Платная доработка на тему Поднять оригинальность в работе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы когнитивной лингвистики 5
1.1. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики 5
1.2. Структура концепта 10
Глава 2. Концепт «Дружба» в лингвокультурной картине мира 12
2.1. Концепт как основа языковой картины мира 12
2.2 Фрейм: роль дружеских связей в жизни человека 15
2.3 Фрейм: Дружба в системе понятийные межличностных отношений 19
Глава 3.Концепт «дружба» в русском художественном тексте 21
3.1 Анализ концепта «дружба» в русской повести А.П. Гайдарова «Тимур и его команда» 21
3.2 Фрейм дружеские отношения и его выражение через концепт «свой-чужой» 25
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Введение:
В последнее время в языкознании отмечается активное использование когнитивного подхода к изучению единиц различных уровней. Одним из ключевых направлений, разрабатываемых сравнительным языкознанием, является вербализация концептов, которая отражается разнообразными языковыми средствами и объединена с лексическим и фразеологическим составом языка.
Актуальность работы. Относительно недавно термин «концепт» считался синонимом термину «понятие», в связи с чем границы данного лингвистического термина до сих пор сильно размыты.
Настоящее время обозначено становлением нового информационного общества, которое сменило постиндустриальное общество. В новой «информогенной» цивилизации стратегия междисциплинарного синтеза и интерес к неклассическим методам и темам привели исследователей к изучению сферы так называемых мегаконцептов как специфического языкового и бытийного феномена.
Поскольку такие концепты вмещают в себя очень большой объём информации, философской и культурной, логично предположить, что восприятие концепта будет варьироваться не только от человека к человеку, но и от культуры к культуре, что обусловило актуальность данной работы.
Когнитивное направление, укоренившееся в современном языкознании и опирающееся на предыдущий опыт традиционных лингвистических исследований (Е.В. Бондаренко, Л.И. Белехова, А.И. Морозова, И.С. Шевченко) позволяет выявить ментальные (мыслительные) основы языковых явлений и расширить взгляд на концептосферу как языковую систему.
Современной наукой широко изучаются механизмы порождения языковых единиц и когнитивные аспекты их формирования и функционирования (И. В. Андрусяк, А.А. Селиванова, Р. Ленекер), реконструкции ментальных структур (концептов, фреймов, гештальтов, сценариев), которые являются основой понимания концептов (М.М. Болдырев, С.А. Жаботинская, В. Крофт, Дж. Лакофф, А.П. Мартынюк, В.А. Маслова, А.М. Приходько).
Объектом исследования является концепт «дружба» в языковой картине мира.
Предметом исследования являются средства вербализации концепта «дружба» в художественном тексте.
Целью данной работы является изучение языковых механизмов моделирования концепта в русском художественном тексте.
Задачи:
1. Охарактеризовать концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики;
2. Описать структуру концепта;
3. Охарактеризовать концепт как основу языковой картины мира;
4. Выявить семантические и синтаксические особенности лексических единиц концепта «дружба» на основе лексикографических источников, а также в художественном тексте.
Методы исследования включают в себя метод компонентного анализа, распределительный метод, концептуальный метод, метод интерпретации.
Новизна исследования уточняет актуальность материала, который мы рассмотрели в лингвокультуролoгическом аспекте в рамках концепта «дружба» в художественном дискурсе, что позволило выявить его основные ценности и способы их представления в повести.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов и фактического материала, которые могут помочь читателям лучше понять русский язык и способствовать межкультурной коммуникации.
Заключение:
Нами были рассмотрены такие слоты: доброжелательность как качество человека, любовь, выраженая чуствами людей, доверие, представленное взаимопониманием людей, забота, выраженая беспокойством о благополучии за кого-либо или что-либо, знакомство – выражает отношения между людьми, которые знают друг друга., помощь выражена содействием других в чем-либо, поддержка выражена помощью, содействием в чем-либо. Также в свою очередь фреймы представлены слотами.
Среди языковых механизмов выражения концепта представлены местоимения, оценочные наречия, прилагательные, а также большую роль играют глаголы.
Кроме того, следует отметить , что концепт имеет не только универсальный компонент, но также включает национальные и индивидуально-авторские представления, связанные с особенностью советского периода – всеобщее единение для постороения будущего государства, взаимопомощь, бескорыстные отношения между людьми, искренность, доверие.
Концепт «дружба» рассматривается в рамках лингвокультурологии, который играет важную роль в лингвистическом и культурном подходах, в аспекте междисциплинарности и с точки зрения антропологической парадигмы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы когнитивной лингвистики
1.1. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики
Обращение к современному словарю позволяет выделить достаточно широкий спектр определений слова «концепт» [Академик]. Данный термин (от латинского “conceptus” «понятие») это многозначное слово. В современной трактовке данная лексема понимается как инновационная идея, содержащая творческий смысл; продукт, воплощающий эту идею, называется «концепт-продуктом», то есть образ, предназначенный для представления публике:
Концепт в философии и лингвистике это значение понятия, семантика имени (символа). Оно отличается от самого символа и его предметного значения (расширение, объем понятия). Для их идентификации используются понятия и значения.
Концепт (лингвистический) устойчивая языковая или авторская идея с условным выражением; тот же мотив.
Концепт (konchetto, konsept) художественный прием концептуализма (консептизм, концептуализм).
Концепт произведение концептуального искусства.
Поскольку текущее исследование касается как философского, так и языкового осмысления крупного понятия, обратимся к определению функций концепта в сфере двух очерченных наук. Целесообразность и актуальность использования когнитивной лингвистики для изучения концептуальных систем на сегодняшний день не вызывает сомнений, поскольку язык и когнитивные структуры взаимодействуют между собой (реальность мысль язык), и через речь можно понять принципы человеческого понимания в той мере, в какой можно обработать информацию, поступающую извне. Естественно, концепт, особенно крупный, можно рассматривать как результат такой обработки, поскольку на сознательном уровне он соответствует определенной когнитивной структуре, становится основой для адресации и только часть этой структуры становится языковым символом. Этот процесс, известный как концептуализация, порождает концептуальную систему понятий информационные структуры сознания, которые формируют и представляют знания об определенных объектах и явлениях различными способами.
При определении понятия мы будем опираться на работы, которые соответствуют хронологическому порядку изучения категории. Так, С.А. Аскольдов, один из основателей концептуальной доктрины, определил ее как «замещение нашей мысленной формы в процессе мышления о бесконечном числе предметов одного и того же типа» [Аскольдов, с. 269]. По его мнению, понятие не всегда заменяет реальный объект; оно может заменять какую-то часть объекта или реальное поведение, как, например, понятие «справедливость», а часто и различные очень точные и чисто мыслительные функции, например, «математические понятия» [Там же, с. 270].
Определяя типы концептов (познавательный и художественный), С.А. Аскольдов подчеркивает их единство, с одной стороны, а с другой – весьма заметные различия. Сравним их с помощью таблицы.