Платная доработка на тему Психологические особенности самооценки при пограничных личностных расстройствах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-методологические предпосылки исследования психологических особенностей самооценки при пограничных личностных расстройствах 7
1.1. Понятие «личность» в психологической литературе 7
1.2. Пограничные личностные расстройства и их исследование в отечественной и зарубежной психологической науке 12
1.3. Самооценка как представление индивида о самом себе: понятие, структура, виды 19
Выводы по главе 1 26
2. Экспериментальное исследование психологических особенностей самооценки при пограничных личностных расстройствах 27
2.1. Методический замысел экспериментального исследования психологических особенностей самооценки при пограничных личностных расстройствах 27
2.2. Результаты экспериментального исследования и их анализ 30
2.3. Практические рекомендации в целях нормализации самооценки при пограничных личностных расстройствах 41
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Глоссарий 49
Список литературы 52
Приложения………………………………………………………………………..57
Введение:
Актуальность темы исследования. В последние годы резко повысился интерес к пограничному личностному расстройству. Такое внимание объясняется по меньшей мере двумя факторами.
Во-первых, исследования последних десятилетий показывают, что пограничное личностное расстройство составляет около 2-3% общей популяции. Одной из ведущих причин такого существенного распространения выступают изменения в экономической и социально-политической сферах, которые сопровождаются снижением уровня жизни, смещением социальных и нравственных ценностей, повышением уровня безработицы, распадом семей, ростом алкоголизма, наркомании. Все это приводит к напряжению в обществе, беспокойству, неуверенности и страху. При этом в настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением, ускорением темпа жизни, информационными перегрузками, усиливающими это напряжение, что способствует развитию пограничных личностных расстройств.
Во-вторых, существующие подходы к терапии пограничных личностных расстройств отчаянно нуждаются в совершенствовании. Результаты наблюдений за прошедшими терапию пациентами показывают, что степень их первоначальной дисфункции может быть крайне выраженной; что для заметного клинического улучшения требуется долгое время – многие годы; что в течение многих лет после первичной диагностики у пациентов наблюдается лишь незначительное улучшение. Поэтому мы полагаем, что рассмотрение психологических особенностей самооценки при пограничных личностных расстройствах востребовано наукой и практикой, т.к. способно индивидуализировать подход к таким пациентам и повысить результативность их терапии.
Степень разработанность темы исследования. Большой вклад в изучение пограничных личностных расстройств внесли такие отечественные ученые, как: П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, В.А. Гиляровский, И.П. Павлов, Е.Т. Соколова и др. А также ряд зарубежных ученых: Б. Карпмен, М. Модзли, М. Стоун и др.
Самооценка как предмет исследования использовался как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди отечественных специалистов необходимо отметить вклад в решение проблемы Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, В.В. Столина, И.С. Кона, К.А. Абульхановой, М.И. Лисиной, А.С. Арсентьева, А.В. Иващенко, Г.И. Моревой, и др.
Среди зарубежных ученых необходимо назвать Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, К. Левина, А. Маслоу, Д. Мида, К. Роджерса, З. Фрейда, Е. Хиггинса, К. Хорни, Э. Эриксона и др.
Объект исследования: особенности развития личности при пограничных личностных расстройствах.
Предмет исследования: психологические особенности самооценки при пограничных личностных расстройствах.
Цель исследования: выявить психологические особенности самооценки при пограничных личностных расстройствах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «личность» в психологической литературе.
2. Изучить пограничные личностные расстройства и их исследование в отечественной и зарубежной психологической науке.
3. Проанализировать самооценку как представление индивида о самом себе: понятие, структуру, виды.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование психологических особенностей самооценки при пограничных личностных расстройствах.
5. Осуществить обсуждение результатов проведенного эмпирического исследования.
6. Разработать практические рекомендации в целях нормализации самооценки при пограничных личностных расстройствах.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что индивиды с пограничными личностными расстройствами имеют значимые отличия по сравнению со здоровыми сверстниками в характере самооценки, эмоционально-волевого развития, субъективного контроля и предпочтений защитных механизмов личности.
Методы исследования:
— анализ источников и научной литературы;
— систематизация различных теорий, концепций, подходов;
— опросные методы (тестирование);
— методы статистического анализа (U-критерий манна-Уитни).
Методики исследования:
— опросник Дембо-Рубинштейн (модификация Яньшина);
— опросник Индекс Жизненного Стиля в адаптации Л.И. Вассермана;
— опросник многофакторного исследования личности Р. Кеттела (факторы блока эмоционально – волевых особенностей C, G, I, O, Q3, Q4 и F1);
— уровень субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А М. Эткинда).
Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие 30 человек среднего возраста (от 30 до 42 лет). В экспериментальную группу вошли 15 человек с пограничными личностными расстройствами. В контрольную группу вошли 15 человек без психических заболеваний.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных позиций относительно понятия «личность» в психологической литературе; в рассмотрении пограничных личностных расстройств и их исследования в отечественной и зарубежной психологической науке; в изучении самооценки как представления индивида о самом себе, понятии «самооценка», ее структуре и видах.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы следующими категориями лиц:
— клиническими психологами, работающими с пациентами с пограничными личностными расстройствами, с целью нормализации их самооценки;
— студентами-психологами с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой.
2. Пограничные личностные расстройства – это совокупность поведенческих реакций, чувств и мыслей человека, которые дезадаптируют личность и значительно снижают качество жизни.
3. Самооценка – это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Психологическими механизмами формирования самооценки являются: усвоение оценок других людей; социальное сравнение; смысловая интерпретация жизненных переживаний; самосознание.
4. Индивиды с пограничными личностными расстройствами характеризуются своеобразием самооценки, что обусловлено специфическими защитными механизмами личности, своеобразием эмоционально-волевого развития и субъективного контроля.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить психологические особенности самооценки при пограничных личностных расстройствах.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено понятие «личность» в психологической литературе;
— были изучены пограничные личностные расстройства и их исследование в отечественной и зарубежной психологической науке;
— была проанализирована самооценка как представление индивида о самом себе, ее понятие, структура, виды;
— было организовано и проведено экспериментальное исследование психологических особенностей самооценки при пограничных личностных расстройствах;
— было осуществлено обсуждение результатов проведенного эмпирического исследования;
— были разработаны практические рекомендации в целях нормализации самооценки при пограничных личностных расстройствах.
Для проведения экспериментального исследования были выбраны следующие методики исследования: опросник Дембо – Рубинштейн (модификация Яньшина), опросник Индекс Жизненного Стиля в адаптации Л.И. Вассермана, Опросник многофакторного исследования личности Р. Кеттела (факторы блока эмоционально – волевых особенностей C, G, I, O, Q3, Q4 и F1), уровень субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А М. Эткинда). Опросник Дембо-Рубинштейн был использован в исследовании с целью определения уровня самооценки испытуемых. Опросник Индекс Жизненного Стиля был применен для определения характерных для испытуемых реакций психологической защиты. Опросник многофакторного исследования личности Р. Кеттела позволил изучить эмоционально-волевые особенности испытуемых. Методика «Уровень субъективного контроля» позволила диагностировать специфику субъективного контроля испытуемых. Также в работе были применены математико-статистические методы обработки данных, в частности, расчет U-критерия Манна-Уитни.
В результате изучения самооценки испытуемых экспериментальной и контрольной группы можно отметить, что испытуемые, имеющие пограничные личностные расстройства, в отличие от испытуемых без подобных заболеваний склонны к более высокой удовлетворенности собой и некоторой незрелости в отношении к ценностям. В остальном параметры самооценки испытуемых не разнятся.
В результате изучения характерных для испытуемых видов психологических защит, удалось установить, что как испытуемые экспериментальной, так и испытуемые контрольной группы, одинаково предпочитают такие виды психологических защит как интеллектуализация и отрицание, и не используют такой вид защиты как регрессия.
В результате изучения эмоционально-волевой сферы испытуемых удалось установить, что испытуемых экспериментальной и контрольной группы отличаются высокой моральной устойчивостью. При этом респонденты с пограничными личностными расстройствами отличаются сниженной эмоциональной стабильностью и поверхностностью.
В результате диагностики уровня субъективного контроля у испытуемых экспериментальной и контрольной группы удалось установить, что и те, и другие имеют высокий уровень субъективного контроля, что характеризует их как интернальных личностей.
В результате изучения достоверности различий по изученным параметрам у экспериментальной и контрольной группы удалось определить следующее. Испытуемые, страдающие пограничными личностными расстройствами, обладают достоверно более высоким уровнем напряженности и тревожности (при р≤0,05), чаще избирают интеллектуализацию как способ психологической защиты (при р≤0,05), а их самооценка более нереалистична (при р≤0,05), оценка возможностей и удовлетворенность снижены (при р≤0,05) по сравнению с их сверстниками без психических заболеваний.
Таким образом, качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что индивиды с пограничными личностными расстройствами имеют значимые отличия по сравнению со здоровыми сверстниками в характере самооценки, эмоционально-волевого развития, субъективного контроля и предпочтений защитных механизмов личности.
Цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологические предпосылки исследования психологических особенностей самооценки при пограничных личностных расстройствах
1.1. Понятие «личность» в психологической литературе
Проблема личности является одной из самых сложных проблем, обсуждаемых не только психологами, но и культурологами, философами. Серьезные трудности возникают уже при попытках описать реальность, обозначенную термином «личность». Несмотря на большую работу, проделанную многими и многими исследователями по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения пока нет.
В процессе изучения специфики личности у ученых возникло великое разнообразие теорий. Основными из них являются: теория развития личности Ч. Кулии [24], Д. Мида [28], психоаналитическая теория З. Фрейда [43] и Э. Эриксона [46], теория развития познания Ж. Пиаже [32] и теория нравственного развития Л. Колберга [4]. Уточним их основные положения.
В теории «зеркального Я» Ч. Кули [24] отметил, что представления людей о самих себе являются отражением представлений о них «обобщенных других».
Теория развития личности Д.Г. Мида [28] предполагает, что развитие личности включает несколько стадий, которые связаны с принятием на себя роли других людей и формированием «Я» и «Меня».
Психоаналитическая теория развития личности З. Фрейда [43] говорит о том, что в процессе развития личность минует ряд последовательных стадий, в каждой из которых возникает закономерный кризис, выражающийся в напряженности между «Оно» и «Сверх-Я».
Теория развития познания Ж.Ж. Пиаже [32] рассматривает развитие личности через прохождение последовательных стадий, способствующих овладению новыми познавательными навыками.
Теория нравственного развития Л. Колберга [4] развитие личности изучает через нравственное совершенствование, которое предполагает несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенным уровнем развития познавательных способностей и понимания чувств окружающих людей.
Совершенно очевидно, что среди миллионов людей нет двух одинаковых, всецело и полностью совпадающих натур, точно также как нет двух абсолютно одинаковых личностей, идентичных по свойствам характера, по складу ума, способностям, склонностям. Свойства характера и темперамента личности во многом определяются специфическими особенностями натуры человека.
Так, с точки зрения общественно-ценностных ориентации личности убедительно выступил видный азербайджанский психолог профессор А.С. Байрамов [5]. Он писал, что любое внешнее воздействие преломляется через внутренний мир человека. Какова установка человека, какие у него стереотипы и привычки, какие ценностные ориентации, жизненные идеалы и стремления без учета таких личностных факторов добиться эффективности воспитательных мер трудно. Соответственно этому ближайшие и перспективные цели продиктовывают критическое отношение к своей личности у каждого человека. А для этого он должен уметь адекватно познать и оценить себя. В самооценке личности отражается мнение субъекта о самом себе, благодаря чему создается собственный проект самоорганизации, что необходимо как для управления своим поведением, так и для формирования высоких нравственных качеств.
Э.П. Фромм [44] свои концепции личности строил на основе фрейдистского учения. А именно: разработал социальную характерологию, позволяющую заглянуть в бессознательную психическую структуру человека как «общественного ансамбля».
Э. Фромм [44] признавал динамическую функцию стабилизации общественных сил и необходимость осознания людьми их доминирующего характера. Иными словами, в представлении Э. Фромма [44] люди должны выступать в роли рядовых членов данной социальной и экономической системы.
Полемизируя с К. Хорни [45], он подходил к принципиально новому истолкованию теории психоанализа. Согласно его учению, человеческие стремления являются не воплощением каких-либо инстинктов, а естественно-логическим ответом на духовные потребности, знание о которых люди получают из семьи – ячейки общества, в святость которой Э. Фромм [44], бесспорно, верил. Психоаналитическая теория Фромма – это теория первичности человеческих взаимосвязей.
Основные результаты его деятельности в области психологии личности – это развитие теории социальной психологии и социальной характерологии. Более всего Э. Фромма [44] интересовала так называемая новая западная «наука о человеке», в основе которой лежит гуманистический подход, где люди рассматриваются отнюдь не как вещи, но как «открытые живые системы», в равной степени подверженные влиянию как бессознательного, так и общественного.
Имя Э.Х. Эриксона [46] ассоциируется с психоаналитической традицией. Разрабатывая свою концепцию личности, он существенно обновил ЭГО-психологию, включив в нее фактор окружающей среды. Опираясь на работы З. Фрейда [43], Э. Эриксон [46] сделал главный упор в своих трудах на сознательных способностях «ЭГО», точнее на степени приспособляемости к окружающей среде и стремлению активной личности найти ключ к творческому решению ряда жизненных проблем.
К существенным и новаторским выводам в разработке теории личности приходили А. Адлер [1] и Г.Ю. Айзенк [2]. Первый считал, что «поведение определяется ожиданием того, чего мы надеемся достичь в будущем, а не тем, что было совершено в прошлом, и не тем, что сделали для нас другие».
Теория личности А. Адлера [1] не потеряла своей значимости до сих пор. Широко известно его положение о единой движущей силе, лежащей в основе структуры личности и направляющей все ее ресурсы на достижение той главной индивидуальной силы, которая и придает смысл всему существу личности.
Ядро концепции А. Адлера [1] – каждый индивид развивает так называемую направляющую фикцию. При этом преодолевается чувство беспомощности, страха или ущемленности, которые были пережиты в детстве. В дальнейшем, по предложению ученого, происходит формирование самоидеала, который заново придает личности уже зрелого возраста ощущение силы и могущества и таким образом избавляет человека от чувства неполноценности. В аналогичном ключе вел свои научные поиски и Г. Айзенк [2]. Самое первое его эмпирическое достижение – представление о личности как об иерархической модели. Подспорьем в его работах явился метод факторного анализа, с помощью которого Г. Айзенк [2] вывел два основных фактора: экстраверсия – интроверсия и невротизм – стабильность.
Для нашей работы крайне важно отметить представления Г. Айзенка [2] об экстраверсии и интроверсии, которые восходят к типологии личности К. Юнга [47]. Однако, сопоставляя хронологию этих открытий, мы подходим к выводу, что именно Г. Айзенк [2] раньше К. Юнга [47], попутно обобщив положения так называемой греческой гуморалькой теории, придал своим идеям современный смысл.
Заслуга Г. Айзенка [2] в разработке типологии личности заключается в том, что он не только описал свои идеи, но, прежде всего, продемонстрировал их практическую конструктивную ценность, нашел им реальное применение в жизни. Точнее: Г. Айзенк [2] показал дифференцированное воздействие различных черт личности на выполнение поведенческих заданий. Добавим, что М. Айзенк [3] продолжил работу Г. Айзенка [2] по типологии и социологии личности. М. Айзенк [3] исследовал когнитивные процессы и память, описал организацию установок (отношений) личности.
Г. Айзенк [2] предположил, что существуют типы личности, склонные к определенным видам психопатологии, К примеру, невротические интроверты более склонны к депрессиям, а невротические экстраверты – к истериям.