Юриспруденция Платная доработка Юриспруденция

Платная доработка на тему Правовые основы информационной безопасности Российской федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.   ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И
ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 7
1.1. Юридическая природа, понятие и содержание информации,
как объекта обеспечения безопасности личности, общества и государства. 7
1.2. Законодательство Российской
Федерации об информации и информационной безопасности. 12
2.   ПРАВОВЫЕ
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 17
2.1.   Доктрина информационной безопасности РФ, как правовая
основа определения основных направлений и ее обеспечение. 17
2.2. Система и структура органов государственной власти и их
полномочия в сфере обеспечения информационной безопасности РФ.. 23
3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ.. 35
3.1. Проблемы обеспечения информационной безопасности в
России. 35
3.2. Направления совершенствования правового регулирования
информационной безопасности. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 55

  

Введение:

 

Информация является ценнейшим ресурсом в
современном мире, она используется во всех сферах жизнедеятельности, в связи с
чем, обеспечение информационной безопасности складывается из множества
факторов.

На сегодняшний день информационная
безопасность становится системообразующим элементом управления, однако данное
правовое явление переживает стадию роста, поэтому не в полной мере обеспечивает
требуемый уровень безопасности.

Территория Российской Федерации огромна,
очень высок процент сельских жителей, у которых нет ни возможности, ни
необходимости пользоваться современными технологиями в том объеме, в котором
они нужны в городе.

В этой связи довольно высок процент
граждан, которые никогда не сталкивались с информационными угрозами.

Однако активные пользователи сети наиболее
часто сталкиваются с такими проблемами информационной безопасности как
несанкционированная рассылка, взлом аккаунтов, получение доступа к личной
информации, реквизитам банковской карты, которая «привязана» к различным
сервисам для совершения платежей в электронном виде.

Необходимо отметить, что для сферы
информационной безопасности очень важной является независимость.

Вышеуказанное означает, что государству
крайне необходимо обеспечивать информационную безопасность за счет собственных
информационных ресурсов, каналов связи и разработчиков, чтобы не испытывать
острую зависимость от иных стран.

Возникает и иная проблема, связанная с
нехваткой квалифицированных специалистов, так называемой утечкой кадров, когда
высокопрофильные грамотные специалисты уезжают за рубеж, где им предлагают
лучшие условия. Данная ситуация свидетельствует о необходимости внесения
изменений в этой сфере и создании условий для сохранения такого рода
специалистов на Родине.

На 2020 год Минкомсвязи давал достаточно
оптимистичные прогнозы, в частности, рост специалистов в сфере информационной безопасности
до 350 000 человек, однако в условиях пандемии, начавшейся безработицы и
социально-экономической напряженности эти вопросы временно отошли на второй
план.

Нехватка квалифицированных кадров,
отсутствие отечественных разработчиков и зависимость от иностранных технологий и
поставщиков порождает проблему слабой защищенности, в том числе, финансовой
системы.

По-прежнему уязвимыми остаётся экономический
сектор, наблюдается недостаточная координация деятельности правоохранительных
органов, а ведь нарушение целостности системы взаимодействия банков может
привести к экономическому коллапсу в отдельных регионах.

На сегодняшний день со стороны руководства
государства предпринимаются меры, направленные на совершенствование правовой
базы, создание комфортных условий для квалифицированных специалистов для того, чтобы
они работали на Родине, осуществляется различного рода разработки в
информационной сфере, позволяющие не зависеть от иностранных разработчиков,
однако, на этом пути стоит еще немало трудностей и работы предстоит достаточно
много.

Целью выпускной квалификационной работы
является комплексный анализ правовых основ информационной безопасности
Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

— изучить юридическую природу, понятие и
содержание информации, как объекта обеспечения безопасности личности, общества
и государства

— исследовать законодательство Российской
Федерации об информации и информационной безопасности

— рассмотреть Доктрину информационной
безопасности РФ,

— проанализировать систему и структуру
органов государственной власти и их полномочия в сфере обеспечения
информационной безопасности РФ,

— выявить проблемы обеспечения
информационной безопасности в России,

— рассмотреть направления
совершенствования правового регулирования информационной безопасности.

Объектом исследования работы являются
общественные отношения в сфере информационной безопасности Российской
федерации.

