Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Психологические детерминанты здорового образа жизни в понимании подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 8

1.1 Психологические детерминанты здорового образа жизни 8

1.2 Психологические детерминанты здорового образа жизни в понимании подростков 13

1.3 Эмпирические исследования психологических аспектов здорового образа жизни в понимании подростков 19

Вывод к 1 разделу 27

РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОНИМАНИИ ПОДРОСТКОВ 29

2.1 Организация и методы исследования 29

2.2 Анализ результатов исследования 35

Вывод ко 2 разделу 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 72

  

Введение:

 

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема здорового образа жизни подрастающего поколения. Современное общество нуждается в физически и психологически здоровых людях, которые способны долго сохранять работоспособность и активную жизненную позицию. Однако у подростков недостаточно сформированы установки на здоровый образ жизни, и в рейтинге ценностей здоровье занимает далеко не приоритетное место. Поэтому так важно учитывать биологические, психологические, социальные условия и факторы, оказывающие воздействие на здоровье подростков, а также способствующие формированию установки на оздоровление как личностно значимой.

Высокий уровень здоровья является необходимым условием для развития гармоничной личности, особенно в условиях больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат. Среди психологических аспектов, неблагоприятно влияющих на здоровье, следует назвать сложность взаимоотношений в семье и коллективе сверстников, тревожность, эмоциональное неблагополучие, хронический стресс и переутомление, вызванные большими умственными и психоэмоциональными нагрузками в процессе учебной деятельности и т.д.

В качестве критериев психологического здоровья в соответствии с ВОЗ выступают постоянство и идентичность своего физического и психического Я, критичность к результатам собственной психологической деятельности, способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами и правилами, способность изменять свое поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций, способность планировать собственную жизнедеятельность.

Здоровый образ жизни — это не только как способ организации всех аспектов жизнедеятельности человека, ориентированный на укрепление здоровья и исполнение правил и норм здорового образа жизни. Это также совокупность личностных характеристик, которые служат в качестве предпосылок социальной адаптации, эффективной самореализации, стрессоустойчивости, субъективного эмоционального благополучия.

Формирование здоровьеориентированной направленности личности имеет особое значение в подростковом возрасте, так как непосредственно с данным периодом развития сопряжен тот этап формирования ценностных ориентаций. В подростковом возрасте важным является процесс становления индивидуальности каждого человека и формирования социально жизнеспособной личности. В этот период происходит существенное изменение всей системы потребностей, мотивов, взглядов, ценностей. То, какие предпочтения будут у подростка, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций. Самосознание подростка изменяется, переходит на качественно новый уровень, что также оказывает существенное влияние на процесс формирования, дальнейшее развитие ценностных ориентаций и мотивационной сферы личности, которая и определяет направленность на здоровьеориентированное поведение.

Возникает необходимость выявления сущности детерминант отношения подростков к здоровому образу жизни, которые являются активными факторами, обнаруживаемыми в причинно-следственных связях, определяющих образ жизни, а также отношение подростков к собственному здоровью и здоровью других людей. О.А. Кислицыным в качестве независимых детерминант здоровья подростков, которые можно отнести к психологическим, выделены следующие: семейные детерминанты (процесс семейного воспитания, наличие условий для умственного, физического, духовного, социального и морального развития подростков в семье), поведенческие факторы — самооценка (самосознание подростков), девиантное поведение и т.д. Подростки, активно взаимодействующие со сверстниками, имеют более позитивное восприятие собственного здоровья и ведут более здоровый образ жизни. А взаимоотношения подростка с семьей служит одним из факторов благополучного роста и становления личности, и у подростков, имеющих доверительные отношения с родителями, в большей степени проявляется поведение, сопряженное с риском для здоровья. Ведущими психологическими факторами, способствующими формированию установки на здоровый образ жизни, служат благоприятные отношения подростка с семьей, ровесниками, учителями, позитивное самовосприятие (адекватная самооценка), система ценностных ориентаций, сформированные социально-психологические качества (ответственность, социализированность, способность к самоконтролю, самопринятие, эмоциональное благополучие, ориентация на саморазвитие) и т.д.

Цель исследования: определение психологических детерминант здорового образа жизни в понимании подростков.

Объект исследования: здоровый образ жизни как психологическая категория.

Предмет исследования: психологические детерминанты здорового образа жизни в понимании подростков.

Гипотеза исследования: здоровый образ жизни подростков обусловлен рядом психологических детерминант (социальных, семейных, личностных). Они определяют особенности проявления здорового образа жизни подростков в контексте психологического благополучия, межличностных взаимоотношений со сверстниками и родителями, системе ценностных ориентаций и способствуют улучшению владения подростками навыками здоровьесберегающего поведения.

Исходя из поставленной цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретический материал зарубежной и отечественной психологии о здоровом образе жизни как психологический категории.

2. Провести эмпирическое исследование на определение психологических детерминант здорового образа жизни.

3. Проанализировать эмпирические исследования психологических аспектов здорового образа жизни в понимании подростков

4. В рамках эмпирического исследования определить психологические детерминанты здорового образа жизни в понимании подростков и дать анализ результатам исследования.

Теоретической основой исследования явились теории отношений личности (А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев). Проблема эмоционально-ценностного отношения к себе, своему здоровью является важной для современной психологии (А. В. Мудрик, Ю.Е. Алёшина, К. Роджерс, Г.К. Зайцев, Ю.М. Орлов, В. Сатир, М.А. Хазанова, В.В. Столин, Л.Г. Татарникова, и др.). В рамках психологии понятие психического здоровья освещается в контексте гуманистического, феноменологического и экзистенциального направлений (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй), а также в исследованиях представителей российской психологической школы (А.М. Прихожан, Б.С. Братусь, О.В. Хухлаева, И.В. Дубровина и др.).

Методы исследования: определяются поставленными задачами:

 теоретические: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической научно-методической литературы по проблеме исследования; синтез; обобщение; эмпирические: тестирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов. В работе применялись следующие методики:

 методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР, Е. Шафер);

 опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко);

 тест «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясин);

 методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша);

 Опросник «Профиль здорового образа жизни — ПроЗОЖ» (Health Promoting Lifestyle Profile — HPLP);

 анкета о понятии здорового образа жизни.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты можно эффективно использовать на практических занятиях с подростками, обеспечивая успешную деятельность школьных психологов, педагогов и медицинских работников в сфере охраны здоровья подрастающего поколения.

Структура работы. ВКР включает ведение, две главы, заключение. Имеется список литературы, представленный 48 источниками, приложение. Работа снабжена таблицами, рисунками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научных источников по теме исследования и проведенное эмпирическое исследование позволяет выделить в качестве основных психологических детерминант ЗОЖ можно следующие:

 чувство психологической защищенности в семье, благоприятные и гармоничные взаимоотношения с родителями;

 высокий уровень психологического благополучия (наличие доверительных взаимоотношений с окружающими, независимость от мнений и оценок других, способность противостоять давлению; наличие компетенции в управлении окружением; открытость новому опыту и стремление к саморазвитию и личностному росту; наличие жизненных целей, позитивное самоотношение; удовлетворенность собственной жизнью);

 понимание ценности и значимости здоровья и ведения здорового образа жизни;

 субъективное отношение к здоровью и здоровому образу жизни (чувствительность к жизненным проявлениям организма, стремление к получению информации о здоровье, повышенный интерес к проблемам здоровья, готовность к практическим действиям в области заботы о здоровье; создание здоровой среды и т.д.);

 наличие определенного личностного потенциала, внутреннего роста (стремление к развитию внутренних ресурсов, к достижению самореализации и жизненных целей, позитивное отношение к жизни, оптимизм и уверенность в будущем);

 позитивные взаимоотношения со сверстниками и учителями (способность использовать коммуникации для поддержания отношений и чувства близости с окружающими; доброжелательная установка к людям, способность получать удовлетворения от общения с другими, высокая эмоциональная стабильность при конфликтных ситуациях;

 наличие здорового стереотипа поведения (рациональное питание, занятия спортом и т.д.);

 осознание значимости улучшения здоровья (ответственность за здоровье);

 способность личности противостоять стрессовым средовым воздействиям и негативным социальным стереотипам;

 достаточная физическая активность (соблюдение определенного режима регулярных занятий физическими упражнениями);

 мотивация на приобретение знаний по сохранению и укреплению здоровья;

 соответствие действий и поступков требованиям здорового образа жизни.

Таким образом, в ходе проведенного эмпирического исследования доказано, что здоровый образ жизни подростков, понимаемый не только как способ организации всех аспектов жизнедеятельности человека, ориентированный на укрепление здоровья и исполнение правил и норм здорового образа жизни, но и как совокупность личностных характеристик, которые служат в качестве предпосылок социальной адаптации, эффективной самореализации, стрессоустойчивости, субъективного эмоционального благополучия, обусловлен рядом психологических детерминант (социальных, семейных, личностных). Эти детерминанты определяют особенности проявления здорового образа жизни подростков в контексте психологического благополучия, позитивных межличностных взаимоотношений со сверстниками и родителями, системе ценностных ориентаций и способствуют улучшению владения подростками навыками здоровьесберегающего поведения, а также выработке у подростков здорового стереотипа поведения.

На основании вышеизложенного целесообразно сформулировать следующие рекомендации:

 в целях обеспечения положительного эмоционального отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни необходимо включение в программу физкультурно-оздоровительной деятельности школы мотивирующих, эмоционально-ориентированных компонентов;

 для активизации познавательного интереса подростков в сфере здоровья необходимо информирование обучающихся в рамках проведения просветительских часов;

 для приобретение подростками практического опыта в области заботы о здоровье и ЗОЖ возможно проведение различных мероприятий, ориентированных на развитие у подростков здоровьесберегающего поведения и выработки мотивации на приобретение знаний по сохранению и укреплению здоровья.

 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Психологические детерминанты здорового образа жизни

Согласно ВОЗ, в качестве критериев психологического здоровья выступают сознание чувства непрерывности, постоянство и идентичность собственного Я (физического и психического); идентичность переживания в однотипных ситуациях; критичность по отношению к себе и собственной психологической деятельности, а также ее результатам; соотношение (адекватность) психических и психологических реакций по отношению к интенсивности и частоте воздействий среды; наличие способности управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами и правилами; способность трансформировать поведение в зависимости от изменения жизненных обстоятельств; планировать и реализовывать свою жизнедеятельность.

Дефиниция «детерминант» (лат. determinare — определять) используется многими учеными при попытках охарактеризовать причины определенных действий, поведения людей. В.А. Жмуровым детерминанта интерпретируется как предшествующее условие явления или события [12].

В Большом (Оксфорском) толковом психологическом словаре А. Ребера описываются следующие детерминанты: организменный (для описания причинных факторов, возникающих внутри организма); генетический (для обозначения наследственных детерминантов); средовой (детерминанты, присутствующие во внешней среде); ситуационный (для обозначения конкретных действий или мгновенных детерминантов); личностный (формируемых от личностных свойств) и т.д. [3].

С.Н. Горбушина определяет мировоззренческие детерминанты культуры здоровья как образы, ценности, идеалы, цели, личностные смыслы, общие знания, способы деятельности, общения и поведения, которые интегрируются в единое и многокомпонентное образование путем поиска смысложизненных ориентиров субъекта [7].

Для того, чтобы интерпретировать и охарактеризовать детерминанты здоровья и здорового образа жизни, необходимо определить основные категории. О.А. Кислицына в качестве детерминант здоровья подростков выделяет такие группы факторов, как: факторы биологической наследственности; факторы социального и физического окружения; факторы, дающие представление о процессе семейного воспитания; поведенческие факторы [18, 19].

Н.С. Гаркуша предложена следующая система детерминант культуры здоровья подростков: макросредовые, микросредовые (естественно-географические, социально-экономические, культурные) и личностные, воздействующие на формирование ценностного отношения к здоровью [5]..

Психологические детерминанты здорового образа жизни невозможно рассматривать без обращения к терминам здоровья и психологического здоровья.

Анализируя содержание понятия «здоровый образ жизни», необходимо рассмотреть такие категории понятийного аппарата исследования, как «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни». Большинство исследователей за основу принимают определение, данное Всемирной организацией здравоохранения, в соответствии с которым здоровье ‒ это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Согласно Э.М. Казину, здоровье представляет собой комплексное целостное динамическое состояние, способное претерпевать изменения в ходе осуществления генетического потенциала в рамках определенной социальной и экологической среды, способствующее реализации индивидом комплекса социально-биологических потребностей и функций [13].

По утверждению И.И. Брехмана, здоровье можно охарактеризовать в качестве физической, социальной, психологической гармонии, представленной динамическим равновесием между человеком, его взаимоотношениями с самим собой, с окружающими и с миром природы. В его работах здоровье трактуется как целостность физиологического, социального и психологического компонентов, влияющих друг на друга. Основу всех этих составляющих образует способность организма создавать постоянство внутренней среды независимо от внешних воздействий, а также способность приспосабливаться к изменениям внешней среды – адаптация [4].

Р.Е. Ковалева [20], А.Г. Щедрина [47] определяют здоровье как единство трех компонентов: физического здоровья (хорошее развитие всех систем организма, гармоничное развитие); психического здоровья (самопринятие, саморазвитие, самодостаточность личности); социального здоровья (социальное благополучие, жизненная активность).

Следующим ключевым понятием является «образ жизни» и «здоровый образ жизни». Б.М. Чумаковым здоровый образ жизни описывается в качестве активной жизнедеятельности, направленной на улучшение и сохранение здоровья [42]. Необходимо учитывать, что стиль жизни индивида не может формироваться ситуативно, будучи обусловленным обстоятельствами и условиями существования, стиль жизни претерпевает целенаправленные и систематические изменения на протяжении всей жизни человека.

Ю.П. Лисицын и Е.Н. Маоярчук образ жизни определяют как характеризующийся относительной устойчивостью способ жизнедеятельности, который сложился в определенных социально-экономических условиях, и проявляется в виде коммуникаций, норм общения и поведения, склада мышления и т.д. [24]. С точки зрения Ю.П. Лисицына, феноменологию здорового образа жизни можно определить как совокупность типичных, установленных форм и способов повседневной жизнедеятельности, способствующих укреплению резервных возможностей организма и являющихся предпосылкой для успешной реализации человеком социально-биологических функций. Ученым подчеркивается, что здоровый образ жизни представляет собой активную деятельность, ориентированную на формирование и укрепление здоровье и реализацию индивидом различных функций.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы