Платная доработка на тему Проектная деятельность как средство ознакомление с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ………………………………………………………………………. … 9 1.1. Проектная деятельность в ДОУ: сущность, значение,
особенности……………………………………………………………………. 9 1.2. Предпосылки ознакомления детей старшего
дошкольного возраста с трудом взрослых……… ………………………………….. 16 1.3. Возможности проектной деятельности
как средства формировании представлении о труде
взрослых……………………………. 24 Выводы по первой главе
………………………………………………………….. 34 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА………………………………………………………………………….. 35 2.1. База,
методы исследования………………………………………….. 35 2.2. Качество организационно – педагогических условий ранней профориентации в старших
группах ДОУ……………………… 43 2.3. Особенности представлении о профессии
у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………… 57 Выводы по второй
главе………………………………………………………….. 68 ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ ПОСРЕДСТВОМ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………….. 70 3.1. Цель и задачи формирующего этапа
исследования…………………………………………………………….. 70 3.2. Ход формирующего этапа исследования……………………………… 76 3.3. Оценка эффективности…………………………………………………….. 84 Выводы по третьей
главе………………………………………………………… 94 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 95 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 98 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 103
Введение:
Актуальность
исследования. Процесс ознакомления ребенка с миром профессий является
актуальной проблемой современности. Истоки зарождения профессионального
самоопределения лежат в дошкольном детстве, и его становление происходит на
протяжении всей жизни. Еще в дошкольном возрасте у ребенка проявляется
склонность к какому-либо занятию, и, эта склонность, в будущем, может перейти в
профессиональную деятельность.
Особую
значимость представляет реализация работы педагогов дошкольного учреждения, а,
также, родителей по обогащению дошкольников представлениями о многообразии мира
профессий. Одним из перспективных методов,
способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является
метод проектной деятельности.
Проблеме формирования представлений о
профессиях и людях разных профессий у детей дошкольного возраста уделяли
внимание отечественные ученые: И.Д. Власова, Г.И. Григоренко, Р.И. Жуковская,
В.В. Кондратов, В.Г. Нечаева, А.Т. Шахманова.
Г.И. Григоренко отмечает, что «…важно
с дошкольного возраста знакомить детей с широкими возможностями
профессионального мира взрослых, чтобы они имели представления об основных
профессиях, особенностях профессиональных действий и качествах взрослых».
Согласно точке зрения В.В. Кондратова «особую значимость представляет
реализация работы педагогов дошкольного учреждения, а, также, родителей по
обогащению дошкольников представлениями о многообразии мира профессий». А В.Г.
Нечаева отмечает, что «… погружение ребенка в мир профессий, ранняя
профориентация является важным звеном социальной адаптации ребенка, успешным
разрешением профессионального самоопределения в будущем». А.Т. Шахманова в
своих труда подчеркивает, что «в процессе такого познания ребенок расширяет
собственные представления о жизни взрослых, их труде и отдыхе. Кроме того,
наличие знаний дошкольников о труде и профессиях взрослых оказывают большое
влияние на развитие у них правильного отношения к труду, уважения к профессиям
окружающих взрослых».
Вопрос
формирования представлений дошкольников о профессиях с помощью проектной
деятельности изучали Е.Н. Белова, Н.Е. Веракса, Е.С. Евдокимова, Л.С. Киселева,
М.Б. Чурилова.
Согласно мнению Н.Е. Вераксы
«проектная деятельность направлена на активное или личностно значимое познание культурно-исторического
наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком различных видов
деятельности».
Л.С. Киселева отмечает, что «в
области дошкольного образования проект это специально организованный педагогом
и выполняемый дошкольниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной
ситуации завершающихся созданием творческого продукта.
Е. Н. Белова подчеркивает, что
«проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе современного детского
сада осуществляется как сотрудничество, в котором задействованы
все участники педагогического процесса (дети и педагоги, а также родители)».
В настоящее время накоплен
значительный опыт приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности
и творчеству, содействующие воспитанию положительного отношения к данным видам деятельности.
Согласно
Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной
ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27
сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию
дошкольных образовательных организаций. Детский сад является первой важной
ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую
осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них
определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной
ориентации.
Актуальность работы по ознакомлению
детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из
аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен
на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным
образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию
дошкольников:
— ребенок овладевает основными
культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
— ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с
профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных
областей в соответствии с ФГОС ДОО, возрастными возможностями и особенностями
воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями
заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для
непосредственного наблюдения за ней.
Тем не менее, несмотря на
существующие исследования, представленные в научной педагогической литературе,
проблема формирования представлений дошкольников о профессиях с помощью проектной
деятельности остается недостаточно разработанной.
При изучении психолого-педагогической
литературы нами были выявлены следующие противоречия:
—
между социальным заказом на формирование представлений дошкольников о
профессиях (становлением их профессионального самоопределения) и отсутствием
систематической, планомерной работы по этому направлению;
—
между наличием разработок методологии (теории) профориентационного обучения и
ограниченным использованием данной подготовки дошкольников через практическую деятельность;
—
между возможностями проектной деятельности в формировании представлений о
профессиях у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием
данной формы работы в педагогической практике.
На
основе сформулированных противоречий была определена проблема исследования:
каковы возможности проектной деятельности, как условия формирования
представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы и необходимость
ее практической разработки позволили сформулировать цель исследования: изучить особенности
представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста, разработать и
апробировать педагогические возможности проектной деятельности как средства
формирования представлений о профессиях у детей.
Объект исследования – процесс
формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях.
Предмет исследования – проектная
деятельность как средство формирования представлений детей старшего дошкольного
возраста о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза
исследования: формирование
представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста будет
эффективным при использовании в образовательном процессе проектной деятельности,
если:
· Выявлены
особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях, как
основы для определения направлений проектной деятельности и обогащения
функциональных центров группы (центра игры, центра искусства, центра книги,
центра науки);
· Обеспечено
поэтапное участие детей в проектах различного типа (исследовательских,
творческих), учитывающих индивидуальные интересы детей в области изучения
профессий;
· Организовано
педагогическое просвещение родителей по вопросам поддержки детской проектной
деятельности.
Задачи
исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты использования
проектной деятельности для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с
трудом взрослых;
2. Провести исследование особенностей
представлений о профессии у детей старшего дошкольного возраста;
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по
ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых посредством
проектной деятельности.
Теоретико-методологическую
основу исследования составили:
—
Педагогические исследования Д.Б. Эльконина, Г.Н. Годиной, Т.В. Потаповой, Е.А.
Климова, Э.Ф. Зеер, раскрывающие сущность и структуру профессиональной
деятельности человека;
—
Научные труды Г. Бутылкиной, Р.С. Буре, В.Г. Нечаевой, В.П. Кондрашова, Н.Н.
Захарова, В. Логиновой, А.В. Кузьминой, посвященные особенностям формирования
представлений о профессиях у детей дошкольного возраста.
—
Работы Е.Н. Беловой, Н.Е Вераксы, Е.С. Евдокимовой, Л.С. Кисевой, М.Б.
Чуриловой, посвященные изучению использования проектных технологий в дошкольном
образовании.
Методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы, общеобразовательных
программ; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
контрольный); экспериментальное изучение проектной деятельности детей старшего
дошкольного возраста, как условия формирования представлений о профессиях,
опрос, анкетирование; качественная и количественная обработка полученных
результатов,
а также — метод математической статистики t-критерий Стьюдента.
Опытно-экспериментальной
базой исследования явились: МБОУ № 58 п/ст. Ангасолка. В исследовании приняли
участие 10 человек в возрасте 5-6 лет, посещающих старшую дошкольную группу.
Практическая
значимость исследования в рамках данного исследования разработан и апробирован
комплекс психолого-педагогических условий формирования проектной готовности
педагога, определены условия организации методического сопровождения реализации
ООП дошкольного образования в ДОО. Комплекс конспектов вариативных форм
методической работы может быть использован старшими воспитателями в работе с
педагогами ДОО в рамках реализации задач повышения компетентности педагогов.
Содержащиеся в нем теоретические
положения и выводы создают предпосылки для научно-методического обоснования
применения проектной деятельности как условия формирования представлений
дошкольников о профессиях.
Апробация и внедрение результатов исследования
осуществлялась в ходе участия в Международной научно – практической
конференции «Актуальные направления: перспективы развития» в педагогическом
институте Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет»
24 января 2020 г. и нашли своё отражение в следующих статьях:
1. Загребина В.Г., название статьи «Проектная
деятельность как средство ознакомление с трудом взрослых детей старшего
дошкольного возраста».
В
статье представлены результаты научно-методического обоснования применения
проектной деятельности как условия формирования представлений дошкольников о
профессиях.
Ключевые слова:
старшие дошкольники, ранняя профориентация, мир профессий, метод проектов
Основное положение и результаты исследования
обсуждались и были одобрены на педагогическом совете Муниципального бюджетного
образовательного учреждения № 58 п/ст. Ангасолка.
Структура и объем работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения,
списка литературы (включающего 46 источника), пяти приложений. В тексте работы 9 таблиц и 9
рисунков. Общий объем работы составляет
120 страниц.
Заключение:
Проблема
ознакомления старших дошкольников с различными профессиями в литературе на
сегодняшнее время фактически не представлена несмотря на то, что вопросы ранее
профориентации и необходимости трудового воспитания с самого младшего возраста
довольно актуальны и раскрываются в исследованиях различных авторов.
Формирование
представлений детей о профессиях осуществляется поэтапно. Первоначально
представления детей мало дифференцированы, постепенно, на каждом возрастном
этапе, представления о профессиях усложняются, расширяются и дополняются. В
младшем дошкольном возрасте дети овладевает ключевыми понятиями,
характеризующими профессии человека, осваивают изначальные представления о
профессии и труде взрослых способствующие к созданию и преобразованию
предметов. В среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяется структуре трудового
процесса, тому, как взаимосвязаны все его компоненты. В старшем дошкольном
возрасте формируются представления ребят о предназначении труда в человеческой
жизни, о многократных видах труда, профессиях; о содержании каждого трудового
использования (для чего нужен, реквизиты, происходящие действия с предметом
(инструментом) труда, конечный продукт).
Целью
раннего ознакомления с профессиями взрослых является необходимость сформировать
у дошкольников эмоциональное касательство к профессиональному миру. Наиболее
подходящим видом, предлагается в усвоении представлений о профессиях и труде
взрослых, это проект. Для установления уровня сформированности представлений у
детей старшей группы о мире профессий взрослых нами было проведено
экспериментальное исследование, включившее в себя две диагностические методики.
Посредством этих методик было установлено, что у детей исследуемой группы
имеются достаточно сформированные представления о профессиях взрослых: дети
знают их названия, внешний вид, орудия труда, описывают некоторые трудовые
действия, характерные для данных профессий, способны сформулировать, почему
необходимо беречь результаты труда другого человека, уважительно к ним
относиться. Также дети способны с опорой на картинку составить рассказ об одной
из распространенных и хорошо известных им профессий. Однако вместе с тем
эмоциональное отношение детей к данной деятельности достаточно холодное, дети
не проявляют высокой заинтересованности в беседе о профессиях.
В целом можно отметить, что высокий уровень сформированности
представлений о профессиях продемонстрировали 30% детей, средний уровень – 60%,
а низкий уровень показали – 10%, согласно методике Куцаковой, «Профессиональная деятельность взрослых». По методике Урунтаевой
— Гризик «Представления о труде взрослых» высокий
уровень форсированности представлений о профессиях взрослых показали 40% детей,
средний – 50% детей, низкий – 10% детей. Общий уровень сформированности
представлений о профессиях можно считать достаточно высоким.
Анализ деятельность и среды в группе показал,
что в образовательном процессе данной группы достаточно большое внимание
уделяется процессам формирования представлений о мире профессий взрослых,
однако данную деятельность необходимо систематизировать и углубить для
полноценного проведения ранней профориентации с детьми старшего дошкольного
возраста. В группе представлены материалы для сюжетно-ролевых игр в
соответствии с методическими рекомендациями, однако отмечено недостаточное
количество данных материалов, например, 1 набор посуды вместо двух, 1 фуражка
вместо пяти и т.д.
В
рамках третьей главы настоящего исследования были описаны результаты
организованного формирующего этапа экспериментальной работы по развитию у
старших дошкольников представлений о мире профессий. При организации проектной
деятельности учитывалась необходимость поэтапной работы с дошкольниками: от
мотивационного к деятельностному, а затем к рефлексивному. Кроме того, были
использованы различные формы работы с детьми: НОД с использованием презентаций
и интерактивных игры, создание фотоколлажа, беседы и пр., что способствовало
повышению интереса детей и соответственно уровню мотивации.
Целью
формирующего этапа исследования стало комплектование представлений о труде
взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели был
разработан комплекс проектов по формированию представлений о труде взрослых у
детей от 5 лет до 6 лет: «Труд людей на земле (полях)» и «Учитель».
При разработке проектов мы руководствовались и опирались на авторскую
методику В.А. Деркунская, в этой методике автор конкретно определяет этапы
проектной деятельности, так же по словам педагогов, воспитателей по выбранному
автору методики легко выполняется изучения по представлению профессии взрослых
и его труда у детей дошкольного старшего возраста. Описание данных проектов представим ниже.
Условием
успешной реализации проектной технологии стало использование разнообразных форм
организации детей: дидактические, сюжетно-ролевые и самостоятельные игры,
видеоэкскурсии, прогулки с наблюдением за природными изменениями окружающей
жизни людей, трудовая деятельность на участке детского сада.
Результаты контрольного эксперимента
подтвердили гипотезу о положительном влиянии метода проектов на уровень
представлений старших дошкольников о мире профессий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ 1.1. Проектная деятельность в ДОУ:
сущность, значение, особенности В современных условиях развитие системы образования
одним из наиболее интересных, ярких и значимых методов образования и воспитания
считается проектная деятельность. Термин «проект» (projectio) происходит от
латинского «бросание вперед». Для того чтобы определиться с тем, что такое
проект в рамках дошкольного образования целесообразно рассмотреть, как
рассматривается «проект» различными авторами.
В
современных словарях понятие «проект» рассматривается в различных терминах:
–
как предназначения документации (схемы, план и др.), применяемые для строительства
какого – либо объекта (здания);
– как черновой текст, начинающего документа;
–
примерный плановый набросок чего – либо.
В.Н.
Журавлева считает, что проект – это результат совместного творчества
воспитателя и детей [13, с.111], при этом основная задача воспитателя
заключается в организации деятельности, способствующей активизации творческой
активности дошкольника, мотивации его на самостоятельное принятие решения и
действие с учетом ситуации.
Е.С.
Полат считает, что под проектом следует предполагать совершенствование
начинающего объекта.
К.
М. Кантор проект понимает как творческое положительное энерго –повышенное
людское познание, «через который в культуре осуществляется деятельностный
переход от небытия к бытию».
У
Л. Ивановой можно найти следующее определение: «Проект — это самостоятельная
творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с
помощью консультаций учителя».