Платная доработка на тему Права инвалид : международное и национальное правовое регулирование
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНО -ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ИНВАЛИДОВ…………………….. 6
1.1 Понятие инвалидности в международном праве. Становление концепции защиты прав инвалидов……………………………………………………………6
1.2 Национальные стандарты реализации прав инвалидов…………………………………………………………………………13
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНО -ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНВАЛИДОВ………… 22
2.1 Теоретические и нормативно-правовые основы реализации прав инвалидов на международном и национальном уровне……………………… 22
2.2 Конвенционные и не конвенционные механизмы в сфере обеспечения и защиты прав инвалидов………………………………………………………… 30
2.3 Судебные международно-правовые механизмы, направленные на защиту прав инвалидов ………………………………………………………………… 46
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В СТРАНАХ АФРИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ГАНА)………… 60
3.1 Проблема обеспечения жизненно необходимых потребностей инвалидов……………………………………………………………………….. 60
3.2 Международные походы и рамки для обеспечения средств к существованию инвалидов…………………………………………………….. 66
3.3 Механизмы содействия обеспечению средств к существованию инвалидов………………………………………………………………………… 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 78
Введение:
Актуальность темы исследования. Российской Федерацией в 2008 году подписана, а затем ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, которая вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г . Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации) . Это означает, что законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции, и научное обоснование имплементации этих положений имеет важное практическое значение. Кроме того, следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет, законодательство Российской Федерации систематически совершенствуется, учитывая международно-правовые обязательства, взятые на себя Россией.
Международные стандарты представляют собой комплекс норм, закрепленных в международно-правовых актах, определяющих основные положения достойных условий жизнедеятельности людей и направленных на обеспечение развития индивида и на его правовую защищенность. Эти стандарты должны быть восприняты законодательством каждого государства путем подписания и ратификации международных договоров, затем они должны быть имплементированы в действующее законодательство страны. Однако международным социальным стандартам положено быть защищенными и обеспеченными не только законодательством государства, но и ее специальными институтами. Поэтому важным гарантом реализации прав человека вообще и прав инвалидов, в частности, является действенная система социальной защиты, которая является функцией всего общества, а не только государства. Обеспечение социального положения человека, является важной гарантией защиты его прав, которая регулируется на основе международных стандартов.
Согласно данным Росстата, в России 12,1 млн. человек имеют инвалидность – это около 8.2% населения. У большинства из них (5,6 млн. человек) вторая группа инвалидности, число таких людей с 2013 года сократилось на 17,7%. Третья группа инвалидности присутствует у 4,4 млн. человек, за последние пять лет это рост на 7,3%. У 1,47 млн человек первая группа, их число сократилось на 2%. За шесть лет инвалидов в стране стало на 7,6% меньше: в 2013 году было 13,1 млн. человек .
Цель настоящей работы – анализ норм российского законодательства и международно-правовых норм, регулирующих вопросы обеспечения прав инвалидов.
Задачи исследования:
— раскрыть понятие инвалидности в международном праве и становление основной концепции защиты прав инвалидов;
— рассмотреть международные и национальные стандарты прав инвалидов с позиции защиты прав человека;
— исследовать теоретические и нормативно-правовые основы реализации прав инвалидов на международном и национальном уровне;
— проанализировать классификацию конвенционных и не конвенционных механизмов в сфере обеспечения и защиты прав инвалидов;
— рассмотреть судебно-правовой контроль в области осуществления прав инвалидов;
— выявить проблемы обеспечения жизненно необходимых потребностей инвалидов в Гане;
— исследовать международные подходы и условия обеспечения средств к благополучной жизни людей с инвалидностью;
— проанализировать механизмы содействия для обеспечения средств для улучшения жизни инвалидов.
Объект настоящего исследования – общественные отношения, возникающие в области защиты прав инвалидов.
Предмет исследования – международно-правовые нормы и законодательство Российской Федерации, регулирующие вопросы защиты прав и свобод инвалидов.
Нормативно-правовую основу исследования составили международно-правовые документы, законодательство Российской Федерации, а также материалы судебной практики. Основным нормативным актом, регламентирующим государственную политику в отношении инвалидов, является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых, проводивших исследования в области прав инвалидов, М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Р. К. Мертона, Т. Парсонса. В работах Н. В. Андреенковой, Е. Д. Катульского, С. Г. Кузнецова, А. А. Разумова, Д. Г. Сансельцева, А. С. Семенова, Г. Н. Соколовой, А. А. Ткаченко, М. А. Шабановой рассматриваются трудовые отношения, Е. А. Тарасенко, С. П. Пешкова, Ю. Г. Элланского, Р. Н. Жаворонкова. Проблемы классификации систем государственной политики и влияние на положение инвалидов в социально-политическом пространстве обоснованы Г. И. Авциновой, Б. И. Красновым, Е. Н. Тарасовым, В. И. Жуковым, С. И. Фурсовым и др.
Методологической основой исследования являются диалектический метод научного познания, а также структурно-функциональный, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой методы.
Структура работы включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Положения, выносимые на защиту:
Учитывая политические, экономические и н гуманитарные процессы, которые сегодня происходят в мире и необходимость усилить меры со стороны государства, направленные на защиту прав инвалидов, Российской Федерации, следует, на наш взгляд, показать положительный пример другим странам и выстроить траекторию развития своей позиции в международно-правовом поле и во внутригосударственном:
1. Российской Федерации следует ратифицировать Факультативный протокол Конвенции о правах инвалидов, для того чтобы граждане России имели возможно подавать жалобы на нарушение своих прав в Комитет ООН по правам инвалидов. Этот шаг позволит Российской Федерации посмотреть на проблемные аспекты в области защиты прав инвалидов и выработать эффективные механизмы их решения;
2. Необходимо в рамках регионального взаимодействии стран СНГ, в области защиты прав человека в общем и прав инвалидов в частности, запустить механизм рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения прав человека и создать собственную региональную систему защиты прав человека, которая бы не была зависима от политических настроений, а твердо бы стояла на защите ценностей защиты прав человека;
3. На национальном уровне, Российская Федерация готова к внедрению Института уполномоченного по правам инвалидов, который бы по аналогии с институтом Уполномоченного по правам человека, смог развить сеть защитников по всей стране. Для этого нужно принять конституционный закон «Об уполномоченном по правам инвалидов».
Заключение:
Таким образом, делая вывод ко всей работе, можно сказать, что международные стандарты социального обеспечения, действующие сейчас и действовавшие ранее, всегда первоначально были основаны на положениях конвенций и рекомендаций МОТ, а те в свою очередь – были разработаны, основываясь на опыте развитых (прежде всего, европейских) государств в области организации национальных систем социального обеспечения. Обновление и принятие редакций Европейской социальной хартии и Европейского кодекса социального обеспечения в свою очередь поспособствовало формированию региональных и внутригосударственных стандартов социального обеспечения, к которым относятся самые важные элементы современного общества – элементы социальной сферы. С формированием региональных стандартов социального обеспечения государства получили дополнительные возможности и ориентиры в экономической и политической интеграции, усилив свое взаимодействие в указанных сферах, а также в области социального обеспечения своих граждан.
Возможность самостоятельного определения обязательств, которые государство-участник готово взять на себя, – добровольных самоограничений – была закреплена при пересмотре Европейской социальной хартии. Гарантируемый уровень защиты граждан собственного государства позволил Российской Федерации ратифицировать Хартию. Следовательно, в связи с этим, на сегодняшний день Европейская социальная хартия применительно к Российской Федерации содержит следующие виды стандартов в сфере социально-трудовых и иных связанных с ними отношений: обязательные (такие как обязательство по установлению и поддержанию систем социального обеспечения) и рекомендательные, применяемые в качестве ориентиров для будущего развития законодательства и правоприменительной практики в отечественном праве: в частности, в области социального обеспечения – относительно уровня социального обеспечения. Он должен быть как минимум не ниже, чем предусмотренный Европейским кодексом социального обеспечения
В перспективе следует стремиться к созданию условий для ратификации иных положений Европейской социальной хартии, в том числе касающихся уровня социального обеспечения.
Были проанализированы двусторонние соглашения в сфере социального обеспечения.
Таким образом, установлено, что понятие «достойная жизнь» – ключевое и самое повторяемое в заключаемых соглашениях. Оно соотносится с двумя основными или, иначе говоря, естественными правами человека – на жизнь и на личное человеческое достоинство. «Достойная жизнь» – это в первую очередь финансовая и материальная обеспеченность индивида на уровне международных стандартов, стандартов развитого и развивающегося общества; далее – доступ к социокультурному развитию и ценностям, а также гарантия личной безопасности и неприкосновенности. Право на достаточный уровень жизни – это один из главных исходных принципов любого социального государства. Очевидно, что оно относится к важному, если не самому главному, конституционному социальному праву. Ведь главная цель любого государства – это предоставление гражданам как физическим лицам разных видов социальной поддержки и защиты.
6. Выявлены проблемы международно-правового регулирования социального обеспечения и определены возможные пути их решения.
Обращаясь к недостаткам международно-правового регулирования социального обеспечения, можно выделить основные актуальные проблемы.
1) Соглашения, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств, особенно те, которые имеют место в области социального обеспечения, не успевают за требованиями времени и утрачивают или практически утратили былую актуальность. Современные условия требуют от стран Содружества пересмотра имеющихся соглашений и значительного пересмотра внутригосударственного порядка стран-участниц по отдельности.
2) Несмотря на широкие возможности в области возбуждения уголовного дела и обращения в Гаагский суд, в реальной практической ситуации более радикальный способ обратить внимание на конкретные погрешности и существенные недостатки системы государственного управления в области социальной защиты и помощи – высказаться на Международной конференции труда, поскольку страны, Конференции разными способами избегают упоминания и обсуждения проблем о несоблюдении конвенции на пленарном заседании.
3) Отдельные люди и организации почти не имеют возможности для подачи жалоб и обращений – многие конвенции не закрепляют процедуру подачи личных индивидуальных жалоб. Органы МОТ, отвечающие за контроль, в свою очередь не учитывают личные обращения и жалобы.
4) За последнее время уменьшился объем процедур ратификации актов по мировым международным стандартам именно в области социального обеспечения – помощи и защиты. Главная причина этого скорее всего – глобализация, увеличивающая конкуренцию между государствами, вследствие чего страны разными способами снижают издержки на труд – которые включают в себя в том числе расходы на социальное обеспечение. Из-за этого были перестроены многие внутригосударственные и международные системы общественной поддержки. Некоторые развитые страны стали выражать желание избавить себя от международных стандартов, поскольку те усложняют адаптацию к современным условиям жизни. Начиная с 1980-х гг. поддержка новых конвенций практически отсутствовала.
5) Другая актуальная проблема – это связь нынешних конвенций с устаревающими социальными рисками и способами защиты граждан, поскольку они относятся к едва ли актуальной сейчас экономике 50-60-х годов прошлого века. Информационное общество диктует свои требования: сфера услуг и информации играет большую роль. Экономика постиндустриальных стран характеризуется распространением непостоянных, нетипичных форм занятости. На рынке труда появились новые социально уязвимые категории населения, нуждающиеся в защите.
Можно выделить два направления развития международного правового регулирования в сфере социального обеспечения:
— при подходе к социальному обеспечению как к праву человека от государства требуется выполнение минимальных стандартов в этой области;
— при конвенциональном подходе к социальному обеспечению государства призывают к дальнейшему активному развитию системы социального обеспечения.
Описанный ранее подход имеет существенное достоинство: он связывает все государства, которые ратифицировали Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах.
Полезное средство и инструмент, необходимый для контроля за реализацией норм права государствами-участниками – обязанность от стран-членов регулярно докладывать о состоянии государственного обеспечения в социальной сфере. Такие доклады обобщают государственный опыт, а уровень социального обеспечения дает пространство для улучшения национальной системы.
Как мне кажется, Международные организации должны озаботиться рассмотрением вопроса об увеличении объема и качества поощрительных мер для государств, принимающих и исполняющих международные стандарты, относящиеся к социальному обеспечению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНО — ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ИНВАЛИДОВ
1.1. Понятие инвалидности в международном праве. Становление концепции защиты прав инвалидов
Согласно N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью .
Доминирующими методологическими подходами к инвалидности являются две основные, которые базируются на определенных моделях инвалидности. Понятие социального обеспечения – патернализма – включает в себя обеспечение людей с инвалидностью социальными выплатами разного рода: пособиями, пенсиями; обслуживание в сфере здоровья, социальное обслуживание, а также социальную адаптацию – проведение образовательных программ, направленных на трудоустройство и профессиональное обучение, в учреждениях, созданных для помощи инвалидам. Основное направление такой помощи – восстановление способности человека к социальному взаимодействию и труду, а предоставление работы осуществлялось на специализированных предприятиях или на дому. Таким образом, инвалидность, согласно ей, определяется как какой-либо недостаток, недуг человека, неспособность трудиться и выполнять различные социальные и общественные функции наравне со здоровыми людьми (Россия, Казахстан, Беларусь, Украина, Азербайджан и др).
Приоритетной целью реализации Концепции гражданских прав является интеграция инвалидов в общество и их деинституализация – то есть создание условий для жизни инвалидов в обществе, полноценного включения людей с инвалидностью в социально-экономические процессы с учетом их индивидуального потенциала. Она ориентирует на общественно-социальное восприятие инвалидов в качестве полноправных членов общества, имеющих как права, так и обязанности перед ним. Такая антидискриминационная концепция в области инвалидности как части социально-политической сферы, которая была разработана в США, получила широкое распространение в развитых странах: в Великобритании, Мексике, Канаде, Германии, Австралии, Израиле, Новой Зеландии, Японии и других государствах.
По мнению С.И. Новиковой , в Концепции патернализма прослеживаются положительные моменты для отдельных категорий лиц с нарушениями здоровья. Например, социальное обслуживание и содержание лиц, не способных к осознанию себя в обществе и самоконтролю в условиях специализированных учреждений стационарного типа. Понятие гражданских прав несколько идеализируется, поскольку в ней не учитываются проблемы необходимого развития социального обеспечения лиц с тяжелой степенью инвалидности.
В некоторых странах государственная социально-экономическая политика в отношении людей с инвалидностью в целях решения наиболее полного решения проблем и вопросов, связанных с социальной защитой инвалидов, построена на подходе, совмещающем две ранее упомянутых концепции. К примеру, социальная политика по выплате пособий инвалидам в США основана на экономической модели, поскольку инвалидность воспринимается в этом отношении как неспособность к труду вследствие нарушения здоровья – в связи с этим компенсируется нарушенное право на труд путем денежных выплат в виде пособий, пенсий, предоставления льгот и социального обслуживания, – эта модель сочетается с общей политикой в отношении прав человека и гражданина. В Великобритании Концепция гражданских прав легла в основу национальной политики, однако в этой области приняты законы, по своей сущности, относящиеся к медицинской модели (инвалидность рассматривается учеными как недуг, заболевание, психологический, анатомический дефект).
В настоящее время существуют десятки социальных систем, каждая из которых имеет свою историю и развитие, существенные особенности, и раскрывает разные аспекты существующей проблемы, изучаемой с разных сторон. Сегодня наиболее часто используются так называемые собирательные модели политики в социальной сфере, объединяющие самые эффективные, апробированные, современные понятия и положения самых разных концепций. В связи с тем, что инвалидность не является застывшей категорией, важное значение имеет анализ классификации подходов государственной политики и их влияние на положение инвалидов в социально- экономическом пространстве.
Одно из распространенных оснований дифференциации относительно власти и социума в области интеграции инвалидов – замкнутость социального пространства для них или его открытость. В рамках политики изоляции инвалиды рассматриваются как объекты, полностью зависящие от государственной поддержки, где их сегрегация считается наиболее приемлемым условием их жизнедеятельности.
Уровень воздействия государственной власти подразделяют на: федеральный, региональный и местный. В большинстве случаев проблемы инвалидов рассматриваются и регулируются на федеральном уровне, где на их осуществление выделяются средства из бюджета в объеме, регулируемым законодательством, обсуждаются важные проблемы и их решения в сфере социальной политики в отношении инвалидов, принимаются необходимые нормативно-правовые акты. Ресурсы и возможности регионального и местного уровней власти, как правило, минимизированы, они осуществляют в большей степени исполнительские функции, выделяют адресную социальную помощь инвалидам и др. Например, в Китае с 1994 г. в сельской местности существует система «пять обеспечений» для людей с инвалидностью и не обеспечивающих себя финансово. Местная политика в социальной сфере предусматривает комплексное оказание помощи по пяти самым важным отраслям жизни любого человека: питание, жилье, медицинское обеспечение, одежда, ритуальные услуги. Волонтерские движения активно развиваются и наращивают число сторонников во многих странах: как на государственном, так и на местном уровне. Такие движения способствуют ответственности общества к незащищенным слоям населения.
Выделяются различные способы и отрасли ведения политики в отношении инвалидов: «опережающая и запаздывающая, реалистичная и популистская» – это виды политики по степени реакции государственной власти в отношении нужд людей с инвалидностью. Опережающая включает в себя меры по «ранней диагностике и максимальному нивелированию инвалидности (среди стран можно выделить – Австралию, Германию, Индию, Китай, США, Швецию, Японию)» . Так называемая «запаздывающая» политика привычна отечественному дискурсу и наиболее характерна для стран СНГ, где проблемы инвалидов актуальны уже десятки лет, однако на государственном уровне предпринимаемые последние годы законодательные и административные меры в сфере их занятости и социальной защиты не имеют системного характера. Реалистичная политика соответствует потребностям лиц, имеющих инвалидность. Политика популизма – другой вид политики по степени реакции власти – нередко используется для привлечения внимания широких слоев населения к конкретным политическим силам. Если учитывать то, что в мире насчитывается более 500 млн инвалидов, то такое количество составляет большой социальный слой населения.
Страноведческий подход характеризуется специфическими особенностями относительно социальной интеграции инвалидов в политике стран Европы и США; стран Азии и Тихоокеанского региона; стран СНГ. В основу политики стран Европы и США, например, входит принцип запрета дискриминации граждан по любому признаку, в том числе по инвалидности, а также стимулирование активности во всех областях и сферах их жизнедеятельности. Политика в анализируемой области стран Азиатского и Тихоокеанского регионов предоставляет законодательные гарантии их прав, не дискриминацию в пользу социально защищенных слоев общества. Большинство стран СНГ проводят модернизацию в соответствии с подписанными международными документами и правовыми рекомендациями. Основу международно-правовых стандартов в области социально-правовой защиты инвалидов составляют положения, касающиеся обеспечения личных прав. В первую очередь среди таких стандартов стоит выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. (ст.3-6) , Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (часть III ст.7-9) , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (часть III ст.6-7, 11; ст.12 п.1) , Конвенцию о правах инвалидов 2006 г. и др.