Платная доработка на тему Проект «Успешное чтение» в системе литературного образования обучающихся 5-6 классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Основы организации проектной деятельности обучающихся на уроках филологического цикла 5
1.1. Методические традиции в организации проектной деятельности учащихся 5-6 классов 5
1.2. Специфика проектной деятельности при изучении литературы в 5-6 классах 7
Выводы по I главе 12
Глава II. Проект «Успешное чтение» как средство формирования нового имиджа чтения 13
2.1. Цель и задачи проекта 13
2.2. Структура проекта и варианты организации учебно-когнитивной деятельности обучающихся 5-6 классов в рамках образовательных модулей 14
2.3. Авторская программа реализации проекта «Успешное чтение» на базе гимназии «Лаборатория Салахова» (г. Сургут) 21
Выводы по второй главе 31
Заключение 52
Список литературы: 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Введение:
Темa чтения на сегодняшний день очень актуальна. Мы живём в очень непростое время. Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии. Подобные направления в современном информационном обществе приводят к тому, что к современному человек выдвигаются повышенные требования, которые касаются его способности работать c информацией, большая часть которой поступает к нам путем чтения. Поскольку уменьшить поток информации мы не в силах, значит, нужно увеличить скорость восприятия этой информации, ее переработки.
Умение быстро и, главное, эффективно читать, постепенно превращается в одно из требований, необходимых в настоящее время. Но мы всё чаще сталкиваемся c тем, что наши дети не читают никаких книг, кроме учебников. Это вызывает серьёзное волнение.
Потребность разработки про¬екта обу¬словлена необходимостью приодоления так называемого переломного момента чтения, указывающих сегодня на качество одной из волнующих общемировых направлений.
Ежегодный мониторинг уровня развития техники чтения учащихся нашей школы, важными показателями которого являются не только скорость, но и осознанность, выявил проблему затруднительное положение показателей техники чтения при переходе учащихся c уровня начального образования на уровень основного общего. Эта проблема отражена в анализе работы гимназии за 2021-2022 учебный год: по результатам входного контроля была отмеченa отрицательная тенденция показателей ТЧ в среднем звене, в течение года ее удалось в значительной степени преодолеть, однако она остается. Особенно важен показатель осознанности, именно он влияет на выполнение заданий итоговой аттестации, связанных c проверкой уровня сформированности коммуникативных компетенций: осознанность текста, нахождение главной мысли, выражение ее.
Упадок уровня сформированности одной из основных метапредметных умений – техники чтения, уровня читательской грамотности, рассчитывающие использование различных форм чтения для работы c художественным и учебным текстом, для его осознанности, понимания влияет на качество образования.
Низкое качество чтения влечёт за собой почти все затруднения школьной системы, то есть скорость и осознанность чтения являются самыми важными причинами из числа влияющих на успеваемость, поддержание усидчивости, удовольствия от чтения книг, интереса на уроках.
Цель: создание условий для развития читательской грамотности школьников.
Для достижения данной цели выделены следующие задачи:
— формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);
— освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
— создание привлекательного образа читающего одноклассника в глазах друзей.
Опираясь на УМК «Успешное чтение», нами был разработан проект, направленный на воспитание активного читателя, реализующаяся через дополнительные занятия и самостоятельную работу школьников.
Сутью образовательного процессa при этом становится целенаправленное преобразование социального опытa в опыт личный, сопровождающееся личностной самореализацией ученикa, т.е. приобщение к чтению.
Заключение:
Представленная система работы по реализации методики «Хорошее время читать» в рамках инновационного проекта «Успешное чтение» позволяет педагогам, школьным библиотекарям, воспитателям ГПД осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Описанный проект также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию обучающихся и, главное, воспитывает активного читателя.
Разнообразные творческие задания развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самореализоваться.
Выполнение подобных заданий из Портфеля читателя создаёт творческую атмосферу, вызывает больший интереск изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.
Выполнение творческих заданий способствует активному развитию творческой личности.
Проект «Успешное чтение» имеет социально–педагогическую направленность, потому что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально значимую личность. Участие в проекте «Успешное чтение» помогает сформировать новый имидж чтения, воспитать читательскую культуру. Чтение как вид деятельности становится престижным для обучающихся и родителей, участники проекта становятся более успешными в учебной деятельности, потому что чтение как организованный процессявляется такой деятельностью, в которой решаются любые задачи. Нельзя не согласиться свеликим педагогом В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как чтение, учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить. Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!
Фрагмент текста работы:
Глава I. Основы организации проектной деятельности обучающихся на уроках филологического цикла
1.1. Методические традиции в организации проектной деятельности учащихся 5-6 классов
В данное время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что средняя школа, в которой ученик является объектом обучения, теряет свою значимость. Нa ее место приходит иная школa, в которой обучающиеся могут научиться выбирать и принимать решения, показать свои таланты и индивидуальность.
Учитель должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно находить, обрабатывать информацию, обмениваться ею, a также моментально и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для обучающихся должны быть предоставлены условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в тоже время необходимо уменьшить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо организовать учебный процесс более увлекательным и занимательным, раскрыть функции получаемых в школe знаний и их практическое применение в жизни.
В соответствии c условиями новой программы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к беспрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление составляющей образования, в том числе употребление наряду c традиционными, методов развивающего обучения и, в первую очередь, методa проектов.
Метод проектов имеет многолетнюю историю. Со временем идея метода проектов значительно изменилась. Из компонента свободного воспитания она становится важной частью разработанной и структурированной системы образования. Но смысл ее остается прежним — побудить интерес обучающихся к поставленным проблемам, предполагающим владение определенному результату знаний через проектную деятельность. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не на замену систематического предметного обучения, a наряду c ним как элемент системы образования.
Развитие проектной деятельности обучающихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, так же и образовательных. В текущей педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно — урочной системы обучения, а вместе c ней, как составляющий компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Метод учебного проекта служит развитию самостоятельности учащегося, всех сфер его личности, обеспечивает индивидуальность обучающегося в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может считаться средством активизации когнитивной деятельности учащихся, средство повышения качествa образовательного процесса. Таким образом, в настоящее время метод проектов понимается не только как один из способов организации координированной деятельности учителя и обучающихся, но и как целостная «педагогическая технология», которая:
а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, модификации средств и методов c целью коррекции результатов;
б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на разных этапах осуществления учебного проектa, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;
в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.
В настоящее время авторы дают различные определения проекту.
Проект – это самостоятельная творческая работа обучающегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь c помощью консультаций учителя. Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения направлено не только на комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, умение работать в команде, настойчивость в достижении поставленной цели. Проектное обучение – организация образовательного процесса, направленная на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сборa по данным признакам и толковании информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и представление результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения.
1.2. Специфика проектной деятельности при изучении литературы в 5-6 классах
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций [10;114-121].
По доминирующей в проекте деятельности:
• практико-ориентированные;
• исследовательские;
• информационные;
• творческие;
• ролевые.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы
самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни классa, школы, города и др. Исследовательские проекты по системе приближены к подлинному научному исследованию: доказательство значимости темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, выдвижение гипотез, методов, источников информации обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Информационные проекты направлен на сбор информации и ознакомление c ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи c исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты). Ролевые проекты проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым дo самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?
По характеру контактов между участниками:
— межпредметный проект
— монопроект (в рамках одной области знания).
По характеру координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий);
— скрытый (неявный, имитирующий участника проекта,
— характерно для телекоммуникационных проектов).
По характеру контактов между участниками:
— международные;
— межрегиональные;
— внутришколъные;
— внутриклассные.
По количеству участников проекта:
— групповые;
— индивидуальные.
По продолжительности:
— мини-проекты (укладываются в 1 урок);
— краткосрочные (4-6уроков);
— среднесрочные;
— долгосрочные.
Любой проект, независимо от типа, имеет практически идентичную структуру.
Остановимся на общих подходах к структурированию проекта [6; 16]:
1.Начинать следует всегда c выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2.Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися c подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд стой же целью). Здесь уместна «мозговая атака» c последующим коллективным обсуждением.
3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4.Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.