Платная доработка на тему Проблема энергетической безопасности в современной Японии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретический аспект энергетической
безопасности государства. 7
1.1 Сущность энергетической безопасности. 7
1.2 Внешние и внутренние факторы влияния на энергетическую
безопасность Японии. 14
Глава 2. Современная энергетическая политика
Японии. 26
2.1 Структура энергетической политики Японии и ее основные
показатели. 26
2.2 Опыт Японии в достижении высокого уровня
энергоэффективности. 33
Глава 3. Атомная энергия в энергетической
стратегии Японии. 41
3.1 История развития и современное состояние атомной
энергетики в Японии. 41
3.2 Проблемы и перспективы атомной энергетики. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 59
[A1] [A1]Глава
1. Теоретический аспект энергетической безопасности государства
1.1 ок
1.2 Внешние и
внутренние факторы влияния на энергетическую безопасность Японии
Глава 2. Современная энергетическая политика Японии
2.1 Структура энергетической политики Японии и ее
основные показатели
2.2 ок
Глава 3. Атомная энергия в энергетической стратегии
Японии
3.1 История развития и современное состояние атомной
энергетики в Японии
3.2.ок
Введение:
Актуальность работы. Необходимым условием существования любого государства
современного мира является использование энергии. Энергетика имеет чрезвычайно
важное значение для экономики и оказывает большое влияние на другие ее отрасли,
поскольку от нее зависит нормальное функционирование государства. Надежное,
стабильное, достаточное, экономически эффективное, экологически приемлемое
обеспечение энергетическими ресурсами экономики страны, является залогом ее
энергетической безопасности, а следовательно, устойчивого развития. Обеспечение
энергетической безопасности становится приоритетным в экономической и
государственной политике стран, а события, которые происходят на мировом
энергетическом рынке еще раз подтверждают актуальность данной проблемы для
всего мирового сообщества, (в частности и для России).
Энергетика также относится к области человеческой деятельности, на
которой строится современная цивилизация. Все возраставшее энергопотребление. Необходимое
для развития всех аспектов взаимодействия «человек – технологии – окружающая среда[A1] »,
что не в последнюю очередь обеспечивается за счет использования атомных
электростанций. Трагедия на АЭС «Фукусима-1», произошедшая в результате
беспрецедентного по своей разрушительной силе землетрясения и цунами, вновь
выдвинула на первый план проблему безопасности в энергетической отросли, и в
частности вопросы использования ядерных технологий. В Японии в последние годы
этому уделяется самое пристальное внимание, что практически привело к
фундаментальному пересмотру основ энергетической политики этой страны.
На сегодняшний день Япония является страной, в которой один из самых
высоких уровней энергоэффективности. Как и во многих ведущих странах мира,
принятие значимых мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению
связанны с нефтяным кризисом[A2] .
В прошлом Япония импортировала большое количество недорогой сырой нефти. В 1973
г. на нефть приходилось 75,5% всего потребляемой энергии. Однако затем в Японии
продолжился рост цен на нефть во время первого нефтяного кризиса 1973 г. В
связи с растущими опасениями по поводу сокращения поставок нефти Япония
уменьшила свою зависимость
от нефти как основного источника энергии и вместо этого стала производить
больше ядерной энергии, природного газа и угля в целях стабилизации внутреннего
энергоснабжения и производства энергии в стране.[A3]
На сегодня, основным органом, который устанавливает и объявляет основные
принципы политики в данной сфере, является Министерство экономики, торговли и
промышленности Японии. Кроме того, в Японии действует центр по энергосбережению
(The Energy Conservation Center). [A4] В
общем плане, регулирование энергоэффективности и ресурсосбережения в Японии
осуществляется, главным образом, тремя законами: «О рациональном использовании
энергии» [7], «Об энергетической политике» [8] и «О содействии эффективному
потреблению энергии» [6].
Целью
исследования является теоретическое определение понятия энергетической
безопасности и анализ решения проблем в политике
энергетической безопасности Японии[A5] .
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных
задач:
· Обосновать и исследовать сущность энергетической
безопасности;
· Выявить факторы влияния на энергетическую
безопасность страны;
· Раскрыть факторы влияния на энергетическую
безопасность Японии;
· Рассмотреть энергетическую структуру Японии и ее
основные показатели;
· Рассмотреть опыт Японии в достижении высокого
уровня энергоэффективности;
· Проанализировать развитие и современное
состояние атомной энергетики Японии
· Определить проблемы и дальнейшие перспективы
атомной энергетики Японии.
Объектом исследования работы является современные проблемы Японии в энергетической
безопасности.
Предметом
исследования работы являются практические аспекты решения проблемы
энергетической составляющей безопасности Японии, включающие в себя
диверсификацию энергетики, изменения в сфере энергоэффективности, изменения в
атомной энергетике.[A6]
Теоретическая исследованность работы. Проблемы энергетической
безопасности, в частности в системе экономической безопасности государства,
исследуют современные отечественные и зарубежные ученые: Гафуров А.Р., Денчев
К, Воропай Н.И., Новицкий И.Ю., Алексеев А.Е., Костюкова К.С., Шестов А.В.,
Исаев Г.Г., Даушвили Г.Д., Тихонов С. При этом, стоит также отметить, что
анализ научных работ показывает отсутствие единодушия во взглядах исследователей
в определении сущности энергетической безопасности и критериев ее оценки.
Так, например, Исаев Г.Г., Даушвили Г.Д. в монографии дают всесторонний
анализ проблемы так называемого «ресурсного проклятия» и рассматривают фактический
материал по всем регионам и странам мира, вовлеченным в производство
углеводородного сырья [14, c.
295]. Мозговой И.В. в своей статье, рассматривает ключевые особенности
энергетической безопасности Японии [16, c. 33]. Костюкова К.С. выявляет в своей статье основные тренды
энергетической политики Японии [15. c. 210].
Отдельные вопросы, связанные с энергетической безопасностью Японии,
рассматриваются в работах таки экспертов и специалистов как: Киккава Такэо, Тебин
Н.П. Хироши Ота.
Тебин Н.П. в своей статье «Глобальный опыт Японии» рассматривает
особенности реагирования Правительства Японии на аварию «Фукасима-1», а также
на пересмотр японского общества взглядов на ядерную энергетику [31].
Киккава Такэо в своей
статье раскрывает особенности системы закупки электроэнергии, полученной с
использованием энергии возобновляемых [A1]Вам
нужно определить разницу между тире и дефисом, в данном случае вам нужно тире [A2]Нужно
дать расшифровку нефтяному кризису и почему он столь сильно затрагивает Японию [A3]Вот
здесь также стоит отметить момент энергетической зависимости Японии от
международной обстановки стран импортеров. То есть кризис нефтяной случился не
просто так, этому способствовало нарастание напряжение на Ближнем Востоке и
Белая революция в Иране. Для Японии по сути, это является не только вопросом
энергетической безопасности, но и вопросом национальной безопасности, в котором
им не придется зависеть от внешних условий. [A4]–Официальное название? [A5]Слишком
громоздкая цель. [A6]Опять
же слишком размытое определение
Заключение:
Резюмируя, можно изложить следующие выводы:
1. Понятие «энергетическая безопасность» стало широко применяемым и тесно
связано с безопасностью страны. Изучение различных аспектов безопасности
вообще, и в частности энергетической безопасности, призвано обеспечивать
усиление национальной безопасности государства. В течение многих лет понимание
безопасности не выходило за рамки обычного представления и трактовалось как
отсутствие опасности для человека.
Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих
экономической безопасности любой страны и затрагивает явления и процессы не
только энергетической системы, но и экономики. Она определяется как защищенность
граждан и государства в целом от угроз дефицита всех видов энергии и
энергоресурсов, возникающих из-за влияния негативных природных и техногенных,
управленческих, социально-экономических, внутри- и внешнеполитических факторов.
Энергетическая безопасность как одна из важнейших составляющих
экономической безопасности проявляется, во-первых, как состояние обеспечения
государства топливно-энергетическими ресурсами, гарантирующих ее полноценную
жизнедеятельность и, во-вторых, как состояние безопасности энергетического
комплекса и способность энергетики обеспечить нормальное функционирование
экономики. Политическая и энергетическая независимость является
взаимообусловленной.
При этом существуют различия в приоритетах разных групп стран в сфере
энергетической безопасности. Для стран-импортеров это прежде всего обеспечение
надежности их энергоснабжения, диверсификация источников энергоресурсов,
обеспечения безопасности энергетической инфраструктуры, внедрение новых
технологий для снижения зависимости от импорта энергоресурсов. В эту группу
можно отнести Японию.
Для стран-экспортеров – это закрепление на стратегических рынках с экономически
выгодными ценам, обеспечение капитала и финансирования инвестиций в
инфраструктуру и разработку ресурсов.
2. Последствия Великого Восточного Землетрясения 2011 г., повлекшие
разрушение и взрыв на АЭС Фукусима-1 максимально обострили энергетическую
проблему для Японии и потребовали от японского правительства поиска новых
решений и смены выбранных направлений национальной энергетической политики. В
2015 г. кабинет министров поставил перед собой сложнейшую задачу разработать к
2030 г. разнонаправленную энергетическую политику, которая включала бы в
качестве одного из источников энергии безопасное использование ядерной энергетики.
Тем не менее, на данный момент Япония в значительной степени зависит от
энергоресурсов закупаемых в странах Ближнего Востока.
Японская деятельность на Ближнем Востоке в значительной степени остается
последовательной
и напрямую связана с внешнеполитической зависимостью от политики США в
ближневосточном регионе. Наиболее надежными и «прозрачными» с точки зрения энергетической
безопасности для Японии остаются Саудовская Аравия и ОАЭ. При этом деловые
отношения с этим странами не ограничиваются лишь энергетической сферой. Иран, несмотря
на сложности внешнеполитической обстановки, по-прежнему остается одним из наиболее
привлекательных для Японии энергетических и не только партнеров.
При том, что участие японского государства в сотрудничестве с нефтяными
рынками остается значительной, нельзя не отметить переход отношений между
японским правительством и японском нефтяными компаниями в более здоровую фазу.
Японские компании нуждаются в свободе, чтобы преодолеть зависимость от
государственной поддержки и самостоятельно искать возможности развития и
конкуренции.
Этому в значительной степени способствуют такие организации, как Японский
банк международного развития. Внешнеполитические условия и ограничения,
обусловленные зависимостью от взаимоотношений со странами Ближнего Востока США,
общая нестабильность
ближневосточного
региона и связанная с этим проблема энергетической безопасности могут создать
благоприятные условия для развития энергетического сотрудничества с другими
странами.
3. Япония всегда испытывала уязвимость в связи с высокой зависимостью
импорта энергетических ресурсов из-за рубежа. Существовали попытки
контролировать потребление энергии с помощью различных усилий по
энергосбережению с тех пор когда произошел первый нефтяной шок в 1973 г., который
повлиял на жизнь людей и производственную деятельность, поскольку он также
оказал влияние на сферу услуг. Стоит отметить, что конечное энергопотребление в
2013 г. было всего в 1,3 раза выше, чем в 1973 г.
Япония зависит от импорта почти всех своих энергоресурсов. Поэтому у этой
страны есть фундаментальная уязвимость: ей будет сложно обеспечить ресурсную
автономию, если возникнут проблемы с энергоснабжением за рубежом. Поскольку для
устранения этой уязвимости недостаточно только энергосбережения, Япония совершает
постоянные усилия по обеспечению безопасности внутренних энергоресурсов при
диверсификации рисков путем изменения использования альтернатив нефти, как
основного источника энергии.
В результате энергетическая самообеспеченность Японии (включая ядерную
энергетику) в 2010 г. перед Великим восточно-японским землетрясением улучшилась
примерно на 20%, но после Великого землетрясения на востоке Японии ситуация
ухудшилась из-за закрытия атомных электростанций и т.д., а самообеспеченность
энергией составляла не более 8%. При этом, фундаментальная уязвимость
энергоснабжения на сегодняшний момент в Японии все еще остается на том же
уровне.
4. Можно выделить следующие важные моменты японского опыта по повышению
энергоэффективности: постановка амбициозных целей по обеспечению
энергоэффективности или сокращению выбросов парниковых газов, принимаются
ответственными лицами (такие цели могут устанавливаться как на государственном
или региональном уровнях, так и на уровне секторов экономики или отдельных
производств, в рамках правительственных или неправительственных программ), что
конечно является достаточно весомым стимулом для воплощения энергоэффективных
технологий, методов и практик.
Информационное обеспечение программ по повышению энергоэффективности
(средства оценки энергоэффективности, такие как инструменты внутреннего аудита
энергопотребления, предметные исследования, отчеты и руководства по
энергоэффективности) – детальный учет энергопотребления и оценка запасов
энергии, позволяет ответственным лицам лучше понимать структуру
энергопотребления, выявлять тонкие места и своевременно и более эффективно
реализовывать мероприятия по энергоэффективности.
Установление обязательного минимального уровня энергоэффективности
промышленного оборудования и промышленных систем позволяет не только эффективно
реализовать имеющийся потенциал энергосбережения, но и создать
стандартизированные подходы к оценке, разработке, документообороту и
формированию отчетности на предприятиях и стать основой для дальнейшего
энергоэффективного развития.
5. В Японии действует множество ядерных энергетических реакторов, на
которые в 2020 г. приходится около 7,5% от общего объема производства
электроэнергии. В настоящее время Япония не рассматривает возможность
добавления ядерной энергии в производство или замену существующих объектов.
Япония поставила цель сократить свою зависимость от ядерной энергии до 20-22%
производства электроэнергии к 2030 г. в качестве основы для ориентации новой
энергетической политики Японии до 2030 г. и далее до 2050 г. с учетом
меняющейся энергетической среды внутри и за пределами Японии.
6. Ожидалось, что ядерная энергия будет играть еще большую роль в будущем
Японии. В контексте плана инновационных технологий Cool Earth 50 Министерства
экономики, торговли и промышленности (METI) смоделировало сокращение выбросов
CO2 на 54% к 2050 году. Это приведет к тому, что ядерная энергия будет
составлять около 60% первичной энергии в 2050 г. (по сравнению с 10% в 2008
г.), 10% из возобновляемых источников энергии (с 5%) и 30% ископаемого топлива
(с 85%). Это будет означать, что атомная энергия внесла 51% сокращения
выбросов: 38% от производства электроэнергии и 13% от производства водорода и
технологического тепла. Атомная энергетика Японии должна была сыграть большую
роль в реализации плана в достижении 90% коэффициента мощности на всех атомных
станциях. Однако после аварии на Фукусиме, правительство попыталось значительно
уменьшить роль ядерной энергетики. Это, по-видимому, стало серьезным фактором
их проигрыша на выборах.
Тем не менее, зависимость от производства атомной энергии будет по
возможности снижена за счет экономии энергии и внедрения возобновляемых
источников энергии, а также повышения эффективности производства тепловой
энергии. В соответствии с этой политикой Япония будет неуклонно продвигать
необходимые действия с целью достижения надлежащего энергетического баланса в
соответствии с долгосрочными перспективами спроса и предложения. Такое
сочетание спроса и предложения энергии было сформулировано путем тщательного
изучения количества электроэнергии, которое должна быть обеспечена за счет
производства ядерной энергии с учетом энергетических ограничений Японии и целей
стабильного энергоснабжения, снижения затрат, мер противодействия глобальному
потеплению и поддержания технологий и человеческих ресурсов, необходимых для
обеспечения безопасности (правительство поставило цель уменьшить свою
зависимость от ядерной энергетики).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический аспект энергетической
безопасности государства 1.1 Сущность энергетической безопасности Промышленно развитые страны начали серьезно задумываться об
энергетической безопасности в 1973-1974 гг., из-за событий на Ближнем Востоке и
с появлением и деятельностью организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), члены
которой поняли свое влияние на мировую экономику и влияние на цены на топливно-энергетические
ресурсы (ТЭР) в политических целях. В противоположность им, тогда же, западными
странами было создано Международное энергетическое агентство (МЭА), с целью
координации действий стран-членов организации для обеспечения энергетической
безопасности.
На сегодня энергетическая безопасность является компонентом экономической
и национальной безопасности страны. Экономическая безопасность любой страны –
это общенациональный комплекс мероприятий, направленный на устойчивое развитие
и совершенствование ее экономики, который обязательно включает механизм
противодействия внешним и внутренним угрозам или рискам, часто сопутствующим
деятельности государства как субъекта эконмических отношений [12, с. 178].
