Платная доработка на тему Проектная деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………..……..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО……………………………………………………………………………………………………………8
1.1. Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та………………………………………………………………………………..8
1.2. Сущность и организация проектной деятельности в ДОО………….14
1.3. Проектная деятельность как средство патриотического воспита-ния детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО………………..………20
Выводы по первой гла-ве……………………………………………….….27
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОС-ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………….……29
2.1. Изучение уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возрас-та………………………………………………………………29
2.2. Содержание и организация проектной деятельности с детьми по патриотическому воспита-нию……………………………………………………….39
2.3. Динамика уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возрас-та………………………………………………………………48
Выводы по второй гла-ве………………………….……….……………….57
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………60
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………………………….…..62
ПРИЛОЖЕ-НИЕ…………………………………………………..……….69
Введение:
Актуальность исследования. Oдним из главныx тeчeний воспи-тательной концепции современных образовательных учреждений являет-ся патриотическое воспитание детей.
В нынешних обстоятельствах основным социальным и государ-ственным приоритетом стало воспитание человека-гражданина. Пробле-ма патриотического воспитания детей особенно актуальна в последнее время, потому что в наше время очень остро стоит вопрос распада лич-ности человека. Материальные ценности становятся лучше духовных, следовательно люди теряют значения таких процессов, как доброта, ми-лосердие, великодушие или справедливость. В обществе чувствуется «дефицит нравственности». Люди духовно опустошены и не имеют тягу к патриотизму, соответственно по этой причине у нашего народа низкая культура.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что педагогические возможности россий-ской культуры, искусства и образования как основных условий развития патриотизма стремительно уменьшился, поэтому целью патриотизма яв-ляется духовное оздоровление людей, а также формирование в России единого гражданского общества. Таким образом, духовное оздоровле-ние всего народа связано, прежде всего, с патриотическим обучением растущего поколения.
Индивид начинается осознавать себя как часть семьи, общества в целом с раннего возраста, поэтому, мы считаем, что необходимость раз-вития в детях чувства достоинства и гордости за свою страну стоит ост-ро.
Мы думаем, что именно в семье, детском саду дошкольник усваи-вает главные социальные знания, обретает нравственные умения и навы-ки, воспринимает определенные ценности и идеалы, учиться уважать свою Родину, то место родился, где он живет.
Степень разработанности проблемы. Особенности патриотиче-ского воспитания рассматривались в работах таких известных филосо-фах, педагогов, психологов ( В.Г. Белинского, Н.Ф. Виноградовой, Н.К. Крупской, С.А. Козловой, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского и др.)
Таким образом, актуальность настоящего исследования определя-ется рядом существующим противоречием: между важностью патрио-тического воспитания детей дошкольного возраста и недооценкой про-ектной деятельности как формы планирования образовательного процес-са в ДОО.
Указанное противоречие определило научную проблему настоя-щего исследования: каково содержание проектной деятельности как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного воз-раста.
В соответствии с проблемой нами сформулирована тема исследо-вания: «Проектная деятельность как средство патриотического вос-питания старших дошкольников».
Все вышеперечисленное обусловило цель исследования: разрабо-тать, апробировать и экспериментальным путем доказать эффективность проектной деятельности как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект — патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание детей старше-го дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно, если педагог использует технологию проектной деятельности.
В работе решались следующие задачи:
1. Выявить уровень патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать педагогический проект, способ-ствующий патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить эффективность проектной деятельности как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая база исследования:
— психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания (А.С. Артамонова, Л.В. Кокуева, О.П. Новоселова и др.);
— воспитание основ патриотических чувств дошкольников (Т.И.Бабаева, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, С.А. Козлова, Л.Я. Слеп-нева, Э.К. Суслова и др.);
— идеи проектной деятельности в дошкольных образовательных ор-ганизация ( Е.Л. Горлевская, А.Л. Густомясова, А.Ю.Кузина, О.В. Евдо-кишина и др.);
-формирование личности детей дошкольного возраста в проектной деятельности (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Н.А. Виноградова, Т.А. Да-нилина, Н.Б. Зуйкова и др.)
Экспериментальной базой исследования являлось Муниципаль-ное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Малыш» комбинированного вида», г. Шаховская Московской обла-сти.
Дипломная работа разрабатывалась в три этапа:
1 этап. Накопление эмпирического опыта, анализ литературы.
На данном этапе выявлена проблема исследования, поставлена цель, задачи; изучение и обобщение опыта работы специалистов по про-блеме использования проектной деятельности как средства патриотиче-ского воспитания старших дошкольников.
