Платная доработка на тему Правовое регулирование договора перевозки железнодорожным транспортом по законодательству Российской Федерации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ.. 9
1.1. Нормативные основы
организации перевозок железнодорожным транспортом. 9
1.2. Понятие и виды договоров
перевозки железнодорожным транспортом. 15
1.3. Договор об организации
перевозок железнодорожным транспортом. 31
ГЛАВА 2. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ
ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ.. 42
2.1. Предмет и форма договора
перевозки грузов железнодорожным транспортом. 42
2.2. Права и обязанности
сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом. 58
2.3. Особенности осуществления
международных перевозок грузов железнодорожным транспортом. 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 95
Введение:
Актуальность исследования. Основное назначение транспорта — движение
материальных объектов в пространстве. Однако не все такие перемещения
охватываются правовой категорией «перевозка». Например, сплав древесины без
тяги судна, подъем мебели на этаж и тому подобное не относятся к
транспортировке — это другое движение предметов. Юридическая концепция
«перевозки» всегда предполагает использование транспортных средств.
В свою очередь, перевозка, может быть, классифицирована как перевозка для
собственных нужд и другая транспортная услуга на движущихся объектах с
использованием транспортных средств.
В юридическом смысле под перевозкой понимается транспортировка перевозки
товаров, пассажиров или багажа. Она всегда осуществляется на основании договора
перевозки, заключенного между перевозчиком и грузоотправителем
(грузополучателем, пассажиром).
Отношения по перевозке могут быть классифицированы по различным основаниям,
в частности, по виду транспорта. Одним из видов перевозки является перевозка
железнодорожным транспортом. Железнодорожный транспорт является крупнейшей и
значимой частью мировой транспортно-логистической системы. На текущий момент,
невозможно представить современный мир без этого вида транспорта, который в
свое время стал катализатором развития мировой экономики и социальной эволюции.
В условиях стремительно развивающихся международных отношений скорость,
объем грузооборота и пассажиропотока ежедневно увеличиваются и это основной
показатель эффективности транспортных коммуникаций, как внутри конкретного
государства, так и в международном сообщении.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации железнодорожный транспорт
является основным видом транспорта, с самой протяженной и развитой
инфраструктурой.
Более 82% грузовых и около 45%
пассажирских перевозок по данным Министерства транспорта Российской Федерации в
2019 году осуществлялось посредством железных дорог. Железнодорожный транспорт,
имеет исключительно важное государственное, экономическое, социальное и
оборонное значение для страны[1].
Железные дороги как отрасль экономики, обеспечивают бесперебойную работу
всех экономических и производственных секторов страны. Не секрет, что уровень
эффективности работы почти любого крупного предприятия во многом зависит от
транспортной составляющей, а в условиях современных рыночных тенденциях, может
быть фактором определяющим в целом жизнеспособность производства. Кроме того,
существенное влияние оказывает на развитие железнодорожного транспорта активное
торговое сотрудничество с европейскими и иными государствами.
Социальное значение этого вида транспорта, так же не менее значимое, как и
экономическое. С точки зрения территориальных и геополитических особенностей
нашего государства, развитие транспортных сетей имеет огромное значение в
процессах освоения территорий, а также в жизнеобеспечении удаленных населенных
пунктов и социализации населения. Чрезвычайно важной функцией железной дороги
является, в том числе, обеспечение защиты суверенитета государства и
безопасности граждан.
Эффективность осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом
зависит от адекватности действующего правового регулирования, и уровня его
соответствия международно-правовым нормам.
Постоянное совершенствование законодательства, включая разработку
единообразных законов, применимых не только к одной стране, но и в мировой
практике, улучшит качество и эффективность услуг и создаст правильные условия
для осуществления международной торговли, в соответствии с новым вектором
государственного развития.
Взаимоотношения, которые складываются в ходе деятельности отрасли
железнодорожного транспорта, очень разные. Они не ограничиваются средствами
перевозки грузов, пассажиров и товаров. Транспортные компании предлагают
множество других услуг и составляют перечень мероприятий, облегчающих
транспортировку: разгрузка и загрузка товаров, уборка транспортных средств,
ремонт дорог необщего пользования и т. д. в транспортном секторе. Такое
разнообразие услуг имеет разную правовую базу и запутаться в данном многообразии,
по факту одного процесса — перевозки
пассажиров или доставки товара, очень легко. В связи с чем, необходим детальный
анализ правового регулирования составляющих договора перевозки железнодорожным
транспортом.
Объектом исследования являются гражданско — правовые отношения, возникающие
при реализации услуг по организации перевозок железнодорожным транспортом.
Предметом исследования являются законодательные акты РФ и международные
соглашения, регулирующие отношения сторон при организации перевозок
железнодорожным транспортом.
Целью исследования является всесторонний анализ нормативные правовой базы,
регулирующей деятельность данного вида транспорта. Разработка предложений,
направленных на унификацию нормативных актов разного уровня, регулирующих
деятельность железнодорожного транспорта. Основными задачами исследования является:
— определить основные понятие и виды применяемых договоров перевозки
железнодорожным транспортом;
— изучить нормативные правовые гражданско-правовые основы организации
перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом;
— рассмотреть основы регулирования отношений при организации перевозок
грузов железнодорожным транспортом; — определить возможные противоречия в нормативных правовых актах разного
уровня, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта;
— разработать и предложить решения, направленные на приведение в
соответствие со специальным законодательством действующих норм, регулирующих
деятельность железнодорожного транспорта.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Предлагаем уточнить определение договора железнодорожной перевозки
грузов, изложив ч. 2 ст. 25 Устава железнодорожного транспорта Российской
Федерации (далее – УЖТ РФ) в следующей редакции: «По договору перевозки груза
перевозчик обязуется в установленный срок в сохранности и с соблюдением условий
его перевозки доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его
грузополучателю, который обязуется принять груз и уплатить за перевозку груза
установленную плату». Аналогичное определение договора перевозки груза
целесообразно закрепить в ст. 785 ГК РФ, которое, обладая признаками
универсальности такого договора, может быть применимо ко всем видам перевозки.
2. В целях единообразного понимания, устранения противоречий между
содержанием ст. 25 УЖТ РФ и ч. 2 ст. 785 ГК РФ, и применения указанных статей о
правилах заключения договора перевозки грузов, содержание ч. 2 ст. 785 ГК РФ
предлагаем привести в соответствие со специальным законодательством, принятым
после ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, в частности, с правилами ч.2
ст. 25 УЖТ РФ, кроме КТМ РФ, в котором этот вопрос решен также как в ГК РФ.
Предлагаем изложить ч. 2 ст. 785 ГК РФ в следующей редакции: «Заключение договора
перевозки груза подтверждается составлением в соответствии с правилами
перевозок грузов грузоотправителем накладной при предъявлении груза к перевозке
и представлением ее перевозчику вместе с другими документами, предусмотренными
нормативными правовыми актами и выдачей перевозчиком грузоотправителю квитанции
о приеме груза».
3. В транспортном законодательстве используется большое количество
терминов, которые не установлены гражданским законодательством и трактуются
непосредственно каждым отдельным нормативным правовым актом по виду транспорта.
Глава 40 «Перевозка» ГК РФ, посвященная организации перевозок, состоит всего из
17 статей, которые имеют общеопределяющий характер. Конкретизация и особенности
регулирования процессов предусмотрены уже определенным уставом или кодексом. Например,
понятия: «груз», «пассажир», «грузоотправитель» и «грузополучатель» есть в УЖТ
РФ, в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта, в Воздушном кодексе Российской Федерации и в Кодексе внутреннего
водного транспорта Российской Федерации. При этом, определения данных понятий в
каждом документе разняться, но общий смысл схож. Если доставка груза
осуществляется смешанным видом транспорта, какое понятие будет более актуальным?
Хотя весь процесс доставки является перевозкой и определяется положениями в
Главе 40 ГК РФ.
Для решения данной проблемы целесообразно унифицировать термины в
транспортном законодательстве путем внесения в ГК РФ общеприменимой
терминологии, с последующим внесением соответствующих изменений в транспортные
законодательные акты нижестоящей иерархии.
4. Целесообразно, на наш взгляд, дополнить Устав железнодорожного
транспорта РФ нормой, прямо устанавливающей, что требования грузоотправителя и
грузополучателя по взысканию неустойки за просрочку доставки груза носят
солидарный характер. Тогда по смыслу пункта 4 статьи 326 ГК РФ даже если
солидарный кредитор – получатель – получит пени от перевозчика, он должен будет
половину перенаправить другому солидарному кредитору – грузоотправителю, если,
конечно, соглашением между отправителем и получателем не будет предусмотрено
иное. В случае если грузоотправитель и получатель является одним физическим или
юридическим лицом, право на получение пени за просрочку доставки груза от
перевозчика, получает в полном размере данное физическое или юридическое лицо
как грузоотправитель.
5. На наш взгляд абзац первый статьи 106 Устава железнодорожного транспорта
необходимо изложить в следующей редакции: «После прибытия груза, грузобагажа на
железнодорожную станцию назначения и уведомления перевозчиком грузополучателя
(получателя) о прибытии груза, грузобагажа в его адрес, ответственность за
расчеты за перевозку возлагается на грузополучателя (получателя), в случае
согласия последнего на получение прибывшего груза». Такое дополнение позволит
разделить ответственность за дальнейшие манипуляции с грузом (переадресацию),
если, например, грузоотправитель ошибочно отправил в адрес конкретного
грузополучателя свой груз или грузоотправитель .
Методологическая
основа исследования – общенаучные методы исследования, а также специальные,
такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в
возможности использования его основных положений и выводов как основы для более
частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в настоящей
работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего
совершенствования действующего законодательства.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющие
шесть параграфов, заключения и списка использованных источников. [1] Информационно-статистический бюллетень «ТРАНСПОРТ
РОССИИ». Опубликовано 23
Июня 2020. Ст. 8, 16.
Заключение:
Таким образом, в результате проведенного исследования были сделаны следующие
основные выводы.
1. По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный
ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза
лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза
установленную плату. По общему правилу договор перевозки груза является
реальным, поскольку он считается заключенным в момент принятия перевозчиком
груза и выдачи соответствующего документа. Договор перевозки груза является
взаимным, поскольку его стороны имеют корреспондирующие права и обязанности.
Договор перевозки груза, заключаемый с транспортом общего пользования, является
публичным.
2. Существенным условием договора перевозки груза является его предмет.
Предметом рассматриваемого договора выступают действия перевозчика по доставке
груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному лицу, а также действия
грузоотправителя по оплате перевозки.
3. Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и
грузоотправитель. Указанный договор заключается в пользу третьего лица —
грузополучателя. Перевозчиком может выступать коммерческая организация или
индивидуальный предприниматель. Грузоотправителем и грузополучателем могут
выступать юридические и физические лица.
4. Содержанием договора перевозки груза являются права и обязанности его
сторон. Помимо прав и обязанностей грузоотправителя и перевозчика в данном
обязательстве присутствуют права и обязанности третьего лица, не участвующего в
заключении договора, т.е. грузополучателя.
5. Процедура заключения договора железнодорожной перевозки груза является
сложной, поскольку составляются два документа на формуляре перевозчика — заявка
грузополучателя и транспортная железнодорожная накладная, имеющая
конститутивное и доказательственное значение заключения договора и являющаяся
товаросопроводительным, расчетным документом.
6. При оформлении железнодорожной перевозки грузов по системе двух
документов (транспортная железнодорожная накладная и грузовая накладная
(именная, ордерная и на предъявителя)) грузовая накладная во всех ее
разновидностях приобретает статус товарораспорядительного документа, а сам
договор железнодорожной перевозки грузов приобретает многосторонний характер
(грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель).
Для целей эффективного регулирования перевозочного процесса, а также
уменьшению количества споров в суде возникает необходимость решения
рассмотренных проблем следующими способами.
1. В УЖТ РФ в императивном порядке установлены завышенные штрафы.
Представляется целесообразным уменьшить размер штрафов. Данная мера поможет
повысить процент уплаты штрафов и понизить процент подачи исков в суд по
принудительному взысканию этих штрафов.
2. Рассмотренные коллизии, по нашему мнению, необходимо разрешать в пользу
ГК РФ как законодательного акта, обладающего большей юридической силой, нежели
транспортные законы, что подтверждается также рассмотренной выше судебной
практикой. В соответствии с п. 2 ст. 784 ГК РФ условия перевозки грузов,
пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность
сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим
Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в
соответствии с ними правилами не установлено иное. В свою очередь, положения
ст. 796 ГК РФ не предусматривают отсылки к положениям транспортных законов.
Соответственно, вопросы о принципах, размерах ответственности перевозчика
должны разрешаться в соответствии с правилами ст. ст. 796, 401 ГК РФ. Исходя из
этого предлагаем устранить рассмотренные нами коллизии и привести в
соответствие положения транспортных законов об ответственности перевозчика ст.
ст. 796, 401 ГК РФ во избежание возможных затруднений в практике применения
норм транспортного права.
3. Представляется, что законодатель не должен ставить судей в положение,
при котором они вынуждены «творить», а не применять нормы права (ведь право
России относится к романо-германской правовой системе и не носит прецедентного
характера). Целесообразно, на наш взгляд, дополнить Устав железнодорожного
транспорта РФ нормой, прямо устанавливающей, что требования грузоотправителя и
грузополучателя по взысканию неустойки за просрочку доставки груза носят
солидарный характер. Тогда по смыслу пункта 4 статьи 326 ГК РФ даже если
солидарный кредитор – грузополучатель – получит пени от перевозчика, он должен
будет половину перенаправить другому солидарному кредитору – грузоотправителю,
если, конечно, соглашением между отправителем и получателем не будет
предусмотрено иное.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ 1.1. Нормативные основы организации перевозок
железнодорожным транспортом Под транспортом обычно понимают экономический сектор, связанный с
перемещением людей и товаров из одного места в другое. Как отрасль экономики
транспорт является единым и сложным комплексом средств связи и других средств
транспортной инфраструктуры, систем управления транспортными средствами и
транспортных организаций. Эффективная работа промышленности, торговли и других
секторов экономики, а также условия жизни населения зависят от идеального ритма
перевозчиков. Таким образом, транспортные операции — необходимая основа
экономической интеграции любой страны[1].
В системе предпринимательского права выделяются специальные нормы, которые
непосредственно направлены на регулирование транспортной деятельности.
Специалисты объединяют их в понятие «транспортное право».
Гражданский кодекс Российской Федерации[2] (далее
— ГК РФ) и транспортные законы регулируют различные виды транспортных
договоров. Сюда входят не только заключения об одностороннем транзите,
пассажирских перевозках, фрахте, но также соглашения о логистике, соглашения о
промежуточных поставках, договорные соглашения, договор о предоставлении услуг
на использование инфраструктуры, соглашения об эксплуатации подъездных дорог,
трансмиссии и уборке транспортных средств и т. д.
Для обозначения этих контрактов в юридических документах используются
термины «транспортные контракты», «система контрактов на транспортировку» и
«транспортные контракты». Но эти идеи не совпадают. Некоторые считают их
независимыми правовыми рамками, которые являются неотъемлемой частью системы
договорных обязательств, другие считают такую практику неправильной[3].
Внутреннее право представлено юридическим лицом, которое регулирует
финансовые и имущественные отношения, а также другие имущественные отношения,
относящиеся к собственному капиталу сторон, а также личные отношения
неимущественного типа, связанные с имуществом.
Внутренний кодекс устанавливает правила, регулирующие типы отношений,
возникающих в результате работы транспортных услуг:
— услуги
в области перевозки, согласно 40 [1] Лебедева М.Ю., Жабин И.Ю. К вопросу о месте
транспортных договоров в системе гражданско-правовых обязательств // Инновации
в гражданской авиации. 2018. Т. 3. № 2. С. 5-12. [2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть
первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.
3301.; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №
14-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410. [3] Садовская А.С. Место договора перевозке груза в
системе транспортных договоров // В сборнике: Проблемы становления гражданского
общества сборник статей VI Международной научной студенческой конференции.
2018. С. 109-113.