Русская классическая литература Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Поэтика пейзажа в романе отцы и дети

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ
КАК ФОН РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЙ И ФОРМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И
ДЕТИ» 17

1.1. Место
описаний природы в композиции романа 17

1.2.Классификация
изображений пейзажа в романе 21

ГЛАВА ВТОРАЯ.
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» 33

2.1.Роль живой
природы в создании образа-пейзажа 33

2.2. Звуки и запахи в романе как средство создания
пейзажа 37

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
ПОЭТИКА ХРОНОТОПА В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ» 41

3.1. Романные
хронотопы как отражение модели мира героев 41

3.2. Особенности
поэтики времен года в романе И.С. Тургенева 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

Список литературы 64

  

Введение:

 

Актуальность:
И.С. Тургенев желал постигнуть гармонию природы, определить диалектику ее
созидания и разрушения. В его произведениях герои философствуют о природе:
некоторые из них считают природу храмом, другие – мастерской, где человек –
работник. Ласковой, переливающейся всеми своими красками предстает природа в
цикле «Записки охотника», грозная и суровая, беспощадная к человеку она в таких
произведениях писателя как «Поездка в Полесье», «Фауст», «Природа». В романе
«Накануне» образ скорбно задумавшейся, но решительной Елены рисуется на фоне
грозы, черных туч и сильных порывов ветра. Долгая осенняя ночь с воющим ветром
соотносится с жизненной драмой бесприютного скитальца Рудина. В повести «Ася»
эмоциональность главного героя органически сливается с конкретной предметностью
природного окружения. Это неизбежно приводит к олицетворению:

«Небо шевелилось,
двигалось, содрогалось, колыхались, дрожали звезды» [Тургенев. т. 5, с. 102].

Как пишет Г. Б.
Курляндская: «Тургеневское завоевание – преломление объективной природной реальности
сквозь сильно окрашенное субъективное восприятие – нашло свое дальнейшее
развитие в творчестве Толстого и Чехова» [Курляндская, с. 83].

При том, что роли пейзажа
и его художественного своеобразия в произведениях Тургенева касались Ю. В.
Лебедев, Ю. И. Айхенвальд, С. М. Петров, О. Б. Карань, Е. В. Макарова и др.,
исследования, глубоко раскрывающего поэтику пейзажа именно в романе «Отцы и
дети», нам обнаружить не удалось. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ языка и стиля
произведений И.С. Тургенева показывает, что он с присущим ему мастерством
использует разнообразнейшие классификации пейзажа и все его возможные функции
для создания единого идеологически-композиционного художественного
произведения. Н.П. Генералова в монографии «И.С. Тургенев: Россия и Европа»
цитирует французского искусствоведа Тэн Ипполит: «Тургенев был одним из самых
современных художников, каким обладал мир после художников Греции» и известного
американского писателя Генри Джеймса: «Обстоятельства заставили его стать
гражданином мира, но всеми своими корнями он по-прежнему был в  родной почве» [Генералова, с. 5]. Всё это
свидетельствует «не только об огромном интересе к русской культуре, но и о большом
внимании к писателю, сумевшему создать неповторимый стиль, представить в своих
произведениях самые разнообразные манеры речи, все речевые стили эпохи»
[Лаврушина, с.3].

Как считают
многие исследователи, основная тема романа «Отцы и дети» — борьба непримиримых
сословий: либерального дворянства и революционно настроенной демократической
молодежи. Этот конфликт отражается уже в самом названии романа. И вот, чтобы
ярче и понятнее раскрыть всю эту смысловую нагрузку, Тургенев использует
природу, которая является живым образом и как бы еще одним очень важным и
решающим героем в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе очень
любопытна и интересна. Вообще, русская природа в литературе к тому времени уже
заняла свое прочное место.

После важнейших завоеваний
рубежа XVIII-XIX
веков пейзаж в литературном произведении играет значительную роль, выступая как
один из основных элементов повествовательной структуры произведения. Он
является универсальной формально-содержательной категорией, служащей
организации идейно-тематического, пространственно-временного уровней текста, а
также отличается стилистической и смысловой полифункциональностью. В своей
работе мы привели понимания функции пейзажа в художественном произведении
многих литературоведов и увидели, что понятие пейзажа принадлежит к числу
неоднозначных понятий и предполагает как широкое, так и узкое понимание. Одни
искусствоведы предлагают называть пейзажем только живую природу, другие
отдельное внимание обращают на архитектурный пейзаж и интерьер. Наконец,
широкое понимание пейзажа предполагает описание любого незамкнутого
пространства, а присутствие природы в литературном произведении видит не только
в ландшафте, но и в поэтически и мифологически воплощенных силах.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ПЕЙЗАЖ КАК ФОН РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЙ И ФОРМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ
«ОТЦЫ И ДЕТИ» 1.1.
Место описаний природы в композиции романа Слово
«пейзаж» — калька с французского слова le paysage, которое происходит от слова
le pay, что означает «страна», «местность» и обозначает описание природы в
тексте, играющее различные роли, которые зависят от авторского стиля и назначения
текста. Появление пейзажа в литературе как объективно-реального изображения
природы относится к XVIII веку. Исследователи связывают этот факт с
установлением сентиментализма, как основного культурного направления.
Сентиментализм провозглашал интерес к внутреннему миру человека, для
воссоздания которого появилась необходимость использования описаний природы.

Последовавшие
за сентиментализмом романтизм и реализм еще более возвысили интерес к
взаимоотношениям человека и природы. Пейзаж утверждается как вид
художественного описания в литературном произведении.

Писатель-пейзажист
сталкивается с теми же проблемами, что и пейзажист художник: проблема выбора и
проблема обобщения. Писатель должен отобрать те детали в описании природы,
которые помогут ему выразить свою мысль. В этом смысле можно сказать, что
пейзаж в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» занимает особое место, его роль в
этом произведении гораздо сложнее, чем, например, в цикле рассказов «Записки
охотника». Пейзаж в романе не просто передает картины российской природы и
призывает любоваться ими читателя. Он имеет свою символику, свои особые
функции, свою философию. Как пишет исследователь: «Природа в произведении И.С.
Тургенева являет собой живой образ, это как бы еще один герой в системе
персонажей «Отцов и детей» [Плюхина, с. 130] Так, например, сам роман
начинается с указания времени действия – конец мая. Как известно, в последние
весенние дни душа всегда наполняется надеждами, радостью. Надеждой наполнено и
сердце героя, который первым встречается нам в романе – Николай Петрович ждет
своего сына. Таким образом, этот персонаж связан для нас с весенним пейзажем, с
надеждой на будущее. Это добрый, любящий человек, который способен ценить
искусство и красоту природы. Его сын, Аркадий также ближе к природе, чем
Базаров, в каком-то смысле они противопоставлены друг другу именно с помощью
пейзажа. В сцене встречи Николая Петровича, его сына Аркадия и Базарова
Тургенев представляет два различных настроения пейзажа, которые создают те
направления, по которым писатель строит свой роман.

Важное место занимает пейзаж
в создании психологического портрета героев. Так, например, Аркадий представлен
человеком искренним, способным менять свое мнение, составленное под
воздействием авторитета своего друга, на истинное мнение. Сначала он видит
только негатив:

Читая описание природы,
данное через восприятие Аркадия Кирсанова, мы можем глубже узнать особенности
его характера. Сначала Аркадий видит лишь негативное вокруг себя:

«Деревеньки с низкими
избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся
сарайчики», «церкви, то кирпичные с отвалившейся штукатуркой, то деревянные с
наклонившимися крестами и разоренными кладбищами», «Мужички…обтреханные, на
плохих клячонках»… [Тургенев, с. 16]

Однако, Аркадий не может
долго воспринимать окружающее только в негативном ключе, у него другой
характер, он склонен к оптимизму, молод и с надеждой глядит вперед:

«Весна брала свое», «все
золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под теплым
дыханием теплого ветерка», «Красиво чернея, гуляли грачи, повсюду заливались
жаворонки»… [Тургенев, с. 16]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы