Платная доработка на тему Право на охрану служебной и коммерческой тайны по законодательству Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АКПЕКТЫ СЛУЖЕБНОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
1.1.
Нормативно-правовое регулирование института коммерческой и служебной тайны
1.2.
Сущность и признаки служебной тайны
1.3.
Сущность и признаки коммерческой тайны..
Глава
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ
ТАЙНУ
2.1.
Меры по охране информации, составляющей коммерческую тайну
2.2.
Ответственность за правонарушения в области коммерческой тайны
2.3.
Защита прав обладателей коммерческой тайны
3.1.
Меры по охране конфиденциальной информации, составляющей служебную тайну
3.2.
Ответственность за правонарушения в области служебной тайны
Введение:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АКПЕКТЫ СЛУЖЕБНОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
1.1.
Нормативно-правовое регулирование института коммерческой и служебной тайны
1.2.
Сущность и признаки служебной тайны
1.3.
Сущность и признаки коммерческой тайны..
Глава
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ
ТАЙНУ
2.1.
Меры по охране информации, составляющей коммерческую тайну
2.2.
Ответственность за правонарушения в области коммерческой тайны
2.3.
Защита прав обладателей коммерческой тайны
3.1.
Меры по охране конфиденциальной информации, составляющей служебную тайну
3.2.
Ответственность за правонарушения в области служебной тайны
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты служебной и
коммерческой тайны
1.1. Нормативно-правовое регулирование института
коммерческой и служебной тайны
Впервые о коммерческой тайне и необходимости ее правовой
защиты говорилось в Законе СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР»[1], в нем также впервые
давалось юридическое понятие коммерческой тайны. В соответствии со ст. 33
настоящего Закона под коммерческой тайной понималась информация о
негосударственных секретах, связанных с производством, технологической
информацией, управлением, финансами и другой деятельностью компании, раскрытие
которой (передача, утечка) может нанести ущерб ее интересам. Руководитель
предприятия имел право определять состав, объем и порядок защиты информации,
составляющей коммерческую тайну.
Поиск доктринальных и законодательных определений
коммерческой тайны не представляет особой сложности. Так, М.А. Егорова
определяет коммерческую тайну как особый тип запретительного правового режима.
Информация, составляющая коммерческую тайну, безусловно, обладает специфическим
свойством: способностью увеличивать выгоды от коммерческой деятельности, если
такая информация скрыта. И наоборот, если этот тип информации раскрывается,
раскрывается или используется не по назначению, его владелец лишается
возможности получить то, на что он может рассчитывать, при условии сохранения
коммерческой тайны[2].
Законодательное определение коммерческой тайны содержится в п. 1 ст. 3 ФЗ «О
коммерческой тайне»[3]
и выглядит следующим образом. Коммерческая тайна — это форма конфиденциальности
информации, которая позволяет ее владельцу в существующих или возможных
обстоятельствах увеличить доход, избежать неоправданных расходов, сохранить
положение на рынке товаров, работ, услуг или получить другие коммерческие
выгоды.
Учитывая вышеупомянутые признаки, можно различать
коммерческие секреты и другие подобные типы секретов, в частности официальные и
банковские секреты.
Конечно, ограничение доступа к определенным типам
информации, будь то информация ограниченного официального использования,
информация, представляющая государственную или коммерческую тайну, является
эффективным способом гарантировать безопасность информации в стране. Вопрос
сравнительного анализа отдельных правовых информационных режимов между ними
становится особенно актуальным сегодня из-за несоответствия уровня развития
национальной нормативно-правовой базы динамичному развитию отношений в
информационной среде. Чтобы соотнести понятия коммерческой и служебной тайны,
мы предлагаем следующие критерии: определение в юридической доктрине и
законодательное определение; право устанавливать соответствующий режим.
В настоящее время центральное место среди источников
правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, занимает
вступившая в действие с 1 января 2008 года Четвертая часть Гражданского кодекса
РФ[4]
(далее – ГК РФ). Кроме того, непосредственное отношение к рассматриваемой
проблеме имеют положения первой части ГК РФ[5] ст. 1, 9, 10, 11, 12, 14,
15, 16 и т.д.
Большое значение имеет Федеральный закон Российской
Федерации № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»[6] (далее – Закон об
информации), который содержит определения информации, документированной
информации, конфиденциальной информации.
Законодатель проводит различие между «свободно
распространяемой информацией» (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона «Об информации,
информационных технологиях и защите информации») и «информацией,
предоставляемой по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях» (п.
2 ст. 3, ст. 5), Информация о том, что «в соответствии с федеральным законом
подлежит распоряжению или распространению», может быть «свободно распространена»
в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (часть 4 статьи
29) или в соответствии с правила отдельных федеральных законов, которые
определяют типы информации, которая не подлежит классификации, или по решению
судебных органов, была ли конкретная информация необоснованно удалена из
публичного доступа или должна ли она быть в открытом доступе.
В связи с принятием части четвертой ГК РФ в Федеральный
закон «О коммерческой тайне»[7] были внесены существенные
изменения. Но само по себе вступление в силу Федерального закона не
обеспечивает защиту интересов собственника без проведения конкретных
мероприятий, определенных в законе, в частности, разработке и вводу в действие
внутренних нормативных документов предприятия, регулированию трудовых
отношений, связанных с доступом к коммерческой тайне, способам минимизации
рисков, вызванных угрозами конфиденциальным сведениям, в том числе с
использованием механизмов лицензирования, сертификации и страхования[8].
Правовая система ограничения доступа к информации — это
очень важный институт демократического общества, который призван защищать как
конституционные права граждан на доступ к информации, так и конституционные
права различных субъектов на ограничение этого доступа. Указанные ограничения
должны быть законными (установленными федеральным законом) и соразмерными,
обеспечивающими баланс интересов субъектов по доступу к информации и
ограничению доступа[9].
Стоит отметить, что в подавляющем большинстве стран мира уже
давно действуют законы о коммерческой тайне. Накопленный в других странах опыт
может оказаться полезным и для нашей страны. Тем более что зарубежное
законодательство по данному вопросу носит прикладной характер. Известно
множество случаев, когда фирмы (не только зарубежные) ведут между собой
настоящие «шпионские войны», вербуя сотрудников конкурента с целью получения
через них доступа к информации, составляющую коммерческую тайну. В США с
поступающими на работу сотрудниками проводится специальная разъяснительная
работа, которая, кстати, регламентирована нормативными документами. Эти меры
направлены не только на защиту информации, но и на сохранение высокой репутации
компании в деловом мире.
Наличие норм об ответственности, в том числе уголовной,
может послужить работникам предостережением от нарушений в данной области,
поэтому целесообразно подробно проинформировать всех сотрудников о последствиях
нарушений.
Субъекты, которые пользовались правовой защитой в
гражданском и трудовом законодательстве в течение рассматриваемого периода,
были определены по-разному. В гражданском праве как гражданин, так и
юридическое лицо могут быть владельцем секрета производства, а также
лицензиатом. Однако работник, создавший секрет производства в связи с выполнением
своих служебных обязанностей или специфической для работодателя работы (а этот
секрет производства называется официальным), не рассматривался (и в настоящее
время не рассматривается) или как владелец секрета производства или лицензиатом.
Этот секрет производства стал для него служебной тайной[10]. Все эти положения
содержатся в ст. 1470 ГК РФ.
Напротив, на основании Закона о коммерческой тайне в
трудовом законодательстве как работодатель, так и работник могут владеть
коммерческой тайной. Что касается других людей, то в трудовых отношениях их нет
совсем. Следует учитывать, что одной из причин разделения уникального понятия «производственная
тайна» («коммерческая тайна») было то, что в гражданском праве этот объект мог
принадлежать кругу людей, а в трудовом праве — другому кругу субъектов.
В области гражданского права ответственность за нарушение
исключительного права на секрет производства регулируется правилами ст. 1472 ГК
РФ. Эта гражданско-правовая ответственность всегда возникает, только при
наличии вины. В то же время договорная и недоговорная ответственность
заключаются в том, что нарушитель закона обязан, как правило, возместить убытки
в полном объеме (фактический ущерб и упущенную выгоду). Однако в договоре могут
быть предусмотрены иные условия и размеры ответственности, в частности
ответственность независимо от вины (пункты 1 и 3 ст. 401 ГК РФ), возмещения
убытков (статьи 330 — 333 394 ГК РФ).
[1]
Закон СССР от 04.06.1990 № 1529-1 «О предприятиях в СССР» // Ведомости СНД СССР
и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460. Документ утратил силу.
[2]
Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. / М.А. Егорова. — «РАНХиГС
при Президенте РФ», «Статут», 2013. — С. 267.
[3]
Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. 2004. —
№ 32. — Ст. 3283.
[4]
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №
230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. — № 52 (1 ч.). — Ст. 5496.
[5]
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 — № 51-ФЗ
// СЗ РФ. 1994. — № 32. — Ст. 3301.
[6]
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3448.
[7]
Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. 2004. —
№ 32. — Ст. 3283.
[8]
Серебряков А.А. О месте информации, составляющей коммерческую тайну, в системе
объектов гражданских прав / А.А. Серебряков. — Алтайский юридический вестник.
2014. — № 8. — С. 110-112.
[9]
Лаппо Л.Г. Конституционно-правовые предпосылки для ограничения права на
информацию / Л.Г. Лаппо. — Административное и муниципальное право. 2013. — № 4
(61). — С. 337-341.
[10]
Нюлланс Е.С., Перевалов В.А. Охрана и защита информации, составляющей
коммерческую тайну // Закон / Е.С. Нюлланс, В.А. Перевалов. 2013. — № 6. — С.
48-55.