процессе сфер личности и факторами, которые влияют на его возникновение и развитие.
В истории познания эмоционального выгорания можно условно выделить три этапа: на первом этапе ученые отождествляли эмоциональное выгорание с понятием стресса, считая его результатом рабочего стресса; второй – системный этап, когда эмоциональное выгорание получило описание в виде системного конструкта в единстве статичного и динамического аспектов, критериев их определения; третий – гуманистический, рассматривает эмоциональное выгорание как комплекс специфических переживаний и видит в нем конструктивные возможности для самоактуализации специалиста.
Теоретический анализ исследований по проблеме позволил заявить, что в зарубежной психологической литературе имеется два концептуальных представления о синдроме эмоционального выгорания и его симптоматике — результативный и процессуальный.
Наиболее традиционным и часто употребляемым является определение выгорания, данное К. Маслач и С. Джексон, которые определили выгорание как «синдром физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося у представителей социальных профессий» [97, с. 162]. В качестве основной причины возникновения синдрома выгорания было названо несоответствие требованиям внешней среды внутренних условий (ресурсов) специалиста. Согласно точке зрения авторов, синдром включает в себя три составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. При этом под эмоциональным истощением понимается чувство эмоционального опустошения, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, усталости, вызванное собственной работой. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.
Рассматривая выгорание как синдром, большинство авторов подчеркивают, что его симптомы в качестве отдельных элементов могут существовать и в других состояниях. Но, только объединяясь вместе, они образуют синдром выгорания.
Выделенные К. Маслач и С. Джексон три компонента выгорания отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это очевидно на примере рассмотрения второго компонента выгорания, а именно деперсонализации, нередко «отражающей состояние сферы социального обслуживания людей и оказание им помощи» [43, с. 96].
В. А. Абрамов, А. И. Алексейчук и И. С. Алексейчук определяют эмоциональное выгорание как «психическое явление негативного характера, которое вызывает эмоциональное истощение. Другими словами, данное явление возникает в те моменты, когда человек на протяжении длительного времени тратит свою эмоциональную энергию и при этом не имеет времени и возможности для того чтобы ее заполнить [1].
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Теоретические и методологические аспекты синдрома эмоционального выгорания
менеджера. 9
1.1. Профилактика
и коррекция эмоционального выгорания. 9
1.2 Понятие синдрома
эмоционального выгорания и психологические причины, определяющие возникновение
синдрома выгорания менеджера. 17
1.3 Специфика развития синдрома
выгорания у менеджера. 39
1.4 Психологические особенности
проявления синдрома выгорания менеджера в условиях коммерческой организации 50
Введение:
Актуальность исследования. Содержательные
и конструктивные изменения, которые происходят в российском обществе,
обуславливают необходимость подготовки сотрудников коммерческих организаций
новой формации. На современном этапе развития социально-экономических процессов
в нашей стране выдвигаются особые требования к личности менеджеров: признается
значимость высокого уровня профессионализма, а также уровня сформированности
профессионального поведения, социально-психологической грамотности и
профессиональной рефлексии. Деятельность менеджеров в современных компаниях,
организациях характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной
сложностью, необходимостью быстрого реагирования на разного рода изменения, что
предполагает принятие ответственных решений в ситуациях, связанных с
неопределенностью и риском [10; 12; 21; 25]. Таким образом, она протекает в
условиях постоянной нервно-психической напряженности, стресса и требует
максимального привлечения способности к изменениям своих качеств и свойств личности.
При этом, высокие профессиональные требования и уровень ответственности за
результаты процесса трудовой деятельности, острое психоэмоциональное напряжение
в работе приводят к эмоциональному выгоранию.
Синдром эмоционального выгорания
как явление, оказывающее отрицательное воздействие на физическое и психическое
здоровье профессионалов и их самочувствие, представляет несомненный интерес и
для решения фундаментальной проблемы психологии, связанной с соотношением
понятия «нормы» и «патологии». Исследование синдрома эмоционального выгорания и
его предупреждение, в этом плане, важно для выявления механизмов адаптации
личности к различным условиям среды, выявления источников формирования
негативных процессов, возникающих у личности.
Проблемой эмоционального
выгорания исследователи занимаются на протяжении последних тридцати лет. В
рамках изучения синдрома эмоционального выгорания накоплен большой
теоретический и эмпирический опыт как в зарубежной, так и в отечественной
психологии [14; 23]. Но интерес к проблеме выгорания не ослабевает, т. к., с
одной стороны, она имеет большое практическое влияние в контексте
профессиональной деятельности и личностного благополучия. А с другой стороны –
нет единого теоретического фундамента для объяснения этого феномена, который
интегрировал бы данные разрозненных исследований в единую систему, что
позволило бы более эффективно разрабатывать меры по предупреждению и
преодолению последствий синдрома выгорания. Изучение феномена «эмоционального
выгорания» как многокомпонентного синдрома, трудно переоценить. Распространение
синдрома эмоционального выгорания в профессиональной сфере постепенно
приобретает все большие масштабы, что обусловливает рост интереса к данному
феномену ученых. Как утверждает профессор социологии Гамбургского университета
Торстен Хайнеманн и клинический психолог и психотерапевт Франкфуртского
университета им. И. Ф. Гёте Линда Хайнеманн «… несмотря на то, что выгорание
является одной из наиболее широко обсуждаемых проблем психического здоровья в
современном обществе, оно всё ещё оспаривается и официально не признано
психическим расстройством в большинстве стран» [с. 48, 58]. Несмотря на то, что
в 2019 году Всемирная организация здравоохранения объявила выгорание феноменом
профессиональной сферы [63], влияющим на состояние здоровья пациента, в 11
редакцию Международной классификации болезней (МКБ-11) выгорание
классифицировано как синдром, но не заболевание. Тем не менее, выгорание
измеримо подрывает работоспособность профессионалов и негативно влияет на
эффективность всей компании.
Изучение содержания, структуры и методов
диагностики синдрома эмоционального выгорания проводилось в работах зарубежных
и отечественных ученых, среди которых следует отметить труды: Г.
Фрейденбергера, Дж. Гринберга, М. Буриш, К. Маслач, С.Джексона, Б. Перлмана и
Е. А. Хартман и др. Вопросами, посвященными возникновению и профилактики
синдрома эмоционального выгорания, занимались отечественные ученые: В.В. Бойко,
М.В. Борисова, А.В. Емельяненкова, Н. Н. Сафукова, В. Е. Орел и др. Однако, в
отечественной психологии проработке такого важного аспекта обозначенной
проблемы, как исследование психологических условий предупреждения синдрома
эмоционального выгорания менеджеров в условиях коммерческой организации
значительного внимания не уделялось, что требует появления новых теоретических
и эмпирических научных работ. Отечественными и зарубежными учеными
исследовались вопросы, связанные с предупреждением и коррекцией синдрома
эмоционального выгорания (М.А. Гавриленко, Г.А. Зарипов, М. Rowe, Т. Kurhnir,
V. Milbauer и многие другие). Несмотря на это, сохраняется актуальной
потребность в поиске возможностей формирования внутренних условий, разработке и
совершенствовании мероприятий, направленных на предупреждение синдрома
выгорания в деятельности менеджера, работающего в крупной организации. Решение
этой задачи возможно при определении содержательных характеристик синдрома
эмоционального выгорания в деятельности менеджеров, работающих в крупных
организациях, особенностей его проявления и протекания, что позволит расширить
представление об этом феномене и считать данное исследование актуальным не
только в теоретическом, но и в практическом плане.
Цель
исследования — разработка коррекционно-профилактической
программы
предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджера на основе выделенных
индивидуально-личностных характеристик, ситуативных и профессиональных
требований как группы факторов риска синдрома выгорания менеджера.
Объект
исследования — психологические условия предупреждения синдрома выгорания менеджера.
Предмет
исследования — особенности индивидуально-личностных характеристик менеджера и его
мотивационно-ценностной сферы с уровнем и отдельными признаками эмоционального
выгорания.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что
существует ряд индивидуально — личностных факторов, ситуативных и
профессиональных требований, которые оказывают влияние на эмоциональное
выгорание менеджера в условиях коммерческой организации.
Предупреждение синдрома эмоционального
выгорания менеджера будет результативным при:
— выявлении особенностей личности
(индивидуально-личностных характеристик), нарушения его самооценки, конфликтные
(стрессовые) образования мотивационно-ценностной сферы;
—
использования ряда психологических методов, влияющих на развитие личностных
факторов, выступающих психологическими условиями предупреждения синдрома
эмоционального выгорания; — реализации коррекционно-профилактической
программы предупреждения синдрома эмоционального выгорания.
В соответствии с целью, объектом, предметом и
гипотезой были сформулированы следующие задачи
исследования:
1) провести анализ литературы по психологии и смежным
областям, посвященным проблеме исследования. Сформировать батарею методик,
отвечающих цели, задачам и предмету исследования.
2) исследовать индивидуально-личностные характеристики,
чтобы выявить выраженность и провоцирующие факторы развития синдрома эмоционального
выгорания у менеджеров в условиях коммерческой организации;
3) выявить и систематизировать факторы, позволяющие
предупредить развитие синдрома эмоционального выгорания менеджера;
4) разработать и реализовать
коррекционно-профилактическую программу предупреждения синдрома эмоционального
выгорания менеджера, позволяющую создать среду, способствующую формированию
психологических условий для снижения синдрома эмоционального выгорания;
5) доказать эффективность используемых системы методов,
средств предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджеров.
Методологическую
основу исследования составили: общенаучный методологический принцип
системности анализа исследуемых явлений (Б.Ф. Ломов); основополагающие принципы
психологии: детерминизма, активности, развития, единства сознания и
деятельности (C.JI. Рубинштейн, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьев); целостного
развития личности (Б.Г. Ананьева); концепция субъектной активности человека
(А.В. Брушлинский, A.К. Осницкий, В.А. Петровский); основные теоретические
концепции психических состояний и их исследования в трудовой деятельности (В.А.
Бодров, Л.В. Куликов, Н.В. Ливитов, В.И. Панов, А.О. Прохоров); основные
принципы экспериментальной психологии и психодиагностики (А. Анастази, Л.Ф.
Бурлачук, В.Н. Дружинин); решению теоретико-прикладных задач способствовали:
концептуальные положения о ценностно-смысловой ориентации (Д.А. Леонтьев);
концептуальные положения о произвольной саморегуляции (О.А. Конопкин, Д.А.
Леонтьев) и саморегуляции эмоциональных состояний (И.Х. Мирзиев, В.И. Панов,
А.О. Прохоров), а также базовые подходы к изучению синдрома психического
выгорания (С. Maslach, A. Pines, B.В. Бойко, В.Б. Орел, А.А. Рукавишников и
др.).
Методы
исследования. В работе были использованы теоретические и эмпирические методы
исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ литературы по
психологии и смежным областям, посвященным проблеме исследования. В качестве эмпирических методов были
использованы формирующий эксперимент, наблюдение, опрос.
Методики исследования:
1. Методика «Самооценка
психической устойчивости в межличностных отношениях» (М.В. Секач, В.Ф.
Перевалов, Л.Г. Лаптев);
2. Методика на основе
модели К. Маслач и С. Джексон опросник «Профессиональное выгорание» (ПВ);
3. Методика «Диагностика эмоционального
выгорания личности» (В.В.
Бойко) [26]. Для
обработки экспериментальных данных использовались методы анализа и
интерпретации результатов: математико-статистические методы, включающие
качественный анализ, корреляционный метод Р. Фишера, сравнительный анализ двух
переменных Т- критерий Стьюдента.
Достоверность и надежность полученных данных
обеспечивается комплексным применением различных методов исследования,
использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии
диагностических методик, взаимопроверкой результатов, корректной организацией
опытно-экспериментальной работы, значительным объемом и репрезентативностью
выборки, практическим подтверждением основных положений исследования.
Новизна
исследования заключается в следующем: экспериментально выявлена, теоретически
обоснована взаимосвязь индивидуально-личностных характеристик менеджеров в
условиях коммерческой организации и синдрома эмоционального выгорания;
определена структура синдрома эмоционального выгорания менеджеров как система
фаз, комбинации симптомов и индивидуально-личностных характеристик,
предопределяющих и сдерживающих его развитие; разработана и экспериментально
апробирована коррекционно-профилактической
программа
предупреждения синдрома эмоционального выгорания.
Теоретическая
значимость исследования заключается в том, что обоснованы основные положения,
касающиеся подходов отечественных и зарубежных
исследователей к определению синдрома эмоционального выгорания, его основных
причин возникновения, условий развития и особенностей протекания работников
разных сфер профессиональной деятельности, уточнено понятие синдрома
эмоционального выгорания; разработана коррекционно-профилактическая программа
предупреждения синдрома эмоционального выгорания у менеджеров, способствующая
формированию психологических условий снижения синдрома эмоционального
выгорания; обоснованы основные принципы реализации программы, направленной на
формирование значимых личностных образований, определяющих психологические
условия снижения синдрома эмоционального выгорания; подобраны и обоснованы
основные методы, средства и формы организации тренинговой деятельности по
предупреждению синдрома эмоционального выгорания у менеджеров.
Практическая
значимость исследования: выделенные психологические условия направлены на
разработку мероприятий способствующих предупреждению синдрома эмоционального
выгорания в деятельности менеджеров организации; разработанная
коррекционно-профилактическая программа позволяет создавать среду внутри тренинговой
группы, способствующую формированию психологических условий по предупреждению и
устранению синдрома эмоционального выгорания; разработанная и апробированная
программа с выделенными методами, средствами, принципами работы с людьми,
позволит психологам — консультантам решать задачи психологического
сопровождения профессиональной деятельности менеджеров, а также проектировать и
реализовывать программы индивидуального и группового развития менеджеров.
Эмпирическая база исследования: менеджеры по продажам промышленного
вентиляционного оборудования Торгового дома VENTZ. Торговый дом VENTZ – это российский
производитель промышленного вентиляционного оборудования. Компания учреждена в
2016 году специалистами, имеющими многолетний опыт работы в ведущих российских
фирмах-изготовителях вентиляторов и климатического оборудования. Общая величина выборки — 50 человек, из которых 20 являются женщинами, и 30 являются
мужчинами.
Структура магистерской диссертации: введение,
две главы, заключение, список использованной литературы из 88 источников.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические и методологические аспекты синдрома эмоционального выгорания
менеджера
1.1. Профилактика
и коррекция эмоционального выгорания
Профилактические и коррекционные меры при синдроме
эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного
синдрома, может быть использовано и при его лечении и профилактике.
Профилактические, коррекционные, лечебные и
реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора:
снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание
баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением [с.112, 33].
При появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у менеджера
необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный
уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный
уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).
Действия, которые направлены на то, чтобы одолеть синдром
выгорания, предполагают, как самопомощь, так и внешнее оказание
профессиональной помощи. В первом случае «выгорающим» менеджерам нужно
научиться осознавать симптомы психологического стресса и управлять им, овладеть
широким спектром приемов саморегуляции и преодоления первых симптомов
проявления стресса на работе. Если же такая помощь самому себе окажется
недостаточной, потребуется и профессиональная — для профилактики и преодоления
синдрома выгорания.
С целью профилактики эмоционального
выгорания необходимо осуществлять мероприятия, которые помогут уменьшить
действие основных факторов, которые вызывают выгорание: хронически напряженная
психоэмоциональная деятельность; постоянные противоречия в стратегическом и
тактическом руководстве; чрезмерные требования к работникам; отсутствие
объективных критериев для оценки результатов