Платная доработка на тему Полномочия и организация деятельности Конституционного Суда РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации в системе разделения властей 5
1.1. Место и роль Конституционного Суда РФ в системе судов 5
1.2. Конституционно-правовой статус Конституционного суда Российской Федерации 8
Глава 2. Актуальные проблемы деятельности Конституционного суда Российской Федерации 14
2.1. Процессуальная деятельность Конституционного суда Российской Федерации 14
2.2. Конституционный суд Российской Федерации в правовой системе: развитие и перспективы деятельности 22
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Введение:
Актуальность темы исследования. Важнейшей функцией и задачей государства является обеспечение правопорядка. Для достижения главной цели существуют и служат органы государственной власти, которые своей деятельностью формируют конституционно-правовой механизм правового регулирования.
Конституционный суд РФ представляет собой высший судебный орган по осуществлению конституционного контроля в рамках конституционного судопроизводства.
Конституционная реформа, заявленная в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 15 января 2020 г., по замыслу имела целевым ориентиром «развитие России как правового социального государства». В связи с чем были определены семь направлений совершенствования Конституции Российской Федерации, в том числе судебная система, и, в частности Конституционный Суд РФ. Среди нововведений – наделение Конституционного Суда проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным Собранием, до их подписания главой государства по его запросу; оценивать конституционность не только законов, но и иных нормативных правовых актов органов государственной власти как федерального, так и регионального уровней; возможность Совету Федерации по представлению Президента РФ отрешать от должности конституционных судей (как и судей Верховного Суда РФ).
Новеллы о Конституционном Суде увязывались с задачей повышения его роли, устанавливалось полномочие Конституционного Суда по запросу Президента провести проверку вступившего в силу Закона о поправке к Конституции РФ на соответствие положениям гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ [3, с. 6]. Указанный Закон трансформировал статус Конституционного Суда РФ, затронув почти все его элементы: численный состав, компетенцию, порядок назначения на должность Председателя Суда и его заместителя, а также досрочного прекращения полномочий названных должностных лиц и конституционных судей (п. «е», «е.3» ст. 83, ч. 3 ст. 100, п. «ж», «л» ч. 1 ст. 102, ст. 125, ч. 1 ст. 128).
Объект исследования – Конституционный суд Российской Федерации.
Предмет исследования – полномочия и организация деятельности Конституционного суда Российской Федерации.
Цель исследования – определить объем полномочий и особенности деятельности Конституционного суда Российской Федерации в свете новых изменений.
Для достижения указанной цели должны быть поставлены и реализованы следующие задачи:
выявить место и роль законодательной ветви власти в механизме разделения властей, определив особенности законодательного и законотворческого процесса в Российской Федерации;
проанализировать конституционно-правовой статус Конституционного суда Российской Федерации;
раскрыть особенности процессуальной деятельности Конституционного суда Российской Федерации;
выявить основные направления совершенствования деятельности Конституционного суда Российской Федерации.
В качестве методической основы при анализе предмета исследования наряду с общим диалектическим методом в работе применялись группы методов: общенаучные методы (синтез, анализ, обобщение, системно-структурный и функциональный), а также специально-юридические (историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой).
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
Заключение:
Проведенный анализ полномочий и особенностей организации деятельности Конституционного суда Российской Федерации позволил сформулировать основные итоги исследования.
1. Вопрос о полномочиях и компетенции Конституционного Суда РФ является дискуссионным и достаточно неоднозначным для понимания. В законах к компетенции Конституционного суда РФ относится решение таких дел, как: дела, касающиеся соответствия нормативно-правовых актов (федеральные законы, нормативные акты Президента, Правительства, Госдумы и т.д.) нормам Конституции РФ; дела, затрагивающие международные договорные отношения и затрагивающие интересы государства, субъектов РФ; дела, затрагивающие вопросы соответствия нормативно-правовых актов субъектов РФ положениям федерального законодательства, положениям Конституции РФ; предоставление заключений о конституционности законов; рассмотрение жалоб о нарушении прав и свобод российских граждан согласно нормам, отраженным в Конституции РФ; выдача заключения о законности и порядке выдвижения обвинений против Президента в аспекте вопросов совершения им государственной измены или любого другого тяжкого преступления.
Внесение поправок в федеральный конституционный закон «О Конституционном суде» привело к изменению полномочий Конституционного Суда РФ: проверять конституционность региональных законов, проектов ФЗ, принятых, но еще не подписанных законов; оценивать возможность исполнения решений иностранных и международных судов, если они противоречат публичному порядку. Изменен порядок прекращения полномочий судей (теперь – Советом Федерации по представлению главы государства); скорректирована структура руководства Суда (один заместитель председателя вместо двух); трансформирована компетенция этого органа, что, с одной стороны, затруднило подачу жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а с другой – вменило Суду разрешение новых вопросов (например, проверку законопроектов по запросу президента).
2. Процессуальные нормы, регламентирующие работу Конституционного суда и судей, характеризуются существенными особенностями, в том числе, специфической терминологией, субъектами, стадиями. Конституционной практике в России необходимы дальнейшие исследования, научно-обоснованные предложения способов решения актуальных вопросов с целью оптимизации, повышения эффективности работы Конституционного суда Российской Федерации.
3. Анализ работы Конституционного Суда РФ как основного элемента решения вопросов, играющих первостепенную роль для государства, показал, что его деятельность являются важным элементом правовой системы государства, политической составляющей и ядром конституционного правосудия. Конституционный суд РФ является единственным в нашей стране органом, официально дающим толкование Конституции РФ.
4. Значение института толкования Конституционного Суда РФ Конституции РФ состоит в том, что оно (толкование) выступает как альтернатива жесткой процедуре внесения в Основной закон страны поправок, тем самым обеспечивая его важное юридическое свойство – стабильность.
Таким образом, изучив полномочия, отнесенные к компетенции КС РФ, можно сделать вывод, что они придают ему особый правовой статус не только в судебной системе государства, но и в иных сферах, в частности в сфере законотворчества. Конституционный суд РФ выступает также в роли независимого арбитра в спорах между ветвями государственной власти, между конфликтом интересов власти и личности. Кроме того, Конституционный суд РФ является эффективным средством разрешения коллизиях нашего законодательства с международными нормами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации в системе разделения властей
1.1. Место и роль Конституционного Суда РФ в системе судов
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, государственная власть подразделяется на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную (статья 10). Полномочия между этими ветвями власти, определяемые в рамках этой же статьи Основного закона, основываются на признании их автономии и самостоятельности, но при этом не исключают их взаимовлияния. Как отмечает профессор С.А. Авакьян, потребность в том, чтобы разделить «ветви» власти, «исторически сложилась на почве того, что определение для каждой из них направлений и полномочий делает рациональнее осуществление властных задач, функций, дел. Это еще и повышает ответственность каждого блока и его самоответственность, и право спросить за состояние дел и недостатки, если они выявятся» .
В судебной системе Российской Федерации Конституционный суд занимает высший уровень. Такой суд осуществляет свои полномочия вне зависимости от других судебных органов и осуществляет независимое и особое конституционное судопроизводство с целью защиты конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает верховенство Конституции как основного закона Российской Федерации, осуществляет как предварительный, так и последующий судебный конституционный контроль. Таким образом, можно говорить об особой роли Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ).
Впервые в истории российского государства и права Конституционный суд был создан в 1991 г., а затем в 1994 году он был реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации», расширивших его компетенции, включив право на выработку правовой доктрины.
Его специфическая задача заключается в охране Конституции РФ и тех норм, которые должны быть реализованы на территории государства при помощи специально созданных органов власти.
Являясь органом федеральной власти, Конституционный суд обладает рядом черт, при помощи которых его можно идентифицировать как судебный орган. К числу основных характеристик Конституционного суда РФ можно отнести следующие (рис. 1).
Рис. 1 – Основные характеристики Конституционного суда РФ
Занимая высший уровень в судебной системе, Конституционный Суд РФ, тем не менее, в структурном разрезе представляет собой достаточно простую систему: он состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя .
В правовой среде конституционалисты до сих пор идут дебаты относительно того, можно ли Конституционный суд выделить в системе публичной власти в отдельный орган как «четвертую ветвь власти». Одни авторы утверждают, что Конституционный суд не является особой ветвью власти, входя имманентно в судебную систему государства. Другие, напротив, утверждают, что его особые полномочия и место в судебной системе позволяют говорить о том, что он является «судом над всеми остальными судами». Свою позицию авторы второго подхода аргументируют следующими тезисами, которые кратко приведены на рис. 2.
Рис. 2 – Особый статус Конституционного суда РФ
Таким образом, Конституционный суд РФ необходим стране с целью обеспечения и защиты прав и свобод человека, правового развития общества, социальной стабильности, целостности и суверенности российского государства. Он занял особое, обособленное место в системе правосудия.
Решения Конституционного суда РФ содержат важные правовые позиции для правоприменителей, которые способны восполнить те пробелы, которые сегодня имеются в российском законодательстве. Также важность решений Конституционного суда проявляется в разрешении проблем устранения противоречивости нормативно-правовых актов, которые также имеют место быть в российском законодательстве.