Платная доработка на тему Проектная деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………..……..2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО……………………………………………………………………………………………………………8
1.1. Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та…………………………………………………………………………….8
1.2. Сущность и организация проектной деятельности в ДОО………..14
1.3. Проектная деятельность как средство патриотического воспита-ния детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО………………..……..21
Выводы по первой гла-ве……………………………………………….…28
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОС-ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………..30
2.1. Изучение уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………………………..30
2.2. Содержание и организация проектной деятельности с детьми по патриотическому воспита-нию………………………………………………….39
2.3. Динамика уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………46
Выводы по второй гла-ве………………………….……….………………56
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………………………….…..60
ПРИЛОЖЕ-НИЕ…………………………………………………..……….68
Введение:
Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций явля-ется патриотическое воспитание детей.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом стало воспитание человека-гражданина. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания де-тей. В нашем обществе происходит разрушение личности человека. Мате-риальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, по-этому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великоду-шии, справедливости. В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Фе-дерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской куль-туры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России еди-ного гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием под-растающих поколений.
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возрас-та следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости за свою Родину.
Мы думаем, что именно в семье, детском саду ребенок усваивает ос-новные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, учиться любить свою Ро-дину, то место родился, где он живет.
Степень разработанности проблемы. Особенности патриотическо-го воспитания рассматривались в работах таких известных философах, пе-дагогов, психологов ( В.Г. Белинского, Н.Ф. Виноградовой, Н.К. Круп-ской, С.А. Козловой, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского и др.)
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется рядом существующих противоречий: между важностью патриотического воспитания детей дошкольного возраста и недооценкой проектной дея-тельности как формы планирования образовательного процесса в ДОО.
Указанное противоречие определило научную проблему настояще-го исследования: каково содержание проектной деятельности как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой нами сформулирована тема исследова-ния: «Проектная деятельность как средство патриотического воспита-ния старших дошкольников».
Все вышеперечисленное обусловило цель исследования: разрабо-тать, апробировать и экспериментальным путем доказать эффективность проектной деятельности как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект — патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно, если педагог использует технологию проектной деятельности.
В работе решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить уровень патриотического воспитания детей старшего до-школьного возраста.
3. Разработать и апробировать педагогический проект, способствую-щий патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить эффективность проектной деятельности как средства патри-отического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая база исследования:
— психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания (А.С. Артамонова, Л.В. Кокуева, О.П. Новоселова и др.);
— воспитание основ патриотических чувств дошкольников (Т.И.Бабаева, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, С.А. Козлова, Л.Я. Слепнева, Э.К. Сусло-ва и др.);
— идеи проектной деятельности в дошкольных образовательных организа-ция ( Е.Л. Горлевская, А.Л. Густомясова, А.Ю.Кузина, О.В. Евдокишина и др.);
-формирование личности детей дошкольного возраста в проектной дея-тельности (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Н.А. Виноградова, Т.А. Данилина, Н.Б. Зуйкова и др.)
Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюд-жетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Ма-лыш» комбинированного вида», г. Шаховская Московской области.
Дипломная работа разрабатывалась в три этапа:
1 этап. Накопление эмпирического опыта, анализ литературы.
На данном этапе выявлена проблема исследования, поставлена цель, зада-чи; изучение и обобщение опыта работы специалистов по проблеме ис-пользования проектной деятельности как средства патриотического воспи-тания старших дошкольников.
2 этап. Осуществление опытно-экспериментальной работы. Проведен констатирующий эксперимент; разработана технология организации про-ектной деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников; осуществлен формирующий эксперимент.
3 этап. Анализ и обобщение экспериментальной работы. На данном этапе происходит завершение работы по формирующему эксперименту; формулирование выводов.
Методами исследования, использованными в ходе выполнения постав-ленных задач, стали:
— методы теоретического исследования проблемы (анализ и синтез ключе-вых концепций, обобщение ведущих научных подходов, изучение совре-менного опыта работы).
— методы эмпирического осмысления (подбор целевой группы, анкетиро-вание участников эксперимента, мониторинг и интервьюирование, прове-дение педагогического эксперимента).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме; раскрыта сущность и организация проектной деятельности в ДОО; обосновано ис-пользование проектной деятельности как средства патриотического воспи-тания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Практическая значимость состоит в том, что:
— определена и апробирована педагогическая диагностика выявления уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возрас-та;
— разработан и апробирован педагогический проект, способствующий пат-риотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Патриотическое воспитание – это разносторонний педагогический процесс. Задача педагога: углубить и расширить знания о родном крае; привить навыки исследовательской работы; создать условия для творче-ского раскрытия личности ребенка; воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к от-крытому восприятию мира.
2. Под патриотическим воспитанием старших дошкольников мы по-нимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование общечелове-ческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам националь-ной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоцио-нально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим в практику.
3. Патриотизм в современных условиях — это, с одной сторо-ны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
4. Воспитание ребенка в дошкольном учреждении должно формиро-вать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с ак-тивной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны. Начинается это с воспитания любви привязанности детей к родному город, краю в котором он живет. Слож-ность патриотического воспитания детей связана в первую очередь с воз-растом и, что ни одна черта личности не может быть до конца сформиро-вана – все только появляется. Но именно в дошкольном возрасте берут свое начало нравственность и патриотизм.
5. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным го-родом возможна только при условии активного взаимодействия с окру-жающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, пред-метную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из вве-дения; двух глав; заключения; списка литературы и приложения.
Общий текст работы включает 71 страниц.
Заключение:
Под патриотическим воспитанием старших дошкольников мы пони-маем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование общечелове-ческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам националь-ной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоцио-нально-действенного отношения, чувства сопричастности.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для воспитания патриотических чувств, потому что для детей дошкольного возраста ха-рактерны безграничная доверчивость к взрослым, стремления повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств.
В нашей работе мы использовали проектную деятельность, которая позволил решить следующие задачи:
1. Формировать у детей осознанной убежденной гражданской пози-ции патриота своей Родины.
2. Эмоционально развивать у детей чувства уважения, симпатии, гордости, любви ко всему, что объединяет понятие Родины (семья, дом, друзья, родной город, родная страна, Я и мое окружение), чувства собственного достоинства и самоуважения через осозна-ние своих прав и обязанностей как гражданина своего Отечества.
3. Способствовать развитию патриотических чувств старших до-школьников.
Работая над проектом, дети дошкольного возраста приобретают не-обходимые социальные навыки. Занятия, игры, которые используются в проекте, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмо-циями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Де-ти принимали активное участи в проекте, они были очень заинтересованы, узнавали много новой информации, не только общей, но и про свою се-мью.
Изначально дети, принявшие участие в исследовании, продемон-стрировали недостаточный уровень знаний о родном городе в результате проведения стандартизированной беседы, а также низкий уровень патрио-тического развития в результате наблюдения. После чего, была проведена работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного воз-раста. Сутью стала реализация проекта «Мы – патриоты!», включающего в себя работу по таким основным направлениям как: «Мир твоей души», «Я и окружающие меня люди», «Великие люди России», «Мир культурно-го наследия», «Я и Родина (мое Отечество). Итогом данного проекта стало то, что уровень патриотической воспитанности испытуемых значительно возрос, все дети повысили свои знания о родном городе.
Можно сделать вывод, что в проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индиви-дуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою очередь спо-собствует личностному развитию ребенка.
Все это позволило успешно реализовывать патриотическое воспита-ние дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИ-ЯХ ДОО
1.1 Особенности патриотического воспитания детей дошкольного воз-раста.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без не-го человек ущербен, не ощущает своих корней. Почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от об-стоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в до-школьном возрасте почувствовал личную ответственность за родную зем-лю и ее будущее.
От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Потому на современ-ном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образователь-ных учреждений [3]. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции разви-тия дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспи-тание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, об-ладающего чувством ответственности за судьбу страны.
Любовь к Родине формируется уже в дошкольном возрасте, и явля-ется одним из нравственных качеств личности, которое, и, как любое нрав-ственное качество, включает:
— содержательный компонент (дети овладевают доступным их возрас-ту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны);
— эмоционально-побудительный (испытывают личность на положи-тельные эмоциональные отношения к усваиваемым знаниям, окружающе-му миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за тру-довые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому род-ной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребно-сти расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно по-лезном труде);
— деятельный компонент (воплощаются эмоционально прочувство-ванные и осознанные знания в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бе-режное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие ком-плекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает дей-ственное отношение к окружающему).
Патриотическим воспитанием занимался А В. Сухомлинский. Он считал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отече-ства, их красоты и величия.