Платная доработка на тему Проективные методики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК 5
1.1. Характеристика проективных методик 5
1.2. Особенности методики «Несуществующее животное» 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» 18
2.1 Организация исследования 18
2.2 Интерпретация результатов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Введение:
Актуальность данной работы заключается в том, что изучение человеческой личности является серьезной проблемой в психодиагностике. Психодиагностика — это одна из необходимых отраслей психологии, которая занимается измерением и идентификацией индивидуально-психологических характеристик человека. Психодиагностика — это конечный результат работы психолога, направленный на оценку текущего состояния психологических характеристик индивида, прогнозирования его развития и разработку рекомендаций, основанных на задачах психодиагностического обследования.
Одним из психодиагностических инструментов являются проективные методики, которые имеют полувековую историю развития, являются сегодня одними из областей психологических знаний о человеке, и без овладения которыми невозможно сформировать целостное представление о личности. Проективные методики исследования личности основаны на выявлении и описании проекций. Концепция неосознанно скопированных личностных характеристик использовалась для выражения содержания ситуаций по отношению к внешним объектам.
Проекция — латинское производное от слова «proektio», что означает бросать вперед, кидать. Определение понятия проекции неразрывно связано с защитными механизмами «я»: проекционная сублимация (перенаправление активности на другие цели), рационализация (поиск веской причины для оправдания своих действий, рассуждений), катарсис (очищение), а также один из рассмотренных защитных механизмов. Проективные методики ставят субъекта в положение, в котором присутствуют его личные потребности, восприятие, психические свойства, личностных качеств и интеллекта. Проекционное восприятие реальности, людей, проявляемых стимулов в некоторой степени основано на психическом состоянии, потребностях, мотивах, установках человека.
В данной работе рассмотрим особенности проективных методик, а так же рассмотрим особенности практического использования проективной методики «Несуществующее животное» в практическом аспекте.
Объектом данного исследования выступают проективные методики.
Предмет исследования – особенности применения проективных методик в психодиагностике.
Цель исследования – проанализировать особенности проективных методик в психодиагностике.
Задачи исследования:
1. изучить особенности проективных методик,
2. охарактеризовать рисуночную проективную методику «Несуществующее животное»,
3. провести исследование по методике «Несуществующее животное».
Методы исследования:
— теоретические: анализ и обобщение научной литературы,
— практические: исследование по проективной методике «Несуществующее животное».
База исследования. Исследование было проведено на базе городского центра трудоустройства. Всего в исследовании приняло участие шесть испытуемых.
Практическая значимость данного исследования заключена в том, что описанная проективная методика «Несуществующее животное» может быть апробирована на другой возрастной группе или проводится в качестве сравнений между группами.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Итак, проективные методики – это методики, используемые для доступа к предположительно скрытому контенту и эмоциям с использованием визуальных стимулов и образов. Они облегчают выражение внутреннего содержания, которое часто является подсознательным или трудно формулируемым, обходя познание, рациональное мышление и нормативные ответы. Проективные методики основаны на предположении, что человек перенесет свои нефильтрованные (возможно, социально неприемлемые) восприятия, чувства и желания на нейтральные или двусмысленные образы. Обычно классифицируют проективные методики в зависимости от способа вызываемой реакции: ассоциативные техники: представлен ассортимент стимулов, чтобы вызвать непосредственную мысль индивида; методы завершения: ожидается, что участники завершат предложение или закончат рисунок; конструктивные методы: людей просят сочинить историю, вылепить скульптуру или нарисовать картину; методы выбора/упорядочивания: участников просят ранжировать группы картинок или предложений; выразительные техники: индивидуумы должны реагировать на данный стимул посредством самовыражения (например, ролевые игры, драма или танец).
Взятые вместе, эти методики позволяют участникам исследования извлекать скрытые смыслы с помощью работа со стимулами и способами выражения, которые обычно не встречаются в повседневной жизни, тем самым позволяя им общаться со своим опытом новыми и пока еще нерафинированными способами.
В заключение можно сказать, что особенность проективного метода заключается в его направленности. Прежде всего, выяснение субъективного конфликта и его репрезентация в личности. Осознание в форме «личного смысла» или «осмысленного опыта». В основе всех проекционных техник лежит способность косвенно влиять на ключевые области опыта и поведения. Человек с наименьшей вероятностью вызовет такую реакцию на предъявленный стимул. Следуйте социально приемлемому поведению. Разные взгляды известных психологическому миру ученых проанализированны. Во второй части проведено эмпирическое исследование и анализ результатов. По этим результатам можно сказать, что мужчины разных возрастов больше подвержены депрессивным состояниям и тревожности. А женщины больше ориентированы на деманстративность и самопожертвование.
Фрагмент текста работы:
Характеристика проективных методик
Истоки проективной диагностики можно проследить до публикации книги Г. Роршаха «Психодиагностика» на немецком языке в Берне в 1921 году. Несмотря на то, что сам он художник, Герман Роршах больше интересуется историей искусства и живописью. По словам Г. Роршаха, чернильные пятна, то есть визуально ориентированные чернильные пятна, оживляют моторные фантазии. Г. Роршах был первым, кто доказал связь между фантастическими образами и основными чертами личности и качествами [12].
Первые попытки применения теста Г.Роршаха в России относятся к 20-м и 30-м годам ХХ века, когда он в основном использовался для выявления аномальных особенностей личности, неврозов и при диагностике психопатии, а также при изучении эпилепсии. С 1940-х годов тест Роршаха широко используется в исследовательской и клинико-диагностической работе педагогов.
В отличие от структурированных («объективных») личностных тестов, проективные методики обычно представляют респондентам неоднозначный стимул, такой как чернильное пятно, или просто согласно инструкции методики необходимо нарисовать дом, человека, животное.
Логическим обоснованием, лежащим в основе большинства проективных методик, является проективная гипотеза. Согласно этой гипотезе, респонденты проецируют аспекты своей личности в процессе устранения неоднозначности неструктурированных тестовых стимулов. Как следствие, интерпретатор проективной техники может якобы «работать в обратном направлении», изучая ответы респондентов на эти стимулы, чтобы получить представление об их личностных склонностях.
Концепция проекции возникла у Фрейда (1911), который рассматривал ее как защитный механизм, с помощью которого люди бессознательно приписывают свои негативные личностные черты и импульсы другим. З. Фрейд, определял «проекцию» как «бессознательный процесс, который индивидуум бессознательно приписывает характеристикам внешнего объекта, которые не являются неотъемлемой частью этих объектов». Согласно его учению, проекция напрямую связана с механизмом защиты [9].
Отец психоанализа использовал ассоциативные техники в качестве стратегии для доступа к бессознательным мотивам и желаниям, которые, по его мнению, были основными детерминантами человеческого поведения. Прося пациентов немедленно представить мысли о конкретном стимуле, Фрейд смог исследовать подсознание процессы и личностные характеристики
Другие авторы (Г. Мюррей и Л. Франк) расширили термин «проекция», включив в него идею о том, что через нее могут быть выражены как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако, по большей части, проекция определялась как взаимодействие между внутренними процессами и окружающей средой. З. Фрейд разработал концепцию проекции, чтобы описать психопатологические признаки пациентов с шизофренией. Именно К. Юнг обнаружил, что: …как «нормальные», так и неуравновешенные люди склонны проецировать на других или на окружающем их мире созвездия как личного, так и безличного бессознательного, которые еще не были ассимилированы в сознание» [20]. Другими словами, мы можем предположить, что когда внутреннее отношение или архетип проецируется и переживается индивидуумом как «исходящий» от объекта или ситуации «вне» себя, индивидуум не осознает, что эти материалы действительно «принадлежат» внутреннему миру.