Предметом – нормативно-правовые акты,
научная и учебная литература, отражающие различные аспекты информационной
безопасности Российской федерации.

Теоретическую базу
работы составили труды таких ученых как Белозерова К.С., Толстова Н.А.,
Денисенко И.В., Пилипенко А.В., Абова Т.Е., Карапетов
А.Г. Хитарова И. Ю., Маруков А.Н.,
Митячкина Е.С., Михнева С.В., Михнев И.П., Михнева С.В., Айвазян А.Г., Серкина
Е.П., Нерсесянц В. С., Соколов Д.В., Хитарова И.Ю. и др.

Нормативную основу составили: Конституция
Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы
Президента РФ, ведомственные акты.

Методологической основой исследования
являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него
частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический,
технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический,
аналитический, синтеза и др.

Эмпирической основой послужили:
электронные ресурсы сети Интернет, справочные правовые системы «Консультант
Плюс» и «Гарант».

Теоретическая и практическая значимость
исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и
теоретические выводы о концептуальных и правовых основах информационной
безопасности Российской Федерации, позволят расширить теоретические взгляды на
природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его
концептуальному и нормативному развитию.

Структура выпускной квалификационной
работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического
расположения материала.

Работа включает введение, три главы,
состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных источников и
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день наблюдается переход от
традиционного к информационному обществу, но, безусловно, на этом пути стоит
немало проблем.

Стремительное распространение науки и техники
оказывает воздействие и на информационную сферу в целом. Происходящая
глобализация влияет и на развитие информационного общества, технологическое
развитие порождает социальные сдвиги.

Процесс глобализации характеризуется усложнением
социальных связей во всех сферах общественной жизни, однако данное явление
является вызовом для существования социума и отдельных людей, сталкивающихся с
глобальными проблемами. Глобализация оказывает влияние на нужды и потребности
людей, формирует их и отражают уровень развития всей цивилизации. Таким образом,
речь идет о развитии информационного общества.

Глобализация развивается волнообразно и стремится к
созданию сверхцивилизации.

На сегодняшний день
главными достижениями государств является не сферы науки и техники, а наличие
той или иной информации, недоступной для противника или конкурента.

Сложности правового регулирования в информационной сфере во
многом обусловлены динамичностью ее развития, ежедневно в сети Интернет
появляется огромное количество различных материалов, в том числе, и
запрещенного характера, создаются новые группы в социальных сетях, направленность
которых может быть, в том числе и преступной.

Необходимо отметить, что российская правовая база
в информационной сфере далека от совершенства и требует переработки, в том
числе, актуализации терминологического аппарата и приведения его в соответствие
с современными реалиями.

Всё это необходимо для того, чтобы эффективно
реализовывать государственную политику в сфере информационных технологий,
обеспечивать качественную и бесперебойную работу государственных органов,
направленную на регулирование общественных отношений.

Серьёзной проблемой является отсутствие кодифицированного
акта в информационной сфере, нормы носят разрозненный характер, иногда
противоречат друг другу, а имеющиеся правовые акты написаны сложным, непонятным,
нелаконичным языком, что создает существенные трудности для правоприменителей.

Таким образом, было бы целесообразно принять Информационный
кодекс и вносить изменения комплексно непосредственно в него, чтобы как-то успевать
за стремительно меняющимся информационным миром.

Есть ряд объективных сложностей, затрудняющих
борьбу с киберпреступностью. В частности, отсутствуют унифицированная
классификация киберпреступлений, при проведении расследования
правоохранительные органы сталкиваются с неурегулированностью правовых вопросов
осуществления следственных действий, в частности, проблемы возникают при сборе
виртуальных следов, каким образом их сохранить и оформить, для того чтобы они
были допустимыми доказательствами.

Обозначенные и иные сложности порождают проблемы
при расследовании преступлений.

Кроме того, зачастую преступления в виртуальной
сети носят трансграничный характер, в связи с чем, достаточно сложно выявить
местонахождение преступника, что затрудняет определение подследственност, а в
дальнейшем и подсудности.

В этой связи необходимо совершенствовать
информационный обмен между правоохранительными органами различных стран,
налаживать контакты, взаимодействие и порядок обмена, причем данные
обстоятельства не должны зависеть от политических факторов.

С сожалением можно констатировать, что многие
зарубежные страны имеют гораздо более высокий уровень технологического
прогресса, свои информационные системы, высококвалифицированных специалистов, в
связи с чем, в гораздо большей степени защищены в информационной сфере.

В России, учитывая, многие трудные вопросы, с обеспечением
информационной безопасности существуют серьезные проблемы, которые на
сегодняшний день решить в полном объеме не удалось.

Недостаточное финансирование информационной среды
приводит к утечке кадров, невозможности осуществлять дорогостоящие разработки с
последующим внедрением в жизнь с экспериментальной составляющей, в связи с тем
Россия по-прежнему продолжает зависеть от зарубежного программного обеспечения
и ресурсов, поэтому достаточно сложно сохранять уровень безопасности, так как постоянно
существует угроза, выражающаяся в несанкционированном доступе.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Юридическая природа, понятие и содержание
информации, как объекта обеспечения безопасности личности, общества и
государства Еще не так давно понятие «безопасность»
трактовалась достаточно узко, и воспринималось как защищенность страны от
внешних угроз, шпионажа, агрессии извне, попыток свергнуть существующий
государственный строй и устоявшиеся правила нормального функционирования
общества.

В словаре В. Даля безопасность
определяется как отсутствие опасности, надежность, сохранность. Помимо этого определения
существует огромное множество авторских трактовок данного термина.

Так сотрудники института РАН
считают, что безопасность определяется деятельностью людей, общества и
государства и связана с обнаружением, предупреждением и ликвидацией угроз и
опасности, направленных на уничтожение фундаментальных, материальных и духовных
ценностей, которые могут создать угрозу для выживания и развития отдельной
нации или общества в целом[1].

Иные исследователи трактуют состояние
безопасности как системное свойство, которое позволяет развиваться и
преуспевать в состояниях конфликта на уровне самоуправления и самоорганизации.

Вышеуказанные авторы считают
необходимым включить в структуру национальной безопасности социальную,
культурную, военную, политическую, экологическую, экономическую безопасность.

Одно из важнейших мест в системе
национальной безопасности занимает информационная безопасность.

В целях обеспечения безопасности
гражданского общества в информационной сфере предлагается использовать моделирование
возникающих проблем и научное прогнозирование.

Обществу следует совершить
качественный скачок и стать информационным, что также должно найти своё
отражение в законодательном регулировании с соблюдением принципов открытости,
достоверности и свободы информации.

Концепция национальной безопасности
Российской Федерации относит укрепление информационной безопасности к числу
важнейших долгосрочных задач.

Важность информационной
безопасности обусловлена тем, что информационная государственная политика и обеспечение
национальной безопасности страны тесно взаимосвязаны и не могут существовать
друг без друга.

В частности государственная
информационная политика несет в себе цель, отражающую национальные интересы и стратегические
задачи, поставленные для их реализации.

Информационная политика является
составной частью как внешней, так и внутренней политики государства, она
пронизывает все сферы жизни общества.

Для реализации информационной
политики Российской Федерации на современном этапе должно быть сформировано
единое информационное пространство.

Кроме того, активно осуществляется
вхождение России в мировое информационное пространство, что делает необходимым
развитие информационных технологий, разработку программного обеспечения,
направленного на защиту от внешних угроз, требуется расширение правового поля,
совершенствование терминологического аппарата, актуализация действующей
законодательной базы.

На сегодняшний день можно говорить
о том, что в определении понятия информационной безопасности доминируют две
тенденции.

Так представители силовых структур
приравнивают информационную безопасность к безопасности в информационной сфере в
целом и предлагают распространить правовую охрану на все объекты информационной
среды.

Сторонники гуманитарного
направления информационную безопасность связывают с институтом тайны, однако
такой подход создает сложности как в процессе правоприменения, так и при разработке
законодательной базы.

В рамках данной работы под
информационной безопасностью мы будем содержательно понимать определение,
закрепленное в законе о безопасности и Концепции национальной безопасности, а
именно это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере
от внутренних и внешних угроз.

Безопасность состоит из отдельных
элементов:

— защита информации, которую
ошибочно отождествляют с информационной безопасностью, в данном случае речь
идёт об охране различного рода данных и тайн,

— компьютерная безопасность. Это
достаточно широкое понятие, которое включает в себя аппаратные и программные
средства, меры по защите от несанкционированного доступа, обеспечение защиты
конфиденциальной информации.

В данном контексте часто
употребляется понятие «критические данные», которые требуют защиты, в связи с
тем, что им может быть нанесен ущерб, а действиями злоумышленников может быть
нарушена или видоизменена структура хранения баз информационных данных.

— следующим элементом является
защищенность информационной инфраструктуры от преднамеренных или случайных
воздействий искусственного или естественного характера[2].

Еще одним элементом является защита
потребностей и прав человека и массовых объединений на получение качественной
информации для жизнедеятельности и развития.

В данном случае предполагается ограждение
граждан от негативного воздействия информации, но при этом обеспечение доступа
к информации для их личных и профессиональных нужд беспрепятственно.

Поскольку между информационной
безопасностью и политикой страны в сфере обеспечения национальной безопасности
есть прямая взаимосвязь, целесообразно, чтобы они осуществлялись по единым
принципам.

Авторы концепции информационной
безопасности обозначили ряд принципов, на которых, по их мнению, должно
строиться обеспечение информационной безопасности в России, среди них можно
выделить следующие:

— законность,

— системность и сбалансированность,

— открытость,

— интеграция с международными
системами обеспечения информационной безопасности,

— сочетание централизованного
управления с управлением в субъектах.

Проанализировав сущность и значение
информационной безопасности, рассмотрим понятие информации, которая является
объектом охраны.

Информация является объектом информационного
права и составляющей информационной среды.

Информационная сфера — это среда, в
которой происходит оборот информации, он непосредственно связан с производством,
распределением и потреблением информации в рамках реализации субъектами их прав
и обязанностей.

Основными объектами информационной среды,
как правило, являются:

— информация,

— информационные ресурсы[3],

— информационная инфраструктура.

Необходимо отметить, что информация
— это объект информационной сферы, но её нельзя отождествлять с теми
характеристиками, которыми обладают традиционные объекты гражданских
правоотношений.

Традиционные объекты гражданских
правоотношений не являются объектами в информационной сфере.

Некоторые исследователи предлагают концепцию,
согласно которой информация, которая остается одним и тем же явлением, должна
нести в себе определенного рода ценности.

При этом информация способна
воспринимать совершенно различные правовые режимы[4].

Информация классифицируется по разным
основаниям. Среди наиболее часто встречающихся классификаций можно встретить
следующие:

— по степени упорядоченности:
документированная, находящаяся в информационных системах, систематизированная и
несистематизированная,

— в зависимости от носителя:
бумажная, компьютерная, устная письменная,

— в зависимости от сферы применения:
массовая, отраслевая, профессиональная,

— в зависимости от доступа:
распространяемая без ограничений, с ограниченным доступом.

Таким образом, можно отметить, что
информация не является монолитным явлением, она многообразна.

Также могут быть различными режимы
существования информации: публично-правовые, частноправовые, имущественные и
неимущественного характера.

Один и тот же информационный объект
может существовать в разных правоотношениях с разными субъектами и правовым регулированием.

Таким образом, можно предложить
следующий вполне приемлемый термин «объект права, имеющий информационное
содержание» или, говоря проще, информационный объект. Сами информационные
объекты могут быть крайне разнородными.

Кроме того, такие объекты могут
регулироваться нормами как вещного, так и авторского, в зависимости от формы
выражения.

Охраняться информационные объекты
могут путем установления условий, при которых гарантируется их защита или иными
способами. [1] Белозѐрова К.С.,
Толстова Н.А. Информационная безопасность в современном обществе. Студенческая
наука для развития информационного общества Сборник материалов III
Всероссийской научно-технической конференции. 2015. С. 140-142. [2] Денисенко И.В.,
Пилипенко А.В., Толстова Н.А. Международные стандарты информационной
безопасности в интернете. Студенческая наука для развития информационного
общества. Сборник материалов III Всероссийской научно-технической конференции.
2015. С. 170-172. [3] Абова Т.Е.
Избранные труды. Гражданский и арбитражный процесс. Гражданское и хозяйственное
право. М.: Статут, 2017. С. 10 [4] Карапетов А.Г.
Свобода договора и пределы императивности норм гражданского права // Вестник
Высшего Арбитражного Суда РФ (Вестник ВАС РФ). 2009. № 11. С. 106.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы