Платная доработка на тему Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира 3 класса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы
работы с текстом на уроках окружающего мира. 7
1.1. Особенности современного
учебника «Окружающий мир для начальной школы 7
1.2. Приемы работы с текстом на
уроках окружающего мира. 23
Глава 2. Процесс организации работы с текстом
учебника на уроках окружающего мира в начальной школе. 46
2.1. Опыт учителей по организации
работы с текстом учебника на уроках окружающего мира в начальной школе. 46
2.2. Локально-методическая система
работы с текстом на уроках окружающего мира в третьем классе. 56
Заключение. 74
Список использованной литературы.. 75
Введение:
ФГОС (Федеральный государственный
образовательный стандарт) определяет три группы результатов: предметные,
метапредметные и личностные. Метапредметные результаты это те способы учебной
деятельности, которые дают возможность усваивать предметные результаты. Метапредметные
результаты освоения ООП НОО (Основной образовательной программы начального
общего образования) должны отражать:
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами, как результат формирования
познавательных УУД (Универсальных учебных действий).
Смысловое
чтение формируется
на всех учебных предметах при работе с деловым, учебно-познавательным,
естественно-научным текстом. Одним из важнейших учебных умений, которые мы
формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают
новые образовательные стандарты.
Младший школьник должен учиться
осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать её для выполнения
заданий, применять в учебных ситуациях. Предмет «Окружающий мир» имеет выход в
средней школе на такие устные предметы как биология, география, история,
обществознание, физика.
Надо учить детей внимательному
восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову
автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал. Ученик
работает с текстом на уроках окружающего мира в большей части по учебнику.
Учебник — книга содержащая
систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в
системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного
обучения. Учебник играет далеко не последнюю роль: развитие у учащихся умения,
навыков и желания самостоятельно приобретать, применять и приумножать знания,
получаемые в процессе обучения.
Необходимо так же отметить, что
помимо образовательной функции учебник носит воспитательную, что не менее
важно.
Данной проблемой занимались такие
ученые: Щукина, Г.И., Скаткин,
М.Н. , Петровский, А.В., Матюхина, М.В.
На уроках окружающего мира кроме
учебника еще используют дополнительную литературу. Дополнительная литература
повышает интерес к предстоящей работе, будучи использована в вводной части
урока, с успехом обслуживает все этапы работы над новым содержанием,
закреплением и обобщением, убеждает учащихся в связи знаний и практических
умений. Она может внести в серьезное содержание урока элементы занимательности,
оживить преподносимый материал, способствуя тем самым усвоению сложных научных
понятий.
Развивающее воздействие дополнительной
литературы более эффективно, если им управляют извне. Средством такого
управления является специально разработанная методика, которая должна строиться
на возбуждении познавательного интереса.
Работа с дополнительной литературой проводится: · А) в ходе систематических классно-урочных занятий;
· Б) в плане внеучебной работы, связанной с учебным
содержанием.
Выделяются следующие приемы работы с дополнительной
литературой:
· — ознакомление учащихся с дополнительной литературой
по каждой теме;
· — самостоятельное чтение учащихся дополнительной
литературы перед изучением определенной темы;
· — чтение отрывков из научно-популярных и
научно-художественных книг учителем, при этом чтение отрывка заканчивается на
кульминационном моменте;
· — доклады и сообщения учащихся по материалам прочитанной
книги;
· — сочинения о природе написанные по материалам
научно-популярной литературы, подводящие итоги работы по определенному разделу
или теме;
· — коллективное чтение дополнительной литературы;
· — ответы на вопросы учащихся в связи с самостоятельным
чтением дополнительной литературы;
· — ведение дневников или альбомов;
· — игровые приемы в виде викторин, конкурсов,
кроссвордов;
· — создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся
читать книги о природе.
Проблема
исследования: какие приемы работы с текстом использовать на уроках
Окружающего мира в третьем классе.
Цель
исследования: выявить эффективные приемы работы с текстом на уроках
окружающего мира
Объект
исследования: процесс обучения младших школьников окружающему миру
Предмет
исследования: приемы работы с текстом на уроках окружающего мира.
Гипотеза
исследования: эффективными приемами
работы с текстом на уроке окружающего мира являются: выборочное чтение, инсерт,
сопоставление, работа с наглядностью, заполнение схем и таблиц, моделирование.
Задачи
исследования:
1) изучить особенности современного учебника «Окружающий мир для
начальной школы;
2) изучить приемы работы с текстом на уроках окружающего мира;
3) проанализировать опыт учителей по организации работы с текстом
учебника на уроках окружающего мира в начальной школе;
4) охарактеризовать локально-методическую систему работы с текстом на
уроках окружающего мира в третьем классе
Методы
исследования: анализ источников по
проблеме исследования, конкретизация,
индукция и дедукция, анализ и синтез, классификация, обобщение.
Заключение:
Урок окружающего мира
даёт возможность развития у учащихся умений работать с текстом. В основном
работа с текстом строится на основе учебника, но также на использовании
различных упражнений.
Учебник окружающего мира, наполнен многообразными текстами. Ученики
пересказывают, отвечают на вопросы, составляют схемы и заполняют тезисами
таблицы.
Благодаря работе с текстом,
обучающийся получит возможность научиться:
• осмысливать цель
чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
• сопоставлять
информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников
информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
• обобщать и
систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в
словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
• дополнять готовые
информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать
собственные.
Таким образом, использование приёмов работы с текстом
помогает обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов, обогащать
полученные знания, приобретать новый опыт.
Фрагмент текста работы:
1.1.
Особенности современного учебника «Окружающий мир для начальной школы
Учебник нового поколения — это учебник для компетентностно —
ориентированного обучения. Он направлен,
прежде всего, на ребенка: учитывает, с одной стороны, его возрастные
возможности, с другой – требования современности.
Таким
образом, учебник содержит изложение основ наук, и одновременно организует
самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала.
Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются требования,
касающиеся только построения учебных текстов. Это требования дидактические,
психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал
высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными
фактологическими сведениями. Он должен представлять собой изложение подлинной
науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их
интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и
практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.
Каждый учебник «Окружающего мира» имеет определенную структуру, которая
представлена структурными компонентами. По мнению, под структурными
компонентами понимается необходимый элемент школьного учебника, обладающий
определенной формой, осуществляющий лишь ему присущими средствами активную
функциональную нагрузку и находящийся в тесной взаимосвязи с другими элементами
данного учебника.
В учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты;
внетекстовые компоненты.
Утверждается, что учебный текст (в отличие от текста справочника) служит,
прежде всего, целью разъяснения содержания, а не просто информированием. Кроме
того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное
воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на
ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры,
языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном
языке.
Тексты разделяют на: основные, дополнительные и пояснительные. Основные
тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и
определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Они
представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями.
Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основным. Их
содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер,
но может, быть и более сложным по сравнению с основным текстом. В качестве
дополнительных текстов используются рассказы, пословицы, поговорки, загадки,
сказки, научно-популярная информация. В учебниках дополнительные тексты, чаще
всего, даются в виде отдельных сообщений под различными рубриками, например
«Это интересно», «Полезно знать», «Для самых любознательных». Иногда такие
тексты включаются в основной текст в виде абзаца или нескольких абзацев.
Особенность современного
учебника «Окружающий мир для начальной школы заключается в реализации
комплексного подхода к изучению окружающего мира. Знание природы находится во
взаимосвязи социально-нравственного опыта младших школьников с целостным
взглядом на мир.
Образовательная цель современного
учебника «Окружающий мир для начальной школы разработана в соответствии с
концепцией обновления содержания общего среднего образования (начальная
ссылка), исходя из приоритета общего развития личности младшего школьника, его
познавательных и духовных потребностей. Обучение перестает быть самоцелью и
служит средством личного развития. Целью курса является формирование у учащихся
начальных классов широкой целостной научной картины мира, которая постепенно,
от класса к классу, обогащается знанием новых фактов, углубляющих существующие
знание о мире.
Задачами данного курса являются развитие
знаний об объектах, явлениях и закономерностях мира и методах познания,
знакомство с проблемами взаимодействия человека с природой, природой,
наблюдением, мышлением детей, воспитание бережного отношения.
Любовь к
природе, навыки экологически грамотного поведения, нравственные нормы отношений
младших школьников, а также предусматривают установление связи между знанием
природы и социальной жизни, в которую входит ребенок. Выделенные программные темы
актуальны для социального опыта детей младшего школьного возраста и
обеспечивают его социализацию в нашей стране — России, государственных символах
России, правах граждан, источниках обучения и духовного обогащения
человеческих, культурных и исторических ценностей.
При изучении учебного материала большое место
занимает непосредственное наблюдение за природными объектами и явлениями,
окружающими их, знакомство с памятниками духовной и материальной культуры,
поездки в музеи, библиотеки, на памятные исторические места.
Современный
учебник «Окружающий мир для начальной школы соответствует обязательному
минимуму содержания обучения. Причиной выбора содержания и разработки
методической системы учебника послужил принцип переменной и персональной
подготовки. Такой подход предусматривает разнообразные методические приемы,
программное разнообразие познавательной деятельности школьников в процессе
усвоения знаний.
В связи с
изменчивостью методик и заданий в учебнике предусмотрены дифференциация и
индивидуализация обучения в зависимости от разных уровней развития учащихся,
образовательных потребностей разных групп учащихся и их личностных
характеристик. Инструменты учебника включают всех учащихся в мероприятиях,
направленных на выработку самостоятельного подхода к извлечению знаний.