Платная доработка на тему Прогнозирование как способ принятия стратегических решений в высшем образовании.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Подходы к принятию стратегических решений 6
1.1 ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6
1.2 ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ФОРСАЙТ,
СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД, ТРЕНДВОТЧИНГ 18
1.3 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, МЕТОД ДЕЛЬФИ,
СЦЕНАРИНОВАНИЕ, ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ.. 37
1.4 ОПЫТ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СССР. 43
ВЫВОДЫ ПО
ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 50
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ.. 52
2.1 СТРАТЕГИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 52
2.2 СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ
ОНИ ИСПОЛЬЗУЮТ НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ –УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ 5 –100. 67
ВЫВОДЫ ПО
ВТОРОЙ ГЛАВЕ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 83
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 86
[ФМО1] [ФМО1]Капслок
головного мозга? Надо всё сделать нормальными буквами
Введение:
В
педагогике понимание целевого назначения образования является, по сути,
исполнением государственного заказа на формирование профессиональных кадров.
Стратегическое планирование выступает как опережающая информация, которая
позволяет спланировать [ФМО1] в недалеком будущем изменения в структуре и
работе образовательного учреждения, а также практическую реализацию
установленных условий деятельности образовательного учреждения, и внесение
необходимых коррективов в методическое и содержательное обеспечение на любом
этапе образовательного процесса с тем, чтобы максимально эффективно воплощать
целевое назначение образования.
Актуальность исследования определяется тем, что российская образовательная
система [ФМО2] эффективно использует стратегическое
планирование для обеспечения развития сферы образования, которое заключается[ФМО3] как в формировании системы качественного высшего
образования, так и интернационального образования. Стратегическое планирование
вузами обеспечивается своими силами, и в каждом вузе – это разные целевые
установки, миссии и приоритеты. На основании данных, представляемых программами
стратегического развития вузов в отдельности, можно получить общую
картину условий развития высшего образования в современной России. [ФМО4]
Степень изученности темы:[ФМО5]
В отечественной науке проблема применения стратегического
планирования отличается новизной и недостаточной разработанностью. О сущности
стратегического планирования говорит наука менеджмент, именно на ее методы
планирования опираются вузы при разработке собственных программ стратегического
развития и проведения анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на
развитие учреждения. На данный момент отсутствуют полноценные монографические
исследования по стратегическому планированию в вузе. [ФМО6] Целью исследования является выявление сущности подходов к стратегическому
планированию.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
–[ФМО7] определить[ФМО8] понятие стратегического планирования;
– выявить[ФМО9] подходы к стратегическому планированию;
– изучить методы планирования в высшем образовании;
– дать характеристику опыту [ФМО10] стратегического планирования в СССР;
– изучить опыт мозговых центров, занимающихся созданием
стратегий высшего образования в России;
— рассмотреть стратегии развития учреждений высшего
образования.
Объектом исследования
является управление высшим образованием.
Предмет исследования
– стратегическое планирование в высшем образовании.
Методы
исследования:[ФМО11]
Метод блабла позволяет нам бла бла
Метод тыгыдык позволяет нам
тыгыдык
Научная новизна определяется
актуальностью проблемы исследования. На основе анализа обширной литературы и
публицистики была предпринята попытка проанализировать [ФМО12] понятие и методы стратегического
планирования, а также опыт ведущих вузов страны в практике применения
стратегического планирования. Практическая значимость:
На основе данного
исследования возможна дальнейшая работа по изучению проблем, выявленных в ходе
работы[ФМО13] . Опыт применения стратегического планирования
в высшем образовании может служить основой для поиска теоретических решений
многих существующих проблем в высшем образовании России.
Структура работы:
Работа представлена введением, двумя главами, поделенными на
параграфы, заключением и списком использованной литературы.[ФМО14]
Тебе
пример из моей работы
Данная
магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение и
список использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретический
основы изучения метафор, основные понятия корпусной лингвистики, понятие
метафоры в когнитивной лингвистике, уделяется отдельное внимание
сферам-источникам и мишеням метафоризации и классификации метафор. Вторая глава
содержит практический материал, в котором анализируются отобранные единицы метафоризации,
выделяются наиболее частотные метафорические модели, принадлежащие к разным
разрядам. [ФМО1]Этот
поток сознания больше похож на вступление, оставим тут [ФМО2]Переформулировала
актуальность [ФМО3]ЧТО
заключается? Если речь про стратегическое планирование, то «оно используется
как в формировании…» [ФМО4]Ииииии?
Чего-то не хватает. Может написать что «затем эту картину можно
проанализировать» ит.д. [ФМО5]Переделала,
лучше так делать. Заголовок: [ФМО6]ТУТ
НАДО ФАМИЛИИ учёных, которые об этом писали и изучали эту тему, ссылки на
законы. А это вода. И лучше назвать параграф Теоретико-методологическая
база исследования: [ФМО7]Лучше
1,2,3, и ПО ВСЕЙ работе так [ФМО8]РАССМОТРЕТЬ,
определить значит ты сама даёшь определение, а за такую смелость
тебя расстреляют [ФМО9]ИЗУЧИТЬ [ФМО10]РАССМОТРЕТЬ
опыт стратегического планирования… [ФМО11]Авторы
забыли этот пункт. А он ОБЯЗАТЕЛЕН.
Надо указать твои методы. И не перечислением «метод
анализа и эмпирический метод», а прямо расписать какой метод для чего, что он
позволяет делать в твоей работе [ФМО12]Лучше
«новизна работы определяется тем, что в исследовании рассматривается
современный опыт ведущих вузов страны в практике применения стратегического
планирования». Но вот эта строчка про анализ литературы вода водой. Тут надо
объяснить что нового в твоей работе, в одну строчку [ФМО13]Так
цель выявить проблемы? Дебет с кредитом не сходится. В актуальности написано «на
основании данных, представляемых программами стратегического развития вузов в
отдельности, можно получить общую картину условий развития высшего образования
в современной России». Значит тут пишем «пользуясь результатами данного
исследования можно изучить картину условий развития высшего образования в РФ,
выявить проблемы или преимущества использования технологий стратегического
планирования в высшем образовании».
(но эти формулировки я тебе для примера даю, может
потом их придётся менять) [ФМО14]АААА
где описание? В первой главе рассматриваются….., изучаются…. итд. Во второй
главе представлено исследование….рассматривается….изучается…… Надо кратко
описать всё по каждой. Погляди в моем примере
Заключение:
Анализ научной литературы и программ стратегического
развития позволил сделать следующие выводы:
1. Стратегическое планирование представляет
собой динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов,
логически вытекающих один из другого, и наличие обратной связи в виде этапа
оценки и контроля предыдущих этапов в целях установления несоответствий. Применение
стратегического планирования позволяет исследовать внешние и внутренние
факторы, влияющие на ее функционирование и развитие, определять сценарии
развития, вероятность возникновения рисков, обозначать приоритетные направления
развития и следовать им, своевременно корректировать запланированные шаг, определять
показатели деятельности для последующего контроля, рационально распределять
ресурсы, осуществлять реализацию планов образовательной организации в целом и
ее отдельных подразделений.
2. Стратегическое планирование применяется в
организации посредством использования технологий планирования. Прогнозирование
(определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального,
исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их
реализацию), форсайт (технология единства предвидения стратегического
управления и политических решений), планирование (создание прогнозов на основе
вероятных сценариев), и трэндвотчинг (закономерность, характеризующая общую
долгосрочную тенденцию в изменениях показателей временного ряда) позволяют в
той или иной мере исследовать актуальное состояние развитие объекта
планирования и предположить, исходя из целей планирования, как в будущем
измениться состояние объекта и что можно предпринять, чтобы обеспечить
эффективность развития.
3. Методы стратегического планирования
представляют собой способы, с помощью которых решается какая-либо проблема
планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов,
стратегических программ и планов. Экстраполяция, математическое моделирование,
сценаринование и экстраполяция позволяют решать проблемы, связанных с
фактическим и желаемым состоянием объекта планирования, определения экспертной
оценки будущего развития объекта, свойств, взаимосвязей, структурных и
функциональных параметров объекта, изучении устойчивых тенденций, которые
сложились в прошлом и проявят себя в текущем периоде, и могут быть
задействованы в будущем.
4. В СССР стратегическое планирование
осуществлялось на основе прогностики, которая определялась как наука, изучающая общие принципы
прогнозирования перспектив объектов социальной реальности. Планирование
советского типа – это форма экономического планирования, включающая
централизованные инвестиционные решения, административное распределение
экономических затрат, материальные балансы для достижения равновесия между
доступными затратами и целевыми выпусками. Преимуществами советского
планирования были условия для устранения инфляции, безработицы и экономических
циклов, поскольку весь рынок контролировался государством. К недостаткам можно
отнести систематический дефицит продукции, и обеспечение занятости населения за
счет убыточных предприятий. Это говорит и о недостатках самой прогностики как
науки, исследующей тенденции в экономическом развитии.
5. Стратегическое планирование в образовании
– это процесс постановки долгосрочных общих целей, а затем определения четкого
и структурированного пути их достижения. Это средство видеть общую картину в
отличие от тактического планирования, ориентированного на краткосрочные задачи.
Стратегию можно охарактеризовать как конкретную программу действий,
составленную руководством для достижения поставленных целей.
6. Анализ программ стратегического развития
вузов-участников Проекта 5-100 показал, что современное развитие высшего
образование идет по направления к глобализации, научно-исследовательским
разработкам мирового уровня, обеспечения конкурентно-способности учреждений
высшего образования, социальной инфраструктуры. Эти показатели развития
нацеливают современное высшее образование России на соответствие международным
стандартам качества образования и науки, что напрямую влияет и на развитие
всего государства в целом. Реализуя разные задачи стратегического развития
исходя из специфики вуза, так или иначе, все они в целом стремятся отвечать
вызовам времени, государства и экономики, а также являются примерами для других
вузов России, что в дальнейшем обеспечит всей системе высшего образования быструю
адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды и эффективное функционирование
в долгосрочной перспективе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ПРИНЯТИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ [ФМО1]
1.1 ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ [ФМО2] Большая
часть аппарата планирования, используемого сегодня, была разработана в
девятнадцатом столетии. С развитием и ростом сложности аппарата планирования, а
также с появлением компьютеров – в особенности с широким распространением сетей
из небольших персональных компьютеров, оснащенных соответствующим программным
обеспечением, прогнозированию уделяется все больше и больше внимания. Сейчас
каждый менеджер имеет реальную возможность использовать в целях стратегического
планирования очень сложный математический аппарат анализа данных, и знание
этого аппарата является для него весьма существенным.
Все организации
функционируют в условиях неопределенности, но, вопреки этому, их менеджеры,
управленцы должны принимать решения, оказывающие влияние на будущее
организации. Обоснованные предположения о будущем [ФМО3] более ценны для руководителей, чем
необоснованные.
Во
второй половине ХХ века термин "стратегия" – а также производные от
него "стратегическое планирование" и "стратегическое
управление" –начинает играть заметную роль в т[ФМО4] еории управления. Это связано с разработкой
управленческих технологий, которые позволили бы планировать деятельность
организаций (в первую очередь больших) в динамичных условиях современного
рынка. На сегодняшний день, в исследовании будущего как фирмы, организации, так
и государства, применяются и прогнозы, и планирование, и стратегии. На наш
взгляд, необходим научный обзор указанных понятий с тем, чтобы [ФМО5] определить сущность стратегического
планирования.
Понятие
«план», по мнению О.С. [ФМО6] Анисимова, нужно рассматривать в
соотношении с понятиями «цель» и «метод». [ФМО7] Цель – представление о будущем состоянии,
возможном для объекта и соответствующего желаниям целеполагающего, которое
наделяется статусом долженствования и, следовательно, требующим воплощения в
реальности. Цель может достигаться и без преобразования, если достаточно
«дойти», дождаться желаемого состояния [ФМО8] []. Только
в деятельности цели предполагают преобразование объекта, «насильственное»
изменение актуального состояния в должное, но возможное. [ФМО9] Если преобразование или иное «достижение»
осуществляется не сразу, пошагово, тогда выделяются промежуточные цели, а
характеристика последовательности целей и переходов от одной цели к другой и составляет
содержание плана. Другое дело – построение деятельности в соответствии с планом
или даже целью. Если конечное состояние сохраняет функционарное бытие объекта,
то нельзя говорить о развитии, в том числе и в ходе деятельности.
Планирование, как интеллектуальная работа, предполагает
введение альтернативных версий цели, плана, а затем и выбор альтернативы,
использование критериев выбора, в зависимости от уже имеющихся стереотипов
планирования или творческих особенностей планирующего, его понимания
особенностей объекта управления, возможностей объекта, его внутренней динамики,
от понимания возможностей средств и методов воздействия на объект и др. Как
норма, план предопределяет поведение реализующего этот план и, благодаря этому,
действительно способствует отходу от должного, проявлениям самокоррекции,
самоорганизации, снижению числа возможных ошибок, возникающих в самовыражении и т.п. [ФМО10] [Анисимов,[ФМО11] 2006: 115 –116][ФМО12]
Само планирование подчинено достижимости[ФМО13] того улучшения, которое невозможно вне
реализации плана, получения[ФМО14] желаемого и целеопределенного эффекта,
влияющего на ситуацию, оцениваемую как «плохую». В качестве основы плана и
планирования лежит цель. Часто говорят, [ФМО15] что функционирующие фирмы определяют миссии,
долговременные цели, используя потенциал подразделений стратегического анализа
и планирования. Прогнозирование предшествует планированию, так как оно
отталкивается от реконструкции предыстории объекта управления, актуального
состояния и устремляется в возможную динамику положения и состояния [Анисимов,
2006: 116 –117].
И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация
руководствуется в своей деятельности».
Существует четыре различные группы.[ФМО16]
1. Правила, используемые при оценке результатов
деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев
оценки обычно называют ориентиром,
а количественное содержание — заданием.[ФМО17]
2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с
её внешней средой, определяющие какие виды продукции и технологии она будет
разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться
превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной
стратегией или стратегией бизнеса.
3. Правила, по которым устанавливаются отношения и
процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
4. Правила, по которым фирма ведёт свою повседневную
деятельность, называемые основными
оперативными приёмами [].
Стратегии имеют несколько отличительных черт.[ФМО18]
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо
немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений,
продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.[ФМО19]
2. Сформулированная стратегия должна быть использована. Для [ФМО20] разработки стратегических проектов методом
поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь
сосредоточить внимание на определённых участках и возможностях, а во-вторых,
отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в стратегии отпадает, как только
реальный ход развития выведет организацию на желательные события.
4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть
все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных
мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и
неточной информацией о различных альтернативах.
5. Как только в процессе поиска открываются конкретные
альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить
под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому
успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
6. Поскольку для отбора проектов применяются как
стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это
разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма,
а стратегия — средство для достижения цели. Ориентиры – это более высокий
уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров,
не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.
7. Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в
отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры
эффективности (например, доля рынка) в один момент будут служить фирме
ориентирами, а в другой – станут её стратегией. Далее, поскольку ориентиры и
стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия то,
что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних
превращается в ориентиры [Ансофф И., 1989]
А.А. Томпсон-мл, А. Дж. Стрикленд III говорят о том, что в
основе управления бизнесом лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике
компании и реализация [].
Стратегия компании — это комплексный план управления, который должен укрепить
положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и
удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей.
Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных
направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых
рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов
и моделей бизнеса
[Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А., Дж., 2006: 31].[ФМО21]
Сформировать стратегию организации – значит ответить на
вопрос о смысле и назначении деятельности организации в сложившихся
обстоятельствах и превратить эти представления в ориентиры, необходимые для
осуществления конкретной управленческой работы. В сочетании с концепциями и
подходами, основанными на принципах маркетинга, стратегическое планирование
может рассматриваться и как попытка теории и практики управления расширить
границы своих возможностей, строя осознанное и контролируемое отношение к более
фундаментальным общественно значимым процессам, которые прежде находились за
пределами управленческого действия. В этом смысле со стратегическим
планированием связана одна из магистральных линий развития управления,
направленная на системное овладение управленческой практикой новых предметов и
инструментов, более сложных и открывающих новые возможности.
Идея стратегического управления – это попытка ответить
на вопрос о том, как управлять в условиях, которые не вполне прозрачны,
меняются и зависят от множества факторов, в частности, от действий других
людей, принимающих самостоятельные решения и стремящихся к своим целям.
Управлять в таких условиях – значит управлять стратегически.
