Платная доработка на тему Профессиональное самоопределение и личностное развитие подростка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Личностное и профессиональное
самоопределение в старшем школьном возрасте. 6
1.1. Особенности личностного самоопределения
старшеклассников. 6
1.2. Профессиональное самоопределение
старшеклассников. 16
Выводы.. 20
Глава 2. Организация и методики исследования
личностного самоопределения подростков. 21
2.1. Контингент испытуемых и методики исследования. 21
1.2. Анализ и интерпретация результатов. 22
Выводы.. 26
Заключение. 27
Библиография. 30
Приложение. 32
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время при
выборе профессии молодые люди исходят не столько из собственных
профессиональных потребностей, которые зачастую ими ещё не осознаны и чётко не
сформулированы, сколько из уже имеющихся возможностей и желания получить любое
высшее образование. Актуальность исследования темы профессионального и
личностного самоопределения современных подростков важна тем, что от того насколько
правильно подростком будет сделан выбор той или иной профессии, будет зависеть
его успешность как в профессиональной самоопределённости, так и в личностном развитии. В законе «Об образовании» в Российской
Федерации обозначено, что система образования должна быть направлена на
развитие личности выпускника, на создание условий для его самореализации и
самоопределения.
Сегодня человечество «переживает» переход от индустриального
общества к информационному, в котором, физический труд человека заменяет робототехника,
информационно-коммуникационные технологии стали занимать главную роль в нашей жизни, в частности в
общении и обучении. Постоянное развитие информационной среды и накопление
информационного ресурса самого общества, информатизация со всех областей жизни
и деятельности человека предъявляет новые требования к качеству подготовки
будущих специалистов. В стране сложилась ситуация характеризующаяся недостатком
специалистов нового уровня: коммуникабельных, инициативных, конкурентоспособных
легко адаптирующихся к любым изменениям, будущий выпускник школы должен быть
готов делать выбор своего будущего (образовательного, профессионального,
жизненного) учитывая специфику изменяющегося профессионального мира, уметь
принимать решения, планировать, приобретать новый опыт и анализировать его
превращая в собственный ресурс, быть готовым к изменениям которые происходят в мире. Предполагается, что помочь выпускнику в выборе может
профориентационная работа. Но полноценные профориентационные программы реализуются в школах не повсеместно. Чаще всего
профориентация в школе ограничивается несколькими дополнительными уроками,
посвященными профессиональному выбору, которые проводит классный руководитель.
Школа, зачастую, уделяет большее внимание подготовке к экзаменам.
Вследствие этого, многие подростки выпускаются из школы со смутными
представлениями о профессиях вообще и о том, чем они могли бы заниматься. Не
решив проблему выбора профессии, или сделав этот выбор только лишь под влиянием
внешних факторов, многие юноши и девушки в будущем разочаровываются в выбранной
профессии. Обычно это происходит уже после получения среднего профессионального
или высшего образования. Таким образом, неудачный выбор профессии может
обернуться глобальной проблемой для отдельного человека и для общества в целом.
Для решения данной проблемы необходимо реформирование системы образования в
целом, начиная с уровня общего среднего
образования так как именно в этот период перед подростком встает выбор профессионального самоопределения.
Объектом нашего исследования – стало личностное и
профессиональное самоопределение.
Предметом – взаимосвязь личностного и
профессиональоного самоопределения у подростков.
Цель – изучение личностного и
профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
В соответствии с целью
были сформулированы следующие задачи
исследования:
1. Проанализировать
литературу по теме исследования;
2. Выявить основные
особенности личностного самоопределения в старшем школьном возрасте;
3. Определить основные
характеристики профессионального самоопределения;
4.Провести
сравнительное исследование особенностей профессионального и личностного
самоопределения у учащихся 9-10 классов и учащихся 11 классов;
5. Проанализировать
полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и
методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод
наблюдения, тестирование, беседа.