Существует ряд определений понятия энергетической безопасности:
1. Энергетическую безопасность можно трактовать как свойство технической
безопасности систем энергетики. В то же время энергетическая безопасность (по
ее определению) конечной целью ставит гарантированную защиту личности,
общества, государства от дефицита топливно-энергетических ресурсов, то есть
имеет более широкий смысл, чем понятие надежности, и выступает как
экономическая, политическая и философская категория [13, с. 39[A1] ].
2. Энергетическая безопасность – это система сочетание потенциалов –
экономического, политического, технико-технологического, ресурсного и,
собственно, энергетического, а также факторов научного, географического,
организационного, управленческого и т.п., без учета которых анализ любой
безопасности невозможен [40].
3. Энергетическая безопасность – это такое состояние экономики, который
обеспечивает защищенность национальных интересов в энергетической сфере от
существующих и потенциальных угроз внутреннего и внешнего характера, позволяет
удовлетворять реальные потребности в топливно-энергетических ресурсах для обеспечения
жизнедеятельности населения и надежного функционирования национальной экономики
в режимах обычного, чрезвычайного и военного положения [57].
4. По определению
Мирового энергетического совета, энергетическая безопасность – это уверенность,
что энергии будет в распоряжении в том количестве и того качества, которые
нужны при данных экономических условиях. Отмечается, что энергетическая
безопасность страны – это состояние защищенности ее граждан, общества,
государства, экономики от обусловленных внутренними и внешними факторами угроз
дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии, в экономически
доступных энергетических ресурсах (ТЭР) приемлемого качества, в нормальных
условиях и при чрезвычайных ситуациях, а также от нарушения стабильности,
непрерывности топливо- и энергоснабжения. Состояние защищенности соответствует
в нормальных условиях обеспечению в полном объеме обоснованных потребностей, в
чрезвычайных ситуациях – гарантированному обеспечению минимально необходимого
объема потребностей в ТЭР [60[A2] ].
Следует отметить, что энергетическая ббезопасность не может быть решена каждой страной в одиночку (только
через автократию или самодостаточность). Сегодня энергетика находится на
чрезвычайно высоком уровне глобализации. Да, безусловно, есть определение
глобальной энергетической безопасности, которое представляет собой сложную
концепцию и включает в себя не только надежное снабжение мировой экономики
различными видами энергии по разумным ценам, минимальный ущерб окружающей
среде, но и потенциальный статус защиты мирового сообщества и всех его членов
от рисков и угрозы глобальной политической стабильности и устойчивому
социально-экономическому развитию;
связанных как
с текущей, так и с будущей ситуацией в мире.
Определение глобальной энергетической безопасности подтверждено в Статье
XXI Гражданского плана – Программы действий Организации Объединенных Наций по
устойчивому мировому развитию в 21 веке [1]. Согласно его тексту, глобальная
энергетическая безопасность – это состоянию мирового сообщества, где каждому
жителю Земли гарантирован доступ к поступающим источникам энергии в
количественном и качественном аспектах для удовлетворения потребностей
здорового образа жизни, комфортной среды обитания, условий для
интеллектуального и духовного развития.
Согласно этому определению, проблема глобальной энергетической
безопасности необходима в контексте решения других глобальных проблем:
глобального изменения климата, доступа к чистой и доступной энергии для бедных,
загрязнение окружающей среды и истощение существующих запасов углеводородов.
Сотрудничество в энергетическом секторе на международном и региональном
уровне, в частности с региональными структурами, такими как ОПЕК, МЭА и т.д., которые
отражают интересы государств-членов – эти структуры имеют решающее значение для
достижения глобальной энергетической безопасности.
Каждый участник рынка по-своему понимает энергетическую безопасность [11,
с. 21]. Для большинства промышленно развитых стран, в энергоснабжении которых
преобладают импортируемые топливные ресурсы, энергетическая безопасность
связана с доступностью этих ресурсов, их непрерывностью поставок из внешних
приемлемых экономических (доступных), организационно-технологических
(недискриминация и транспортная безопасность) и экологически чистых условий.
Страны-экспортеры ТЭР понимают под энергетической безопасностью
достаточность имеющихся ресурсов (разведанных запасов и потенциала их добычи),
инвестиционную, технологическую и экологическую приемлемость их разработки, а
также риск возможного сохранения сырьевой ориентации экономики и макроэкономического
развития.
Для бедных развивающихся стран ключом к энергетической безопасности
является экономически приемлемая доступность энергии для населения и доступ к
современной энергии и услугам.
Уровень энергетической безопасности для определенной страны, региона или
мира в целом, определяется на основе исследований и анализа различных
показателей (индикаторов), характеризующих состояние и влияние внутренних и
внешних факторов на нее. Пороговые значения индикаторов энергетической
безопасности определяют границу перехода энергетики от нормального до
кризисного состояния. На основе этих исследований, осуществляемых методом экспертных
оценок отраслевых специалистов, ученых, можно разработать комплекс общих
рекомендаций и конкретных мер для нивелирования дестабилизирующей действия
негативных факторов и достижения энергетической безопасности[A3] .
Определение энергетической безопасности в разных странах неодинаково и
зависит от национальных условий. Что касается энергосистем, работающих на
ископаемом топливе, то страны можно классифицировать как
государства-производители, потребители или транзитные государства. У каждого
типа стран могут быть свои цели в области энергетической безопасности, в
результате чего может быть выработано свое определение: например, надежность
поставок для стран-потребителей энергии; обеспечение спроса на экспорт энергии
для стран-производителей; и обеспечение безопасности как спроса, так и
предложения для транзитных государств.
Всемирный энергетический совет определил энергетическую безопасность как
способность государства надежно удовлетворять текущий и будущий спрос на
энергию, выдерживать системные потрясения и быстро восстанавливаться после них
с минимальными перебоями в поставках. Энергетическая справедливость отражает
способность страны обеспечить всеобщий доступ к недорогостоящим и богатым
запасам энергии для бытового и коммерческого использования.
Экологическая устойчивость означает переход энергетической системы страны
к смягчению и предотвращению потенциального экологического ущерба и последствий
изменения климата. Если брать эти рамки, то становится совершенно ясно, что для
перехода к использованию экологически безопасных источников энергии необходимо
найти баланс между этими составляющими.
Например, на развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона
придется почти две трети роста мирового спроса на энергию в период с настоящего
момента до 2040 г. Эти страны будут все больше полагаться на импорт энергии,
особенно нефти и газа, для поддержания экономического роста. Значительная часть
этого импорта должна проходить через два наиболее стратегических узких места в
мире для глобальной торговли энергоносителями – Ормузский пролив и Малаккский
пролив. Перед каждой страной в регионе стоит вопрос о том, как снизить
связанные с этим риски для безопасности энергоснабжения.
По мере роста спроса на нефть и зависимости от импорта, особенно в
Китайской Народной Республике, Индии и странах АСЕАН, возникает острая
необходимость в усилении потенциала реагирования на чрезвычайные ситуации в
этих странах с формирующейся рыночной экономикой и их интеграции в глобальную
безопасность поставок.
Развитие средств аварийного реагирования на нефтепоставку и их интеграция
в механизмы коллективного реагирования МЭА потребуют времени и денег.
Параллельно с этим региональное сотрудничество предлагает гибкие и прагматичные
пути улучшения внутренней и региональной безопасности поставок нефти, такие как
трансграничные соглашения о хранении запасов и модели совместного хранения
запасов. [A1]+Помимо
ссылок на определение, вы можете писать имя автора определения и в каком труде
это было написано.
Например,
М.Джонс в своей работе «….» дал следующее определение
энергетической безопасности.
Оформление определений в определенную
последовательность наводит мысль на пункт из учебника, но не из научной работы. [A2]Остановитесь
на 3 или 4 определениях, 7 это уже слишком много. Вы можете просто обобщить,
какие международные критерии применяются к энергетической безопасности в целом. [A3]Можно
дать небольшую характеристику энергетической безопасности стран АТР, куда
входит Япония. Тогда станет понятным по какому критерию определяется
региональный запрос (учитывая густонаселенность региона).