Психолог Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Профессиональное выгорание у средних медицинских работников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1.
Теоретико-методологические основы изучения проблемы профилактики
профессионального выгорания у средних медицинских работников
………………………………………………………………………….8

1.1 Понятие «профессиональное
выгорание» как психологическая категория…………………………………………………………………………..8

1.2 Специфика профессионального
выгорания у средних медицинских работников ……………………………………………………………………….12

1.3 Особенности профилактики
профессионального выгорания у средних медицинских работников ……….…………………………………….16

Глава 2.
Организационно-методические основы исследования проблемы профилактики
профессионального выгорания у средних медицинских работников ………………………………………………………………………25

2.1 Описание диагностической
программы исследования профессионального выгорания у медицинских работников ………………..25

2.2 Анализ результатов
экспериментального исследования особенностей профессионального выгорания у
средних медицинских работников………..31

Глава 3. Технология работы по
профилактике профессионального выгорания у средних медицинских работников ………………………….…44

3.1 Методы и приемы по
профилактике профессионального выгорания у средних медицинских работников
……………………………………………..44

3.2 Характеристика программы
направленной на профилактику профессионального выгорания у средних медицинских
работников………..47

3.3 Выводы и рекомендации по
профилактике профессионального выгорания у средних медицинских работников………………………………
59

Заключение ……………………..……………………………………………
63

Список литературы ………………..………………………………………66

Приложения ………………………………………………………………..71

  

Введение:

 

Актуальность. В современном обществе остро стоит проблема
профессионального стресса, а также связанного с ним синдрома «профессионального
выгорания» работников. Этот синдром в психолого-педагогической литературе
обозначается как «профессиональное выгорание», который можно рассматривать как деформацию
личности, под влиянием профессиональных стрессов. Большую психоэмоциональную
нагрузку испытывают работники, которые
находятся в тесном контакте при работе с людьми. К этим профессиям можно
отнести работников, трудовая деятельность которых реализуется в контексте взаимодействия
«человек-человек». Категория этих работников наиболее подвержена риску психоэмоционального
перенапряжения и переживанию стрессовых ситуаций. Профессиональная деятельность
медицинских работников характеризуется: эмоциональной и психической насыщенностью,
вызывающих стрессовое состояние и психофизическое истощение.

По мнению Юрьевой Л.М., профессиональное
выгорание представляет собой процесс, в ходе которого происходит снижение
энергии эмоционального, когнитивного и физического плана, что находит отражение
в формировании симптомов эмоционального истощения, утраты физической
работоспособности, а также качественном снижении чувства удовлетворенности
профессиональной деятельностью. Другими словами данный процесс можно обозначить
в качестве механизма психологической защиты, в результате которого
осуществляется постепенная утрата личностью эмоционального реагирования как
ответ на определенные воздействия психотравмирующего характера.

Вместе с тем выгорание означает
определенный функциональный стереотип поведения профессионала, заключающийся в
дозировании и экономном расходовании имеющихся энергетических и личностных
ресурсов. Могут наблюдаться и дисфункциональные сдвиги, при которых выгорание
негативным образом влияет на выполнение профессиональных обязанностей. «Выгорание»
— отчасти функциональный стереотип, эмоционального, чаще всего
профессионального поведения, поскольку позволяет дозировать и экономно
расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные
следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении
профессиональной деятельности и отношениях с партнерами, в том числе и среди
средних медицинских работников.

При актуализации процесса
профессионального выгорания отмечается безразличие ко всему происходящему.
Работник становится неуверенным, начинает сомневаться в своих знаниях, опыте, и
профессионализме [47].

Формирование профессионального
выгорания у медицинских работников может привести к негативным последствиям,
как для самого медицинского работника, так и для пациентов, поскольку снижается
качество не только профессиональных манипуляций, но и ухудшается
психологический контакт с пациентом. Именно поэтому очень важны меры по
профилактике профессионального выгорания.

Феномен «выгорания» рассматривался
с позиции взаимоотношения врача и больного (Таш-Лыков В. А. , Бажин Е. Ф. ,
Аминов Н. А. ). Изучались основные виды «выгорания» (Ковалев В. В. , Гаврилова
Т. П. , Петровский А. В. , Ярожевский М. Г. ), этапы его развития (Васильев И. А.
, Бойко В. В. ), а также функции и механизмы «выгорания» (Бодалева А. А. ,
Каштановая Т. Г. , Юсупов Й. М. , Бойко В. В.).

Среди ученых, которые исследовали
симптомы и факторы профессионального выгорания были Е. Орел, А. Ю. Василенко,
В. В. Бойко, Г. С. Абрамова, C.Маslаch, Т. В. Форманюк, Н. Burisch, Е. Maher,
Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова.

Научный интерес вызывают работы зарубежных
ученых, посвященные анализу конкретных стадий и моделей синдрома эмоционального
выгорания (Дж. Гринберг, Б. Перлман, Е. Хартман, Н. Буриш, Д. Дирендонк, В.
Шауфели, Х. Сикста, К. Маслач, С. Джексон, А. Чиром, А. Пайнс и др.).

Таким образом, теоретический
анализ медицинской, психологической и методической литературы показал важность
и насущность данной темы, а также большим количеством мнений по причинам
данного синдрома и потребностью в разработке программ, направленных на
профилактику профессионального выгорания.

 Цель исследования: теоретически обосновать, составить и
апробировать программу, направленную на профилактику профессионального
выгорания у средних медицинских работников.

 Объект исследования:
профессиональное выгорание как психическое состояние личности.

 Предмет исследования: профилактика
профессионального выгорания у средних медицинских работников.

 Гипотеза исследования:
профилактика профессионального выгорания средних медицинских работников будет
проходить успешно, если:

— своевременно выявлять на личный
уровень проявления и фазы развития синдрома профессионального выгорания;

— систематично проводить комплекс
мероприятий направленных на снижение психоэмоционального истощения, личностного
отдаления, тревожности, повышения уровня редукции личных достижений, освоение
способов снятия эмоционального напряжения в профессиональной деятельности.

 Задачи исследования:

— рассмотреть понятие «профессиональное
выгорание» как психологическая категория;

— охарактеризовать специфику профессионального
выгорания у средних медицинских работников;

-описать особенности профилактики профессионального
выгорания у средних медицинских работников;

— описать диагностическую
программу исследования профессионального выгорания у средних медицинских
работников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время, скорый и активный образ
жизни, неправильное питание, стрессовые ситуации в профессиональной
деятельности, бессонные ночи, большой объем работы без длительного отдыха, требуют
от людей разных специальностей усиленного напряжения эмоциональной, умственной
и физической сфер.

Рабочий процесс у медицинских работников
задает высокие требования к профессиональной деятельности, также большая ответственность
за жизни пациентов, низкая поддержка со стороны руководства, неадекватное
материальное и психологическое стимулирование – все это отрицательно отражается
на психическом состоянии. Это состояние проявляется длительным стрессом и
вызывает функциональные нарушения в организме, которые приводят к физическому
истощению и эмоциональному вакууму. В процессе работы рассмотрено
понятие «профессиональное выгорание» в современной психолого-педагогической литературе.
Под которым понимается состояние психоэмоционального, умственного, физического
истощения и переутомления, возникающее в процессе ежедневных стрессовых
ситуаций. Состояние профессионального выгорания может проявляться психосоматическими
симптомами: бессонницей, головными болями, постоянным чувством усталости,
повышенной утомляемостью. Также могут развиться и психопатологические
расстройства: депрессия, беспокойство, обсессивно-компульсивное расстройство,
параноидальные идеи и другие аддиктивные патологии. Нахождение в постоянном
стрессе приводит к тому, что у работников снижается иммунитет и
сопротивляемость организма к инфекциям, что зачастую приводит к риску
возникновения гипертонической болезни, онкологии и другим заболеваниям. В ходе исследования описаны
особенности профессионального выгорания медицинских работников, работающих в
лечебном учреждении с пациентами, нуждающихся в экстренной медицинской помощи.
К этим особенностям можно отнести: чувство неудовлетворенности от профессиональной
деятельности; снижение уровня воспринимаемой информации, повышенную тревожность
и неадекватную оценку психологического климата.

 В данной выпускной
квалификационной работе были рассмотрены вопросы профилактики профессионального
выгорания у средних медицинских работников и проведены исследования с профилактической
целью и целью преодоления синдрома профессионального выгорания, где было
рекомендовано обратить внимание на применение действенных и дающих наибольший
эффект психологических, педагогических и психофизиологических методов, которые
направлены на снижение риска профессионального выгорания и сохранения здоровья
медицинским работникам.

С целью адаптации работников в профессиональной деятельности и обучению
их навыкам саморегуляции, были рекомендованы различные способы контроля
психического состояния, которые включали в себя методы психотерапии,
дыхательной гимнастики, релаксации и аутотренинга, что позволит работнику
регулировать и управлять своим психоэмоциональным состоянием.

В процессе исследования, на констатирующем этапе, была составлена и
проведена диагностическая программа, направленная на снижение
профессионального выгорания, уровня тревожности, адекватной оценки
психологического климата в коллективе, повышение профессиональной мотивации,
освоение способов и методов снятия эмоционального напряжения в профессиональной
деятельности.

При проведении исследования на констатирующем и контрольном этапах
эксперимента были получены следующие результаты:

— на контрольном этапе эксперимента показал, что количество медицинских
работников, со сформированным синдромом профессионального выгорания, снизилось
на 10%, а с несформированным синдромом выгорания увеличилось на 20%. Полученные
данные говорят о положительном эффекте проведения программы профилактики
эмоционального выгорания.

Сравнительный анализ результатов проведения методики «Профессиональное
(эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон, показал, что медицинских
работников с высоким уровнем эмоционального истощения снизилось на 44%; уровень
личных достижений увеличился на 54%; уровень эмоционального выгорания снизился
на 27%. Полученные данные говорят о стабилизации уровня развития всех фаз
развития стресса, что привело к преодолению синдрома выгорания у большинства
медицинских работников.

По результатам проведения методики (Спилбергера-Ханина) «Определение
тревожности» количество испытуемых с высоким уровнем тревожности уменьшилось на
29 %, что способствовало формированию адекватного уровня тревожности 88% имеют
средний уровень.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы профилактики профессионального
выгорания у средних медицинских работников

1.1 Понятие «профессиональное выгорание» как
психологическая категория Научный интерес к
синдрому «профессионального выгорания» обусловлен нарастанием проблем,
оказывающих негативное влияние на самочувствие и эффективность труда
работников, и их отношение к окружающим людям.

В рамках зарубежной науки синдром профессионального
выгорания уже давно стал предметом научного исследования, что представлено в
концепциях таких ученых, как Дж. Фрейденберг (1974), Б. Перлман, Е. Хартман
(1981), К. Маслач, С.Н. Джексон (1982) и др. Среди отечественных ученых интерес
к изучению данной проблемы появляется примерно в 80-х годах, что прослеживается
в работах В.В. Бойко, В.Е. Орел, Т.В. Н. Е. Водопьяновой и др. Впервые синдром
«выгорания» описал немецкий ученый X. Фрейнденберг в 1974 году. Данный термин
исследователем был введен для описания здоровых людей, оказавшихся в условиях
интенсивного взаимодействия с клиентами в эмоционально насыщенной атмосфере [32].

Среди других ученых, являющихся основоположниками изучения
проблем профессионального выгорания, можно назвать К. Маслач, которой данная
дефиниция охарактеризована как синдром физического и эмоционального истощения,
при котором наблюдается трансформация самооценки в сторону негативной,
появляется отрицательное отношение к трудовой деятельности, и постепенно
происходит деформация сочувствия по отношению к клиентам [30].

