Платная доработка на тему Познавательный интерес
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Познавательный интерес и
его особенности у детей старшего подросткового возраста. 6
2. Методики изучения познавательного
интереса у детей старшего подросткового возраста и обоснование их отбора для
проведения исследования. 15
3. Результаты диагностического
исследования познавательного интереса у детей старшего подросткового возраста и
их интерпретация. 23
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы.. 41
Приложения………………………………………………………………………44
Введение:
Старший подростковый возраст
характеризуется определенным своеобразием психического развития и формированием
определенных тенденций, которые имеют большое значение для последующего
существования личности, ее развития в профессиональном и социальном плане. Старший
подростковый возраст – это возраст активного самоопределения личности во всех
направлениях. В этом возрасте происходит становление интимно-личностной сферы,
определяется картина мира, нравственные и моральные ценности, происходит выбор
будущей профессиональной сферы. Последнее направление является весьма важным и
подготавливается практически всем процессом обучения в школе.
Основной формой деятельности в данном
возрасте остается учебная деятельность, несмотря на то, что акцент значимости
несколько смещается в сторону интимно-личностного общения. Успешность учебной
деятельности является фактором, содействующим успешному профессиональному
самоопределению и поступлению в дальнейшем в выбранное учебное заведения. В
связи с этим большое значение обретает в данном возрасте развитие и специфика
такого фактора, как познавательный интерес. Именно познавательный интерес к той
или иной области знания становится основой для выбора профессии. В данном
случае интерес понимается как стабильное свойство личности, которое выражается
в сосредоточенности и стремлении расширять свои знания в определенной
предметной области. Как правило, достаточно широкие познавательные интересы,
которыми характеризовалась личность на более ранних этапах развития, в данном
периоде онтогенеза обретают большую конкретность и сужаются до одного или двух
направлений познания. В связи с этим возникает необходимость помощи старшим
подросткам в осознании собственных интересов и их развитии с целью
продуктивного профессионального самоопределения в дальнейшем, раскрытия
собственных способностей и творческого потенциала.
Заключение:
Мы придерживаемся точки зрения Рубинштейна
С.Л., который рассматривал интерес как мотив, который действует в силу своей
осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Настоящее понятие
связывается с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой
индивида. Следовательно, познавательный интерес является мотивом познавательной
деятельности[24].
Г. И. Щукиной была представлена наиболее отчётливая структура
познавательного интереса, который состоит из следующих компонентов:
Эмоциональный компонент — проявляющийся в положительном эмоциональном отношении
к объекту. Интеллектуальный компонент (регулятивный) — выражающийся в
направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность. Волевой
компонент (содержательно-деятельностный) — рассматривающийся как степень
сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения
поставленной цели и отражающийся в устойчивости интереса[22]. Проведя исследования
познавательного интереса у учащихся 7А и 7Б классов по методикам: «Анкета для самооценки познавательных
интересов старших школьников» (Э. А. Барановой, К. Н. Волкова, Г. Н.
Казанцевой, В. С. Юркевич), диагностики
направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой, «Методике выявления уровня познавательного интереса» (Кувалдина Е. А.),
мы выяснили, что самооценка познавательного интереса (эмоциональный компонент)
у обоих классов средняя, что составляет 75%-80%,. Направленность учебной
мотивации (содержательно-деятельностный комонент) у 60% в 7А и 80% в 7Б —
внешняя. У остальных 40% в 7А и 20% в 7Б учащихся, у которых преобладает
внутренняя мотивация, имеет средний уровень. При выявлении уровня
познавательного интереса (регулятивный компонент) у 60% детей из 7А класса
процесс учения иногда вызывает интерес, у 40% учащихся – чаще всего интересен.
В 7 Б мы получили
Фрагмент текста работы:
1. Познавательный
интерес и его особенности у детей старшего подросткового возраста Интерес к новым знаниям – центральное
звено мотивационной структуры познавательной деятельности. В профессиональном
образовании интересы и мотивы непосредственно соотносятся между собой. Они
играют одинаково важную роль для становления, как умственной деятельности,
эмоциональной сферы личности, так и выступают движущей силой подготовки
специалиста.
Интерес к учебной деятельности в
психолого-педагогическом знании рассматривается как эмоциональное переживание
познавательной потребности и как сложный неоднородный феномен, а также как одно
из интегральных выражений сложных процессов мотивационной сферы [6].
Интерес представляет собой личностную
структуру, психологической основой которой можно считать интеллектуальные,
эмоциональные и волевые процессы, и мотивом познания – внутренним побуждением к
деятельности.
В качестве основных свойств, которые
присущих интересу, выступают:
1) связь с потребностями человека (а
именно с потребностью в познании, в ориентировке в окружающей
действительности);
2) начало развития интереса к
познанию приходится на раннее детство;
3) познавательный интерес
представляет собой единство объективного (свойств явлений действительности, на
которые направлен) и субъективного (значимости познавательной деятельности для
субъекта);
4) интерес связан с положительным
отношением к предмету познания [14].
В исследовании В.С. Ильина был
реализован анализ непосредственного интереса у школьников. Под непосредственным
интересом подразумевается ориентировочная реакция, фиксирующаяся в условиях возникающая
в условиях восприятия объекта, когда происходит расхождение между новым знанием
и жизненным опытом, специфическое состояние познавательной потребности. Исследователем
выделяются следующие типы непосредственного интереса:
1) интерес-впечатление;
2) ознакомительно-ориентировочный
интерес;
3) интерес к определенным областям
знания – к теоретическим концепциям, прикладному знанию и др. [17]
Делается акцент на ситуативности непосредственного
интереса, обусловленность его конкретным контекстом. Формируется определенное
противоречие: исследователь указывает на ситуативность непосредственного
интереса, его обусловленность ситуацией и одновременно в качестве одной из его
форм выделяет интерес к теоретическим знаниям. Ситуативность интереса – это его
нестабильность, непостоянство, зависимость от конкретных условий познания. А
интерес к теоретическим знаниям – это глубокий, стабильный устойчивый интерес,
мотив поведения, побуждение к деятельности.
Под
интересом, в том числе познавательным, понимается «эмоционально-познавательное
отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету
или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при
благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности»
[16, с. 11]. Интерес включает в свою структуру три составляющих: положительную
эмоцию по отношению к деятельности; присутствие познавательного аспекта