Гипотеза исследования: на профессиональное самоопределение личности влияют социальные условия и
межличностные отношения в коллективе.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа
состоит из введения, двух глав и заключения, содержит три рисунка и девять
таблиц. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки
темы, объект, предмет, цель и задачи
исследования. В первой главе
определяются основные компоненты личностного и профессионального самоопределения,
анализируется их взаимосвязь. Вторая глава посвящена исследованию взаимосвязи
личностного и профессионального самоопределения в старшем школьном
возрасте. В заключении подводятся итоги
исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Заключение:
Проводимое нами исследование ставило перед собой целью изучение особенностей
профессионального самоопределения на разных этапах развития личности. В
качестве гипотезы выступило предположение о том, что на профессиональное
самоопределение личности влияют социальные условия и межличностные отношения в
коллективе.
Чтобы доказать нашу гипотезу мы изучили подходы к понятию профессионального
самоопределения, особенности профессионального самоопределения на разных этапах
развития личности, профессиональное самоопределение старшеклассников, на основе
эксперимента выделяли факторы влияющие на выбор профессии и сделали вывод о
том, что:
1. Профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение
личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение
личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в
коллективе. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит
самой личности, её активности, ответственности за своё становление.
2. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации
личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего
места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной
реализации.
3. Профессиональное самоопределение охватывает не только юношеский возраст,
когда непосредственно уже происходит окончательный выбор профессии, но и
предшествующие ему периоды. Так на этапе дошкольного детства характерны сюжетно
ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Происходят первоначальные
трудовые пробы, которые развивают интерес к труду, составляют основу воспитания
положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о
труде взрослых. На этапе младшего школьного возраста, учебная деятельность,
получение новых знаний, развитие воображения, развитие мыслительных процессов,
способствуют получению дополнительной информации о профессиональном труде. На
этапе подросткового возраста появляются профессионально окрашенные фантазии,
формирование оценочных категорий, в том числе нравственных в отношении той или
иной профессиональной деятельности. На этапе юношеского возраста происходит
реальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей,
способностей, а так же состоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказать
влияние ряд факторов такие как: позиция
родителей, позиция товарищей, позиция учителей, личные профессиональные планы,
способности, уровень притязаний, информированность и склонности.
4. Не исключён и неправильный выбор в таком случае многие переживают
неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального
поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.
У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения
укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора.
5. На правильность профессионального самоопределения оказывает влияние
самопознание и самооценка. Если они ошибочны, происходит неправильное
самоопределение. К сожалению, адекватная самооценка доступна незначительному
числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к
недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей.
Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к
разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе
профессии и на развитии личности.
Таким образом, я могу сказать, что цель работы достигнута, исследования подтвердились.
В результате теоретического изучения особенностей профессионального
самоопределения на разных этапах развития личности нам удалось выделить ряд
факторов влияющих на выбор профессии, таких как:
Позиция старших членов семьи.
Позиция сверстников.
Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Личные профессиональные планы.
Способности.
Информированность.
Склонности.
По результатам экспериментального изучения я могу сделать вывод, что такие
факторы как способности, склонности, влияние родителей, советы друзей,
состояние здоровья являются достаточно сильными факторами, влияющими на профессиональное
самоопределение старшеклассников. Что касается других факторов, то они
оказывают слабое влияние на профессиональное самоопределение, но, несмотря на
это совсем отбрасывать их влияние не стоит.
Фрагмент текста работы:
а 1. Личностное и профессиональное самоопределение в старшем
школьном возрасте
1.1. Особенности личностного самоопределения
старшеклассников Подростковый возраст по праву считается одним из самых
сложных периодов жизни человека. Здесь
происходят различного рода изменения, которые, несомненно, влияют на ребенка во
всех сферах его жизни. Такой возраст называют переходным из-за физических
изменения, смены видов деятельности, окружения, мировосприятия. Психологическая
литература привыкла различать подростковый период и период юношества, хотя и
нет общего понимания в разграничении этих двух периодов взросления.
Подростковым возрастом принято считать период взросления детей с
одиннадцати-двенадцати лет до шестнадцати-семнадцати. Например, авторы,
делающие акцент не на физическом развитии организма в этот период, том самом
пубертате, а на психических новообразованиях, устанавливает границы между
десятью-одиннадцатью и пятнадцатью-шестнадцатью.
Сегодня подростковый возраст
изучен и продолжает изучаться с разных сторон. Учеными выяснено, что
поведение детей такого возраста зависит от двух моментов. Первый – это
психофизиологические изменения. Здесь все связано с гормональными изменениями
детского организма, которые влекут за собой физические, телесные изменения, а
после и изменения в эмоционально волевой сфере. Второй момент – это переход из
одной социальной группы «дети» в другую «взрослые». Данный период подразумевает
под собой конец детства. Это и обуславливает психологические особенности
подросткового возраста [3,с. 90]. Когда такие особенности имеют ярко выраженный
характер, их могут называть «подростковым комплексом». Подростковый комплекс
подразумевает под собой ряд полярных зависимостей, таких как: повышенная
чувствительность к оценке достижений и внешности, но самодостаточность,
которая бывает излишней; сентиментальность и повышенная отрешенность от мира и
черствость; негилизм и поклонение кумирам; резкие необоснованные перепады
настроения. Эти качества попеременно выступают ведущими в поведении подростка,
что усложняет взаимодействие с окружающим его миром [12,с.135]. Чувство
взрослости считается одним из главных новообразований подросткового периода, но
оно же и создает противоречия. Особенностью подросткового периода является
«кризис идентичности». Это связано с переходом из детства во взрослость. Подростков
пытается определить себя как индивидуальность, как личность, что является
весьма непростым процессом, вызывающим множество трудностей и нарушения
поведения [5,с.100]. Непонятно, каким должен быть взрослый, а также неизвестно
ничего про себя как ребенка. Во всех исследованиях подросткового возраста
подчеркивается, что основной потребностью подростка является стремление занять
определенное место в обществе. Поиск места в мире отягощается большим
многообразием современного мира.
Вариативность окружающей среды велика, и решиться на что-то
тяжелее и тяжелее. Такое положение в мире делает период взросления еще тяжелее.
Постоянно нужно совершать выбор. Чем заниматься в свободное время, какую
профессию выбрать, с кем общаться, как относится к тому или иному и так далее [7,с.55].
Подросток, как взрослый, хочет независимости, но еще не может ее достичь, он
хочет понять, кто он такой и обзавестись своими смыслами, но не может найти
ответов на все вопросы, он хочет найти свое место в мире. При переходе на
подростковую ступень взросления в сознании ребенка начинает развиваться
критическое рефлектирующее мышление. Это явление может создавать противоречие в
жизни подростка [8,с.112].
Определение подростком себя как личности, осознание своих
индивидуальных качеств, которые отличают его от людей вокруг, является
важнейшим новообразованием возраста. Именно это осознание побуждает подростка
стремиться к самоутверждению и самовыражению [8,с.41]. Рефлексия – достаточно
сложный процесс даже для взрослого, что говорить о подростке, который только
начинает задумываться о себе и остальных. На данном этапе взросления рефлексия
развивается особенно бурно и позволяет, подростку исследовать как свои
психические процессы, так и свои личностные особенности. Данный период
взросления является сензетивным для формирования мотивации общественно полезной
деятельности, и, если опираться на исследования Д. И. Фельдштейна [13,с.6] и
обращать внимание на то, через что, по его мнению, подросток пытается
самоутвердиться и самовыразиться в этом мире, то можно заметить тенденцию к
индивидуализации. У подростка 90-х годов, по сравнению с тем же подростком
60-х, предпочтения в выполнении социально-значимых дел имеют индивидуальный
характер.