Сначала синдром профессионального выгорания интерпретируется
в качестве состояния изнеможения, при котором появляется стойкое ощущение
собственной бесполезности. Позднее при изучении психосоматических проявлений синдрома
его постепенно рассматривают во взаимосвязи с психосоматическим самочувствием
личности, что предполагает рассмотрение выгорание как предпосылки развития
болезней. В Международной классификации болезней (МКБ-10:Z73) синдром
профессионального выгорания определяется как «Стресс, связанный с трудностями
поддержания нормального образа жизни».

На данное время исследователи этого явления выделили более
100 симптомов профессионального выгорания, к которым относятся: постоянное
чувство усталости, повышенная тревожность, регулярная головная боль,
раздражительность и конфликтность, проблемы с восприятием и концентрацией внимания,
эмоциональное истощение, вследствие которого проявляется цинизм и отстраненность
в общении с пациентами и коллегами. Например,
исследователь Н. Буриш отмечает, что «выгорание необходимо рассматривать как
симптомокомплекс, представленный совокупностью последствий, развивающихся в
результате пролонгированного воздействия профессионального стресса либо
комплекса кризисов профессиональной направленности» [14].

По мнению В. В. Бойко, который впервые в России
охарактеризовал «выгорание», он определяет его как выработанный личностью
механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения
эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия
[7].

Данный синдром является опасным заболеванием для тех, чья
деятельность связана с профессиональным типом «человек – человек». Американские ученые К. Маслач и С. Джексон предлагают
рассматривать данный феномен как трех компонентную модель, которая состоит из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции собственных личностных устремлений.

Эмоциональное
истощение – можно определить как чувства опустошения и утраты активности,
что может провоцировать профессиональная деятельность. Проявляется неудовлетворенностью
собой, повышенной тревожностью, снижением эмоционального фона, где
прослеживается равнодушие или эмоциональная перенасыщенность.

Деперсонализация (дегуманизация)
– расстройство самовосприятия, характеризуется стойким или периодически
возникающим чувством изменения и отчуждения, раздвоения собственной личности,
тела, умственных процессов. Основные симптомы: ощущение наблюдения за самим
собой со стороны, утрата привычных переживаний, появление новых незнакомых
чувств, способов мышления и восприятия.

Редукцию профессиональных
достижений можно охарактеризовать как развитие у индивида ощущения
некомпетентности в сфере работы, что, соответственно, подразумевает активизацию
и последующее развитие собственной неуспешности, несостоятельности как
профессионала. Может выражаться в виде отрицательного самооценивания
собственных достижений в профессии, а также в ограничении и дистанцировании
контактов, что приводит к неспособности адекватно оценивать себя и результаты
собственной работы.

Одной из главных причин, по мнению Барабановой М. В., возникновения
синдрома профессионального выгорания, является формирование психоэмоционального
истощения, при котором комплекс внутренних и внешних требований в течение
достаточно продолжительного периода времени доминирует над всеми ресурсами
личности (личностными, средовыми и т.д.), в результате происходит нарушение
равновесия, дестабилизация которого неизменно провоцирует развитие симптомов
выгорания. Таким образом, личность человека пытается изыскивать потенциальные
ресурсы и пути защиты от воздействия нервно-психического напряжения [6].

На сегодняшний день синдром выгорания рассматривается как
долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие воздействия на
человека стрессовых ситуаций.

Началу развития симптома выгорания предшествует накопление
негативных эмоций, которые не находят соответствующей разрядки. Синдром
нарастает как «снежный ком», у работника начинают нарастать психоэмоциональные
нарушения, переходящие в физические. Человеку приходится прилагать усилия для
того чтобы приступить и сосредоточиться на выполняемой работе. Все труднее
становится справляться с раздражением и тревогой, главным желанием возникает
ограничить контакты с окружающими и уединиться.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы