Теория государства и права Платная доработка Юриспруденция

Платная доработка на тему Правовой нигилизм

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. НИГИЛИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ 6

2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА И ЕГО ВИДЫ 10

3. ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА 20

4. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

  

Введение:

 

Согласно Конституции Российской Федерации «Россия — есть демократическое правовое государство». Под правовым государством понимается такое государство, в котором все структуры власти подчиняются закону. Власть в таком государстве основывается на главенстве правовых норм и принципов, направленных во благо, на обеспечение прав и свобод своих граждан. Важнейшим признаком такого государства является верховенство закона, как в государственной, так и общественной жизненной сфере. Для того, чтобы построить правовое государство необходимо обладать соответствующим правосознанием. Однако нередко происходит деформация правосознания, которая в свою очередь получила наименование — правовой нигилизм.

Среди прочих, можно выделить несколько основных причин, которые обуславливают актуальность рассматриваемой нами проблемы правового нигилизма. В первую очередь следует сказать, что общественное поведение подобного типа препятствует тому, чтобы укреплялось правовое государство и гражданское общество в нашей стране. Также необходимо отметить, что сегодня общественные отношения, правовое поведение и правовая культура в Российской Федерации находятся на ненадлежащем уровне, поскольку все ещё распространены некоторые формы деятельности, являющиеся противоправными, но одобряемые обществом или большей его частью. Речь здесь идёт о том, что некоторые действия считаются допустимыми, даже если для этого необходимо пренебречь законом. Это и обуславливает социальный аспект проблемы правового нигилизма. Актуальность рассматриваемого вопроса также выражается исходя из точки зрения науки. Так как данная проблема имеет межотраслевой характер, данный вопрос изучают учёные из многих областей: юристы, философы, социологи, психологи и т.д. Отметим, что по вопросу правового нигилизма в отечественной литературе все ещё нет единого мнения по поводу трактовки и сущности данного явления, путей решения данного вопроса, а также факторов, влияющих на распространение правового нигилизма. Наконец, большое влияние также имеет и характерный для системы правоохранения уровень преступности, а также преступность непосредственно в самой законодательной власти, которая выражается не только злоупотреблением этой властью, но и коррупцией, и изданием законов и подзаконных актов, противоречащих друг другу с целью извлечения выгоды в сложившейся ситуации. К сожалению, данные противоправные явление происходят в самом государственном аппарате, в той её части, которая должна являться гарантом законности, обеспечивать соблюдение реализации законности, а также минимизировать правовой нигилизм.

С научной стороны проблематика правового нигилизма рассматривается такими учеными, как: Айдинян Д.Ю., Адамов А.Е., Иванов Б.В., Бугаенко Ю.Ю., Губанов И.А., Гуревич А.А., Вологина Р.А., Евлоева Д.Х., Касаева Т.Г., Легостина Е.Н., Лупарев Г.П., Махинова Л.Ю., Мягков Е.Д., Оралбаев Н.К., Галы Ж.О., Попова О.А., Прокин М.Р., Пронина К.Ю., Романова Е.Е., Семина Л.В., Котышев А.Г., Советкина А.С., Чамлай В.В., Новиков И.Э., Ширяева А.И., Карев Д.А. и другими.

В качестве цели исследования выступает выявление и описание форм правового нигилизма, имеющих место в современном российском обществе, а также формулирование первостепенных подходов к решению данной проблемы.

Для достижения поставленной цели рассмотрим следующие пункты:

— понятие нигилизма как общественного явления;

— понятие и виды правового нигилизма;

— особенности форм проявления правового нигилизма.

— пути преодоления правового нигилизма.

Объект исследования – система взаимосвязей правовой культуры и правосознания.

В качестве предмета исследования выступают особенности правового нигилизма в современном обществе.

Методология исследования: Использованы такие научные методы как анализ, синтез и обобщение.

Работа по своей структуре включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Правовой нигилизм — явление общественно-правовой жизни, характеризующееся непринятием положений законодательства, отрицанием социальной ценности права, непризнанием его как наиболее эффективного и совершенного регулятора общественных отношений, негативным отношением к роли права в обеспечении индивидуальных свобод, интересов общества.

Правовой нигилизм как форма непринятия закона имеет две степени выражения — пассивную и активную. Пассивная форма характеризуется недоверием к самому закону и пренебрежением к достижениям в правовой сфере, отрицанием возможностей и влияния закона на регулирование отношений между участниками права, а также отрицанием какой-либо позитивной роли в обществе. Активная форма характеризуется повышенной степенью агрессии по отношению к праву и законотворческой деятельности, пропагандой и подстрекательством к мнению других лиц с целью формирования негативного мнения других граждан о праве, праве, законотворческой деятельности. Пассивную и активную форму нигилизма объединяет одна общая черта – отрицание. Отрицание полезных свойств права и законов.

В настоящее время благоприятным моментом для популяризации правового нигилизма является кризис в нашем обществе. Трудности в экономической сфере, проблемы с рабочими местами, снижение рождаемости, разница в доходах между слоями населения, интеграция ценностей государств, отличных от нашего, все это способствует росту нигилистического движения. Нигилизм развивается в крайне неблагоприятные формы, такие как анархизм, политический и националистический экстремизм. Вся ситуация осложняется высоким уровнем общественного раздражения, стойким неприятием современной политической власти в стране. Учитывая низкий уровень доверия к правящим элитам, у населения в целом существует много вредных суждений и стереотипов о том, что государство использует закон как инструмент, с помощью которого оно проводит карательные операции против общества. Со временем эти стереотипы вошли в сознание граждан как истина. В такой момент потеря контроля над обществом неизбежна. Отсутствие идеологии, объединяющей народ, угрозы государственности и посягательства на суверенитет изнутри и из-за рубежа обусловлены недоработками в действующей Конституции.

Стратегические меры наоборот носят более мягкий характер, они включают в себя развитие Конституционных принципов демократического и правового государства, то есть разделение властей, развитие многопартийности, конкуренции в политической борьбе, равенство прав и свобод, и другие.

Одним из основных средств повышения правовой грамотности граждан является развитие духовности и правовое просвещение. Именно благодаря правовому воспитанию можно правильно измерить и понять, какое место человек занимает в обществе, что такое общество в целом и какую роль играет закон в регулировании такой системы.

Существуют и другие меры борьбы с правовым нигилизмом, которые можно разделить на тактические и стратегические. Тактические меры включают в себя такие меры, как совершенствование законодательства, ужесточение карательных мер. Напротив, стратегические меры носят более мягкий характер, они включают в себя развитие конституционных принципов демократического и правового государства, то есть разделение властей, развитие многопартийной системы, конкуренцию в политической борьбе, равенство прав и свобод и другие.

Для восстановления деформированного состояния правосознания граждан нужно делать упор именно на стратегических мерах воздействия, при этом необходимо, еще с малой возрастной группы сформировывать у граждан благоприятное отношение к культурно-правовым нормам, и делать упор на:

1. Признание приоритетов направлений повышение уровня правосознания в обществе, так как правовой нигилизм, не всегда выражается в открытой форме отрицания права, а может иметь еще и завуалированную форму, оказывающей неблагоприятное влияние на поведение граждан.

2. Создание благоприятного положения для повышения уровня гражданской активности.

3. Сформировать как можно более прочную связь между государством и обществом, для повышения уровня доверия к власти.

4. Активное использование современных технологий и коммуникационных средств с целью просвещения общества о вреде правового нигилизма, создание единой экосистемы между государством и гражданами.

5. Образование общественного института, контролирующего проведение просветительской деятельности в обществе, раскрытие и объяснение правовых аспектов гражданам.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. НИГИЛИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

«Нигилизм – достаточно обобщенное понятие, в переводе с латинского «nihil» обозначается как ничего, ничто. Обычно нигилизм проявляет себя в отрицании и негативном отношении к нормам и ценностям, это затрагивает все стороны общественной жизни.» .

«Стоит заметить, что для понимания этого явления нет единого подхода. Так, одни ученые видят в нигилизме негативные аспекты, другие пытаются найти какой-либо рационально-положительный принцип в нигилистических тенденциях. Между тем масштабы данной проблемы в современной России нарастают и становятся опасными для интересов государства и общества» .

Нигилизм имеет широкое распространение, представляя собой одну из форм мироощущения и социального поведения. А принимая во внимание тот факт, что мироощущение, в отличие от миропонимания, выступает в качестве психологической основой мировоззрения, становится очевидным, что психологическое состояние субъекта является определяющим в его проявлении во всевозможных направлениях общественной жизни. Старинная притча о чаше, характеризующая разницу между пессимистом и оптимистом звучит так, «чаша наполовину полна или наполовину пуста», может оказаться очень полезной при рассмотрении этого вопроса. Этимологический анализ термина «нигилизм» дает понять, что само по себе происхождение этого слова следует относить к отрицательному отношению субъекта к определенным ценностям или нормам, выступающим общепринятыми регуляторами общественной жизни. Учитывая историю развития общества, можно сказать, что религия, мораль и право выступают основными, можно даже сказать ведущими социальными регуляторами, формирующими представление о степени возможного и допустимого в межличностных отношениях. Однако, важно понимать, если при этом «религия дает человеку выбор между двумя образами жизни: «град божий» и «град человеческий», то общественная мораль предписывает нормы и правила поведения, соблюдение которых может гарантировать успешность социализации.» Не принимая во внимание тот факт, что из истории философии можно привести достаточное количество примеров прославления и поощрения презрительного отношения к общественным нормам и правилам, примером тому можно считать путь к «сверхчеловеку» Ф. Ницше, тем не менее общая идея этого пренебрежения является очевидным свидетельством асоциальности человека, что рано или поздно может привести к человеконенавистничеству. Среди всех средств социального регулирования право занимает особое место. Это положение закона определяется имеющейся у него силой, ни моралью, ни религией. Такой силой является всеобщность и обязанность закона, подкрепляемая системой наказаний за его несоблюдение.

«Не всякое отрицание становится нигилизмом, но всякий нигилизм есть отрицание. Отрицание как элемент диалектического мышления характерна для человеческого сознания, поэтому выступление против него или даже борьба с ним словно лишает человека творческой мыслительной деятельности. Именно поэтому отрицательная составляющая политического мировоззрения имеет место быть, она свидетельствует об осознанном восприятии объективной реальности и понимании необходимости ее изменения» .

То есть, столкнувшись с естественным (объективным) отрицанием, не стоит сразу говорить о наличии нигилизма. Человеку не может нравится абсолютно всё, у каждого свой подход к пониманию правильности в той или иной ситуации. В данном случае отрицание — очевидный сигнал к необходимым изменениям, оно свидетельствует о нежелании мириться с существующими проблемами и закрывать глаза на откровенную ложь и цинизм. Здесь четко построена логическая цепочка, причина порождает следствие.

Нигилизм же как явление отличен от отрицания своими категоричными, порою даже агрессивными настроениями в отношении к объекту. В некоторых случаях эта агрессия совершенно пустая и не имеет никакого логического объяснения. И. С. Тургенев в своем произведении писал «Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Это и является примером так называемой деятельности без содержания.

Именно как проявление агрессивности, которая, по словам Д.С. Лихачева, «охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества», нигилизм настораживает и вызывает желание с ним бороться, что сделать не так уж легко.

При этом, для успешного исхода такой борьбы, изменения должны произойти во всех сферах общественной жизни. Эти изменения должны касаться экономической, социальной, политической и, конечно, духовно-нравственной составляющих.

«Агрессивность своей бессодержательной деятельностью порождает беспорядок как в душе человека, так в целом в обществе. Нигилизм как проявление агрессивности часто приводит к массовым беспорядкам, революциям, гражданским войнам. Стремление власти и части общества к сохранению порядка, которое нигилисты связывают с проявлением полного консерватизма и конформизма, правильнее рассматривать как имманентную идею единства, которая является условием совместной жизнедеятельности социальной общности. При таком понимании ценности порядка люди даже в условиях отрицания многих проявлений социального бытия (например, коррупции, несправедливости, бедности, лжи и т.п.) способны противостоять нарастающему потоку агрессии в отношении власти, работодателя, непосредственного начальника, соседей по дому и членов своей семьи» .

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что нигилизм как таковой (в переводе с лат. – «отрицание») – это есть выражение негативного отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям и нормам, взглядам, идеалам, отдельным или в некоторых случаях даже ко всем сторонам человеческой жизни, представляя собой одну из форм мироощущения и социального поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы