Платная доработка на тему Профилактика снижения тревожности студентов педагогического вуза в процессе обучения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения тревожности студентов педагогического вуза в процессе обучения 5
1.1. Понятие тревожности в современной психолого-педагогической литературе 5
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста 12
1.3. Теоретическое обоснование психолого – педагогической коррекции 26
ситуативной тревожности 26
Выводы по 1 главе: 33
2.1. Методики исследования 34
2.2. Анализ полученных результатов эмпирического исследования 35
Список литературы 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Введение:
Актуальность исследования: Личностная тревожность – это свойство, характеризующееся степенью трудности поставленных перед человеком задач. Она связан со многими другими качествами — самооценкой, склонностью к риску и т. д. Страх неудачи связан со страхом, что ожидания не оправдаются, и человек испытает разочарование. Считается, что такие характеристики, как тревога, носят общий характер. Подростковый возраст характеризуется активным выбором объекта для подражания.
Эталон подростка – это чувственно окрашенный, переживаемый и морально принятый образ, что предстает для него примером, регулятором его действий и аспектом оценки действий иных людей. На психическое формирование подростка немалое воздействие проявляет половое созревание. Одной из значительных характеристик личности подростка представляется желание стать и считаться взрослым.
Тревожность свойственна каждому человеку и проявляется во всех видах его деятельности, независимо от ее специфики. Ориентированные на успех люди — это те, у которых в надежде на успех преобладает страх неудачи: они верят, предполагают, что справятся с большинством задач, не испытывают страха в ситуациях, когда оцениваются их способности, знания и умения, поэтому тема данной работы является актуальным. Наоборот, те, кто настроен на неудачу, сомневаются в своих силах, недооценивают свой талант, а потому боятся любых испытаний. Самая поразительная разница между этими двумя типами людей — неудачи.
В настоящее время существует несколько способов диагностики этой черты личности. Большинство из них основаны на методе оценки тревожности, предложенном Ф. Хоппе. Эти приемы строятся по следующей экспериментальной схеме: испытуемому предлагается постепенно выбрать для решения ряд (обычно фиксированных) задач любой сложности.
Проблема исследования: каковы способы снижения тревожности у студентов первого курса педагогического ВУЗа.
Цель исследования: изучение путей снижения тревожности студентов педагогического вуза в процессе обучения.
Объект исследования: тревожность как личностное качество.
Предмет исследования: проявление тревожности студентов педагогического вуза в процессе обучения.
Задачи исследования:
— Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
— Охарактеризовать студентов юношеского возраста.
— Проанализировать пути и методы снижения тревожности в процессе обучения.
Методологическая база исследования: – различные подходы к определению понятия тревожности (С. Ю. Головин, А. М. Прихожан, Л. И. Божович, Р. С. Немов, А. В. Петровский) и личностной тревожности (С. С. Степанов, Ф. Б. Березин, А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Ч. Д. Спилбергер, Р. Mэй).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение литературы, моделирование.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий)
База исследования: педагогический ВУЗ, студенты первого курса в количестве 20 человек.
Структура работы: введение, две главы: первая теоретическая, вторая практическая, заключение, список использованной литературы, приложение.
Заключение:
В научной литературе существует множество определений тревожности. В психологии под тревожностью понимается состояние тревоги в ситуации повышенного эмоционального напряжения, интеллектуального и иного; тревожность считается чертой темперамента, характеризующейся слабостью нервных процессов; как склонность человека часто испытывать тревогу.
Большинство людей, употребляя термин «тревожность», даже не задумываются о том, что он на самом деле означает. Очень многие на просьбу вспомнить, что они чувствовали, находясь в состоянии тревоги, скажут, что их тревожили дурные предчувствия, они испытывали волнение, тревогу и, может быть, даже дрожь.
Тревожность — это эмоциональное переживание личности, формирующееся в ситуации неопределенной опасности, проявляющееся в ожиданиях неблагополучного развития какой-либо ситуации.
В психологии различают реактивную или ситуативную тревогу и личную тревогу. Ситуационная тревожность характеризует состояние человека в определенный момент, она связана с конкретной ситуацией. Личностная тревожность – это личностная характеристика человека. Проявляется в постоянном переживании тревоги, в склонности воспринимать любые события как опасные.
С целью диагностики тревожности первокурсников нами было организовано и проведено исследование. Выборка исследования представлена студентами первого курса. По результатам исследования мы пришли к следующим выводам.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что большая часть студентов подвержена частым стрессам во время учебного процесса, во время подготовки и сдачи экзаменов.
При этом, все мы должны помнить, что тревожность может иметь не только отрицательный, но и положительный характер. Только в случае потери самоконтроля и при воздействии неадекватного объекта и ситуации, тревога приобретает негативную окраску и провоцирует возникновение проблем как личностного, так и процессуального характера, для предотвращения негативных последствий, на завершающем этапе тренинговой работы, должны быть сформулированы психолого-педагогические рекомендации как для самих студентов, так и для педагогов по снижению тревожности учащихся в организации ВУЗа, потому как только комплексный подход к профилактике и коррекции тревожности может обеспечить психологическое благополучие.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы изучения тревожности студентов педагогического вуза в процессе обучения
1.1. Понятие тревожности в современной психолого-педагогической литературе
Тревожность – это индивидуальная психологическая черта, которая проявляется склонностью человека часто испытывать сильную тревогу по относительно незначительным поводам. Тревожность рассматривается, как связь со слабостью нервных процессов, особенность темперамента, либо как личностное образование, либо, как и то и другое одновременно. В психологическом словаре существует такое определение тревожности: тревожность — это «индивидуальная особенность психики, которая заключается в увеличенной склонности к чувству беспокойства в самых разных ситуациях жизни, в том числе и в таких, которые не предрасполагают к этому» .
Тревожность представляет собой комплекс базовых эмоций, включающих страх и такие эмоции, как печаль, гнев, стыд, вина и иногда интерес-возбуждение .
Тревожность – это склонность человека испытывать тревогу, характеризующаяся низким порогом возникновения тревожной реакции. В целом тревожность является субъективным проявлением затруднений человека .
З. Фрейд определил тревогу как основную проблему в области эмоциональных и поведенческих расстройств. В 1890-х он предположил, что тревога многих его невротических пациентов была результатом недостаточного выброса энергии. Позже он пришел к выводу, что состояние нарастающего напряжения было результатом того, что энергетическое либидо не нашло выхода. Однако впоследствии З. Фрейд пересмотрел свою теорию и пришел к выводу, что тревога является функцией Эго и ее цель состоит в том, чтобы предупредить человека об опасностях, которых следует избегать и которых следует избегать. В зависимости от того, откуда исходит угроза, З. Фрейд выделил три типа тревоги .
1. Реалистическая тревога – угроза реальных опасностей внешнего мира;
2. Невротическая – угроза неприемлемых импульсов из «бессознательного»;
3. Моральная тревога – угроза наказания со стороны суперэго.
В отличие от З. Фрейда другой психоаналитик К. Хорни не считал тревогу существенной частью психики человека. Она утверждала, что тревога связана с отсутствием безопасности в межличностных отношениях. По мнению К. Хорни, родительские отношения, разрушающие у ребенка чувство безопасности, могут привести к базальной тревожности. Тайна невротической тревоги заключается в отсутствии опасности, которая ее вызывает, или, во всяком случае, в несоответствии между реальной опасностью и интенсивностью тревоги.
Среди последователей З. Фрейда, критиковавших его учение, был венский врач и психолог А. Адлер. В своих работах А. Адлер пытался показать значение факторов иного рода, а именно личных и социальных, с помощью которых А. Адлер хотел преодолеть идею З. Фрейда о сексуальной обусловленности человеческого поведения. А. Адлер определил понятие «чувство неполноценности» и механизмы его компенсации как основные причины развития и становления человека. А. Адлер считал, что человек рождается слабым и беспомощным, что человек от природы наделен физиологическими заблуждениями. Окружающий мир сигнализирует о его несовершенстве и это приводит к раздвоению его сознания, к различным конфликтным ситуациям. А. Адлер считал, что тревога имеет свойство блокировать активность человека и может вынуждать его вернуться в прежнее состояние безопасности .
В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По А. Адлеру, в основе неврозов лежат такие механизмы, как боязнь трудностей, боязнь жизни, боязнь. Он считал, что каждый человек стремится к определенному положению в группе среди других людей. Иногда индивидуум не может занять такую позицию в силу социальных условий или индивидуальных особенностей. Таким образом, А. Адлер выдвинул теорию о том, что в основе неврозов лежат ситуации, в которых человек испытывает тревогу при определенных обстоятельствах .
Представитель когнитивной психологии Дж. Келли отнес тревожность к эмоциональным состояниям и определил ее как «осознание того, что события, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системы». Иными словами, по Дж. Келли, тревога — это результат осознания того, что имеющиеся у нас конструкции бесполезны для предсказания событий, с которыми мы сталкиваемся. Такое понимание тревоги совсем не похоже на концепцию З. Фрейда о невротически тревожном индивидууме .
Другие психологи продолжали развивать психоанализ на основе работ З. Фрейда, но вносили новые элементы. Особое значение для нас имеют те подходы, в которых проблема тревожности оценивается в социально-психологическом контексте. Такие психотерапевты как Г.С. Салливан , Э. Фромм , К. Хорни сходились во мнениях, что тревога возникает при нарушении межличностных взаимоотношений .
Значительный вклад в изучение термина «тревога» внес американский психоаналитик и психолог К. Хорни. Говоря о концепциях К. Хорни, важно отметить одну из их характеристик: по ее мнению, «беспокойство предшествует инстинктивным желаниям». То, что З. Фрейд называл инстинктивными инстинктами, вовсе не является, по мнению К. Хорни, чем-то фундаментальным, а, наоборот, продуктом тревоги. К. Хорни, как и З. Фрейд, отличал страх от тревоги. Она считала, что страх — это реакция на конкретную опасность, при которой можно принять определенные меры, чтобы справиться с опасностью. Но тревожность характеризуется чувством неуверенности и незащищенности, а также чувством беспомощности перед лицом опасности. Тревога – это реакция человека на опасность .
К. Хорни выдвинула теорию и придала большое значение взаимодействию тревоги и ненависти. В этом сила ее теории. Среди внутриличностных факторов, способных вызывать тревогу, на первом месте стоит ненависть. К. Хорни писал: «Основным источником беспокойства являются агрессивные импульсы разного рода» .
К. Хорни также считала стремление к самореализации главной целью развития человека, а тревогу оценивала как главную противоположность самореализации. К. Хорни в своих трудах обращает внимание и подчёркивает роль среды в возникновении тревожности у детей. Она доказывала, что отношения между ребёнком и родителем являются решающими в детском развитии. Для детства характерны две потребности – удовлетворение и безопасность. Удовлетворение, как первая функция охватывает все биологические нужды: в пище, сне и прочее. Безопасность заключается – в развитии ребёнка. Это желание быть защищенным от опасностей враждебного мира, быть желанной, любимой. В удовлетворении потребности в защите ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявят настоящую теплоту и любовь, то потребность в безопасности ребенка будет удовлетворена и в будущем, скорее всего, будет сформирована здоровая личность. Если многие моменты в родительском поведении не отвечают потребностям ребенка в безопасности, это могут быть: нестабильное родительское поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, то у ребенка весьма вероятно развитие невротической тревожности и соответствующее дальнейшее патологическое развитие личности .