Платная доработка на тему Правовое регулирование медитативной службы в образовательных организациях/ в общеобразовательной организации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Исторические, теоретические и правовые основы медиативной службы в общеобразовательных организациях 9
1.1. Развитие школьной медиации в России и в мире 9
1.2. Понятие, принципы деятельности и значение службы медиации в общеобразовательных организациях 14
1.3. Нормативно-правовые основы организации службы медиации в общеобразовательных организациях 21
Глава 2. Практические аспекты нормативного оформления медиативной службы в общеобразовательных организациях 28
2.1. Нормативное оформление деятельности медиативной службы в общеобразовательных организациях 28
2.2. Организация медиации в МБОУ «Центр образования № 26» 37
2.3. Разработка Положения о Службе медиации в МБОУ «Центр образования № 26» 43
2.4. Перспективы правового регулирования медиативной службы в общеобразовательных организациях 53
Заключение 62
Список использованной литературы 68
Введение:
Актуальность темы исследования. Изменения в социально-экономических отношениях, увеличивающаяся потребность в высококвалифицированных кадрах, модернизация российского образования, активное внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий – все это оказывает прямое воздействие на образовательную систему, ее субъектов, изменяет их статусы и роли, усиливая конфликтный потенциал учебного заведения. В любой образовательной организации обучаются дети разных слоев населений, национальностей, стилей воспитания, интеллектуального уровня, что также создает потенциально конфликтную среду, в которой обучающиеся проводят большую часть своего времени.
На сегодняшний день проблема конфликтов в образовании актуальна и привлекает внимание многих ученых и исследователей. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что 79% россиян утверждают, что их класс был дружным, и чем старше люди, тем выше вероятность получения именно такого ответа. Тем не менее, 58% респондентов сообщают, что без конфликтов школьная жизнь не обходилась. Среди основных причин школьных конфликтов названы следующие: ссоры, обиды, связанные с личными отношениями, личная неприязнь; конфликты «по мелочам»; отношения между мальчиками и девочками; соперничество, борьба за лидерство; социальное неравенство и другие. Опрос родителей показал, что при ответе на вопрос, случаются ли в классе вашего ребенка конфликты, 62% опрошенных ответили утвердительно .
Исследования организационных реакций на конфликт в системе среднего общего образования показали распространенность таких способов, как вызов родителей в школу, направление к психологу или социальному педагогу, отчисление или замалчивание конфликта. Указанные способы, как правило, не всегда приводят к конструктивному решению конфликта. Субъекты конфликтного взаимодействия не находят компромисса в решении конфликта, который бы их устраивал, так как данное решение принимают не сами субъекты, а кто-то за них. Участники конфликтного взаимодействия при административном решении конфликта испытывают давление, чувство вины, что может привести и к срыву, но никак не будет способствовать накоплению позитивного опыта разрешения конфликтов. Директивное разрешение не воспитывает в личности такие качества, как уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов, а именно такие мягкие компетенции являются залогом профессионального успеха и социальной стабильности общества в целом.
Большую роль в нейтрализации и предотвращении конфликтов в образовательной среде может играть медиативная служба, которая на сегодняшний день находится только на этапе своего становления. В тоже время в виду значимости данного института необходимо определить нормативно-правовые основы его функционирования, изучить круг возможных полномочий в профилактике и коррекции нарушений психологического благополучия школьников. В нынешних условиях в некоторых образовательных организациях уже созданы школьные службы примирения (или службы медиации) как орган посредничества между участниками образовательного процесса во избежание крупномасштабных конфликтов, однако их статус далеко не всегда полностью определен.
24 сентября 2020 г. состоялось Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации, в ходе которого было озвучено, что на данный момент в России создано «более 25 тысяч служб школьной медиации и примирения, большинство из которых работают в образовательных организациях. В этих службах задействовано более 75 тысяч специалистов» . Это делает актуальной тему данного исследования.
Степень научной разработанности темы. Вопросы регулирования медиации находят свое отражение во многих нормативно-правовых актах. Прежде всего, следует назвать Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» . Также следует обозначить ряд подзаконных актов, например, Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р (ред. от 01.09.2018) «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» , Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн) и др.
В научной среде, понятийный аппарат медиативных процедур раскрывался в работах Н.И. Башмаковой , В.П. Зинченко , А.В. Копылова , В.Н. Комиссарова , Т.Г. Пшенкиной , Г. Гарзона , В.В. Савчука и др.
Анализу сущности медиации посвящены работы О.В. Аллахвердовой , А.Д. Карпенко , А.А. Елисеевой , В.Ф. Яковлева , Ц.А. Шамликашвили и др.
Непосредственно проблемы организации школьной медиации разрабатывались многими исследователями, например, такими авторами, как: А.Ю. Коновалов , О.П. Вечерина , Ц. А. Шамликашвили , Р. Р. Максудов , А. Кульман и др.
Целью настоящего исследования является анализ эффективности нормативно-организационных основ регулирования медиативной службы в образовательных организациях.
Задачи исследования:
— рассмотреть историю развития школьной медиации в России и в мире;
— раскрыть понятие, принципы и значение службы медиации в общеобразовательных организациях;
— охарактеризовать нормативно-правовые основы организации службы медиации в общеобразовательных организациях;
— проанализировать правовое обеспечение службы медиации в образовательной организации на примере МБОУ «Центр образования № 26»;
— выявить проблемы правового регулирования медиативной службы в общеобразовательных организациях;
— определить перспективы правового регулирования медиативной службы в общеобразовательных организациях.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования и функционирования медиативной службы в образовательных организациях.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие особенности функционирования медиативной службы в образовательных организациях.
Методы исследование: анализ, синтез, дедукция, обобщение, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы и метод прогнозирования.
Апробация исследования.
В рамках подготовки настоящего исследования были написаны и опубликованы научные статьи:
— «Медиация в общеобразовательном учреждении как один из способов конструктивного разрешения конфликта»;
— «Правовое регулирование службы медиации в образовательных учреждениях».
— «Статус медиатора в образовательном учреждении»
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Медиация как новый социальный институт удовлетворяет общественную потребность в профессиональном урегулировании и разрешении многообразных социальных проблем, противоречий и конфликтов, возникающих как между отдельными гражданами, так и между организациями, сообществами и иными социальными объединениями.
Психологическое благополучие школьников в последнее время становится все более актуальной темой психологии и сферы образования. На сегодняшний день меняется и структура образования, и его уровни, а также происходят изменения в требованиях, которые предъявляет государство к сфере образования. Введение Федеральных Государственных Стандартов в образовании направлено на развитие у школьников личностных характеристик, которые в той или иной мере обеспечивают психологическое благополучие.
Личностными результатами освоения образовательной программы являются: стремление к саморазвитию, развитие мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, формирование социальных компетенций и гражданской идентичности. В широком смысле, психологическое благополучие рассматривается, как направленность на позитивное функционирование личности.
В данном случае, на помощь может прийти служба примирения (или служба медиации), которая при эффективной работе сможет обеспечить оптимальный психологический климат в коллективе, соответственно постоянная напряженность ведет к понижению уровня психологического благополучия и сказывается, прежде всего на личности педагога, и в целом на коллектив и семью.
Одной из целей школьной службы примирения выступает понижение стрессогенных факторов в образовательном пространстве, не только учителей, но и школьников. По данным российских исследований. Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья под удар попадают молодые учителя и опытные, которые зачастую обращаются в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для опытных педагогов со стажем работы 15 — 20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».
Таким образом, можно высказать предположение, что именно психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.
Медиация обладает следующими институциональными признаками: имеет специфическую цель – преодоление разногласий в досудебном порядке с привлечением профессионального посредника и выполняет ряд типичных для института функций.
Основные сложности, связанные с развитием института медиации, кроются в определенном консерватизме сложившейся национальной культуры конфликто – разрешения (поначалу конфликт не замечается, потом стороны стараются разрешить его собственными силами, затем обращаются в суд), недостаточном числе подготовленных медиаторов и слабостью институциональных коммуникаций по продвижению медиативных технологий.
На сегодняшний день школьные службы примирения созданы во многих регионах нашей страны. Однако на практике работа школьной медиации далека от идеала.
Выделяют несколько важных проблем:
— механизм её деятельности до конца не отлажен, отсюда трудно сразу рассчитывать на ожидаемый эффект);
— недостаток моральных и материальных ресурсов у образовательных организаций для налаживания эффективной работы службы (особенно в дальних уголках России);
— формальный подход к реализации должным образом данной системы;
— нежелание родителей решать возникающие или назревающие проблемы непосредственно в образовательной организации;
— нехватка профессионально подготовленных кадров.
В ходе проведенного исследования были проанализированы особенности правового обеспечения школьной медиации на примере МБОУ «Центр образования № 26».
Следует отметить, что специальных документов, регламентирующих создание и функционирование медиативной службы в МБОУ «Центр образования № 26» нет, однако нельзя сказать, что работа в этом направлении не ведется.
В МБОУ «ЦО № 26» созданы необходимые условия для ведения образовательной деятельности, материально-техническая база образовательной организации развивается в направлении цифровизации и информатизации образовательного процесса. Возможен образовательный процесс в дистанционном формате. Созданы все условия для сохранения здоровья обучающихся, занятий физической культурой и спортом. Индивидуальная работа и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся ведутся на высоком уровне. Реализуются программы психологического сопровождения обучающихся, проводятся коррекционно-развивающие занятия. В школе работают кружки и секции, реализуются дополнительные образовательные программы по нескольким направлениям. Созданы условия для развития талантов и способностей обучающихся. Обучающиеся принимают участие в соревнованиях и конкурсах разного уровня, включая спортивные мероприятия.
Вместе с тем, в МБОУ «ЦО № 26» правовое регулирование медиативной службы находится на низком уровне. Отсутствуют локальные правовые акты, определяющие порядок медиативных процедур, утверждающие лиц, ответственных за функционирование медиативной службе, недостаточное внимание уделяется качеству и эффективности деятельности медиативной службы.
На основании изложенного, видится целесообразным разработать и утвердить в МБОУ «ЦО № 26» следующие правовые документы:
1) положение о медиативной службе в МБОУ «ЦО № 26»;
2) ежегодный план работы медиативной службы с указанием ответственных лиц, который должен содержать следующие основные пункты:
— утверждение состава службы школьной медиации на новый учебный год;
— организационные заседания, планирование мероприятий на учебный год;
— работа с конфликтными случаями;
— совещание с педагогами «Принципы медиации»;
— обучение для медиаторов-школьников;
— психологические игры на сплоченность;
— групповые занятия «Конфликтные ситуации и способы их преодоления»;
— проведение примирительных встреч;
— встречи со специалистами КДН и ЗП, ПДН ОВД.
В ходе настоящего исследования был разработан проект Положения о Службе медиации в МБОУ «Центр образования № 26», который предлагается к внедрению в указанной образовательной организации. Данное Положение содержит основные регламентирующие нормы, направленные на эффективное функционирование медиативной службы, а также перечень типичных конфликтных ситуаций и решений по ним.
Итак, нами определена основная проблема – необходимость внедрения медиативных практик урегулирования конфликтов в образовательной среде, а, с другой – отсутствие необходимой конфликтологической подготовки субъектов образовательного процесса, что приводит только к формальной работе Школьной службы медиации.
Для решения проблемы вынесено предложение о внедрении Положения о Службе медиации в МБОУ «Центр образования № 26», для повышения уровня корпоративной культуры компании и обучения персонала управлению конфликтами и эффективному взаимодействию. Полностью разработана программа проекта, определены его цели, задачи, проведен анализ целевой аудитории, стейкхолдеров, произведена разработка мероприятий и определена команда проекта, составлен план-график мероприятий, определены ожидаемые результаты, ресурсы.
Разработанный проект позволит разрешить противоречие между руководством образовательного учреждения и законными представителями. Также реализованный проект позволит обеспечить благоприятную атмосферу в образовательном учреждении, воспитать чувство толерантного отношения друг к другу у молодого поколения.
У начинающего медиатора иногда при получении медиативного запроса возникают сомнения – а можно ли проводить медиацию в конкретном случае и не содержит ли рассматриваемый конфликт каких-либо подводных камней? Либо же после проведенной процедуры медиации история начинает так разворачиваться, что медиатор не всегда понимает, как ему правильнее поступить с точки зрения закона. В качестве правовой методической помощи специалистам службы школьной медиации мы разработали кейсы по оценке правовой позиции медиатора, которые включены в соответствующий раздел разработанного Положения. Каждый кейс содержит одну задачу и имеет три варианта решения – недопустимый с точки зрения законодательства вариант, допустимый вариант и идеальный вариант действий медиатора. Все заданные ситуации распределены по принципам возможности проведения процедуры медиации в рассматриваемом случае – по определенным отправным точкам, которые медиатор должен проверить при получении любого медиативного запроса. Формулировки этих принципов являются авторскими и призваны максимально точно и кратко обозначить тот аспект, который нужно проверить. По нашему мнению, практикующим медиаторам также будет интересно проверить себя при решении кейсов и оценить свою правовую позицию. После каждого кейса и его решения сформулирован и обоснован принцип возможности проведения процедуры медиации, который затронут в задаче. Ситуации обращены к представителю Службы школьной медиации.
Таким образом, положительным итогом повсеместного распространения процедуры медиации в рамках образовательного процесса позволит создать комфортную и безопасную среду для развития личностей, ответственных за принятие своих решений, берущих на себя ответственность. Также реализация процедуры медиации способствует воспитанию и взращиванию культуры конструктивного поведения в рамках спорных, конфликтных ситуаций, улучшению качества жизни всех субъектов, вовлеченных в образовательную деятельность на основе применения медиативного подхода.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Исторические, теоретические и правовые основы медиативной службы в общеобразовательных организациях
1.1. Развитие школьной медиации в России и в мире
Медиативные службы в образовательных организациях в современной России находятся на этапе своего становления. Если обратиться к терминам жизненного цикла по И. К. Адизесу, то институт медиации находится на стадии детства . Данный этап опасен частым возникновение конфликтов, которые могут привести к «детской смерти» института. Это конфликты между адвокатами и медиаторами; судьями и медиаторами; инновационные конфликты – преодоление консерватизма в способах урегулирования конфликтов. Основные сложности связанные с развитием института медиации, кроются в определенном консерватизме сложившейся национальной культуры конфликторазрешения (поначалу конфликт не замечается, потом люди стараются разрешить его собственными силами, затем обращаются в суд), недостаточном числе подготовленных медиаторов и слабостью институциональных коммуникаций по продвижению медиативных технологий.
Современные исследователи выделяют три этапа становления медиации как социального института.
Зарождение медиации и первый этап развития связывают с эпохой древнего мира, когда возникла необходимость решения конфликтов как внутри племён, так и между ними. И, несмотря на то, что в те далёкие времена понятия «медиация» не существовало, термин «посредничество» был. Сам процесс примирения был сложным, для его разрешения были нужны опытные и мудрые люди, такие как вожди, жрецы, старейшины. Именно они выступали в роли медиаторов.
Второй этап развития медиации наступает на рубеже средневековья и нового времени, когда на фоне множества войн между государствами, возникает потребность в альтернативном решении конфликтов. Поворотным моментом в истории медиации становится принятие первого правового документа, связанного с деятельностью медиаторов – «Акта посредничества».
Третий этап становления института медиации приходится на вторую половину ХХ столетия. Именно в это время начинается процесс закрепления медиации на законодательном уровне и применение в разных сферах деятельности, в этом числе и на уровне образовательных учреждений. Соответственно, школьная медиация стала развиваться не так давно, так в 1984 году Ричард Коэн основал в США Ассоциацию Школьной Медиации, главной задачей которой было использование медиации как альтернативного арбитражу метода разрешения конфликтов в школах. По его инициативе на территории США было создано более 80 школьных медиативных служб, «сотрудниками» которых выступали как педагоги, так и ученики. Таким образом, это можно считать началом становления института школьной медиации.
Далее, опираясь на первый и успешный опыт США в данной области, службы школьной медиации стали создаваться и продуктивно работать и во многих европейских странах, таких как Великобритания, Франция, Испания, Италия, Бельгия и т.д. В каждой из стран можно было увидеть разные способы применения медиации. Так, например, в Германии, обучающиеся старших классов принимали активное участие в процедуре медиации, выступая в роли компетентных медиаторов. А в школах Латвии, Белоруссии и Молдовы проводились «уроки медиации» на классных часах, на которых обучающиеся рассматривали и применяли разные модели медиации .