Платная доработка на тему Проблема развития творческого мышления в дошкольном возрасте в психолого-педагогических исследованиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 8
1.1 Понятие творческого мышления 8
1.2 Особенности развития творческого мышления в дошкольном возрасте 17
1.3 Условия развития творческого мышления в дошкольном возрасте 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Введение:
Некоторые люди думают, что в дошкольном возрасте творческое мышление может быть хорошо развито только у одаренных детей, однако это ошибочное мнение неуверенных в себе родителей. Если вы работаете с дошкольником и с раннего возраста прививаете ему любовь к творчеству, например, музыке, то через некоторое время вы заметите, что ваш ребенок может мыслить творчески. Недаром во многих детских садах с ребенком начинают заниматься музыкой, лепкой и художественной деятельностью с самого раннего возраста.
В. Н. Дружинин, советский и российский психолог, организатор науки, полагает, что творческое мышление подразумевает – «мышление, которое связано с трансформацией знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее)» [1].
Одним из важнейших факторов развития творческого мышления у детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Творчески мысля, вы можете разработать новые решения или новые способы преодоления проблемы, о которых другие еще не думали. Творческое мышление требует совокупности аналитических, решающих проблемы, организационных и коммуникативных навыков для оценки и решения проблемы.
Творческой деятельностью Л.С. Выготский именовал «такую деятельность человека, которая формирует что-то инновационное, всё равно будет ли это сформированное творческой деятельностью какой-то вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, которое обитает и обнаруживается исключительно в самом человеке» [2, с. 1].
Полагается, что творчество необходимо исключительно для определённых видов деятельности, в большинстве случаев, которые связаны с искусством
Креативность — один из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считается необходимым для достижения эффективного и высокого уровня обучения. В качестве различных подходов к его изучению креативность была определена как результат, как процесс, как конструкция, полученная под влиянием контекста и опыта, а также как личностная черта человеческой природы.
Дошкольное детство – это время, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой реальности. В собственной деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуется и развивается такой психический процесс как мышление.
Федеральный компонент государственного стандарта общего начального образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной модели развития массовой начальной школы, а одной из задач ФГОС является развитие личности, творческих способностей учащегося.
На ограниченность детского опыта указывал А. Н. Леонтьев: «Человек не рождается наделённым историческими достижениями человечества. Достижения предыдущих поколений воплощены не в нём, не в его природных задатках, а в окружающем его мире продуктов общественно-исторической практики — в языке, в науке, и нравственных нормах, в творении искусства. Только присваивая эти достижения, человек приобретает подлинно человеческие свойства и способности» [4, с. 376].
Любого рода творчество представляет из себя процесс учреждения чего-то нового. При этом ценность и важность продукта будет предопределяться спросом. Если товар пользуется спросом, то сформировавший его ребенок будет одобрен в глазах окружающих и своих, что является немаловажным для выстраивания личности.
Объект – развитие творческого мышления у детей в дошкольном возрасте.
Предмет – психолого-педагогическая литература по проблеме развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Цель – изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Определить понятие «творческое мышление».
2. Определить закономерности развития творческого мышления.
3. Изучить особенности развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
4. Описать условия развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Структура работы: работа состоит из введения, в котором раскрывается цель и задачи работы, основной части, в которой описываются основные вопросы, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Творчество человека не является новой темой для научных и практических исследований. Проблема человеческих возможностей во все времена вызывала большой интерес. Общество развивается благодаря появлению новых идей. Все культурные ценности, которые накопило человечество, являются результатом творческой деятельности людей.
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех этапах его развития. Ряд перемен в жизни, происходящих за короткий промежуток времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и плодотворно подходить к любым изменениям. Чтобы выжить в состоянии постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
Ученые и изобретатели давно поняли, что одной из главных причин, препятствующих возникновению новой идеи, является инерция мышления. При решении проблемы в нашем сознании первыми появляются знакомые решения, предотвращая появление нового и необычного оригинального решения. Поэтому очень важно уделять внимание развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Уровень развития естественной предрасположенности, которой является креативность, зависит от окружающей молодых людей среды и их взаимодействия с ней. Таким образом, наблюдение о том, что необходимо исследовать и диагностировать, и особенно поддерживать естественный творческий потенциал человека, формируя правильные условия и возможности, присущие окружающей среде, кажется правильным. Современное воспитание и дошкольное образование должны быть сосредоточены на исключительности и уникальности каждого человека.
В процессе становления союзником творчества необходимо позаботиться о психической гигиене ребенка (сон, диета), а также позаботиться о возможности испытывать положительную привязанность. Кроме того, необходимо уделять особое внимание развитию когнитивных функций, то есть мышления, внимания или памяти конкретных индивидуумов. Чтобы идти в ногу с быстро меняющейся реальностью, в которой растет молодой человек, также важно адекватно модифицировать, обогащать и модернизировать методы работы. Кроме того, представляется оправданным провести в будущем лонгитюдное исследование, касающееся взаимосвязи между функционированием когнитивных процессов детей и креативностью, а также влияния различных психопедагогических взаимодействий, которые изменяют среду их развития
Развитие творческих способностей детей в семье должно начинаться с раннего детства. Когда родители, воспитатели детских садов, школ и всевозможных клубов будут вместе, ребенок пойдет по пути ненасильственного развития и сформирует творческую личность. Важно создать позитивную атмосферу в доме, прислушиваться к потребностям и желаниям ребенка, разрабатывать мероприятия, предлагаемые окружающей средой.
Но недостаточно создать хорошие условия для того, чтобы ребенок обладал большим творческим контролем, хотя некоторые западные ученые-интеллектуалы все еще считают, что творчество существует в ребенке с самого начала, и необходимо, чтобы речь не мешала свободе самовыражения. Но деятельность показывает, что этого недискриминации недостаточно: не все дети могут открыть путь к творческой работе и поддерживать долгосрочную творческую деятельность. Многие исследователи сообщают, что при выборе подходящих методов обучения даже маленькие дети, не испытывая недостатка в базовых творческих навыках, будут создавать задачи более высокого уровня, чем их сверстники, не готовясь к самовыражению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Понятие творческого мышления
Мышление — познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения реальности. Обобщенность подразумевает выделение самых существенных характеристик предметов и явлений, таких, которые имеют значимость для какой-то жизненной потребности человека, его деятельности.
Основополагающими мыслительными операциями представляются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ — это осмысление целого в мысленном разделении частей на целое или его аспекты, функции и отношения. В первую очередь анализ отражается в фактическом разложении объекта.
Синтез — это мысленная интеграция частей, свойств и функций в единое целое. Работа синтеза противоположна анализу. В процессе композиции определяется отношение отдельного предмета или его элементов к сложному целому предмету или явлению.
Сравнение означает установление сходства или различия между объектами и событиями или отдельными характеристиками.
Абстракция заключается в том, что предмет, который выделяет некоторые свойства, по проявлению объекта изучения отличается от остальных. Поэтому можно говорить о зелени как благотворном влиянии на зрение, не обозначая конкретный объект зеленого цвета.
В этом процессе мыслящий объект и другие свойства становятся самостоятельными мыслящими объектами независимо от других свойств объекта. Абстракция часто применяется в результате анализа. С помощью абстракции формировались абстрактные понятия, такие как длина, широта, количество, подобие, стоимость.
Уточнение относится к возврату идей из общего и абстрактного конкретного, к освобождению материалов. Они превращаются в аббревиатуры, когда высказанные мысли становятся непонятными для окружающих или, необходимо отразить в них общее выражение. Когда вас просят привести пример, запрос на самом деле является кратким изложением предыдущего утверждения.
Обобщения — это мысленные ассоциации вещей и событий по общим и существенным свойствам.
При сравнительном изучении зарубежных и отечественных литературных источников удалось сформулировать наиболее известные идеи настоящих исследователей, формируя при этом в дошкольном возрасте творческое мышление.
Интерес психологов к исследованию креативного мышления в качестве свойства личности образовался ещё в середине ХХ века, что привело к возникновению огромного количества определений данного феномена: по Ф. Баррону, креативность в широком смысле подразумевает «творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить что-то новое в опыт» [7, с. 158].
Позднее, в 1975 году, американский психолог Г. Линдсей в соавторстве с Келвином Холлом, глубоко исследовав теории личности, понятием «творческое мышление» обозначил «такое мышление, основным признаком которого является открытие нового или изменение старого решения той или иной задачи» [8].
Он полагает, что «творческое мышление направлено на создание новых идей. В то же время исследователь рассматривает конформизм, внутренний контроль, ригидность и чрезмерно высокую мотивацию как личностные и психологические характеристики, препятствующие возникновению творческого мышления» [8].
В 1994 году, К. Роджерс, обобщив данные определения, уже трактует креативность как «способность находить новые способы решения проблем и новые способы самовыражения личности» [7, с.157].
В результате, в наиболее общем смысле под креативностью иностранные авторы рассматривают общую способность к творчеству. Креативность — это черта человека порождать необыкновенные идеи, искать неординарные решения и отклоняться от традиционных модификаций мышления.
Отмеченное выше сформулированное П. Торренсом определение креативности близко и многим российским ученым, таким как А. М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская и другие [8].
Необходимо подчеркнуть, что огромным количеством российскими и зарубежными авторами (К. Тейлор, Е.Л. Яковлева, К.А. Торшина) определение креативности целиком и полностью ассоциируется с творчеством, которое обозначает мыслительный процесс в отношении разрешения творческих задач [9].
Не глядя на то, что многие ученые активно исследуют вопросы творчества, в общем и целом, до сих пор не исследован вопрос развития творческих способностей в таких важных сферах деятельности, как педагогика и психология. Это поясняется тем, что эволюция творческих способностей зависит не только лишь от креативности в качестве характеристики личности, но и от законов дивергентного мышления.
Впервые определение «дивергентное мышление» в науку ввёл Дж. Гилфорд в 1967 году, указав на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией [10, с.25]. Дивергентное мышление определяется как «мыслительный процесс или метод, используемый для генерирования творческих идей путем изучения множества возможных решений. Обычно это происходит спонтанно, свободно, «нелинейно», так что многие идеи генерируются экстренным когнитивным способом. За короткий промежуток времени изучается множество возможных решений и выявляются неожиданные связи. Следуя дивергентному мышлению, идеи и информация организуются и структурируются с помощью конвергентного мышления, которое следует определенному набору логических шагов, чтобы прийти к одному решению, которое в некоторых случаях является «правильным» решением» [10, с.40], это метод творческого процесса, который основан на поиске множества верных решений одной и той же проблемы. Данное мышление основывается перво-наперво на воображении и предполагает, что на один вопрос может найтись более чем один ответ, что и представляется условием порождения инновационных идей и самовыражения личности.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 8
1.1 Понятие творческого мышления 8
1.2 Особенности развития творческого мышления в дошкольном возрасте 16
1.3 Условия развития творческого мышления в дошкольном возрасте 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Введение:
Некоторые люди думают, что в дошкольном возрасте творческое мышление может быть хорошо развито только у одаренных детей, однако это ошибочное мнение неуверенных в себе родителей. Если работать с дошкольником и с раннего возраста прививаете ему любовь к творчеству, например, музыке, то через некоторое время можно заметить, что ребенок может мыслить творчески. Недаром во многих детских садах с ребенком начинают заниматься музыкой, лепкой и художественной деятельностью с самого раннего возраста.
В. Н. Дружинин, советский и российский психолог, организатор науки, полагает, что творческое мышление подразумевает – «мышление, которое связано с трансформацией знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее)» [1].
Одним из важнейших факторов развития творческого мышления у детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Творчески мысля, вы можете разработать новые решения или новые способы преодоления проблемы, о которых другие еще не думали. Творческое мышление требует совокупности аналитических, решающих проблемы, организационных и коммуникативных навыков для оценки и решения проблемы.
Творческой деятельностью Л.С. Выготский именовал«такую деятельность человека, которая формирует что-то инновационное, всё равно будет ли это сформированное творческой деятельностью какой-то вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, которое обитает и обнаруживается исключительнов самом человеке» [2, с. 1].
Полагается, что творчество необходимо исключительно для определённых видов деятельности, в большинстве случаев, которые связаны с искусством.
Креативность — один из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считается необходимым для достижения эффективного и высокого уровня обучения. В качестве различных подходов к его изучению креативность была определена как результат, как процесс, как конструкция, полученная под влиянием контекста и опыта, а также как личностная черта человеческой природы.
Дошкольное детство – это время, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой реальности. В собственной деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуется и развивается такой психический процесс как мышление.
Федеральный компонент государственного стандарта общего начального образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной модели развития массовой начальной школы, а одной из задач ФГОС является развитие личности, творческих способностей учащегося.
На ограниченность детского опыта указывал А. Н. Леонтьев: «Человек не рождается наделённым историческими достижениями человечества. Достижения предыдущих поколений воплощены не в нём, не в его природных задатках, а в окружающем его мире продуктов общественно-исторической практики — в языке, в науке, и нравственных нормах, в творении искусства. Только присваивая эти достижения, человек приобретает подлинно человеческие свойства и способности» [4, с. 376].
Любого рода творчество представляет из себя процесс учреждения чего-то нового. При этом ценность и важность продукта будет предопределяться спросом. Если товар пользуется спросом, то сформировавший его ребенок будет одобрен в глазах окружающих и своих, что является немаловажным для выстраивания личности.
Объект – развитие творческого мышления у детей в дошкольном возрасте.
Предмет – психолого-педагогическая литература по проблеме развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Цель – изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Определить понятие «творческое мышление».
2. Определить закономерности развития творческого мышления.
3. Изучить особенности развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
4. Описать условия развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Структура работы: работа состоит из введения, в котором раскрывается цель и задачи работы, основной части, в которой описываются основные вопросы, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Творчество человека не является новой темой для научных и практических исследований. Проблема человеческих возможностей во все времена вызывала большой интерес. Общество развивается благодаря появлению новых идей. Все культурные ценности, которые накопило человечество, являются результатом творческой деятельности людей.
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех этапах его развития. Ряд перемен в жизни, происходящих за короткий промежуток времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и плодотворно подходить к любым изменениям. Чтобы выжить в состоянии постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
Ученые и изобретатели давно поняли, что одной из главных причин, препятствующих возникновению новой идеи, является инерция мышления. При решении проблемы в нашем сознании первыми появляются знакомые решения, предотвращая появление нового и необычного оригинального решения. Поэтому очень важно уделять внимание развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Уровень развития естественной предрасположенности, которой является креативность, зависит от окружающей молодых людей среды и их взаимодействия с ней. Таким образом, наблюдение о том, что необходимо исследовать и диагностировать, и особенно поддерживать естественный творческий потенциал человека, формируя правильные условия и возможности, присущие окружающей среде, кажется правильным. Современное воспитание и дошкольное образование должны быть сосредоточены на исключительности и уникальности каждого человека.
В процессе становления союзником творчества необходимо позаботиться о психической гигиене ребенка (сон, диета), а также позаботиться о возможности испытывать положительную привязанность. Кроме того, необходимо уделять особое внимание развитию когнитивных функций, то есть мышления, внимания или памяти конкретных индивидуумов. Чтобы идти в ногу с быстро меняющейся реальностью, в которой растет ребенок, также важно адекватно модифицировать, обогащать и модернизировать методы работы. Кроме того, представляется оправданным провести в будущем лонгитюдное исследование, касающееся взаимосвязи между функционированием когнитивных процессов детей и креативностью, а также влияния различных психолого-педагогических взаимодействий, которые изменяют среду их развития.
Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Творческое воображение — одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображения одна из главных задач дошкольного воспитания [30].
Развитие творческих способностей детей в семье должно начинаться с раннего детства. Когда родители, воспитатели детских садов, школ и всевозможных клубов будут вместе, ребенок пойдет по пути ненасильственного развития и сформирует творческую личность. Важно создать позитивную атмосферу в доме, прислушиваться к потребностям и желаниям ребенка, разрабатывать мероприятия, предлагаемые окружающей средой.
Но недостаточно создать хорошие условия для того, чтобы ребенок обладал большим творческим контролем, хотя некоторые западные ученые-интеллектуалы все еще считают, что творчество существует в ребенке с самого начала, и необходимо, чтобы речь не мешала свободе самовыражения. Но деятельность показывает, что этого недостаточно: не все дети могут открыть путь к творческой работе и поддерживать долгосрочную творческую деятельность. Многие исследователи сообщают, что при выборе подходящих методов обучения даже маленькие дети, не испытывая недостатка в базовых творческих навыках, будут создавать задачи более высокого уровня, чем их сверстники, не готовясь к самовыражению. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие [31].
Фрагмент текста работы:
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Понятие творческого мышления
Мышление — познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения реальности. Обобщенность подразумевает выделение самых существенных характеристик предметов и явлений, таких, которые имеют значимость для какой-то жизненной потребности человека, его деятельности.
Основополагающими мыслительными операциями представляются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ — это осмысление целого в мысленном разделении частей на целое или его аспекты, функции и отношения. В первую очередь анализ отражается в фактическом разложении объекта.
Синтез — это мысленная интеграция частей, свойств и функций в единое целое. Работа синтеза противоположна анализу. В процессе композиции определяется отношение отдельного предмета или его элементов к сложному целому предмету или явлению.
Сравнение означает установление сходства или различия между объектами и событиями или отдельными характеристиками.
Абстракция заключается в том, что предмет, который выделяет некоторые свойства, по проявлению объекта изучения отличается от остальных. Поэтому можно говорить о зелени как благотворном влиянии на зрение, не обозначая конкретный объект зеленого цвета.
В этом процессе мыслящий объект и другие свойства становятся самостоятельными мыслящими объектами независимо от других свойств объекта. Абстракция часто применяется в результате анализа. С помощью абстракции формировались абстрактные понятия, такие как длина, широта, количество, подобие, стоимость.
Уточнение относится к возврату идей из общего и абстрактного конкретного, к освобождению материалов. Они превращаются в аббревиатуры, когда высказанные мысли становятся непонятными для окружающих или, необходимо отразить в них общее выражение. Когда вас просят привести пример, запрос на самом деле является кратким изложением предыдущего утверждения.
Обобщения — это мысленные ассоциации вещей и событий по общим и существенным свойствам.
При сравнительном изучении зарубежных и отечественных литературных источников удалось сформулировать наиболее известные идеи настоящих исследователей, формируя при этом в дошкольном возрасте творческое мышление.
Интерес психологов к исследованию креативного мышленияв качестве свойства личности образовался ещё в середине ХХ века, что привело к возникновению огромного количества определений данного феномена: по Ф. Баррону, креативность в широком смысле подразумевает «творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить что-то новое в опыт» [7, с. 158].
Позднее, в 1975 году, американский психолог Г. Линдсей в соавторстве с Келвином Холлом, глубоко исследовав теории личности, понятием «творческое мышление» обозначил«такое мышление, основным признаком которого является открытие нового или изменение старого решения той или иной задачи» [8].
Он полагает, что «творческое мышление направлено на создание новых идей. В то же время исследователь рассматривает конформизм, внутренний контроль, ригидность и чрезмерно высокую мотивацию как личностные и психологические характеристики, препятствующие возникновению творческого мышления» [8].
В 1994 году, К. Роджерс, обобщив данные определения, уже трактует креативность как «способность находить новые способы решения проблем и новые способы самовыражения личности» [7, с.157].