Платная доработка на тему Психологические особенности детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая
характеристика детей раннего возраста.
1.2. Основные
психологические особенности детей среднего дошкольного возраста
1.3. Особенности
психологического развития детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Методы и
методики исследования психологических особенностей детей дошкольного возраста
2.1. Требования к
диагностике психологических особенностей детей дошкольного возраста
2.2. Методы
психологической диагностики детей дошкольного возраста
2.3. Обзор
современных методик диагностики детей дошкольного возраста
Введение:
Актуальность исследования.
Глобальные социально-экономические, политические преобразования, которые
сегодня касаются любой области общественной жизни, оказывают влияние на
множество изменений, среди которых и песихологическое развитие детей. Так, на
сегодняшний день можно говорить об интенсивном процессе психосоциального
развития современных детей, изменений в становлении эмоционального интеллекта и
социальной компетентности. Все это вызывает изменения представлений о горизонтах
образовательных возможностей детей, поскольку существует необходимость для
глубокого, тщательного и системного изучения современного ребенка, а также
исследование условий, которые оказывают влияние на его сознание и его картины
мира. В
полной мере это относится и к данным о психическом развитии детей в сельской
местности.
Изучением
развития ребенка дошкольного возраста занимались такие исследователи как Л.С.
Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М. Ибука, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б.
Эльконин и др. Среди современных исследователей можно назвать таких авторов как
Е.А. Захарову, Е.Е. Зубкову, Р.М. Хасенова, О.П. Глущенко, Н.В. Петрову и др.
Цель исследования заключается в изучении
психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования – психологические особенности
развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс диагностики
психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Поставленная
цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Дать
психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста
2. Изучить
основные психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.
3. Описать
особенности психологического развития старших дошкольников.
4. Описать
требования к диагностике психологических особенностей детей дошкольного
возраста.
5.
Рассмотреть методы психологической диагностики детей дошкольного возраста.
6. Сделать
обзор современных методик диагностики детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что
психологическая диагностика детей дошкольного возраста должна определяется
особенностями развития данного возрастного периода, направляться на выявление
возможных отклонений детей в психическом развитии и охватывать все сферы
психического развития.
Структура работы определяется ее целью и задачами и
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Заключение:
Таким образом, вырастить и правильно
воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и
очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми
в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей,
которых практически не существовало еще десятилетие назад.
Вопросы понимания особенностей
развития современных дошкольников являются важнейшими для ученых и практиков, а
ответы на них решающими для определения приоритетных задач воспитания и
развития современного дошкольника. Следует подчеркнуть, что в настоящее время
отсутствует согласованное представление о современном ребенке, его
психофизиологических особенностях и культурно-социальных потребностях, что
сказывается, в конечном итоге, на качестве взаимодействия взрослого мира с
миром детства.
На
сегодняшний день важным является обеспечение внимания и заботы о психическом и
физическом здоровье детей, которое может достигаться путем взаимного
сотрудничества между образовательными учреждениями и семьей, позволяя
формировать у детей чувство эмоционального благополучия и психологического
комфорта с целью достижения его полноценного и всестороннего развития.
Таким
образом, можем сделать вывод, что особенности развития детей современного мира
говорят о наличии сильных различий от своих сверстников прошлого века. Такая
тенденция обуславливает разработку современного и модернизированного подхода в
воспитании и образовании детей.
Развитие
современного ребенка является сложным и многогранным процессом, который
вызывает необходимость тщательного исследования и учета в образовательной
практике, поиск новых педагогических подходов и педагогического мышления.
Психологическая диагностика
особенносткй развития детей считается одной из частей комплексного
клинико-психолого-педагогического и социального обследования. В ее основе лежит
ряд принципов, которые были сформулированы ведущими специалистами в сфере
специальной психологии и психодиагностики. Такими исследователями являются В.И.
Лубовский, Т.В. Розанова, С.Я. Рубинштейн, С.Д. Забрамная, О.Н. Усанова и др.
Важным моментом при
психодиагностическом обследовании ребенка, является необходимость соблюдать
критерий системности, который заключается в изучении все сторон психики, в
частности, познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера,
личностное развитие. При этом организация психодиагностического развития
ребенка должна быть организована в соответствии с его возрастом и
предполагаемым уровнем психического развития.
Данные показатели являются определяющими при выборе организационной
формы диагностической процедуры, подборе методик и интерпретации результатов.
Обследование дает
возможность не только определять актуальные проблемы развития ребенка, но и
выявлять его потенциальные возможности. Поэтому психодиагностика развития
должна так же определять направление обучения детей, выявлять специфические
образовательные потребности каждого ребенка, предполагать возможный уровень его
образования. Помимо этого, психологическая диагностика позволяет определить
основные направления коррекционно-развивающего обучения ребенка.
Фрагмент текста работы:
Анализируя
интересы современного ребенка, можно проследить тенденцию, что с каждым годом
растет заинтересованность детей к статичным видам деятельности, в основном
телевидении, интернет, видео, которые, к сожалению, не способствуют активизации
всего организма, тем самым приводят к гиподинамике, которая оказывает
негативное влияние на гармоничное и здоровое развитие ребенка. Такое положение
определяется современными условиями жизни, когда большую часть времени взрослые
заняты, а ребенок предоставлен самому себе. Тем самым интересы такого ребенка
будут вращаться вокруг тех видов деятельности, которые он может организовать
себе сам [3].
Далее,
следует отметить, что развитие уровня информированности современных детей
оказывает влияние на появление повышенной потребности к восприятию такой
информации, которая зачастую не нужна ребенку и является некструктурированной с
позиции психофизиологических возможностей детей. Так, сегодня можно утверждать,
что современному ребенку, практически начиная с момента рождения, характерно
наличие функционирования смыслового восприятия, которое основывается на образы,
возникающие интуитивно-телепатическим путем в правом полушарии головного мозга
при общении с взрослыми. Это вызывает повышенную потребность к восприятию
информации, тем самым заставляя ребенка постоянно искать возможность ее
удовлетворить [9].
В первую
очередь это говорит о том, что личностное становление современных детей
протекает под сильным влиянием со стороны информационной среды. Телевизор или
компьютер сказывается на трансформации детской картины мира по направлениям
меркантилизации сознания ребенка, которая проявляется в сильно завышенном
отношении к деньгам и желании обогащаться всеми возможными способами.
Здесь мы
говорим о том, что информационная среда для современного ребенка сейчас
выступает скорее не как информатор и источник построения картины мира, а скорее
является ее конструктором, который при этом провоцирует образ жизни и систему
ценностей, не всегда соотносимую с моральной стороной действительности. Следует
заметить, что информационная среда обуславливает сегодня и рост детской
агрессивности в разных сферах отношений.
Однако
при этом нельзя не отметить позитивные возможности современной информационной
среды, поскольку она посредством различных программ и приложений позволяет
детям осваивать иностранные языки, способствует развитию умения пользоваться
математическими навыками, помогает легче запоминать тексты и стихи и т.п., тем
самым развивая интеллект современного ребенка.
Сегодняшние
дети характеризуются большей настойчивостью, решительностью, отсутствием
желания выполнять бессмысленные действия. Многим современным детям, начиная с
маленького возраста, характерно наличие высокой самооценки, отсутствие
терпимости к насилию, невыполнение приказов взрослых, которые они воспринимают
как ущемление прав [5].
И
основная проблема, на наш взгляд, заключается в исследовании особенностей
развития современных детей, поскольку традиционные методы воспитания и методики
диагностики уже устарели и не способы отображать объективный уровень развития
детей.
Современные
педагоги и психологи столкнулись с проблемой, что многие задания, которые ранее
применялись при тестировании детей дошкольного и младшего школьного возраста
могут с легкостью выполнять дети 4-5 лет, а дети в 2-3 года могут быстро и
увлеченно собирать пазлы, состоящие из двенадцати элементов, помимо того,
младенцы так же опережают в развитии детей прошлого века, поскольку у них
отмечает фиксированный взгляд с рождения, ранее удержание головы и хорошая
физическая развитость [2].
Существующие
социальные изменения, несомненно, привели к психологическим изменениям у детей.
Психологи говорят о том, что наблюдается сдвиг наступления кризиса в 7 лет и
подросткового. Другими словами, кризис, ранее наступавший в старшем дошкольном
возрасте перед поступлением в школу, сейчас приходится на возраст 7-8 лет, что
приводит к необходимости пересмотра методов обучения в младшей школе. Помимо
того, пубертатный кризис у девочек протекает теперь на три года позже, а у
мальчиков – на четыре [4].
При
всем этим, все же сейчас отмечается своего рода поляризация современных детей
по уровню их умственного и познавательного развития, сформированных
познавательных интересов и инициативы, когда вместе с ростом одаренных и
способных детей, все больше растет категория детей группы риска,
интеллектуально пассивные, имеющие трудности в обучении. В связи с этим
появляется необходимость совершенствования образовательного процесса, которые
будет учитывать социальную и психолого-педагогическую компенсацию трудностей
развития и, с другой стороны, одаренность и высокий уровень развитости детей.