Необходимость разрабатывать стратегию появляется при
дефиците ресурсов. Если управленец имеет достаточно ресурсов, чтобы решить
интересующую его задачу, он решает ее, не разрабатывая какой-либо специальной
стратегии. Другое дело, когда ресурсов недостаточно – тогда, прежде чем
начать действовать, приходится анализировать разные варианты, оценивать балансы
затрат, рисков и приобретений, взвешивать ресурсы, выделять критические точки,
в которых может сорваться все дело, формировать различные сценарии действий в
этих точках и т.д. В этих условиях точный выбор приоритетов и направлений
деятельности, которые могут быть реально обеспечены имеющимися ресурсами,
приобретает жизненно важное значение [Балобанов А.Е., Клюев А.К., 2002].
При этом процедуры стратегического планирования
сосредотачивают внимание управленца на "субъективных" составляющих
управления, на том, как и на каких принципах оно организовано, какие технологии
использует и т.п. Стратегия – это не то, как проявляется и
предъявляется характер жизни и "развития" объекта, стратегия – это
то, как устроена работа управленческой системы. Разумеется, невозможно
рассматривать "[ФМО22] объективные" составляющие развития, не
обращаясь к "субъективным", и наоборот, поэтому подходы
стратегического планирования и, например, планирования социально –экономического
развития, скорее, не противоречат, а при правильно организованном
взаимодействии –дополняют друг друга. При этом точное понимание
возможностей и ограничений разных типов планирования имеет существенное
значение. Так,
например, в табл. 1 представлена сравнительная характеристика стратегического и
перспективного планирования [ФМО23] [Vasilache A., Rata N., 2006] [ФМО1]16 кегль, полужирный
шрифт, выравнивание по центру, при этом никакого абзацного отступа и КАПСЛОК НЕ
НУЖЕН (по всей работе название глав надо делать так) [ФМО2]Кегль
14, никакого КАПСЛОКА, выровнять по центру, без абзацного отступа, полужирный
шрифт (тоже по всей работе так надо). И «что такое стратегическое планирование»
это название главы в книжке, а у нас НАУЧНАЯ РАБОТА. «Понятие стратегического
планирования» тогда уж. (автор работы со скрина Гузиковой просто взял эту фразу
– я пробила себе десятый фейспалм) [ФМО3]Как
говорила Оля Бузова: «Твои слова водица, так не годится». Тут столько воды, что
я руки помыть успела [ФМО4]Я
бы с этого начала, а поток сознания выше убрала (лучше так и сделай) [ФМО5]С ТЕМ ЧТОБЫ!!!!! Что за косноязычие
….
Ору…
«для того, чтобы
определить» [ФМО6]Лучше
сделать как подсказывает ворд. А именно О. С. Анисимов, с пробелами в инициалах
(по всей работе, естественно) [ФМО7]ССЫЛКА
ГДЕ???? [ФМО8]Красным
буду помечать куда добавить ссылку [ФМО9]Оля Бузова снова
накидала водицу…можно убрать предложение [ФМО10]Ворд
выделяет ошибку. Сделай как он просит, с пробелом [ФМО11]Лучше
делать без запятых, как сказал Бортников [Анисимов 2006: 115-116] (по всей
работе) [ФМО12]О,
вот ссылка, неужели. Продублируй выше, где указала, без указания страниц. [ФМО13]Может
достижению? [ФМО14]Падеж
не тот. ПолучениЮ тогда получается [ФМО15]Ну
нафига это «часто говорят, что»…убери! Это не сочинение 2 класса [ФМО16]ГРУППЫ
ЧЕГО? Группы правил? Почему не написано
И где двоеточие, у нас список правил пошёл ниже [ФМО17]Точка
с запятой. Списки по всей работе лучше одинаково делать:
Раз;
Два;
Три;
Четыре. В последнем пункте списка точка [ФМО18]ДВОЕТОЧИЕ [ФМО19]Точка
с запятой итд. [ФМО20]Почему
это не одно предложение? [ФМО21]Нужна
одна, максимум две фамилии. Нельзя перечислять ВСЕХ. [ФМО22]По
всей работе нужны «» такие вот кавычки. Это не прокатит [ФМО23]«Рассмотрим
сравнительную характеристику стратегического и перспективного планирования
(табл. 1.1.) [……..].»
Рисунки и таблицы лучше делать ссылками в тексте
(рис.1.1., табл. 1.1.)
Первая цифра указывает на номер главы, вторая на номер
таблицы или рисунка. Во второй главе будет (табл. 2.1., рис.2.1.)