Платная доработка на тему Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава
1. Психолого-педагогические аспекты использования
проблемных ситуаций в обучении младших школьников…………………………………..6
1.1. Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной
школе………………………………………………………………………………..6
1.2. Влияние проблемных ситуаций на развитие мышления младших
школьников……………………………………………………………………….17
1.3. Выводы по главе I ……………………………………………………………24
Глава
2. Методика использования проблемных ситуаций на
уроках математики в начальной школе……………………………………………….25
2.1. Условия и методика организации проблемных ситуаций…………………25
2.2. Организация проблемных ситуаций и реализация, анализ
использования проблемных ситуаций в методике преподавания в начальной
школе……………………………………………………………………………….30
2.3. Выводы по главе II……………………………………………………………40
Глава
3. Экспериментальное исследование проблемных ситуаций на уроках математики и
их влияние на активизацию познавательной деятельности младших школьников…………………………………..………………………..41
3.1.
Констатирующий эксперимент………………………………………………41
3.2. Формирующий
эксперимент и Контрольный эксперимент………………..49
3.3. Выводы по
главе III………………………………………. ………………….59
Заключение
………………………………………………………………………….60
Список литературы…………………………………………………………………63
Приложение …………………………………………………………………………69
Введение:
Актуальность темы – использование проблемных ситуаций на уроках – одна из
важнейших общеметодических задач. В условиях модернизации образовательной
системы и процесса обучения в рамках начальной школы актуализируются вопросы
совершенствования различных форм и методов работы организационного характера.
Наибольшее распространение в современной образовательной практике получило
такое направление нетрадиционного обучения, как проблемное, основанное на
приобретении учениками новых знаний путем решения проблем теоретической и
практической направленности, создаваемых в проблемных ситуациях.
Степень изученности темы: Данному вопросу посвящен ряд исследований. В связи с
ростом требований к учащимся в рамках усвоения учебной информации появляется
необходимость кардинального пересмотра и совершенствования процесса обучения,
что не может не находить отражение а ряде научных исследований, посвященных
изучения проблемного обучения. Данные аспекты находят отражение в трудах многих
ученых, среди которых можно назвать таких, как М.А. Данилов, М.Н.
Скаткин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь и др. По
мнению В. Окуня, характер проблемы определяется степенью ее сложности, а для
решения простейших проблем необходимо предварительно их разделить на частные и
актуализировать часть имеющегося опыта.
Имеющийся педагогический опыт свидетельствует о том, что в настоящее время
достаточно широко освещены функции и значение проблемного обучения, однако
недостаточно изучены пути реализации как проблемного обучения и проблемных
ситуаций, являющихся ключевым звеном обучения. Однако чёткого представления учителя не имеют о конкретных путях
осуществления проблемного обучения и об его основном звене – проблемных
ситуациях.
Объект исследования – процесс обучения и воспитания в начальной школе.
Предмет исследования – педагогические условия, при которых проблемная
ситуация выступает как
средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Цель – раскрыть методику использования проблемных ситуаций на уроках
математики. Организовать всю работу
с учащимися таким образом, чтобы в процессе усвоения конкретных предметных
знаний повысилось качество учебной деятельности учащихся.
Гипотеза –
использование проблемных ситуаций на уроках является одним из первых средств
повышения качества учебной деятельности младших школьников. Уроки, проведенные
с применением проблемных ситуаций, будут способствовать основательному
закреплению знаний
Заключение:
Познавательная деятельность, являясь ведущей основой личностного развития,
также служит неотъемлемым условием эффективности учебной деятельности в младшем
школьном возрасте. Лишь в ходе реализации активной познавательной деятельности
учащийся будет являться субъектом учебного процесса. Все это указывает на
необходимость поиска путей активизации познавательной деятельности учащихся.
Познавательная
деятельность — это деятельность субъекта, достижение целей на основе
согласования предмета и личных задач; решить эти проблемы возможно на основе
универсальных методов деятельности. Структура познавательной деятельности
включает в себя мотивационный, ориентационный, субстанционально-операционный,
ценностно-волевой и оценочный компоненты. Важной частью методологов считают
активацию познавательной активности учащихся начального образования путем
повышения уровня познавательной активности учащихся — личностного воспитания,
познавательный процесс: интерес и желание овладеть знаниями, подготовкой и
желанием ребенка к процессу обучения. Несомненно, наличие этого качества
личности будет необходимым условием для познавательной деятельности, но само понятие
деятельности включает в себя определенный процесс взаимодействия и установление
связи между субъектом и объектом через конкретные действия и на основе
определенных навыков.
Использование
проблемных ситуаций в учебном процессе помогает учителю выполнить одну из
важных задач, определенных общенациональной образовательной инициативой «Наша
новая школа» — формирование у учащихся самостоятельного, активного и
творческого мышления. Развитие таких способностей может быть достигнуто только
в творческой деятельности независимо от учеников, специально организованной
учителем в процессе обучения. Следовательно, учитель должен знать условия, в
которых должны находиться ученики, чтобы стимулировать реальное продуктивное
мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые
составляют необходимую закономерность познавательной деятельности в
образовательном процессе.
Таким образом, факторами
реализации познавательной деятельности учащимися будут не только их
деятельность, но и обладание определенными действиями. Такие действия будут в
основном включать в себя
Фрагмент текста работы:
1 Психолого-педагогические аспекты
использования проблемных ситуаций в обучении младших школьников 1.1. Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной школе История
организации обучения с помощью проблемных ситуаций восходит истоками к
древности. Так, отдельные фрагменты проблемного обучения широко освещаются в
дидактических системах прошлого, а концепция самого обучения основывается на
трудах Сократа, Пифагора.
Генезис
проблемного обучения представлен этапностью. Так, первично зарождение и
развитие идей по активизации обучения находит подтверждение в учениях Сократа,
Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци, А.Ф. Дистерверга, К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского и
др. В дальнейшем происходит формирование исследовательских методов обучения,
предназначенных активизировать познавательную самостоятельность обучающихся
(А.Я. Герд, А.П. Пинкевич и др.). Далее происходит формирование идей обучения
посредством решения проблем (Дж. Дьюи, Дж. Брунер и др.). С.Л. Рубинштейн
является одним из первых ученых, содействовавших становлению теории проблемного
обучения, впоследствии А.М. Матюшкин занимался исследованием роли проблемной
ситуации в мышлении при обучении. Уже значительно позднее с появлением трудов
Т.В. Кудрявцева и М.И. Махмутова осуществляется переход проблемного обучения в
метод и систему обучения.
Интерес у
обучающихся подкрепляется тем, что в проблемном обучении отсутствуют готовые,
предназначенные для автоматического заучивания факты, а сам процесс обучения
основан на поиске истины в условиях принятия коллективных решений.
В рамках
проблемного обучения основной акцент делается на обсуждении вопроса-проблемы,
включающего элемент противоречивости и неожиданности.
Эффективность
проблемного обучения обеспечивается за счет вступления учеников в полемику,
споры, дискуссии, обсуждения, что создает предпосылки для исследовательского
поиска, а также способствует созданию мотивации на дальнейший поиск решения.
В качестве
типичных примеров заданий, отражающих различные уровни проблемности, можно
привести примеры из умножения.
Самый высокий
уровень.
Продолжи ряд: