Платная доработка на тему Проблема одиночества в подростковом (юношеском возрасте).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты одиночества. 6
1.1. Одиночество, его виды и особенности. 6
1.2. Последствия одиночества. 13
1.3.
Особенности одиночества в подростковом возрасте. 16
Глава 2. . Исследование одиночества у подростков…………………………….24
2.1.Организация исследования. 24
2.2. Результаты исследования. 25
2.3. Рекомендации родителям. 32
Заключение. 38
Список литературы 40
Введение:
Актуальность. Проблема
одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей,
философов. В последнее время все больше и больше новых работ посвящается этой
проблеме, исследуя сущность одиночества, причины его возникновения, характерные
проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. Однако,
в настоящее время нет единого мнения о том, что такое одиночество: беда или
счастье, норма или патология.
Различные философские
течения и психологические школы рассматривают одиночество как единственно
возможную основу бытия человека, как противоестественное состояние для
человека, патологию и проявление плохой приспособляемости человека, а затем как
социальную проблему, являющуюся следствием развития современного социального
силы.
Актуальность исследования
заключается в том, что опыт одиночества у подростка может перерасти в
устойчивое негативное психическое состояние, которое оставляет отпечаток на
всех других чувствах и переживаниях и даже становится препятствием для
личностного развития. Подростки, чаще всего, остро ощущают одиночество как
оставление, отказ, непостижимость и непринятие.
Опыт одиночества также
присущ подросткам в связи с юношеским кризисом смысла жизни, отсутствием
взаимопонимания со сверстниками и родителями, неблагоприятными условиями жизни
и развития. Несмотря на то, что большинство экспертов указывают на
возникновение чувства одиночества в подростковом возрасте, многие утверждения,
связанные с анализом этого явления, не получили эмпирической проверки.
Специфика нашего исследования
заключается в том, что оно направлено на изучение особенностей одиночества у
подростков. В связи с этим, на наш взгляд, гендерный аспект чувства одиночества
у подростков чрезвычайно важен. Однако общим в различных психологических и
философских подходах является понимание одиночества как состояния человека,
который осознает факт своего отречения и отчуждения от мира других людей.
Отчуждение человека от
других людей может быть следствием реального отсутствия круга общения и
значительных связей, а также того, что человек воспринимает свои социальные
контакты как неудовлетворительные.
Проблема: Каковы черты подростков, страдающих от одиночества?
Цель: Изучение
особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект: Психологические причины одиночества современных подростков. Предмет: Профилактика
деструктивного одиночества подростков. Гипотеза: Мы
предполагаем, что в современном обществе есть подростки, находящиеся в
состоянии одиночества, которые имеют особые и необычные черты характера,
вызывающие это состояние.
Задачи
1.Рассмотреть виды и
особенности одиночества у подростков;
2.Проанализировать
последствия одиночества.
3.Исследовать проявления
одиночества у подростков.
Теоретико-методологическая
основа исследования: Научный смысл исследования заключается в изучении
особенностей переживания одиночества старших подростков школы, в привлечении к
этой проблеме внимания педагогов и родителей подростков, в определении роли
школы в социальном становлении учащихся. Общей методологической основой
является культурно-историческая концепция Л.C. Выготского, по мнению которого,
переживание есть единица сознания. В рамках теоретического анализа феномена
«одиночества» мы опирались на положения концепции персонализации личности
В.А.Петровского, теорию личностных смыслов Д.А.Леонтъева. Значимой для
формирования теоретико-методологической базы исследования явилась совокупность
представлений об одиночестве в рамках западной и отечественной экзистенциальной
философии и психологии 19-20 века (МБубер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, Г.Маркузе,
М.Хайдиггер, Н.Бердяев, В.Розанов и др.)
Методы
исследования, использованные при выполнении работы:
1. Анкета
Г. Р. Шагивалеевой для выявления уровня и характера одиночества у подростков;
2. Опросник
С.Г.Корчагина, тест направлен на определение и глубины переживания одиночества,
и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).
3. Методика
неоконченных предложений.
Структура и объем
работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и
практической), заключения и списка литературы.
Практическая
значимость: Материал данной работы можно использовать студентам СУЗов и ВУЗов,
обучающихся на психологическом и педагогическим факультетах, при подготовке к
семинарам и практическим занятиям.
Заключение:
В работе
подробно проанализирована литература по проблеме подросткового одиночества.
Раскрыта специфика психологического одиночества подростков, определяемая их
гендерными ролями. Термин «гендер» используется в современных отечественных и
западных гуманитарных исследованиях для обозначения пола как социальной
концепции и явления, в отличие от чисто биологического понимания пола. Однако в
современной науке нет единого понимания термина «пол».
Проблема
одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества, когда
взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни
вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Человек
становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с
людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит
удовлетворения в общении.
Одиночество
– тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и
тягостными эмоциональными переживаниями, к одиночеству подвержены многие,
потребность на кого-то опереться возникает даже у сильных личностей, а
стремление человека к общению обусловлено его социальной природой. Одиночество
случается и в толпе, когда вокруг много людей, но никому нет до тебя дела. Вряд
ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества.
Нами
было исследовано 20 школьников 10 класса. В конце исследования наша гипотеза
подтвердилась. В современном обществе есть подростки, которые находятся в
состоянии одиночества, имеют особые и необычные черты характера, которые
вызывают это состояние. Их немного, но они, к сожалению, есть.
Четвертая часть всех обследованных старшеклассников хорошо
знакома с проблемой одиночества. Опыт одиночества в этой выборке учащихся в
десятых классах по большей части принимает форму контролируемого одиночества.
Отсюда следует, что одиночество мальчиков и девочек можно использовать как
одиночество, как возможность побыть наедине с собой, осмыслить их поступки. В
то же время среди старшеклассников есть те, кто испытывает одиночество и
нуждается в помощи.
Поскольку одиночество —
это субъективное переживание, невозможно найти единый способ его преодоления,
подходящий для всех и каждого в любом случае. Поэтому, оказывая помощь
подросткам, нужно придерживаться принципа «золотой середины», то есть уделять
подростку достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в
трудной ситуации, но в то же время поощрять его независимость, и активность в
поиске решения своих задач, в том числе и негативного переживания
одиночества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Теоретические аспекты одиночества
1.1. Одиночество, его виды и особенности
Существуют
различные подходы к феномену одиночества, можно сказать,
что одиночество как психическое явление имеет несколько видов, а каждый из них
— глубину проявления, от нормы до патологии.
Корчагина в своей работе выделяет и
описывает четыре
вида одиночества. Одиночество присутствует во
всех сферах поведения и жизнедеятельности человека. Виды одиночества С.Г.
Корчагина выделяет в зависимости от преобладания одного из механизмов
обособления (отчуждения) и идентификации, а также особенностей их соотношения [1].
Отчуждающее
одиночество
Согласно С.Г. Корчагиной, при
отчуждающем одиночестве доминирует механизм обособления, принимающий форму
отчуждения от других: людей, норма, мира и т.д. Большое количество отчужденных
объектов, которые были близки и нужны, вероятнее всего приведут к переживанию
одиночества.
Отчуждение вызывает ответное
отчуждение со стороны его объектов, становится взаимным. А если объекты
отчуждения — это близкие люди, то человек начинает испытывать душевную боль и
психологический дискомфорт. Длительное и настойчивое отчуждение вызывает
взаимное отчуждение.
Люди, которые обращаются за психологической
помощью, настороженны и пытаются защитить свое «Я». Клиент дает психологу
только минимальную информацию. При отсутствии психологической помощи
отчуждающее одиночество может перейти в клиническую форму. [13]
Диффузное
одиночество
Диффузное одиночество возникает при идентификации
себя с другими людьми, группами и т.д. Понятие «идентификация» ввел 3. Фрейд. Все начинается с
недовольства собой и неудовлетворенности, человек начинает
самосовершенствоваться или копировать того, кто кажется ему успешным и
авторитетным. [5]
При идентификации себя с другими он теряет свои собственные особенности,
начинает жить от объекта своей идентификации. В человеке есть три измерения —
физическое, психологическое и духовное (вера, идеалы, стремления). Эти три
измерения взаимодействуют друг с другом. Если что-то меняется в одной из
координат, это отражается во всей системе.
Уход от собственного «Я», делает трудным личностное обособление, тормозит рефлексию,
останавливает личностный рост и развитие. Ограничение самопознания тормозит
развитие личности, это не только тягостно, но и разрушительно. Диффузное
одиночество часто не осознается человеком, что усложняет и отягощает ситуацию.
Человек стремится к другим людям.
Субъект одиночества не может, не хочет идентифицироваться с
человеком, переживающим состояние эмоционального спокойствия и
уравновешенности, потому что это потребует подлинного общения и, следовательно,
обращения к своему «Я»,
которое утрачено. Циклы идентифицирования могут повторяться многократно, пока
диффузное одиночество не перейдет в клиническое.
Человек остро чувствует. Диффузное одиночество обширно и многогранно,
потому что таковы объекты его идентификации. Оно порождает проблемы в разных
сферах жизнедеятельности человека. При отсутствии квалифицированной и
психологической помощи состояние диффузного одиночества, так же, как и
отчуждающего, может переходить в клиническую форму. [16]
Диссоциированное
одиночество
Диссоциированное одиночество выделяет из трех деструктивных
форм максимальная степень идентификации и полное обособление, смена тенденций
скачкообразна — от максимума до максимума. Этот вид одиночества часто
встречается у людей с экспрессивной психикой, эмоции у них яркие и бурные, а
саморегуляция снижена. Человечный человек.
Прежде чем идентифицироваться с кем-то, человек, переживающий
диссоциированное одиночество, «вылепливает» его по своему мнимому подобию. Главными становятся
личностные особенности объекта идентификации, которые могут иметь определенный
диапазон, необходимый субъекту. Одинокий человек внутренне разделен, на «хорошего себя» и «плохого себя». Человек страдающий
диссоциированным одиночеством, идентифицируясь видит прекрасное и ужасное.
Прекрасное притягивает, а ужасное отталкивает. Диссоциированное одиночество,
характеризуется зависимостью.
Субъективно
позитивный вид одиночества
Субъективно позитивный вид одиночества – управляемое одиночество, или
уединенность, представляет собой вариант переживания психологической отдельности,
собственной индивидуальности, который личностно обусловлен оптимальным
соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Это
динамическое равновесие можно рассматривать как одно из проявлений
психологической устойчивости личности относительно воздействий социума. [7]
Также, одиночество делят на внешнее и
внутреннее. Внешнее одиночество – более простое состояние, как правило оно
завязано на внутренних процессах. Какие могут быть причины возникновения
одиночества? В первую очередь это непринятие себя как личности (человек
чувствует, что он совершенно другой, поэтому стыдится себя и своих
особенностей, ведь иначе его просто никто не примет в этом обществе,
окружающие, как и он сам внутри своего сознания, отвергнут его – «Я знаю, что
вот тот человек, однозначно отвергнет меня. По-другому быть не может!»);
проективное оценочное критическое мышление по отношению к окружающим («Все люди
глупые, плохие, неудовлетворяющие, неинтересные и пр.»).
Здесь может возникнуть две ситуации – когда
человек малоинтересен даже самому себе, или, наоборот, он слишком интересуется
собой (соответственно, окружающие очень «блеклые» по сравнению с ним). Еще один
вариант – болезненная история из детства, напрямую связанная с
взаимоотношениями с ранними объектами привязанности (мама, папа, бабушка,
дедушка), которые отвергали, критиковали и не принимали в свою «группу» ребенка
(«Здесь мы взрослые, умные и интересные, а ты сиди в своем уголке и не
вмешивайся во взрослые разговоры»).
Как следствие, такое поведение будет
воспроизводиться во взрослой жизни с другими людьми, даже с теми, с которыми
человек еще не вступил в отношения. Все дело в том, что внутри сознания
личности уже произошли определенные изменения из-за предыдущих детских
отношений, ее отвергли и вернули «в угол», поэтому она и старается не
встречаться со своим стыдом и разочарованностью в людях.
В корне проблемы – глубокое недоверие к
людям, отсутствие веры в искренность и добросовестность окружающих, да и в
целом неумение доверять (речь идет не о доверии материальных ценностей или,
например, машины; в контексте – доверие глубинных переживаний человека, очень
важных для него).
К тому же, здесь можно столкнуться с
подверженностью к идеализации – условно говоря, все люди, с которыми я буду
взаимодействовать, должны быть 90-60-90, то есть выделяются определенные рамки.
Если же человек «выбивается» из поставленных границ, он не может пережить эту
фрустрацию – объект общения несовершенен и не вписывается в поставленные рамки
идеализации.
Со временем состояние фрустрации становится
непереносимым, поэтому человек принимает решение ни с кем не сталкиваться,
чтобы не проживать повторно болезненные ощущения, не сталкиваться с тем, что
люди несовершенны и делают ошибки, что они глупые, неинтересные и странно мыслят
– лучше не стоит входить в контакт. [12]
В целом, любая проблема человека связана с
тем, что он не может пережить какие-то переживания, которые происходят в
похожих ситуациях. Что это означает? Человек выходит наружу и, попадая в
ситуации, вызывающие неприемлемые для него чувства, принимает решение
изолироваться от окружающего мира («Все… Невозможно терпеть… Я лучше спрячусь в
своем домике, буду отрицать и вытеснять, используя все возможные
психологические защиты, чтобы не испытывать настолько невыносимую боль!»).
Таким образом, говоря о внешнем
одиночестве, важно подчеркнуть, что для человека процесс идеализации и
деидеализации может быть поистине невыносимым из-за возникновения фрустрации.
Внешнему одиночеству соответствует внутреннее, они всегда идут в паре. Иногда
бывает и другая ситуация – человек находится в контакте с людьми, но внутри
чувствует себя одиноким («одиночество в толпе или одиночество вдвоем»).
Как понять выражение «одиночество в толпе»?
Это означает, что окружающие люди не могут удовлетворить потребности человека,
фактически это следующий этап одиночества из-за состояния фрустрации
идеализации (то есть человек смог войти в контакт и наладить отношения, но он
все еще переживает фрустрацию из-за неидеальных людей).
Такая фрустрация тоже может быть
болезненной, но это уже значительный шаг в период сепарации и индивидуации
(процесс становления личности), когда человек понимает, что его никто не спасет,
вокруг нет идеальных людей, да и вообще нужно смириться со всей этой ситуацией
и получать от окружающих то, что они могут дать (хотя это может быть минимум
собственных желаний).
Самое раннее проявление внутреннего
одиночества связано с объектами привязанности. Как правило, если человек
постоянно чувствует мучительную внутреннюю тоску по людям и находится в
состоянии изоляции (вне зависимости от того, есть ли кто-то рядом), это
свидетельствует в первую очередь о тоске по объекту привязанности. [9] Такая глубокая ноющая тоска присуща
личностям, имеющим некоторые черты пограничной организации психики, или,
наоборот, «многопограничным» (континуум опускается от невротического ближе к
пограничному). Проявление душевной тревоги на таком уровне связано непосредственно
с ранними объектами привязанности (мать, отец, бабушка, дедушка и пр.) и
отсутствием крепкой эмоциональной связи (т.е. «не было устойчивого объекта
привязанности»). Например, у ребенка есть мать, но она периодически
удовлетворяет его, уходит или совершает плохие поступки, поэтому и возникает
ощущение, что сегодня-завтра мама совсем уйдет.
Еще варианты – мама ушла, и ребенок
совершенно не понимает, вернется ли она; мама перестала испытывать эмоции по
отношению к ребенку, не включается в его переживания, не проявляет внимание и
заботу (ребенок не понимает, вернется ли прежняя мама). В основном, подобная
сверлящая и болезненная тоска возникает у людей, у которых мать была
эмоционально холодной (при этом материнский объект мог быть функционально идеальным
(хорошая и правильная мать в лице окружающих и пр.), но самого «материнского
поведения» (когда мама переживает за малыша, думает о его потребностях и
желаниях) не было). В таком случае ребенок рядом с матерью будет чувствовать
себя одиноким, не испытает полного слияния с материнским объектом. [11]
Также, существует еще одна
классификация одиночества:
1. Психологическое. Отсутствие (и ощущение нехватки)
доверительного общения. Невозможность ощутить эмоциональную близость с другим
человеком из-за личностных особенностей или внутреннего конфликта.
2. Физическое. Это может быть типичное желание
одинокого человека проснуться утром в чьих-то теплых объятиях. А иногда людям
просто не хватает ощущения того, что рядом (в комнате) физически присутствуют
другие люди.
3. Социальное. Этот вид одиночества проявляется в
отсутствии связи с какой-либо социальной средой. Причины могут быть разными.
Иногда человек просто не может найти общество, в котором ему комфортно. Иногда
его комплексы мешают ему поверить, что он может быть кому-то интересен.
4. Хроническое. Иногда люди по разным причинам
надолго остаются одинокими и привыкают к тому, что рядом никого нет. Все три
вида одиночества, перечисленные выше, могут переходить в хроническую форму.
5. Ситуативное. Это состояние может возникать, если
человек попал в передрягу и осознаёт, что придётся справляться в одиночку.
Бывает и наоборот: происходит нечто хорошее, и он расстраивается, что не с кем
разделить миг триумфа.
Виды по типу
личности
Классификация основана на
субъективном состоянии личности.
Безнадежно одинокие
Люди, переживающие полное
одиночество, у которых отсутствуют не только семья и друзья, но и
сколько-нибудь постоянный круг общения. Испытывают чувство никчемности,
пустоты, считают, что никому не нужны. Часто имеют склонность обвинять в своем
состоянии других.
Периодически одинокие
Активные люди, имеющие большой круг
общения и контактов. Одиночество для них становится проблемой, когда нет тесных
и интимных отношений, в этом положении они ощущают чувство ненужности и
страдают от него.
Пассивно и устойчиво одинокие
Тоска и одиночество – постоянные
спутники таких людей. При этом они страдают от одиночества, но не делают
попыток изменить что-то в своей судьбе. Готовы не только смириться с
одиночеством, но и скрывать его от окружающих, делая вид, что все в порядке.