Платная доработка на тему Психологические трудности в старте и развитии практики у начинающихпсихологов: причины и пути преодоления.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 9
1.1 Понятие практики начинающего психолога 9
1.2 Причины трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 13
1.3 Влияние личностных качеств на развитии практики у начинающих психологов 17
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Организация эмпирического исследования психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 31
2.1 Организации исследования 31
2.2 Описание выборки 33
Выводы по 2 главе 35
Глава 3. Анализ и обобщение результатов исследования психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов, разработка программы 37
3.1 Анализ результатов исследования 37
3.2 Интерпретация результатов исследования 43
Выводы по 3 главе 54
Глава 4. Программа, направленная на преодоление трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 56
4.1 Общая характеристика программы 56
4.2 Содержание программы 57
Выводы по 4 главе 63
Заключение 64
Выводы 64
Рекомендации по конкретному использованию результатов НИР 67
Список сокращений и условных обозначений……………………………….68
Словарь терминов………………………………………………………………69
Список литературы 70
Приложения 76
Введение:
Проблема исследования. Существует ли связь между личностными особенностями, самоотношением и предпринимательскими способностями начинающих психологов и трудностями характерными для первых этапов профессионального развития? Представляется важным рассмотреть конкретные трудности, с которыми сталкивается каждый начинающий специалист на личном примере и опыте первых шагов коллег. Важно эти трудности осознать и оценить, это даст шанс молодому психологу справляться с ними по мере появления.
Современное состояние проблемы. Согласно некоторым исследованиям, становление профессиональной идентичности консультанта и психотерапевта представляет собой сложный, многообразный процесс, имеющий свою специфику, определяемую первыми шагами молодого специалиста. Разные авторы выделяют различное количество этапов становления мастерства психолога. Каждый из них имеет свои трудности.
Актуальность и новизна темы. Устойчиво возрастающий интерес к психологии, её теории и, ещё в большей степени, к практике – уже давно отмеченная общемировая тенденция. Об объективных и субъективных причинах этого написаны тома. Соответственно, не просто быстро, а с ускорением растёт и востребованность в психологах и их работе буквально во всех сферах жизнедеятельности человека: кроме собственно медицины, это политика, торговля, управление (менеджмент), армия и так далее. При этом, однако, вопрос психологических особенностей и мотивации тех, кто выбирает профессию психолога, изучен пока явно недостаточно.
И по итогу зачастую мы видим парадоксальную картину: человек сам, по своей воле выбрал востребованную и неплохо оплачиваемую профессию. Сам или с помощью родителей заплатил неплохие же деньги за обучение. И – не работает по специальности. Или работает далеко не в полную силу, ведёт двух-трёх клиентов, чему соответствует две-три консультации в неделю. Почему? В этой работе попробуем ответить на один из важнейших вопросов, возникающих в связи с этим парадоксом: кому тяжелее всего даётся вхождение в профессию психолога, человеку с каким психологическим портретом нужно заранее приготовиться к трудностям при выборе этой профессии.
База исследования: АООВО «Восточно-европейский институт психоанализа».
Структура выборки: мужчины и женщины среднего возраста (от 21 до 43 лет) с психологическим образованием, работающие в различных организациях Санкт-Петербурга, а также занимающиеся частной практикой в количестве 30 человек.
Объект исследования — люди, получившие психологическое образование и испытывающие трудности с его реализацией, то есть с началом работы практикующим психологом.
Предмет исследования — причины, по которым людям с определенным психосоциальным типом после получения психологического образования тяжело начать практическую работу.
Цель исследования: выявить наличие и проанализировать характер взаимосвязи между личностными особенностями, самоотношением и предпринимательскими способностями с точки зрения возникновения психологических трудностей в старте и развитии практики.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов. 2. Разработать процесс организации эмпирического исследования психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов.
3. Провести анализ и обобщение результатов исследования психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов, разработка программы.
4. Представить программу, направленную на преодоление трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов.
Гипотеза исследования существует связь между началом старта и развитием практики у начинающих психологов, и их личностными особенностями, самоотношением и предпринимательскими способностями.
Научная новизна исследования обусловлено тем фактом, что исследования личностных особенностей, самоотношения и предпринимательских способностей у начинающих психологов не проводилось с точки зрения возникновения психологических трудностей в старте и развитии практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов для проведения дальнейших исследований по отдельным вопросам настоящего исследования.
Практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов, направленная на развитие личностных особенности, самоотношения и предпринимательских способностей у начинающих психологов.
Методологическая основа исследования. В соответствии с задачами исследования, в его теоретической части была обоснована методологическая возможность выявления и прогнозирования стратегии поведения каждого конкретного психолога в старте и развитии его практики. Методологическую основу работы составили описания важнейших личностных особенности, самоотношения и предпринимательских способностей у начинающих психологов.
Методы психологического исследования:
Организационные методы исследования: сравнительный метод.
Эмпирические методы исследования: психодиагностический метод.
Методы обработки данных: методы математикостатистической обработки данных.
Интерпретационные методы: структурный.
Стандартизированные психодиагностические методики.
1. Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная В. В. Столиным и С. Р. Пантилеевым, которая позволяет определить, как человек воспринимает и оценивает сам себя.
2. Тест на предпринимательские способности, в рамках поставленных задач он кажется нам вполне уместным. Возможно, начинающий психолог и хочет иметь в разы больше клиентов, чем у него есть, и профессионально состоятелен, т.е. способен им реально помочь, но он элементарно не умеет их находить.
3. Фрайбургский многофакторный личностный опросник (FPI), который с начала 80-х гг. используется во всём мире. Он позволяет оценить личность опрашиваемого, условно-математически говоря, в 12-мерном психологическом пространстве, т.е. по 12 параметрам сразу: невротичность, спонтанную агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивную агрессивность, застенчивость, открытость, эмоциональную лабильность, соотношения маскулинность/феминность и экстраверсия/интроверсия.
4. экспресс-диагностика невроза (ЭДН) (К.Хек и Х.Хесс) — данная методика позволяет быстро определить наличие неврозоподобного состояния.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выявлена статистически значимая прямая корреляция между спонтанной агрессивностью и предпринимательскими способностями, между реактивной агрессивностью и предпринимательскими способностями и между застенчивостью и предпринимательскими способностями.
2. Существует взаимосвязь между самоуверенностью и предпринимательскими способностями, а также между саморуководством и предпринимательскими способностями и между самопривязанностью и предпринимательскими способностями.
3. Существует статистически значимые показатели в общительности, уравновешенности, застенчивости, открытости, экстравертированности.
4. Дополнительное развитие общительности, уравновешенности, открытости экстравертированности и дополнительное снижение застенчивости приведет к статистически значимому увеличению эффективности практической деятельности психолога.
Степень достоверности обеспечивается достаточной выборкой испытуемых, методами исследования, адекватными поставленным цели и задачам работы, точностью использования статистических методов анализа данных экспериментального исследования.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и четырех приложений. Объем диссертации составляет 75 страниц. Работа содержит 7 рисунков, 14 таблиц. Список использованных источников включает 54 наименования.
Заключение:
Практическая составляющая деятельности консультанта является разнообразной. Все направления при этом нуждаются как в конкретных специальных познаниях, так и в специальном основном развитии, а кроме этого, в индивидуальных особенностях. Является очевидным то, что деятельность психолога-консультанта во все времена востребована в результате того, что также, как и иные отрасли деятельности является вариантом общения с людьми, развитием межличностного взаимодействия.
Проблематика уровня профессиональной работы, а также профессионального продукта в деятельности консультанта получает в настоящее время комплексный показатель на основании того, что это относится к вопросам подготовки психологов, последующей аттестации, а также сертификации. Устранение проблематики уровня профессиональной работы, а также профессионального результата в определенной степени находится в зависимости от уровня исследования методологических проблемных зон. На данный момент времени существует довольно большой пласт практического материала в данном направлении, который дает основания для того, чтобы при помощи общих усилий разработать единый документ, который поддержит профессиональное сообщество, на основании которого будут представлены главные показатели качества деятельности и продуктов практического психолога.
В вопросах развития личности практического психолога субъектный, а также морально-нравственный показатель обладают большим значением. Сформированные субъектные показатели имеют проявления в творческой нацеленности жизнедеятельности, которая обладает определенными характеристиками самоотношения. Специальность, которую воспринимают в качестве варианта бытия, помогает высокой жизнедеятельности, которая состоит из творческого процесса самореализации в вопросах профессии, а также карьеры.
Становление профессионального психолога предопределяет то, что его личностные характеристики будут все больше и больше соответствовать профессиональным. При этом психологам, у которых высокий показатель профессиональной идентичности, присущи такие показатели как высокая способность к саморегуляции, спокойствие, чувствительность и смелость в социальном взаимодействии, доверие к себе во время выполнения работы. Психологи, у которых пониженный показатель профессиональной идентичности имеют высокую тревожность, напряженность, а кроме этого, робость во время различных социальных контактах. Психологи, у которых средний показатель идентичности будут иметь промежуточное значение. Они способны контролировать собственное эмоциональное состояние, но у них недостаточно коммуникативных навыков, которые нужны для уверенного поведения, устойчивой мотивации к достижению целей, доверия к себе как профессионалу.
Процесс консультирования нуждается в наиболее глубоком индивидуальном включении относительно вопросов профессионального взаимодействия, присутствия высокого уровня собственной мотивации относительно морального поведения.
Нужно предопределять определенные, адаптированные для учебного процесса, типы, а также варианты работы практического психолога. Данные варианты могут быть в форме теоретических моделей, совместно с процессом обучения определенным операциям, либо на основании принципа «выполняй, как я». Следовательно, нужно формировать в учебном процессе условия, на основании которых появляются, развиваются, закрепляются нужные профессиональные качества, умения, познания. Полученные во время учебы обязательные компетенции можно трансформировать в профессиональную работу.
в ходе проведенного эмпирического исследования был выявлен ряд индивидуально-личностных особенностей, которые связаны с началом и последующим развитием практики психологов.
1. Так во время проведения исследования была выявлена статистически значимая прямая корреляция между спонтанной агрессивностью, реактивной агрессивностью и застенчивостью, и предпринимательскими способностями и как результат можно сделать вывод о том, что чем выше уровень спонтанной агрессивности, реактивной агрессивности и застенчивости тем сложнее будет происходить развитие предпринимательских способностей у психологов.
2. Далее была выявлена статистически значимая прямая корреляция между самоуверенностью, саморуководством и самопривязанностью и предпринимательскими способностями и как результат можно сделать вывод о том, что чем выше самоуверенностью, саморуководством и самопривязанностью тем сложнее будет происходить развитие предпринимательских способностей у психологов.
3. При статистическом анализе личностных качеств респондентов, не работающих с клиентами и работающих с клиентами, были выявлены статистически значимые показатели в общительности, уравновешенности, застенчивости, открытости, экстравертированности. Таким образом, можно утверждать о том, что дополнительное развитие общительности, уравновешенности, открытости экстравертированности и дополнительное снижение застенчивости приведет к статистически значимому увеличению эффективности практической деятельности психолога.
4. При статистическом анализе самоотношения респондентов, не работающих с клиентами и работающих с клиентами, были выявлены статистически значимые показатели в самоуверенности, самопринятии, самообвинении. Таким образом, можно утверждать о том, что дополнительное развитие самомнения, самоуверенности, самопринятия и снижение уровня самообвинения приводит к статистически значимому увеличению эффективности практической деятельности психолога.
На основании анализа полученных данных была разработана программа путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов
1.1 Понятие практики начинающего психолога
В качестве практической психологии можно определить прикладное направление работы психолога, которое нацелено на предоставление профессиональной помощи тому, у кого существуют некоторые трудности в определенной жизненной ситуации, во время разрешения затруднительной ситуации, в рамках которой психологический компонент — это условие необходимое для получения определенного конструктивного итога.
В качестве предмета деятельности психолога-практика выступают психологические компоненты индивида, которые появляются, развиваются, а также проявляются в определенных условиях исходя из их особенностей. Имплицитно, это запрос, который предопределяет заказчик.
Специфика данной работы состоит в том, что специалисты данного профиля применяют личностный профессиональный потенциал не в вопросах разрешения целей психологии в качестве сферы познаний, а в разрешении определенных практических задач, которые предопределяет человек / группа лиц, которым нужна помощь психолога-практика.
Если проводить сравнение с иными направлениями психологии, то в данном случае активность психолога будет направлена не на предопределение новейших познаний, новейших технологий, а на деятельность в области психологического содержания потребностей заказчика, на результате действий, которые осуществляются в сторону определенного заказчиком предмета. Уровень профессиональной подготовки психолога, который будет актуализирован на обращение к определенному внутреннему ресурсу личности будет иметь проявление в варианте взаимодействия с тем, кому нужна помощь. Действенность данной работы будет предопределяться уровнем соответствия полученных итогов с содержанием запроса, определенными задачами, которые определяются совместно с заказчиком.
В качестве следующей особенности стоит указать то, что психолог будет воплощать личностную профессиональную компетентность в рамках таких ограничений, которые предопределены особенностями отрасли, в которой она будет исполняться. При этом нельзя игнорировать данные требования, предопределенные «границы», характерные условия относительно проявления определенных возможностей относительно самореализации личности и так далее.
Итог деятельности психолога-практика, это получение поставленных целей, при помощи разрешения определенных задач, которые прописаны в запросе обратившегося человека, в варианте трансформации психологических ресурсов клиента, в скорости разрешения предопределенных задач, в определении эффективности работы психолога с заказчиком и так далее.
Нужно, кроме этого, более подробно рассмотреть ряд показателей профессионализма.
Конфиденциальность является обязательством относительно не распространения данных относительно обратившегося клиенте [24, с. 49], помогает установлению доверительных отношений между психологом и клиентом. При этом психолог имеет возможности для применения информации относительно клиента, но только в тех объемах, в которых это необходимо для профессиональной работы с заказчиком.
Образование у психолога должно быть образование в сфере психологии, личностного развития, а также консультирования [15, c. 21].
Трехступенчатый вариант обучения, а также сертификации психолога-практика состоит из: теоретико-практического блока обучение; индивидуальной терапии с последующим заключением которое делает консультант; супервизия.
Стоит отметить и то, что в западных странах для практической психологической деятельности нужно пройти сертификацию в специальной организации, а затем получить лицензию, являющуюся гарантом минимального уровня соответствия образовательно-профессиональным показателям. В России данные требования выполнять не нужно.
Определенный жизненный опыт, а также способность к его анализированию. Консультантам, которые смогли преодолеть определенные житейские, психологические сложности порой проще понять запросы клиента, а затем помочь в разрешении существующих проблемных аспектов. Способность трудиться с точки зрения определенного пережитого опыта Р. Мэй определяет в качестве умения находиться в ситуации «раненого целителя» [51, c. 97].
Искренность выступает в качестве основания для формирования стабильного, трудового терапевтического альянса, что подразумевает то, что в передаваемых заказчику данных не содержится определенных искажений.
Для клиента консультант, это определенная опора, а также источник помощи относительно тестирования реальности и как результат нужно быть искренним. Но это не указывает на то, что следует рассказывать обо всем, относительно предмета запроса, наоборот на консультанта возлагают ответственность относительно того, что нужно высказывать то, что необходимо во время работы. Но, относительно того, что некоторые данные умалчиваются тоже нужно сказать [12, c. 153].