2 этап. Осуществление опытно-экспериментальной работы. Проведен констатирующий эксперимент; разработана технология орга-низации проектной деятельности как средства патриотического воспита-ния старших дошкольников; осуществлен формирующий эксперимент.
3 этап. Анализ и обобщение экспериментальной работы. На данном этапе происходит завершение работы по формирующему экспе-рименту; формулирование выводов.
Методами исследования, использованными в ходе выполнения поставленных задач, стали:
— методы теоретического исследования проблемы (анализ и синтез ключевых концепций, обобщение ведущих научных подходов, изучение современного опыта работы).
— методы эмпирического осмысления (подбор целевой группы, ан-кетирование участников эксперимента, мониторинг и интервьюирование, проведение педагогического эксперимента).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме; раскрыта сущность и организация проектной деятельности в ДОО; обос-новано использование проектной деятельности как средства патриотиче-ского воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Практическая значимость состоит в том, что:
— определена и апробирована педагогическая диагностика выявле-ния уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
— разработан и апробирован педагогический проект, способствую-щий патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возрас-та.
Положения, выносимые на защиту:
1. Патриотическое воспитание – это многогранный педагогический процесс. Цель учителя: расширить знания о родном крае; создать усло-вия для креативного раскрытия личности ребенка; воспитывать нрав-ственную личность, способную по новому применять приобретенные знания.
2. Под патриотическим воспитанием старших дошкольников мы подразумеваем связь взрослого и ребенка в коллективной деятельности и общении, которое ориентировано на выявление и формирование об-щечеловеческих нравственных качеств человека, приобщение к истокам государственной и областной культуры, природе родного края, разви-тие эмоционально-действенного взаимоотношения, привязанности к окружающим в практику.
3. Любовь к Родине в нынешних обстоятельствах — это, с одной стороны, верность собственному Отечеству, а с другой, — сохране-ние культурного наследия народа, входящего в состав России.
4. Воспитание ребенка в дошкольном учреждении должно форми-ровать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумно-жение достижений народа своей страны. Начинается это с воспитания любви привязанности детей к родному город, краю в котором он живет. Сложность патриотического воспитания детей связана в первую очередь с возрастом и, что ни одна черта личности не может быть до конца сформирована – все только появляется. Но именно в дошкольном воз-расте берут свое начало нравственность и патриотизм.
5. Благополучие формирования дошкольников при знакомстве с близлежащим мегаполисом вероятно только при наличии интенсивной связи с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. че-рез игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды работы, характерные дошкольному возрасту.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы и приложения.
Общий текст работы включает 71 страниц.
Заключение:
Под патриотическим обучением старших дошкольников мы подра-зумеваем связь старшего и детей в коллективной работе и общении, что ориентировано на выявление и развитие общечеловеческих моральных свойств человека, ознакомление с истоками государственной и областной культуры, натуре родной страны, развитии чувственного взаимоотно-шения, эмоций вовлеченности.
Промежуток дошкольного раннего возраста более благосклонен для обучения патриотических эмоций, так как дети в этом возрасте дове-ряют взрослым, повторяют их действия, проявляют интерес ко всему, что его окружают, детки в этом возрасте искренние.
В нашей работе мы использовали проектную деятельность, которая позволил решить следующие задачи:
1. Развивать у детей осознанную позицию к своему Отечеству.
2. Чувственно совершенствовать у ребенка уважение к Отечеству, форми-ровать гордость за свою страну, чувство собственного достоинства , са-моуважения.
3. Помогать в развитии патриотических эмоций у детей старшего дошколь-ного возраста.
Работая над проектом, дети дошкольного возраста приобретают необходимые социальные навыки. Занятия, игры, которые используются в проекте, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотноше-ний. Дети принимали активное участи в проекте, они были очень заинте-ресованы, узнавали много новой информации, не только общей, но и про свою семью.
Вначале, дети показали неудовлетворительный уровень знаний о месте, где они живут, в результате беседы, и низкий уровень при про-хождении наблюдения. После чего, была проведена деятельность по повышению патриотической воспитанности у детей. Она заключалась в том, что мы провели проект «Мы – патриоты!» , в неё входила следую-щая деятельность: «Мир твоей души», «Я и окружающие меня люди», «Великие люди России», «Мир культурного наследия», «Я и Родина (мое Отечество). Итогом данного проекта стало то, что уровень патрио-тической воспитанности испытуемых значительно возрос, все дети повы-сили свои знания о родном городе.
Можно сделать вывод, что благодаря проектам у ребенка форми-руется своя гражданская позиция, дошкольник начинает проявлять ин-терес к своей стране , интересоваться событиями, своей семьей, местом, где он живет.
Все это позволило успешно реализовывать патриотическое воспи-тание дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКО-ГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО
1.1 Особенности патриотического воспитания детей дошколь-ного возраста
Одно из самых сильных чувств, без которого человек не ощущает себя, – это чувство любви к Родине. Однако почувствует человек привя-занность к своему родному месту или все-таки отдалится от нее, будет зависеть от различных обстоятельств и, конечно же, воспитания. Поэто-му важно начать заниматься формированием ответственности за родную землю и ее будущее уже в дошкольном возрасте.
Морально нравственный климат в обществе влияет на видение дет-ского мира. Поэтому патриотическое воспитание на современном этапе развития становится одним из приоритетных направлений в деятельно-сти образовательных учреждений. [3] Это отражается в таких докумен-тах, как в Национальная доктрина образования в РФ, Федеральная целе-вая программа развития российского образования, Концепция развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования и многие другие. В них социальный заказ государства обо-значен следующим образом: человек должен быть воспитанным, образо-ванным, предприимчивым, а также он должен уметь сотрудничать и об-ладать чувством ответственности.
Школьное образование направлено на то, чтобы формировать лю-бовь к Родине уже в дошкольном возрасте. Эта любовь является нравт-свенным качеством личности, которое включает в себя:
– содержательный компонент (у детей формируется представление об окружающем мире – это социальное устройство общества, история страны, культуры и т.д.);
– эмоционально-побудительный (здесь формируется положитель-ное эмоциональное отношение к усеваемым знаниям, окружающему ми-ру, любви к родной земле и т.д.);
– деятельный компонент (знания эмоциональных отношений про-ецируются в деятельности, которая заключается в оказание помощи взрослым, проявления заботы о них, также важно уметь отражать эти знания в творческой деятельности);
Патриотическим воспитанием занимался А В. Сухомлинский. Он считал, что «детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отече-ства, их красоты и величия». [69]
С. А. Козлова утверждает, что «патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогиче-ского воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельно-сти на общую пользу». [36]
По мнению И. Ф. Харламова патриотизм рассматривается как вза-имосвязанная совокупность нравственных чувств и черт поведения, ко-торые включают в себя любовь к Родине, активный труд на благо Роди-ны, а также бережное отношение к культуре страны.
Одной из наиболее значимых задач в российском образовании яв-ляется задача патриотического воспитания. [17] Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание усло-вий для укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью
Неотъемлемой частью дошкольного образования является патрио-тическое воспитание, потому что оно развивает нравственные ценности и преемственность поколений. Дошкольный возраст, в силу еще неутра-ченной открытости души, наиболее важен и благоприятен для формиро-вания патриотизма. Дошкольный возраст является наиболее важным (сензитивным) для формирования патриотизма благодаря непредвзято-сти. Содержание Федерального образовательного стандарта дошкольно-го образования (ФГОС) направлено на формирование личностных ха-рактеристик воспитанников, таких как любовь к своему народу, своему региону и своей стране [11].
Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования учитывает этнокультурные ситуации развития детей, а это в свою очередь предполагает формирование у детей любви и уважения к Родине, преданности и желания трудиться на благо своего дома.
Чувство патриотизма, на самом деле, многогранно по своему со-держанию, и это невозможно определить несколькими словами. Но мы точно отметим, что это гордость за свой народ, это личностное образо-вание, заключающее в себе любовь к родным местам, желание сохранять культуру и богатства своей страны.
Специфика патриотического воспитания определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом является опыт цен-ностных ориентаций, то есть эмоционально – чувственное, духовное от-ношение к миру и друг другу. Дошкольник должен осознать себя по-этапно, во-первых, членом семьи, во-вторых, гражданином России и, в-третьих, жителем нашей планеты. Само по себе чувство патриотизма не появится у человека, поэтому мы должны достигать его, используя целе-направленое воспитательное влияние на человека. И начинать такое вос-питание стоит с самого малого возраста.
Та сама база формирования любви к Родине – это социальный опыт жизни в местности, где ребенок родился. Здесь усваиваются приня-тые нормы, происходит приобщение к миру и его культуре. Знакомясь с городом подробнее через различные виды деятельности, ребенок учится осозновать себя живущим в определенный период и в определенных условиях, и в это же время он приобщается к богатствам национальной и мировой культур.
Ученые и педагоги, которые исследуют проблему патриотического воспитания, единогласно твердят о том, что начинать формировать нравственные качества у ребенка нужно как можно раньше. С первых лет жизни они должны учиться любить родную землю, а также воспиты-вать нравственные, духовные и патриотические чувства.
Дошкольники понимают Родину как что-то дорогое и близкое им. Именно в этот период начинают развиваться черты характера, связыва-ющие ребенка с народом и культурой своей страны. Поэтому воспиатние патриотическое основано на взаимодействии взрослого и ребенка. Это взаимодействие заключается в различной совместной деятельности, в об-суждении общих тем. Так в ребенке формируются общечеловеческие нравственные качества личности, они приобщаются к родному дому и культуре, к природе и окружающим.
Патриотизм как нравственное качество имеет интегральное содер-жание. Поэтому в педагогике при ознакомлении детей соединяются изу-чение явлений народной жизни, различные средства искусства, а также практическая деятельность детей, которая включает в себя игры и т.д. [20]. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нрав-ственных чувств.
Содержание:
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………..……..2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО……………………………………………………………………………………………………………8
1.1. Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та…………………………………………………………………………….8
1.2. Сущность и организация проектной деятельности в ДОО………..14
1.3. Проектная деятельность как средство патриотического воспита-ния детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО………………..……..21
Выводы по первой гла-ве……………………………………………….…28
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОС-ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………..30
2.1. Изучение уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………………………..30
2.2. Содержание и организация проектной деятельности с детьми по патриотическому воспита-нию………………………………………………….39
2.3. Динамика уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………46
Выводы по второй гла-ве………………………….……….………………56
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………………………….…..60
ПРИЛОЖЕ-НИЕ…………………………………………………..……….68
Введение:
Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций явля-ется патриотическое воспитание детей.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом стало воспитание человека-гражданина. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания де-тей. В нашем обществе происходит разрушение личности человека. Мате-риальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, по-этому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великоду-шии, справедливости. В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Фе-дерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской куль-туры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России еди-ного гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием под-растающих поколений.
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возрас-та следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости за свою Родину.
Мы думаем, что именно в семье, детском саду ребенок усваивает ос-новные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, учиться любить свою Ро-дину, то место родился, где он живет.
Степень разработанности проблемы. Особенности патриотическо-го воспитания рассматривались в работах таких известных философах, пе-дагогов, психологов ( В.Г. Белинского, Н.Ф. Виноградовой, Н.К. Круп-ской, С.А. Козловой, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского и др.)
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется рядом существующих противоречий: между важностью патриотического воспитания детей дошкольного возраста и недооценкой проектной дея-тельности как формы планирования образовательного процесса в ДОО.
Указанное противоречие определило научную проблему настояще-го исследования: каково содержание проектной деятельности как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой нами сформулирована тема исследова-ния: «Проектная деятельность как средство патриотического воспита-ния старших дошкольников».
Все вышеперечисленное обусловило цель исследования: разрабо-тать, апробировать и экспериментальным путем доказать эффективность проектной деятельности как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект — патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно, если педагог использует технологию проектной деятельности.
В работе решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить уровень патриотического воспитания детей старшего до-школьного возраста.
3. Разработать и апробировать педагогический проект, способствую-щий патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить эффективность проектной деятельности как средства патри-отического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая база исследования:
— психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания (А.С. Артамонова, Л.В. Кокуева, О.П. Новоселова и др.);
— воспитание основ патриотических чувств дошкольников (Т.И.Бабаева, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, С.А. Козлова, Л.Я. Слепнева, Э.К. Сусло-ва и др.);
— идеи проектной деятельности в дошкольных образовательных организа-ция ( Е.Л. Горлевская, А.Л. Густомясова, А.Ю.Кузина, О.В. Евдокишина и др.);
-формирование личности детей дошкольного возраста в проектной дея-тельности (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Н.А. Виноградова, Т.А. Данилина, Н.Б. Зуйкова и др.)
Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюд-жетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Ма-лыш» комбинированного вида», г. Шаховская Московской области.
Дипломная работа разрабатывалась в три этапа:
1 этап. Накопление эмпирического опыта, анализ литературы.
На данном этапе выявлена проблема исследования, поставлена цель, зада-чи; изучение и обобщение опыта работы специалистов по проблеме ис-пользования проектной деятельности как средства патриотического воспи-тания старших дошкольников.
2 этап. Осуществление опытно-экспериментальной работы. Проведен констатирующий эксперимент; разработана технология организации про-ектной деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников; осуществлен формирующий эксперимент.
3 этап. Анализ и обобщение экспериментальной работы. На данном этапе происходит завершение работы по формирующему эксперименту; формулирование выводов.
Методами исследования, использованными в ходе выполнения постав-ленных задач, стали:
— методы теоретического исследования проблемы (анализ и синтез ключе-вых концепций, обобщение ведущих научных подходов, изучение совре-менного опыта работы).
— методы эмпирического осмысления (подбор целевой группы, анкетиро-вание участников эксперимента, мониторинг и интервьюирование, прове-дение педагогического эксперимента).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме; раскрыта сущность и организация проектной деятельности в ДОО; обосновано ис-пользование проектной деятельности как средства патриотического воспи-тания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Практическая значимость состоит в том, что:
— определена и апробирована педагогическая диагностика выявления уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возрас-та;
— разработан и апробирован педагогический проект, способствующий пат-риотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Патриотическое воспитание – это разносторонний педагогический процесс. Задача педагога: углубить и расширить знания о родном крае; привить навыки исследовательской работы; создать условия для творче-ского раскрытия личности ребенка; воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к от-крытому восприятию мира.
2. Под патриотическим воспитанием старших дошкольников мы по-нимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование общечелове-ческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам националь-ной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоцио-нально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим в практику.
3. Патриотизм в современных условиях — это, с одной сторо-ны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
4. Воспитание ребенка в дошкольном учреждении должно формиро-вать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с ак-тивной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны. Начинается это с воспитания любви привязанности детей к родному город, краю в котором он живет. Слож-ность патриотического воспитания детей связана в первую очередь с воз-растом и, что ни одна черта личности не может быть до конца сформиро-вана – все только появляется. Но именно в дошкольном возрасте берут свое начало нравственность и патриотизм.
5. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным го-родом возможна только при условии активного взаимодействия с окру-жающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, пред-метную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из вве-дения; двух глав; заключения; списка литературы и приложения.
Общий текст работы включает 71 страниц.
Заключение:
Под патриотическим воспитанием старших дошкольников мы пони-маем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование общечелове-ческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам националь-ной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоцио-нально-действенного отношения, чувства сопричастности.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для воспитания патриотических чувств, потому что для детей дошкольного возраста ха-рактерны безграничная доверчивость к взрослым, стремления повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств.
В нашей работе мы использовали проектную деятельность, которая позволил решить следующие задачи:
1. Формировать у детей осознанной убежденной гражданской пози-ции патриота своей Родины.
2. Эмоционально развивать у детей чувства уважения, симпатии, гордости, любви ко всему, что объединяет понятие Родины (семья, дом, друзья, родной город, родная страна, Я и мое окружение), чувства собственного достоинства и самоуважения через осозна-ние своих прав и обязанностей как гражданина своего Отечества.
3. Способствовать развитию патриотических чувств старших до-школьников.
Работая над проектом, дети дошкольного возраста приобретают не-обходимые социальные навыки. Занятия, игры, которые используются в проекте, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмо-циями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Де-ти принимали активное участи в проекте, они были очень заинтересованы, узнавали много новой информации, не только общей, но и про свою се-мью.
Изначально дети, принявшие участие в исследовании, продемон-стрировали недостаточный уровень знаний о родном городе в результате проведения стандартизированной беседы, а также низкий уровень патрио-тического развития в результате наблюдения. После чего, была проведена работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного воз-раста. Сутью стала реализация проекта «Мы – патриоты!», включающего в себя работу по таким основным направлениям как: «Мир твоей души», «Я и окружающие меня люди», «Великие люди России», «Мир культурно-го наследия», «Я и Родина (мое Отечество). Итогом данного проекта стало то, что уровень патриотической воспитанности испытуемых значительно возрос, все дети повысили свои знания о родном городе.
Можно сделать вывод, что в проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индиви-дуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою очередь спо-собствует личностному развитию ребенка.
Все это позволило успешно реализовывать патриотическое воспита-ние дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИ-ЯХ ДОО
1.1 Особенности патриотического воспитания детей дошкольного воз-раста.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без не-го человек ущербен, не ощущает своих корней. Почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от об-стоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в до-школьном возрасте почувствовал личную ответственность за родную зем-лю и ее будущее.
От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Потому на современ-ном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образователь-ных учреждений [3]. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции разви-тия дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспи-тание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, об-ладающего чувством ответственности за судьбу страны.
Любовь к Родине формируется уже в дошкольном возрасте, и явля-ется одним из нравственных качеств личности, которое, и, как любое нрав-ственное качество, включает:
— содержательный компонент (дети овладевают доступным их возрас-ту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны);
— эмоционально-побудительный (испытывают личность на положи-тельные эмоциональные отношения к усваиваемым знаниям, окружающе-му миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за тру-довые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому род-ной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребно-сти расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно по-лезном труде);
— деятельный компонент (воплощаются эмоционально прочувство-ванные и осознанные знания в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бе-режное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие ком-плекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает дей-ственное отношение к окружающему).
Патриотическим воспитанием занимался А В. Сухомлинский. Он считал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отече-ства, их красоты и величия.