Платная доработка на тему Применение метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста (на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические исследования сказкотерапии как метода коррекции детских страхов в дошкольном возрасте 7
1.2. Специфика процесса коррекции страхов у детей дошкольного возраста 13
1.3.Потенциал метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Диагностика страхов у детей дошкольного возраста 26
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по коррекции страхов у детей дошкольного возраста посредством метода сказкотерапии 34
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по коррекции страхов у дошкольников посредством метода сказкотерапии 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ 52
3.1.Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам по преодолению страхов у детей дошкольного возраста 52
3.2.Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) по преодолению страхов у детей дошкольного возраста 54
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3 58
ЗAКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Введение:
Актуальность темы исследования. Динамика и эмоциональная насыщенность жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам не только у взрослых, но и у детей. Это в значительной степени обусловлено преобразованиями в обществе, повышением требований к психоэмоциональным, интеллектуальным и физическим возможностям человека. В этих условиях наименее защищенными оказываются дети, поскольку их психика еще неустойчива и легко уязвима: чувство беззащитности и неуверенность ребенка в собственном благополучии способствует формированию у него различных страхов (Акопян Л.С., 2010).
С одной стороны, страх является одной из фундаментальных эмоций человека и выполняет разнообразные функции в его психической жизни. Будучи естественной реакцией на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Кроме того, страх можно рассматривать и как своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней (Прихожан А. М., 2000). Страх может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Однако при большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере, они могут превратиться в эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Болезненно заостренные и сохраняющиеся длительное время страхи служат признаком эмоционального неблагополучия, негативно влияют на психическое здоровье и развитие ребенка (Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А., 2008).
Одним из наиболее доступных и эффективных направлений помощи детям при преодолении страхов в настоящее время считается сказкотерапия. Данный метод обладает такими достоинствами как отсутствие значительных временных затрат, соответствие возрастным особенностям детского мышления (магическое восприятие действительности), что позволяет в краткосрочной терапии добиться гармонизации состояния ребенка (Офицерова С.В., 2015). Кроме того, сказкотерапия является естественной и традиционной форму общения ребенка и взрослого — через сказку. Она пробуждает творческий потенциал ребенка, делает доступными ресурсные состояния, учит его видеть свою жизнь со стороны, представляя свое поведение как определенную роль в определенном сюжете (Чебыкина О.А., 2014).
Необходимо отметить, что в настоящее время далеко не все психологические ресурсы используются в коррекции и преодолении страхов у детей дошкольного возраста. К сожалению, к таким методам относится и сказкотерапия. Между тем, преодоление страхов будет способствовать предотвращению дальнейшей невротизации ребенка и раскрытию его эмоциональных ресурсов. Это и обусловило актуальность и значимость проведенного исследования.
Объект исследования – страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – сказкотерапия как метод коррекции страхов в дошкольном возрасте.
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая реализация программы коррекции страхов у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Гипотеза исследования – мы полагаем, что разработанная программа по сказкотерапии будет эффективным средством коррекции страхов дошкольников, если:
– выявить и учитывать уровень сформированности страхов детей дошкольного возраста;
– педагоги и родители будут включены в этот процесс;
–разработать педагогическую технологию, способствующую коррекции страхов дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты исследования страхов и психологических подходов к их коррекции в дошкольном возрасте.
2. Определить специфику коррекции страхов дошкольников.
3. Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования уровня выраженности и содержания страхов дошкольников.
4. Реализовать опытно-экспериментальную работу по коррекции страхов у дошкольников посредством метода сказкотерапии.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям (законным представителям) по преодолению страхов у дошкольников посредством метода сказкотерапии.
Теоретико-методологическая основа исследования: основные проблемы страхов были изложены в работах зарубежных авторов: З. Фрейда, А. Фрейда, А. Адлера, Г.С. Салливена, К. Хорни, К. Изарда, К. Гроса, К. Роджерса, В и многих других. В отечественной психологии проблема страхов была рассмотрена в работах: А.И. Захарова, A.M. Прихожан, В.Д. Зеньковского, B.Л. Леви, В.И. Гарбузова и других. В последнее десятилетие все большее внимание уделяется специалистами проблеме психологии именно детских страхов. Их генезис, особенности, а также возможности коррекции и профилактики рассмотрены в работах А.И. Захарова, A.C. Спиваковской, Ф.Е. Василюк, A.M. Прихожан, Л.С. Акопян, Ю.А. Кочетовой и др. Однако, среди опубликованных работ мы обнаружили лишь весьма немногочисленные исследования, посвященные возможностям сказкотерапии как методу коррекции страхов у дошкольников. Между тем, существует немало исследований, направленных на изучение диагностических и коррекционно-развивающих возможностей сказок (П.Я. Гальперина, Н.Е. Вераксы, В. П. Зинченко, О. JI. Кабачека, A.B. Зосимовского, Н. С. Кукарева, Т.Б. Лаврентьевой, И.И. Тихомировой и др.). Основные идеи сказкотерапевтической психодиагностики, психокоррекции развития детей выделяет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой теме, обобщение научного опыта (отечественного и зарубежного);
— практические: наблюдение, опрос, анкетирование, проектирование, моделирование, качественный и количественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний о методе сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования – предлагаемая программа диагностики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста может быть использована в практической работе психологов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49», д.Купреево.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения (4 с), трех глав (глава 1 – 20 с., глава 2 – 13 с., глава 3 – 12 с.), заключения (4 с.), списка литературы (49 источников), приложений. Работа содержит 3 таблицы, 5 рисунков. Общий объем работы составляет 64 страницы.
Заключение:
Данная тема актуальна. Динамика и эмоциональная насыщенность жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам не только у взрослых, но и у детей. Это в значительной степени обусловлено преобразованиями в обществе, повышением требований к психоэмоциональным, интеллектуальным и физическим возможностям человека. В этих условиях наименее защищенными оказываются дети, поскольку их психика еще неустойчива и легко уязвима: чувство беззащитности и неуверенность ребенка в собственном благополучии способствует формированию у него различных страхов [12,с.54].
Цель исследования было теоретическое обоснование и практическая реализация программы коррекции страхов у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Нами были выполнены следующие задачи исследования:
Проанализированы теоретические аспекты исследования страхов и психологических подходов к их коррекции в дошкольном возрасте.
Определена специфика коррекции страхов дошкольников.
Подобран психодиагностический инструментарий для исследования уровня выраженности и содержания страхов дошкольников.
Реализована опытно-экспериментальная работа по коррекции страхов у дошкольников посредством метода сказкотерапии..
Разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям (законным представителям) по преодолению страхов у дошкольников посредством метода сказкотерапии.
Анализируя изученную литературу, мы выяснили, что причины вызывающие страхи и влияющие на общение многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.
Страх сопровождает человека всю его жизнь. Сразу после появления на свет младенец пугается изменившейся обстановки, школьник боится родительского наказания за неуспеваемость, взрослый боится потерять работу и остаться без средств к существованию, пожилой человек боится приближающейся смерти как чего-то неизвестного.
Для достижения целей нашего исследования требуется рассмотреть основные работы зарубежных и отечественных авторов, которые освещают теоретические и практические проблемы страха, и, следовательно, помогают нам более полно раскрыть поставленные задачи в данной работе.
Попытки изучения страха и причин его появления предпринимались такими философами как Платон и Аристотель, Спиноза и Кант и другие.
Большой вклад в понимание страха внёс древнегреческий философ Платон. Он первый рассмотрел страх как социальное состояние общества и выделил два основных страха – страх ожидания неприятностей и страх чужого мнения, то есть стыд.[32]
Так же значительный вклад в исследование причин возникновения страха внёс Аристотель, рассматривая душевные изменения. Он предлагает оценивать страх как «результат нарушения целостности определённого социального качества», это может быть семья, дружба, мировоззрения и т. д. Тогда страх может являться предупреждением о возможной потере этих ценностей и быть стимулирующим средством на деятельность человека. Но это возможно лишь при рациональном осмыслении и предвидении ситуации страха.[7]
Кроме того, отмечается обратная связь эмоциональной сферы с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, независимость, эмоциональная устойчивость, работоспособность.
Нами была проведена диагностика детей дошкольного возраста.
Статистическая однородность экспериментальной и контрольной групп до начала коррекции была подтверждена с помощью межгруппового сравнения по критерию Манна-Уитни. Не выявлено достоверных различий между группами не по одной из переменных исследований
Для экспериментальной группы была разработана коррекционная программа, которая была составлена на основе уже имеющихся, но доработанная для всесторонней работы со страхами, уклон сделан на привлечение родителей к помощи своему ребенку. Коррекционная работа построена на сказкотерапевтическом подходе, с использованием сказкотерапии, релаксации и медитации. Преимуществом сказкотерапии является ее игровой характер, близкий к повседневной деятельности детей, который позволяет актуализировать проблему и решить ее. Это один из способов, когда ребенок может взять контроль над своим страхом. В процессе терапии ребенок формулирует свой страх, эмоционально раскрывается, помещает свой страх в условное пространство (изобразительное творчество, перенос в сказку, в декоративное творчество-лепка из глины или пластилина. Нет четкого определения сколько нужно провести занятий с тем или иным ребенком, это продолжается до тех пор, пока травмирующая ситуация не будет раскрыта полностью, и пережиты негативные эмоции.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что разработанная программа сказкотерапии будет эффективным средством коррекции страхов дошкольников, если:
– выявить и учитывать уровень сформированности страхов детей дошкольного возраста;
– педагоги и родители будут включены в этот процесс;
–разработать педагогическую технологию, способствующую коррекции страхов дошкольников, доказана.
Фрагмент текста работы:
Психолого-педагогические исследования сказкотерапии как метода коррекции детских страхов в дошкольном возрасте
Сказкотерапия, по мнению О.Сироты, терапия, как способ «лечения» сказками. Используют такой метод в основном психологи в работе с проблемными детьми [36].
Родители часто сталкиваются с трудностями воспитания детей. Они бывают разной направленности:
Нестандартное поведение:
Истеричность;
Агрессия;
Плаксивость;
Эгоистичность;
Игнорирование взрослых;
Страхи:
Как отмечает Ф.Риман, в младшем дошкольном возрасте до 4-х лет — боязнь темноты, выдуманных персонажей или сказочных героев; высоты и глубины; животных, насекомых [34].
От 5-ти до 7-ми лет возможны страхи катастроф, катаклизмов — эти страхи свойственны и в более позднем возрасте, до 9-ти лет.
К этому возрасту можно отнести и страх не разрешенных конфликтов в детском саду или в семье.
В школьном возрасте, до 12-ти лет, доминируют страхи о смерти близких родственников или самого себя.
Как отмечает А.А. Соконина, не всегда хочется обращаться за помощью к специалистам, поэтому родители ищут пути преодоления детских страхов собственноручно. В вышеописанных проблемах может помочь сказкотерапия.
После сказки можно обсудить с ребенком поведение героев. Выявить положительные и отрицательные моменты. Сопоставить поведение главного героя с поведением самого ребенка [37].
Подобную сказкотерапию можно и нужно проводить. Тем самым Вы не навязываете свою точку зрения и нормы ребенку. В данной методике ребенок самостоятельно понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Вы лишь помогаете ему сделать правильный выбор.
При регулярном использовании, по мнению М.А. Панфиловой, в коррекции поведения метода сказкотерапии происходят психологические изменения. Ребенок становится открытым, отзывчивым, дружелюбным [29].
Как показал проведенный анализ возрастно-психологических особенностей детей дошкольного возраста, именно данный период является определяющим в становлении личности ребенка, так как в дошкольном детстве складываются основные личностные качества, что во многом определяет все последующее развитие ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях, неблагоприятные обстоятельства могут привести к формированию у детей таких качеств личности, как повышенная тревожность, боязливость, наличие стойких и навязчивых страхов [4].