Экономика Платная доработка Экономические науки

Платная доработка на тему Проблемы НДФЛ и пути его совершенствования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Раздел 1. Организационно-управленческая структура ИФНС №27 по г. Москве 7

Раздел 2. Анализ системы налогообложения доходов физических лиц 18

Раздел 3. Анализ собираемости основных налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ .30

Заключение 46

Список использованных источников .51

  

Введение:

 

Объектом практики выступает ИФНС России №27 по г. Москве в период с 1 сентября по 28 сентября 2022 года.

Налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, который уплачивается с личных доходов населения. Данный налог стоит особняком для любой налоговой системы и выступает одним из ключевых источников формирования доходной части бюджетов бюджетной системы.

Особенный характер налога на доходы физических лиц выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или иных критериев, уменьшить полученные им суммы доходов на предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации суммы налога.

Отношения по исчислению и уплате налогов, в том числе налога на доходы физических лиц, а также сопутствующие им отношения могут существовать исключительно в форме, которая определяется законом. В связи с этим создание четкого правового механизма налогообложения доходов физических лиц, который объединит в себе как интересы налогоплательщиков, так и интересы бюджетов, выступает одной из главных целей любого государства. Для достижения этой цели необходимо предельно четко регламентировать, в том числе с научно–теоретической точки зрения, каждый элемент юридического состава налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование налога на доходы физических лиц не является в полной мере эффективным. Это связано как с недостаточной теоретической разработанностью многих проблем правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, так и с несовершенством юридической техники и нестабильностью налогового законодательства.

К проблемам правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, ввиду развития общественных отношений следует отнести существующие концепции относительно объектов налогообложения, порядка их уплаты. На сегодняшний день максимально актуализировался вопрос перехода к прогрессивной шкале подоходного налога в Российской Федерации. Однако представляется, данный процесс должен происходить плавно.

Объектом практики выступают общественные отношения, складывающиеся при установлении, исчислении и уплате налога на доходы физических лиц. Предметом практики выступают нормы действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, регулирующие налог на доходы физических лиц, а также практика их применения.

Целью производственной практики (преддипломной) является формирование профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, приобретение необходимых профессиональных навыков и компетенций по избранному профилю подготовки «Налоговое консультирование», а также сбор материала для подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР), приобщение к социальной среде организации, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», необходимых для работы в профессиональной сфере.

Для достижения поставленной цели за время проведенное в ОП, необходимо было решить следующие задачи: конкретизация направлений магистерского исследования, необходимого объема информации для обобщения своих знаний по выбранной теме магистерской диссертации; ознакомление со структурой базы практики, приобретение навыков самостоятельной обработки внутренней и внешней информации на примере клиента ОП; применение экономико-статистических методов при обработке внутренней информации; организация систематической самостоятельной работы с учебной, научной, специальной, нормативно-методической литературой, способствующей формированию творческого подхода в решении проблем научно-исследовательской, учебной и профессиональной деятельности; выработка рекомендаций, повышающих эффективность деятельности финансовых служб клиента ОП; сбор и обработка материалов для подготовки выпускной квалификационной работы.

В связи с поставленными задачами выделим ряд вопросов подлежащих изучению: провести анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих финансово хозяйственную деятельность клиента ОП; изучить организационно-правовую форму и организационную структуру клиента ОП, определить вид деятельности; проанализировать применение различных систем налогообложения для ОП; изучить выполнение требований налогового Кодекса в налоговом учете клиента ОП; обосновать выбор оптимального режима налогообложения для ОП.

Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию общекультурных компетенций: ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; общепрофессиональных компетенций: ОПК-1 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; и профессиональных компетенций: ПК-2; ПК-3; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-12 по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» профиль «Налоговое консультирование».

Для подготовки отчета использованы экономико-статистические методы анализа, сравнения, обобщения и аналитический метод.

Информационной базой для подготовки отчёта о прохождении производственной (преддипломной) практики послужили: Налоговый Кодекс, документы, регламентирующие деятельность ИФНС России №27 по г. Москве и др.

Структура работы. Отчёт о прохождении преддипломной практики состоит из индивидуального задания, календарно-тематического плана, характеристики руководителя практики от организации, содержания, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Прежде чем приступить к основному этапу практики в рамках подготовительного этапа, я ознакомился с рабочей программой практики, согласовал индивидуальное задание с руководителями практики от университета и от организации. Ответственный за технику безопасности и охрану труда провел со мной подробный инструктаж по правилам техники безопасности (противопожарной безопасности и охраны труда), после чего я приступил к выполнению заданий производственной практики (преддипломной) на рабочем месте.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Необходимость совершенствования НДФЛ обусловлена его особой ролью в налоговой системе страны, которая раскрывается в функциях налога: фискальной и распределительной (социальной). Фискальная функция позволяет аккумулировать финансовые ресурсы в бюджеты всех уровней для покрытия государственных расходов, куда помимо содержания государственного аппарата относятся и расходы на здравоохранение, образование, социальную политику страны. Социальная функция, в свою очередь, должна обеспечивать снижение социальной напряженности и улучшения качества жизни населения страны, а также регулировать уровень их реальных доходов.

За свою многолетнюю историю налог на доходы физических лиц претерпевал много изменений, однако основной функцией НДФЛ всегда оставалась фискальная. Основы существующей сегодня системы налогообложения доходов физических лиц в РФ были заложены в результате реформы 2001 г. Данная реформа налога на доходы физических лиц, заключалась, в отмене прогрессивной шкалы налога, в установлении плоской единой ставки, а также в сокращении льгот и упрощении процедур уплаты и сбора налога.

Основными задачами реформы подоходного налогообложения были необходимость повышения фискальной роли подоходного налога в бюджетной системе, необходимость стимулирования легализации доходов, особенно для налогоплательщиков с высокими доходами, упрощение процесса уплаты и сокращение расходов на администрирование налога.

Во многих странах подоходному налогу отводится большая роль в решении социальных проблем общества. Справедливое налогообложение физических лиц становится эффективным способом решения многих социальных проблем: гарантии достойного уровня жизни всего населения, социальной поддержки всех нуждающихся, достижения социальной справедливости. В России 21-го века принципам социальной направленности НДФЛ при формировании налогового законодательства не придается должного значения.

На сегодняшний день налог на доходы физических лиц занимает второе место в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ и составляет 13,4% от всех налоговых доходов. В то же время статистические зависимости свидетельствуют о высокой степени дифференциации доходов населения, что свидетельствует о наличии проблем в системе распределительных отношений между государством и населением страны.

В период прохождения преддипломной практики все поставленные задачи были выполнены в полном объеме, что позволит, дополнить выпускную квалификационную работу, как аналитическими материалами и данными, так и практическими примерами. Были приобретены следующие умения и навыки:

• умение: анализировать, обобщать информацию; определять порядок расчета налогов; анализировать полученную экономическую информацию; правильно определять основные элементы налога, необходимые для расчета налогов, уплачиваемых организациями; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические показатели; ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации; пользоваться системой налоговой отчетности налогоплательщиков; анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности.

• владение: методами и приемами самостоятельного применения принципов налогового планирования; навыками расчета налоговых платежей, уплачиваемых организациями; навыками правильного исчисления налоговых платежей организации и отражения в отчетности организации; навыками принятия управленческих решений; современными методиками анализа социально-экономических процессов; методами анализа финансовой отчетности; современными методами сбора, обработки и анализа экономических данных.

Таким образом, подготовлен отчет о производственной (преддипломной) практике, в котором реализованы общекультурные компетенции: ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; общепрофессиональные компетенции: ОПК-1 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; и профессиональные компетенции: ПК-2; ПК-3; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-12 в соответствии с рабочей программой производственной (преддипломной) практики по направлению 38.04.01 «Экономика», магистерская программа «Налоговое консультирование».

Практическая значимость полученного опыта в результате прохождения практики заключается в том, что проведенная работа по анализу налога на доходы физических лиц позволила выявить проблемы в исчислении и уплате данного налога и предложить пути решения, которые могут быть порекомендованы для применения и в других органах власти.

Таким образом, существующая система подоходного налогообложения России преимущественно ориентирована не на обеспечение выполнения социальной функции государства, стратегических задач, достижения социальной справедливости и равенства, а на решение текущих фискальных потребностей. Она ни в коей мере не отвечает задачам социально-экономического развития страны и требует реформирования в ближайшей перспективе.

Наиболее целесообразным на современном этапе будет промежуточный вариант реформирования налога на доходы физических лиц, сочетающий преимущества и прогрессивной, и плоской шкалы налога. Суть предлагаемых преобразований сводится к следующему:

1. Введение необлагаемого минимума в размере официального прожиточного минимума трудоспособного населения.

2. Ставку налогообложения оставить плоской и увеличить ее до 15%.

3. Увеличение МРОТ до величины прожиточного минимума.

4. Ужесточение налогового законодательства в части ответственности за налоговые правонарушения.

Данная система налогообложения доходов физических лиц, по сравнению с действующей, обладает рядом существенных преимуществ. В первую очередь произойдет усиление прогрессивности налогообложения доходов физических лиц за счет введения необлагаемого минимума и увеличения стандартных вычетов на детей приведет к ослаблению налоговой нагрузки менее обеспеченные слои населения.

Снижение поступлений НДФЛ от доходов граждан с низкими доходами и одновременный рост поступлений по НДФЛ от сверхдоходов граждан в какой-то степени поможет достичь соотношения социальной справедливости и фискальной эффективности налогообложения физических лиц. А вследствие увеличения располагаемого дохода наименее обеспеченного слоя населения возрастет потребление и сбережение, что в свою очередь поспособствует экономическому росту страны в целом.

Снижение доли «серой» заработной платы при ужесточении налогового законодательства и одновременном повышении МРОТ приведет к увеличению сумм страховых взносов с заработной платы наемных работников, что также будет считаться положительным фискальным эффектом.

Для развития социально ориентированной рыночной экономики необходимо дальнейшее совершенствование налогообложения доходов физических лиц, постепенный переход к введению прогрессивной шкалы налогообложения доходов и изменение подходов государства к определению величины необлагаемого налогом минимума. Государство должно выстроить такую систему распределительных отношений, при которой бы экономический рост сопровождался повышением благосостояния большинства населения нашей страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1. Организационно-управленческая структура ИФНС №27 по г. Москве

Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 27 по г. Москве входит в единую систему Управления Федеральной налоговой службы, является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, лицевой счет в Отделении федерального Казначейства Министерства финансов Российской Федерации по г. Москве, печать с изображением Государственного Герба Российской Федерации и со своим наименованием, подчиняется руководителю Управления ФНС России по г. Москве.

Инспекция ФНС России № 27 по г. Москве состоит из 9 отделов, входящих в единую структуру Инспекции, утвержденную руководителем Управления ФНС России по г. Москве с правом последующего изменения или дополнения структуры Инспекции. ИФНС России №27 по г. Москве в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым Кодексом Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, законодательством г. Москва, постановлениями Правительства Российской Федерации, Кабинета Министров г. Москва, приказами и указами Управления ФНС России по г. Москве, постановлениями и решениями органов государственной власти г. Москва . Структура и штатное расписание ИФНС России № 27 по г. Москве утверждается руководителем в пределах установленного фонда оплаты труда и штатной численности. Руководитель инспекции ФНС России № 27 по г. Москве назначается приказом Управления ФНС России по г. Москве. Главной задачей инспекции ФНС России № 27 по г. Москве является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, г. Москва и решениями Собрания депутатов ЦАО г. Москвы в пределах их компетенции.

Инспекция ФНС России № 27 по г. Москве выполняет следующие основные функции:

— проводит работу по осуществлению контроля за соблюдением законодательства по налогам и сборам;

— обеспечивает своевременность и полный учет налогоплательщиков, правильность исчисления платежей юридическими лицами, а также поступления этих платежей в соответствующие бюджеты;

— контролирует своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, деклараций и других документов;

— осуществляет взыскание платежей, а также пени за счет денежных средств, возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки;

— производят выездные проверки на местах по соблюдению налогового законодательства, арест имущества;

— осуществляют контрольную работу по взаимодействии с правоохранительными органами, финансовыми органами;

— организует контроль за применением контрольно — кассовых машин и соблюдением условий работы с денежной наличностью;

— составляет, анализирует и представляет установленную отчетность, расчеты, сведения в Управление ФНС России по г. Москве;

-ведет в установленном порядке делопроизводство, учет бланков строгой отчетности;

— привлекает в соответствии с действующим законодательством к дисциплинарной ответственности работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе.

Проверки предприятий, учреждений и организаций должностные лица Инспекции ФНС России № 27 по г. Москве оформляют актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежей в бюджет. Акт подписывается должностными лицами Инспекции ФНС России №27 по г. Москве, другими участниками проверок и руководителями, и главными бухгалтерами проверенных предприятий, учреждений и организаций.

Действующая структура Межрайонной ИФНС России №27 по МО представлена схематично на рисунке 1.

Рисунок 1 — Структура Межрайонной ИФНС России №27 по г. Москве

Организационную структуру инспекции можно отнести к линейно-функциональной. Инспекция разделена на отдельные элементы (отделы), каждый из которых имеет свою, четко определенную, конкретную задачу и обязанности.

В составе инспекции 16 отделов, имеющих строго определенные наименования и функции. Структура инспекции является стандартной, типовой для инспекций с численностью работников свыше 100 человек (в настоящий момент в штате инспекции числится 621 сотрудник).

В случаях несогласия с фактами, изложенными в акте, руководители и главные бухгалтера обязаны подписать акт и сделать запись о возражениях, прилагая одновременно письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения. Права, обязанности и ответственность государственных налоговых инспекторов, специалистов, а также порядок обжалования их действий регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации .

Организационно-управленческая структура ИФНС:

1. Руководитель инспекции

2. Отдел финансового и общего обеспечения

3. Юридический отдел

4. Отдел работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета

5. Отдел информационных технологий

6. Отдел ввода и обработки данных

7. Отдел анализа, отчетности и урегулирования задолженности

8 Отдел камеральных проверок

9. Отдел выездных проверок

Состав отделов, основные обязанности:

Отдел общего обеспечения:1. общее делопроизводство; 2. ведение государственного архива документов; 3. ведение текущего архива документов; 4. планирование, координация и контроль исполнения работ; 5. секретариат руководителей; 6. обеспечение представительских мероприятий; 7. массовая печать и размножение документов.

Административно -хозяйственный отдел: 1. выполнение функций получателя бюджетных средств федерального бюджета, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации; 2. осуществление бухгалтерского учета и представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении налогового органа и результатах его финансово -хозяйственной деятельности, а также статистической отчетности; 3. прием, увольнение, перемещение персонала; 4. обеспечение трудового режима; 5. организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности деятельности инспекций; 6. обеспечение прохождения государственной службы и соблюдения применения законодательства о государственной службе; 7. организация и проведение мероприятий по гражданской обороне; 8. организация обучения персонала; 9. содержание зданий и сооружений; 10. транспортное обслуживание; 11. обеспечение услугами связи общего назначения; 12. обеспечение коммунальными услугами ; 13. материальное снабжение. Персональная ответственность за организацию делопроизводства, своевременное и качественное исполнение документов, сохранность документов и дел в структурных подразделениях ИФНС России возлагается на руководителей этих подразделений, а также работников, осуществляющих делопроизводство или лиц, назначенных ответственными за ведение делопроизводства. Об утрате служебных документов докладывают руководителю структурного подразделения УФНС России, которые информирую руководителя УФНС России о случившемся. Руководитель УФНС России назначает служебную проверку. Результаты проверки и принятые решения сообщаются в Отдел и предоставляются в отдел безопасности. Передача документов и их копий сторонним организациям и ведомствам допускается только после получения официального запроса с разрешающей резолюцией руководителя УФНС России .

 

Содержание:

 

Введение 3

1 Теоретические основы налогообложения физических лиц 6

1.1.Налог на доходы физических лиц: понятие и история развития в России 6

1.2 Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц 14

1.3. Современный механизм исчисления налога на доходы физических лиц в Российской Федерации 21

2. Анализ системы налогообложения доходов физических лиц 33

2.1 Анализ собираемости НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации 33

2.2 Анализ собираемости НДФЛ и доходов населения РФ 37

3 Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации 44

3.1 Основные проблемы налога на доходы физических лиц 44

3.2 Направления совершенствования налога на доходы физических лиц 50

Заключение 59

Список использованных источников 62

Приложения 67

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, который уплачивается с личных доходов населения. Данный налог стоит особняком для любой налоговой системы и выступает одним из ключевых источников формирования доходной части бюджетов бюджетной системы.

Особенный характер налога на доходы физических лиц выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или иных критериев, уменьшить полученные им суммы доходов на предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации суммы налога.

Отношения по исчислению и уплате налогов, в том числе налога на доходы физических лиц, а также сопутствующие им отношения могут существовать исключительно в форме, которая определяется законом. В связи с этим создание четкого правового механизма налогообложения доходов физических лиц, который объединит в себе как интересы налогоплательщиков, так и интересы бюджетов, выступает одной из главных целей любого государства. Для достижения этой цели необходимо предельно четко регламентировать, в том числе с научно–теоретической точки зрения, каждый элемент юридического состава налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование налога на доходы физических лиц не является в полной мере эффективным. Это связано как с недостаточной теоретической разработанностью многих проблем правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, так и с несовершенством юридической техники и нестабильностью налогового законодательства.

К проблемам правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, ввиду развития общественных отношений следует отнести существующие концепции относительно объектов налогообложения, порядка их уплаты. На сегодняшний день максимально актуализировался вопрос перехода к прогрессивной шкале подоходного налога в Российской Федерации.

Проблемы правого регулирования налогообложения в отечественной литературе занимались такие выдающиеся ученые правоведы как: Абрамов А. П., Акимова Н. Р., Алтухова Е. В., Апарышев И. В., Арсеньева В. А., Артемьева Ю.А., Ашмарин У. В., Бескоровайная Н.С., Волошина О.В., Гейц И.В. и некоторые другие авторы.

Целью настоящей работы является анализ института налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

– изучены налоги на доходы физических лиц, их понятие и историю развития в России;

– проанализирован зарубежный опыт правого регулирования налогообложения физических лиц;

– изучена сущность и особенности системы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации;

— проанализирован действующий механизм взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;

— исследованы поступления основных налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации;

— выявлены основные проблемы взимания налога на доходы физических лиц;

— разработаны направления совершенствования взимания налога на доходы физических лиц.

Объектом исследования является налогообложения доходов физических лиц.

Предметом исследования являются механизм, проблемы и направления совершенствования взимания НДФЛ.

Методологической основой работы явился диалектический метод познания, а также основанная на нем система общенаучных и частно–научных методов, среди которых методы анализа и синтеза, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно–структурный, формально–логический и формально–юридический методы и т.д.

Нормативную базу работы составили Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость проведенного в настоящей выпускной квалификационной работе исследования заключается в обосновании перспектив развития и разработке предложений теоретического и методического характера по раскрытию и использованию потенциала налогообложения физических лиц в социально-экономических условиях современной Российской Федерации.

Структурно работа включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Необходимость совершенствования НДФЛ обусловлена его особой ролью в налоговой системе страны, которая раскрывается в функциях налога: фискальной и распределительной (социальной). Фискальная функция позволяет аккумулировать финансовые ресурсы в бюджеты всех уровней для покрытия государственных расходов, куда помимо содержания государственного аппарата относятся и расходы на здравоохранение, образование, социальную политику страны. Социальная функция в свою очередь должна обеспечивать снижение социальной напряженности и улучшения качества жизни населения страны, а также регулировать уровень их реальных доходов.

За свою многолетнюю историю налог на доходы физических лиц претерпевал много изменений, однако основной функцией НДФЛ всегда оставалась фискальная. Основы существующей сегодня системы налогообложения доходов физических лиц в РФ были заложены в результате реформы 2001 г. Данная реформа налога на доходы физических лиц, заключалась, в отмене прогрессивной шкалы налога, в установлении плоской единой ставки, а также в сокращении льгот и упрощении процедур уплаты и сбора налога.

Основными задачами реформы подоходного налогообложения были необходимость повышения фискальной роли подоходного налога в бюджетной системе, необходимость стимулирования легализации доходов, особенно для налогоплательщиков с высокими доходами, упрощение процесса уплаты и сокращение расходов на администрирование налога.

Во многих странах подоходному налогу отводится большая роль в решении социальных проблем общества. Справедливое налогообложение физических лиц становится эффективным способом решения многих социальных проблем: гарантии достойного уровня жизни всего населения, социальной поддержки всех нуждающихся, достижения социальной справедливости. В России 21-го века принципам социальной направленности НДФЛ при формировании налогового законодательства не придается должного значения.

На сегодняшний день налог на доходы физических лиц занимает второе место в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ и составляет 13,4% от всех налоговых доходов. В то же время статистические зависимости свидетельствуют о высокой степени дифференциации доходов населения, что свидетельствует о наличии проблем в системе распределительных отношений между государством и населением страны.

Таким образом, существующая система подоходного налогообложения России преимущественно ориентирована не на обеспечение выполнения социальной функции государства, стратегических задач достижения социальной справедливости и равенства, а на решение текущих фискальных потребностей. Она ни в коей мере не отвечает задачам социально-экономического развития страны и требует реформирования в ближайшей перспективе.

Наиболее целесообразным на современном этапе будет промежуточный вариант реформирования налога на доходы физических лиц, сочетающий преимущества и прогрессивной, и плоской шкалы налога. Суть предлагаемых преобразований сводится к следующему:

1. Введение необлагаемого минимума в размере официального прожиточного минимума трудоспособного населения.

2. Ставку налогообложения оставить плоской и увеличить ее до 15%.

3. Увеличение МРОТ до величины прожиточного минимума.

4. Ужесточение налогового законодательства в части ответственности за налоговые правонарушения.

Данная система налогообложения доходов физических лиц, по сравнению с действующей, обладает рядом существенных преимуществ. В первую очередь произойдет усиление прогрессивности налогообложения доходов физических лиц за счет введения необлагаемого минимума и увеличения стандартных вычетов на детей приведет к ослаблению налоговой нагрузки менее обеспеченные слои населения.

Снижение поступлений НДФЛ от доходов граждан с низкими доходами и одновременный рост поступлений по НДФЛ от сверхдоходов граждан в какой-то степени поможет достичь соотношения социальной справедливости и фискальной эффективности налогообложения физических лиц. А вследствие увеличения располагаемого дохода наименее обеспеченного слоя населения возрастет потребление и сбережение, что в свою очередь поспособствует экономическому росту страны в целом.

Снижение доли «серой» заработной платы при ужесточении налогового законодательства и одновременном повышении МРОТ приведет к увеличению сумм страховых взносов с заработной платы наемных работников, что также будет считаться положительным фискальным эффектом.

Для развития социально ориентированной рыночной экономики необходимо дальнейшее совершенствование налогообложения доходов физических лиц, постепенный переход к введению прогрессивной шкалы налогообложения доходов и изменение подходов государства к определению величины необлагаемого налогом минимума. Государство должно выстроить такую систему распределительных отношений, при которой бы экономический рост сопровождался повышением благосостояния большинства населения нашей страны.


 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы налогообложения физических лиц

1.1. Налог на доходы физических лиц: понятие и история развития в России

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1, c. 12].

В современных условиях налоги выполняют две основные функции. Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории [10, c. 283]:

1. фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

2. регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. В Российской Федерации НДФЛ является федеральным налогом и на основании ст.13 НК РФ обязателен к уплате на территории всей страны.

НДФЛ является прямым налогом, поскольку конечным его плательщиком является получившее доход физическое лицо. Источником налога является специальным образом определенный доход налогоплательщика — физического лица, выраженный в денежной форме [21, c. 104].

НДФЛ предполагает большой спектр налоговых льгот таких как:

 изъятие, то есть выведение из-под налога отдельных объектов налогообложения;

 скидки, т.е. вычеты из налогооблагаемой базы;

 налоговые санкции: взыскание налога по требованию налогового органа об уплате налога, пени, штрафы;

 возврат ранее уплаченного налога.

В настоящее время порядок взимания налога на доходы с физических лиц регламентируется главой 23 Налогового Кодекса РФ, в которой даны определения элементов состава налога, при отсутствии которых налог не считается установленным.

В соответствии со статьей 210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ [1, c. 144].

Налоговый период, согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ — это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год [30, c. 11].

Налоговые вычеты — это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. Налоговые вычеты, действующие с 1 января 2001 года, установлены в фиксированных суммах.

Налог на доходы физических лиц уже на протяжении долгого времени является объектом пристального внимания, как зарубежных исследователей, так и российских, что подчеркивает его важную роль в теории о налогах в целом. Применительно к становлению и развитию учений о налоге на доходы физических лиц в российском государстве, а также его закрепления на законодательном уровне отметим, что подобно большинству институтов, развитие подоходного налогообложения происходило под влиянием государственной идеологии на процессы, происходившие в экономике и политике государства.

Первоначальным моментом возникновения подоходного налога следует считать принятие Манифеста «О преобразовании комиссий по погашению долгов», который предусматривал временный сбор с помещичьих доходов.

Данное событие датируется 11 февраля 1812 года.

Известный русский исследователь в области финансов и права А.А. Соколов посвятил ряд своих трудов теории налогообложения. Работа А.А. Соколова «Теория налогов» посвящена описанию порядка введения подоходного налога в России, анализу реформирование податной системы, определения понятия налога и его структурных элементов, рассмотрению принципы налогообложения, функции налога, проблеме переложения налогов и факторов, которые определяют тяжесть обложения [9].

На рассмотрение Думы подоходный налог был представлен в 1907 году, однако был принят только в 1916 году. Указанный налог являлся единственным из взимаемых не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов. Примечательным фактом является то, что по общему правилу члены семьи, которые обладали самостоятельными источниками дохода, облагались отдельно от главы семьи. Тем не менее, если доходы от подобных источников поступали в распоряжение или пользование главы семьи, или закон предусматривал общность имущества супругов, то они причислялись к доходу главы семьи.

В обозначенный период на территории Российской Империи были предприняты попытки создать систему местных финансов, городам и местному самоуправлению обладали большей самостоятельностью в данной сфере. При обсуждении проекта положения о местных финансах и городских бюро принимал участие и А.А. Соколов, считавший «…подобную систему налогообложения целесообразной, в которой подоходный и поимущественные налоги закреплены за государственной казной, а реальная система налогов, закрепленная за местными бюджетами, является не только источниками коммунальных финансов, но и корректирует недостатки государственной системы обложения.

Подоходный налог должен стать обязательной составляющей податной системы, его необходимо рассматривать как первый, хоть и довольно крупный шаг в процессе реформирования наших государственных финансов. Подоходный налог должен стать фундаментом для новой, более совершенной податной системы…» [21].

На протяжении долгого времени складывалось так, что с возникновением налогов плательщиками всех податей, натуральных или денежных повинностей, были граждане, и только позднее их бремя разделили другие субъекты. В данный момент налоговые платежи с населения представляют собой часть финансово-экономических отношений, формируя подсистему налогов с физических лиц в единой налоговой системе.

Пришедшее к власти после Февральской революции Временное правительство приняло Постановление «О повышении окладов государственного подоходного налога» от 12 июня 1917 года.

1922 год был ознаменован принятием подоходно-поимущественного налога, который был в дальнейшем был разделен на основной, исчислявшийся по твердым окладам и дополнительный, которым облагалась совокупность доходов, превышающая определенный уровень. В 1924 году он был преобразован в подоходный налог.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы