Образовательное право Платная доработка Юриспруденция

Платная доработка на тему Правонарушения и юридическая ответственность в сфере образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА
1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  7

1.1. Понятие
и основания юридической ответственности  7

1.2. Виды
юридической ответственности  13

ГЛАВА 2.
ПРИМЕНЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ К СУБЪЕКТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ   19

2.1. Ответственность
должностных лиц и образовательных организаций за правонарушения в сфере
образования  19

2.2.
Основания привлечения к юридической ответственности педагогических работников
как субъектов образовательной деятельности  22

2.3.
Ответственность обучающихся: основания и порядок привлечения  27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  31

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ   34

  

Введение:

 

Актуальность темы
обусловлена следующими  факторами. На
сегодняшний день вопросы образования и образовательной сферы, нарушения
законодательства в образовательной сфере и проблема юридической ответственности
являются одними из приоритетных в обществе и государстве.

Актуальность
темы заключается в том, что в законодательстве Российской Федерации об
образовании содержатся правовые нормы, закрепляющие права граждан в сфере
образования, в том числе права обучающихся и воспитанников образовательных
учреждений, а также законодательные положения, устанавливающие обязанность
органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять
требования установленные законодательством об образовании, но данные нормы в
большинстве своем не подкрепляются санкциями за их нарушение или невыполнение.
В большинстве своем, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы,
устанавливающие ответственность за неисполнение законодательства об
образовании. Это обстоятельство затрудняет предотвращение и ликвидацию нарушений
законодательства об образовании, препятствует эффективному осуществлению
государственных функций по контролю и надзору в сфере образования.

Юридическая
наука не разработала системного исследования правовой ответственности, хотя
попытки в этом направлении предпринимались.

Данная
тема была выбрана для исследования вследствие того, что нарушение норм
законодательства в образовательной сфере и проблема юридической ответственности
являются одними из приоритетных и мало разработанных на настоящий момент. Вследствие
этого возникают споры в юридической практике, пробелы и коллизии в
законодательстве Российской Федерации.

Научная
база исследования. Вопросы теорииюридической ответственности
в своих работах рассматривали Бытко Ю.И.[1],
Венгеров А.Б.[2],
Витрук Н.В.[3],
Ельчанинов А.П., Ельчанинова О.Ю.[4],
Катасонов А. В.[5],
Коваленко А.И.[6],
Лазарев В.М.[7],
Лейст О.Э.[8],
Липинский Д.А., Хачатуров Р.Л. [9],
Матузов Н.И., Малько А.В.[10],
Назаренко Г.В.[11],
Похмелкин В.В.[12],
Серков П. П.[13],
Соловей Ю. П.[14],
Чашин А.Н.[15],
Шиндяпина М.Д.[16]
и другие.

Исследованию
вопросов ответственности в административном праве посвящено немало работ.
Однако акцент на сфере образования делается достаточно редко. Можно упомянуть
Ю. С. Адушкина, Д. Н. Бахраха, Д. А. Липинского, В.В. Спасскую, Н.В. Путило.
Эпизодически появляются публикации новых авторов, отдающих дань значимости
вопроса. Тема представлена в учебной литературе по образовательному праву, в
монографических исследованиях по правовым вопросам образования.

Таким
образом, можно сделать вывод, что теоретическая база исследования является
разработанной в достаточной степени. Вместе с тем, работы, в которой бы
содержался анализ ответственности всех субъектов образовательной деятельности,
нам обнаружить не удалось. Юристы указывают на наличие неоднородности института
юридической ответственности в образовательных правоотношениях и говорят о
необходимости ее детального рассмотрения.

Объектом исследования являются
отношения, возникающие при применении юридической ответственности к субъектам
образовательной деятельности.

Предмет исследования – правонарушения и юридическая
ответственность субъектов образовательной деятельности.

Цель состоит
в изучении правонарушений и юридической ответственности в сфере образования.

Для
достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— дать характеристику
понятиям«правонарушение» и «юридическая ответственность»

— проанализировать виды юридической
ответственности;

— изучить порядок привлечения должностных
лиц и образовательных организаций к юридической ответственности;

— рассмотреть основания возникновения
юридической ответственности, применимой к педагогическим работникам как
субъектам образовательных правоотношений;

— охарактеризовать обучающихся как
субъектов, привлекаемых к юридической ответственности за правонарушения в
образовательной деятельности.

Нормативно-правовую
базу исследования составили: Трудовой Кодекс Российской
Федерации[17],
Федеральный закон №273‐ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации»[18]
, Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления
административной ответственности за нарушение законодательства Российской
Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации «Об
образовании»[19],
приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и
снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»[20].

Методы исследования, использованные
нами, делятся на несколько групп:

1. Общенаучные методы, к которым относятся:
метод анализа, используемый нами при изучении различных подходов к понятию
«юридическая ответственность», определении ее признаков и основных свойств;
метод синтеза, примененный нами для написания выводов о результатах
исследования, систематизации и обобщения информации.

2. Частно-научные методы: метод
проектирования был использован для создания проекта педагогического совета по
теме исследования.

3. Частно-правовые методы:
формально-юридический метод был выбран для толкования норм, их систематизации,
а также для интерпретации документов российского законодательства.

Применение
названных методов дало возможность проанализировать и сделать выводы по
исследуемой проблеме.

Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и
литературы. [1] Бытко Ю.И.
Основание криминализации // Вестник Саратовской государственной юридической
академии. – 2016. – № 64. – С. 55. [2] Венгеров А.Б.
Теория государства и права. М., 2018. С. 549. [3] Витрук Н.В. Общая
теория правового положения личности. – М.: Норма, 2015. – С. 164. [4] Ельчанинов А.П.,
Ельчанинова О.Ю. Уголовно-исполнительная ответственность как вид юридической
ответственности: к постановке проблемы // Вектор науки Тольяттинского государственного
университета. Сер. «Юридические науки». – 2018. – № 3 (3). – С. 70. [5] Катасонов А. В.
Превентивная функция юридической ответственности: автореф. дис. … канд. юрид.
наук. Казань, 2016. 24 с. [6] Коваленко А.И.
Теория государства и права. М., 2019. С. 138. [7] Лазарев В.М.
Юридическая ответственность как форма и средство реализации социальной
справедливости в советском обществе. М., 2019. С. 23. [8] Лейст О.Э.
Проблемы теории государства и права. М., 2019. С. 473. [9] Липинский Д.А.,
Хачатуров Р.Л. Общая теория юридической ответственности: монография. – СПб.:
Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2019. – С. 109. [10] Матузов Н.И.,
Малько А.В. Теория государства и права. М., 2019. С. 445. [11] Назаренко Г.В.
Общая теория права и государства. Орел, 2015. С. 79. [12] Похмелкин В.В.
Социальная справедливость и уголовная ответственность. Красноярск, 2019. С. 33. [13] Серков П. П.
Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования : автореф.
дис. … д-ра юрид. наук. М., 2019. 48 с. [14] Соловей Ю. П. К
вопросу о реформе законодательных основ административной ответственности //
Законодательство об административных правонарушениях: современное состояние и
пути совершенствования : материалы заседания круглого стола (3 марта 2016 г.).
Тула : Аквариус, 2016. С. 28–39. [15] Чашин А.Н. Теория
государства и права. М., 2018. С. 369. [16] Шиндяпина М.Д.
Стадии юридической ответственности. М., 2018. С. 45. [17] Трудовой Кодекс
Российской Федерации: принят Государственной Думой СФ РФ 21 декабря 2001 г.:
офиц. текст: по состоянию на 20 апреля
2021 г. N 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации от 03 января 2011 г., № 1, ст. 49. [18] Федеральный закон
№273‐ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 20 апреля 2021 г. N 95-ФЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации от 31
декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598. [19] Федеральный закон
от 3 июня 2009 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях в части установления административной
ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области
образования и статью 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» : //
Российская газета. 2009. 10 июня. [20] Об утверждении
Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного
взыскания : приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185 // Российская
газета. 2013. 26 июня

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Юридическая
ответственность – это «прежде всего, государственное принуждение к исполнению
требований права, содержащее осуждение деяний правонарушителя государством и
обществом».

«Юридическая
ответственность – это нормативная, гарантированная и обеспеченная
государственным принуждением, юридическая обязанность по соблюдению и
исполнению требований норм права, реализирующая в правомерном поведении
субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае ее нарушения –
обязанность правонарушителя претерпевать осуждение, ограничение прав
имущественного или личного неимущественного характера и ее реализация». В этом
определении, данным Хачатуровым Р.Л., фактически объединена концепция понимания
юридической ответственности как правоотношения.

«Наказание
– это есть юридическая ответственность», – считает Н.С. Малеин. «Сущность
ответственности, ее неотъемлемый признак состоит в наказании, каре
правонарушителя», – продолжает свою мысль автор. Позиция других ученых
заключается в том, что они рассматривают юридическую ответственность в тесной
связи с санкцией нормы права и определяют ее как реализацию санкции. «В самом
простейшем подходе, – отмечает Л.С. Явич, – юридическая ответственность – это
применение соответствующей санкции нарушенной правовой нормы».

Ответственность
в сфере образования носит специфический характер. Это обусловлено социальной
значимостью сферы образования и конституционным характером права граждан на
образование. Федеральный Закон об образовании, принятый 29 декабря 2012 года,
не устанавливает конкретных мер ответственности, за исключением связанных с
некачественным образованием (ст. 48), давая отсылку в целом к законодательству
Российской Федерации. Однако, если ответственность в законодательстве об
образовании носит в целом дисциплинарный и административно‐правовой характер,
то неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательной услуги служат основанием
наступления гражданско‐правовой ответственности.

Известный
интерес представляют нормы ст. 43 Закона, которые обязывают обучающихся
«добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный
учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или
индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную
подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в
рамках образовательной программы».

В
Законе об образовании основательно отражены процедуры промежуточной и итоговой
аттестации, которые проводятся в целях предотвращения возникновения в
дальнейшем спора о реализации права на оценку уровня знаний (ст.ст. 58, 59).
Именно применение дисциплинарной ответственности обучающихся вплоть до
отчисления за нарушения, связанные с выполнением графика учебного процесса,
соблюдением требований учебного плана и образовательного стандарта, как
правило, вызывает наибольшие затруднения с точки зрения соблюдения прав и
интересов обеих сторон. В равной степени это относится и к спорам, связанным с
несоблюдением графика учебного процесса и иными нарушениями со стороны
образовательного учреждения. Таким образом, новый Закон об образовании
усиливает процедурную составляющую образовательной деятельности, тем самым
обеспечивая дополнительную правовую защищенность обучающихся и дополнительную
ответственность со стороны образовательного учреждения и его администрации.

В
связи с этим, предлагается ввести в юридическую практику понятие комплексного
правонарушения, которое понимается как виновное, наносящее вред обществу,
государству, отдельным лицам, противоречащее нормам двух и более отраслей права
деяние субъекта, влекущее за собой юридическую ответственность.

При
всех принятых мерах законодатель не должен останавливаться на достигнутом, так
как в процессе модернизации и развития образования, в процессе появления новых
норм и правил, также будут появляться новые виды правонарушений. Выходом из
этой ситуации будет являться своевременное реагирование и урегулирование
законодательным путем отношений в сфере образования и законодательное
установление адекватной юридической ответственности за нарушения
законодательства регулирующего отношения в образовательной сфере, принятие
специальных нормативных актов, охватывающих всю сферу образовательных
отношений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 1.1. Понятие и
основания юридической ответственности Юридическая
ответственность представляет собой отрицательные последствия, которые должны
наступить для лица, нарушившего предписания норм права. Главной целью
задействования юридической ответственности является поддержание общественного
порядка. Она устанавливается нормативным правовым актом органа публичной
власти. Правило поведения, за нарушение которого предусмотрена юридическая
ответственность, тоже должно быть закреплено в таком акте[1].

Основанием
наступления юридической ответственности является правонарушение, виновное
деяние лица, предусмотренное нормой права, для чего необходимо установить
причинно-следственную связь между последствиями нарушения предписания права и
действиями (бездействием) правонарушителя.

Применение
юридической ответственности не сводится к наказанию виновного лица. Основная ее
цель, как уже отмечалось, — поддержание общественного порядка. То есть,
юридическая ответственность имеет также воспитательное значение. Она
заключается в применении к совершившему правонарушение виновному лицу мер
принуждения, установленных нарушенной им нормой права, в соответствующем
процессуальном порядке[2].
Относительно юридической ответственности законность означает применение к
совершившему противоправное деяние виновному дееспособному лицу мер
ответственности, установленных нормами законодательства.

Порядок
вынесения решения о применении мер юридической ответственности предусматривает
действие принципа объективности и справедливости наказания, который
обеспечивается состязательностью процесса, наличием у виновного лица права на
защиту, презумпцией его невиновности[3].
Реализация принципа неотвратимости наказания обеспечивается юридическим
совершенством процессуального законодательства, эффективной деятельностью
компетентных правоохранительных органов, общей обстановкой в государстве,
препятствующей совершению нарушений законодательства[4].
Гуманность – также один из принципов, определяющий содержание ответственности и
применение к лицу наказания[5].

Юридическую
ответственность подразделяют на виды в соответствии с целями наказания,
установленного санкциями норм в различных отраслях права. Первой среди видов ответственности
является ответственность конституционная, применяемая за ненадлежащее
осуществление публичной власти[6]. В
числе ее признаков выделяют:

1)
закрепление оснований, санкций и пр. нормативными правовыми актами;

2)
нарушение права в качестве основания возникновения;

3)
особая процедура привлечения к ответственности;

4)
применение средств принуждения со стороны государства.

Различают
также специальные признаки конституционной ответственности:

1)
особый субъект — должностные лица и органы публичной власти;

2)
предмет – должный порядок осуществления публичной власти;

3)
правовое регулирование ответственности нормами конституционного права[7].

Цель
конституционно-правовой ответственности — обеспечение надлежащего порядка
осуществления публичной власти в соответствии с конституционным
законодательством. Ее отличительные признаки:

1)
специфические основания установления ответственности органа власти либо
должностного лица;

2)
отсутствие единого нормативного правового акта, устанавливающего
ответственность;

3)
применяемые санкции: отставка правительства, отзыв депутата, освобождение или
отрешение от должности, роспуск законодательного (представительного) органа
власти, досрочное прекращение полномочий и др. Иные
виды ответственности подразделяют на правовосстановительные и карательные.
Последний наиболее ярко представлен ответственностью уголовной, применяемой за
совершение правонарушений, представляющих максимальную общественную опасность.

Юридическую
ответственность также делят на ее отраслевые виды, установленные как
материальными, так и процессуальными нормативными правовыми актами.
Административные правонарушения представляют меньшую общественную опасность по
сравнению с преступлениями. Следующим видом ответственности является
ответственность дисциплинарная, наступающая вследствие нарушения служебной,
трудовой, воинской, учебной дисциплины, совершенного лицом при исполнении своих
обязанностей.

Правовосстановительная
ответственность состоит в восстановлении нарушенных прав либо в принудительном
исполнении обязанностей. Она установлена в гражданском и
гражданско-процессуальном законодательстве. В теории права юридическую
ответственность также делят на негативную и позитивную. Ответственность как
следствие правонарушения именуют негативной или ретроспективной, наступающей за
совершенное противоправное деяние. А.И. Коваленко отмечал: «Связь государства и
правонарушителя не покоится на их общей воле. Напротив, государство навязывает
ему свою волю, привлекая к юридической ответственности… Здесь… есть особая
правовая связь между государством и правонарушителем, основанная на
государственной воле общества»[8].

О.Э.
Лейст указал на наличие процессуальной формы реализации ответственности:
«Юридической ответственностью называется применение к лицам, совершившим
правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для
этого процессуальном порядке»[9]. С.Л.
Кондратьева также обратила внимание на это: «На определённом этапе развития у
юридической ответственности проявляется процессуальный аспект – когда движение
правоотношения ответственности облекается в процессуальную форму»[10].

В.М.
Лазарев полагает, что «сущность юридической ответственности за правонарушение
представляет собой наказание (взыскание), возлагаемое на правонарушителя, то
есть она заключается в претерпевании правонарушителем правового урона,
предусмотренного в соответствующей санкции»[11].
В.В. Похмелкин выделил регулятивный признак юридической ответственности:
«Сущность последней… заключается не в осуждении и наказании правонарушителя..,
а в определении характера и границ социально-необходимого поведения, которому
должен следовать субъект права…»[12].
Г.В. Назаренко выделил оценочный признак ответственности: «Сущность юридической
ответственности заключается в отрицательной правовой оценке поведения
правонарушителя от имени государства»[13].

Юридическая
ответственность – многоаспектный процесс, имеющий признаки, присущие правовым
отношениям. Это правоотношение особого вида, возникающее в результате
совершения правонарушения, состоящее из прав и обязанностей субъектов –
правонарушителя и потерпевшего. По поводу правового положения правонарушителя
В.А. Козлова написала следующее: «Правонарушитель предстает не как объект
принудительного воздействия, а как субъект правоотношения, правовое положение
которого характеризуется не только обязанностью отвечать за содеянное, но и
конкретно определенным объемом прав… Поэтому именно применение санкции к
правонарушителю выражает реальное содержание и меру юридической ответственности
за совершение им противоправного общественно опасного деяния»[14].

Субъектов
юридической ответственности И.Л. Бачило подразделяла на должностных лиц и
прочих служащих, государственные органы, предприятия, учреждения и организации,
а также общественные организации[15].
Единство материального и процессуального начал ответственности отмечал О.Э.
Лейст: «Процессуальная регламентация юридической ответственности – необходимая
предпосылка последующего контроля и объективной проверки возбуждения,
рассмотрения и решения дел о правонарушениях… Состязательность и право на
защиту воплощены именно в процессуальных нормах, через которые реализуются
нормы материального права…»[16].

В.М.
Лазарев предложил иметь в виду три стадии реализации юридической
ответственности:

«1)
возникновение конкретного правоохранительного правоотношения из факта
правонарушения и привлечение виновного к ответственности;

2)
этап окончательной констатации вины правонарушителя и определения меры
юридической ответственности;

3)
претерпевание правонарушителем возложенного на него правового урона»[17].

Б.Л.
Назаров вычленил четыре ее стадии: возникновение, выявление, опосредование в
официальных актах компетентных органов, реализация[18].
М.Д. Шиндяпина, в свою очередь, остановилась на трех стадиях такой ответственности:

1)
возникновения, начинающейся с момента совершения правонарушения и
заканчивающейся обнаружением его компетентным государственным органом;

2)
конкретизации, начинающейся с обнаружения правонарушения и заканчивающейся
вступлением в законную силу акта применения права, подтверждающего факт
совершения лицом правонарушения;

3)
реализации, начинающейся с момента вступления в законную силу
правоприменительного акта и заканчивающейся исполнением наказания[19].

Основанием
для привлечения лица к ответственности является совершение им правонарушения, а
поводом – выявление компетентным правоохранительным органом факта его
совершения. Правонарушение – причина возникновения юридической ответственности
как его следствия. Цель ответственности – защита существующего общественного
строя, правопорядка и перевоспитание правонарушителей. Это разновидность
ответственности социальной, следствие совершения правонарушения.

Между
государством и лицами, находящимися в его правовом поле, существуют
общественные отношения, урегулированные нормами права. В их пределах субъекты
приобретают права и обязанности, не имеющие общего с юридической
ответственностью до совершения правонарушения или возникновения другого
юридического факта, изменяющего их правовое положение.

Юридическая
ответственность не возникает без совершения преступления, административного
правонарушения, дисциплинарного проступка либо юридически значимого гражданско-правового
факта. При этом также следует иметь ввиду, что позитивная ответственность
предшествует ретроспективной юридической ответственности, являясь
ответственностью потенциальной. [1] Теория
государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2018. С. 266. [2] Матузов Н.И.,
Малько А.В. Теория государства и права. М., 2019. С. 445. [3] Проблемы теории
государства и права / Под ред. В.М. Сырых. М., 2018. С. 468. [4] Общая теория
государства и права / Отв. ред. М.Н. Марченко. Том 3. Государство, право,
общество. М., 2017. С. 696. [5] Венгеров А.Б.
Теория государства и права. М., 2018. С. 549. [6] Чашин А.Н. Теория
государства и права. М., 2018. С. 369. [7]
Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран
/ Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2019. С. 35 [8] Коваленко А.И.
Теория государства и права. М., 2019. С. 138. [9] Общая теория
права / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2016. С. 319. [10] Проблемы теории и
практики правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Вып. 8. М.,
2017. С. 8 [11] Лазарев В.М.
Юридическая ответственность как форма и средство реализации социальной
справедливости в советском обществе. М., 2019. С. 23. [12] Похмелкин В.В.
Социальная справедливость и уголовная ответственность. Красноярск, 2019. С. 33. [13] Назаренко Г.В. Общая
теория права и государства. Орел, 2015. С. 79. [14] Козлова Е.И.,
Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2018. С. 50. [15] Бачило И.Л.
Компетенция и ответственность субъектов управления // Государство и право.
2018. № 11. С. 22 [16] Лейст О.Э.
Проблемы теории государства и права. М., 2019. С. 473. [17]Лазарев В.М.
Юридическая ответственность как форма и средство реализации социальной
справедливости в советском обществе. М.: Профи, 2016. С. 173. [18]Назаров Б.Л.
Социалистическое право в системе социальных связей. М., 2016. С. 296. [19] Шиндяпина М.Д.
Стадии юридической ответственности. М., 2018. С. 45.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы