Платная доработка на тему Подходы к освещению социальной проблематики в современных отечественных ток-шоу на примере программ «Пусть говорят» и «Мужское-женское»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТОК-ШОУ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 6
1.1 Роль ток-шоу на современном телевидении 6
1.2 Принципы освещения социальной проблематики в ток-шоу 20
1.3. Методика и критерии сравнительного анализа ток-шоу 28
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОСВЕЩЕНИЮ ПРОБЛЕМАТИКИ В ТОК-ШОУ «ПУСТЬ ГОВОРЯТ» И «МУЖСКОЕ / ЖЕНСКОЕ» 38
2.1 Краткая характеристика ток-шоу «Пусть говорят» и «Мужское/женское» 38
2.2 Сравнительный анализ ток-шоу «Пусть говорят» и «Мужское/женское» 41
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Введение:
Ток-шоу набирает все большую популярность в телевизионном пространстве. Их тематика настолько разнообразна, что зрительская аудитория весьма широка. Другими словами, их смотрят люди разного возраста, пола, образования, профессий, социальной принадлежности. Растущая популярность данного жанра тележурналистики накладывает особую ответственность на редакторов, журналистов и других создателей программ в плане выбора темы и подходов к ее освещению.
Социальная тематика наиболее распространена и значительна в современном мире. Каждый житель России, так или иначе, сталкивается с определенными вопросами, проблемами, а также ощущает на себе несправедливость, в том числе законодательную. Разобраться самостоятельно получается далеко не всегда. Более того, многие просто не знает куда обращаться и как поступать в той или иной ситуации. Также многие жители нашей страны в силу разных причин не знают своих прав и льгот. Социальные службы самостоятельно никогда об этом не расскажут. Каждый из нас должен самостоятельно все узнавать и стучаться во все двери, которые, к сожалению, порой оказываются закрытыми.
Кроме этого, многие не знают, как решать семейные проблемы и конфликты, насколько защищены матери-одиночки, дети, пожилые люди. Нам этого никто не рассказывал, никто не учил. А в жизни всякое случается. И, конечно, многие проблемы необходимо поднимать, о них нужно говорить, чтобы инициировать положительные изменения, как в жизни каждого конкретного человека, так и общества в целом.
Наиболее популярными темами в современных ток-шоу являются семейные конфликты, социальная несправедливость, бездействие власти, различные заболевания и многие другие. Каждую из этих тем можно раскрыть разными способами. Но, главная задача ток-шоу, сделать это таким образом, чтобы решение проблемы стало понятно каждому. Чтобы человек знал и понимал, что он не одинок, что выход есть из любой ситуации и как этот выход найти. Поэтому подходы к освещению социальной проблематики являются ключевыми в построении современного ток-шоу. Этим обуславливается актуальность выбранной тематики.
Изучением такого жанра, как ток-шоу занимались следующие ученые: Е. Л. Вартанова, И. Н. Кемарская, А. А. Тертычный и многие другие. Но в их работах в основном просматривается теоретическое описание жанра. Описывается структура идеального ток-шоу, принципы освещения различных актуальных явлений. А вот различные подходы к освещению социальных проблем рассмотрено не было. В этом заключается научная новизна данного исследования.
Цель исследования – проанализировать подходы освещения социальных проблем в современных ток-шоу.
Объект – современные ток-шоу.
Предмет исследования – подходы освещения социальных проблем в ток-шоу «Пусть говорят» и «Мужское/женское».
Для достижения поставленной цели, были решены ряд задач.
1. Выявление роли ток-шоу на современном телевидении.
2. Изучение принципов освещения социальной проблематики в современных ток-шоу.
3. Исследование различных методик и критериев сравнительного анализа ток-шоу.
4. Исследование характеристик и особенностей ток-шоу «Пусть говорят» и «Мужское/женское».
5. Проведение сравнительного анализа ток-шоу «Пусть говорят» и «Мужское/женское».
В данном исследовании использовались следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы по изучаемой теме, анализ отечественных ток-шоу, сравнение полученной информации.
Результаты полученного анализа можно использовать в практической деятельности при подготовке очередных выпусков ток-шоу, а также для изучения студентами, которые обучаются по направлению телевизионной журналистики.
Работа состоит из введения, двух глав, первая из которых содержит теоретическое исследование темы, а вторая – практический сравнительный анализ подходов освещения социальных проблем в ток-шоу, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Жанр ток-шоу зародился в Америке. Его основное предназначение обсуждение острых, злободневных вопросов с участием знаменитостей и простых людей. Однако порой ток-шоу может превратиться в рекламную площадку, в этом случае оно теряет рейтинг. Если, это произошло, то одно шоу сменяется другим.
На нынешнем этапе ток-шоу относятся к числу самых рейтинговых передач, поэтому их авторы заинтересованы в поддержании и сохранении аудитории. Для достижения этой цели часто используются способы манипулятивного воздействия ток-шоу на телезрителей.
Ток-шоу выступают посредниками для общественных сил, заинтересованных в решении социальных проблем. Отличает их от всех других жанров – это наличия яркого, харизматичного ведущего, который способен не только разжечь конфликт, но и направить его в нужное русло. Кроме этого, обязательными элементами ток-шоу являются зрители и эксперты. Зрители чаще всего выполняют скорее пассивную роль, но их уместные возгласы, смех и аплодисменты способны оказать должное влияние на телезрителей. Эксперты должны отличаться своим профессионализмом и коммуникабельностью. Их мнение должно быть авторитетным. Люди должны знать их и доверять.
Все эти критерии в комплексе способны сформировать определенное общественное мнение. В частности, подобные программы могут пропагандировать здоровый образ жизни, возрождение семейных ценностей и так далее.
Для выполнения своей роли в отечественных ток-шоу существуют два принципа освещения социальной проблематики: объектный и предметный.
Объектный принцип освещения социальной проблематики направлен на проблему в целом. В этом случае она лишь обозначается поверхностно. Могут приводиться некоторые конкретные факты, но как это отразится на жизни каждого конкретного человека, не называется. В этом случае проблема может актуальной, но при этом далекой от действительности.
Предметный же принцип наоборот направлен на то, чтобы рассмотреть проблему в каждом конкретном случае. На примере реальных людей, более глубоко можно погрузиться в ее суть. Очень часто для этого используют цикл передач.
Но и здесь также есть свои нюансы. Человек не сможет до конца погрузиться в проблему, понять ее суть, если не знает ее в целом. Чтобы не допустить этого, зрителей вначале необходимо ознакомить с сутью проблемы в общем плане, рассказать о ее особенностях. И только после этого уже переходить к реальным примерам из жизни.
Исходя их этого, можно сделать вывод, что наиболее оптимальным для ток-шоу является объектно-предметный принцип освещения социальных проблем.
Для проведения сравнительного анализа подходов к освещению социальной проблематики в современных ток-шоу нами были выработаны определенные критерии. А именно выполнение функции жанра, актуальность выбранной тематики и информационный повод, умение ведущих вести диалог, поднимать острые вопросы, держаться в конфликтных ситуациях, подбор героев и экспертов, участие зрителей в программе, а также соблюдение правовых норм.
Сравнительный анализ проводился на примере ток-шоу «Пусть говорят» и «Мужское/женское». За время своего существования они несколько раз меняли концепцию вещания. Но на сегодняшний день имеют схожую тематику. В них рассматриваются социальные проблемы, в частности, семейные конфликты, социальная несправедливость, политическая бездеятельность, коррупция, отношения, проблемы переходного периода, болезни и так далее. Однако структура у самих ток-шоу разная и разные подходы к освящению проблем.
Отметим, что в ток-шоу вопрос для обсуждения ставился таким образом: «Мы выбираем метод лечения…». Но ответить на него в рамках данной передачи не представляется возможным, а, значит, и помогать девушке никто не обирался. Цель выпуска – поговорить о модной теме.
В ток-шок «Мужское/женское» ставился следующий вопрос для обсуждения – как распознать болезнь на ранних сроках. С этой целью герои программы делились собственным опытом.
Что касается функций ток-шоу, то способы их реализации отличаются. Например, в ток-шоу «Мужское/женское» функция социализации личности реализуется через детальное рассмотрение быта, вещей, которые близки и дороги героям программы. А программе «Пусть говорят» – через личный пример.
Кроме этого реализация данной функции в ток-шоу «Мужское/женское» реализуется через осуждения определенных социальных явлений.
В анализируемом выпуске ток-шоу «Пусть говорят» развлекательно-воспитательная функция реализовывалась за счет конфликта, возникшего в студии, споров и криков. А в ток-шоу «Мужское/женское» – за счет слез героинь. Хотя оба эти явления могут использоваться во всех ток-шоу, могут перекликаться между собой.
Однако в анализируемых ток-шоу, используются и одинаковые подходы освещения социально проблематики. Например, в данном случае это открытая демонстрация тел девушек в нижнем белье. То есть проблему показали, что называется, крупным планом. В обоих ток-шоу оказывается всевозможная поддержка героев со стороны их близких. То есть человек должен знать, что чтобы не случилось, он может рассчитывать на поддержку и об этом никогда не стоит забывать.
В студию и «Пусть говорят», и «Мужское/женское» всегда приводят людей, которые уже сталкивались с подобной проблемой и нашли из нее выход. Другими словами, они показывают положительный пример, который мотивирует бороться и не опускать руки.
Кроме этого, популярным подходом является показ фотографий из личного архива героев.
Общим, конечно же, есть и актуальность темы. Рассматриваются только наиболее острые и животрепещущие вопросы. Информационным поводом для выхода обоих передач послужило обращение героев на программу.
Роли ведущих разительно отличаются. И в «Пусть говорят», и в «Мужском и женском» они преимущественно задают вопросы открытого типа и уточняющие, направляя тем самым ход раскрытия проблемы.
Но в ток-шоу «Пусть говорят» ведущий принимает нейтральную сторону. Он не поддерживает и не осуждает ни одного из героев.
А вот в ток-шоу «Мужское/женское» два ведущих: Александр Гордон и Юлия Барановская. Гордон рассматривает ситуации с мужской точки зрения, а Барановская, соответственно, – с женской. Каждый из них принимает сторону кого-либо из героев. Они остро высказывают свое мнение, открыто осуждают поведение героев, представителей власти и так далее. Другими словами, каждый новый поворот в развитии событий на программе сопровождается комментариями ведущих. Иногда они могут даже поспорить между собой. То есть личности ведущих ток-шоу, в данной случае, являются основополагающими в восприятии анализируемой проблемы телезрителями.
Героями обоих ток-шоу, как правило, являются простые люди, что называется из народа. Хотя бывают, конечно, и исключения.
Приблизительно одинаковый подход в ток-шоу при выборе экспертов: приходят какие-то знаменитости, узкие специалисты и те, кто справился с проблемой.
Единственное различие в роли экспертов. В ток-шоу «Пусть говорят» они принимают непосредственное участие в ходе разбирательства, задают вопросы, высказывают мнения. А в ток-шоу «Мужское/женское» подводят итог в конце передачи, дают советы героям лишь после того, как выслушали все стороны конфликта или явления.
Выбор зрителей также отличается. В ток-шоу «Пусть говорят» они лишь создают видимый фон. И в качестве зрителя, порой, может быть, кто-то из родственников или знакомых героев, которому ведущий дает слово.
В ток-шок «Мужское/женское» зрители вслух своих мнений не высказывают, но аплодируют, смеются, иногда слышны возгласы удивления, возмущения, недовольства и так далее.
Соблюдение правовых норм в обеих телепрограммах мы не имели возможности оценить в полной мере. Единственное, что можно отметить, что использование скрытой камеры и демонстрация данного видео по телевидению в обоих ток-шоу оправдано. Поскольку во всех случаях она использовалась для раскрытия преступлений, который повлекли за собой нарушения здоровья.
Статья 49 Закона о СМИ обязывает журналиста получить согласие на освящение информации от самого героя или его представителя. В данном случае герои непосредственно участвуют в передаче. Очевидно, что съемки велись с их согласия, фото и видеоматериалы также предоставлены с ведома героев. Поэтому мы можем предположить, что правовых нарушений нет.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТОК-ШОУ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
1.1 Роль ток-шоу на современном телевидении
Жанр телевизионной журналистики ток-шоу является наиболее популярным на современном телевидении. Жанр особенный, не похожий на все остальные. Разговор в процессе передачи ведется непринужденно, ведущий отличается особой артистичностью и харизмой. Аудитория всегда во внимании .
Как появился данный жанр? Ответ на этот вопрос можно найти в истории американского телевидения. Его основателем считается журналист Фил Донахью. Итак, как же ему удалось создать столь интересный и популярный жанр журналистики? Однажды во время прямого эфира у журналиста закончились вопросы к гостю, а время нужно было чем-то забивать. Тогда он решил обратиться к одному из зрителей и спросить, нет ли у того вопросов к гостю. И произошло невероятное. У зрителя оказались вопросы. Он начал их активно задавать. Вот таким необычным образом появился новый жанр в журналистике.
Это была утренняя программа, которая транслировалась на телеканале WHIO-TV. Фил Донахью приглашал в студию гостей и беседовал с ними в прямом эфире. Тогда еще не был так знаменит, поскольку работал в провинциальном городке. Данная программа имела меленький бюджет и, как вы понимаете, заполучить знаменитых гостей журналисту было совсем непросто. Тогда он решился на невиданный в то время шаг. Стал приглашать к себе на шоу не звезд и других знаменитых личностей, а никому неизвестных людей. Но обсуждал он с ними скандальные проблемы, о которых не было принято говорить вслух.
Так, например, первой участницей его шоу стала Маделин О’Хэйр, которая была завзятой атеисткой. Он обсуждал с ней конфликты, возникавшие между студентами колледжей на религиозной почве. Отметим, что впервые шоу в таком формате состоялось в Дейтоне (штат Огайо), и называлось оно «The Phil Donahue Show».
Именно тогда впервые ток-шоу стало приобретать черты отдельного жанра.
К концу 80-х гг. о Филе Донахью уже говорили многие. Изобретение нового формата вести передачи сделало его популярным. И сами ток-шоу в разных его вариациях стали появляться на всех телеканалах Соединенных штатов. Это касалось как крупных каналов, имеющих общенациональное значение, так и мелких, провинциальных. Появилась жесткая конкуренция за эфир. Именно тогда стали уходить на задний план социальные и политические вопросы. Акцент делался на скандалах. И чем крупнее он был, тем больше зрителей сидело у экранов своих телевизоров.
Некоторые исследователи связывает возникновение жанра ток-шоу с непрекращающимся по сей день поиском новых форматов телевизионного вещания, интересных аудитории, способных иметь высокий рейтинг и приносить коммерческую выгоду выпускающей компании и телеканалу. Однако развитие этого жанра на российском телевидении обусловлено не только упомянутой причиной. Поздняя его реализация в рамках отечественного медиа пространства в значительной степени объясняется социально-политическими условиями, всегда оказывающими влияние на характер развития журналистики в конкретный исторический период .
Итак, в России шок Фила Донахью появилось в 1986 году. Тогда впервые использовали телемост, который в прямом эфире связывал американских телезрителей и советскими. Это была уникальная передача того времени. В Москве шла активная реклама шоу. В информационных листовках того времени отмечалось, что Фил Донахью вел прямые эфиры с тюрьмы штата Огайо, трансляция также велась из луна-парка Уолта Диснея. Однажды съемки велись на пароходе «Миссисипи Квин», а однажды с собрания, на котором присутствовали 5 тысяч человек. Они обсуждали проблему равенства прав мужчин и женщин. В своих передачах американский журналист сумел соединить элементы психологической драмы, уличного театра и сеанса коллективной терапии.
Партнером Фила Донахью с советской стороны стал Владимир Познер. Именно на этих телемостах его узнал весь Советский Союз. После этого шоу Познеру далось стать ведущим еще многих программ, где участвовали люди разных национальностей, профессий и возраста.
Познер полюбился советским зрителям. Он отличался эрудицией, тактом, доброжелательностью. И все это умело сочеталось с его сильной мужской волей и четким осознанием цели. Вся страна искала истину вместе с Познером. Его передачи оказывали огромное положительное духовное влияние на телезрителей .
Но Познер был не единственным, кто участвовал в зарождении жанра ток-шоу на территории современной России. Самого термина тогда еще не было, но передачи, обладающими его элементами – существовали. В качестве примера можно привести следующие: «12 этаж» с Эдуардом Сагалаевым, «Музыкальный ринг» с Тамаром Максимовой, перестроечный «Взгляд» с Владом Листьевым и так далее.
В отличии от американских подобных программ, в наших ток-шоу обсуждали действительно острые темы социального характера. Проблемы были актуальными и животрепещущими. Каждому казалось, что его голос будет услышан, крик воспринят. Такие программы действительно стали инициировать социальные перемены. Перемены к лучшему. И именно те перемены, которые действительно нужны были, потому что их требовал народ.
Сам Владимир Познер считает ток-шоу самым демократичным видом телепередач. Ведь в них могут принять участие простые люди, что называется, из народа. И они будут услышаны, и проблемы их будут решаться. Заменить их, по мнению журналиста, не сможет ничто, даже интерактивное телевидение .
Но время шло… Менялось все вокруг. Менялась жизнь, менялось само общество. Изменились и ток-шоу. Того, колорита и значимости уже не было. В 90-е гг. они превратились в рекламные передачи. Их появлялось бесконечное множество. Они имели разные названия, например, время ток-шоу, телешоу, «реальные шоу», телевикторины, телеигры «в буквы и слова», телесериалы, западные видеоклипы, эротические программы, «телевизионные магазины» и тому подобное. Но суть их была одна – они что-то рекламировали. Кстати, такая тенденция в эти год наметилась не только на отечественном телевидении, но и на американском тоже. И многие американские программы просто перекочевали на наши телеэкраны. Были другие названия, другие ведущие, но суть их была одинаковая. И на такое копирование имелись определенные причины.
1991 год полностью изменил жизнь России. Конечно, это коснулось и телевидения. Оно начинало новую жизнь, совершенно непохожую на прошлую. Это была новая эра. Появились новые возможности, в том числе политические и экономические. Как лучше и правильнее выстроить работу не знал никто. Нужно было брать с кого-то пример. Вот тогда-то и пришла тенденция копировать телевизионные передачи других стран. И ведь, что самое удивительное, эти передачи пользовались невероятным успехом. Они нравились телезрителям. Наиболее яркими можно считать передачу «Поле чудес», основа которой была взята с американского «Колеса фортуны». Или же знаменитое в свое время ток-шоу «Я сама», аналог которого называется «Женские вопросы» и многие другие ток-шоу.
Но самое невероятное то, что многие российские передачи побили рейтинги зарубежных программ-основателей. Были, конечно, и обратные случаи.
Изначально у нас ток-шоу транслировались только в вечернее время. Для сравнения, в других странах их показывали утром или в дневное время. Более того, по данным социологического исследования людям не очень нравились многие ток-шоу. И ни одно из них не входило в топ-20 популярных программ. Мировая практика свидетельствует, что если шоу не набирает рейтингов, то его закрывают, и тут же открывает новое. Но в России поступили совершенно наоборот. В скором времени, и все дневное время было заполнено ток-шоу. Причем дневные выпуски полностью были пронизаны рекламой: как скрытой, так и явной. Их смело можно назвать рекламными дневными телевизионными посиделками среди дня.
Выглядело это приблизительно следующим образом: диваны стояли по периметру студии, на которых удобно размещались звезды шоу-бизнеса и другие медийные личности, ведущие тоже были знамениты. И в процессе обсуждения то и дело назвались и показывались продукция различных торговых марок. Рекламодатели сами бежали к редакторам ток-шоу за рекламой .
Но время неумолимо бежит и все меняет вокруг. Жанр-ток шоу вновь изменились до неузнаваемости. Отметим, что, как отдельный жанр он не был еще выделен, а потому не имел четких границ и рамок. Единственное, что объединяло эти передачи – это духовное и нравственное напряжение. В рамках ток-шоу происходили невероятные открытия, которые касались как творческих, так и социальных проблем. Это неудивительно менялась социально-политическая ситуация в стране, менялось и сознание людей, менялись и темы ток-шоу. И вот тогда они стали набирать невероятную популярность. Ведь в рамках передач затрагивали важные, актуальные вопросы, которые касались каждого. Рейтинги ток-шоу били все рекорды. Их стали транслировать по всем каналам. И интерес к ним не угасал.
Именно этот период характеризуется выходом и некачественных, нежизнеспособных программ. А все потому, что некоторые отечественные журналисты создавали новое шоу, при этом совершенно не думали о том, как и что они будут рассматривать. Почему должны смотреть именно их? Но их все равно смотрели, потому что у людей вопросов было больше, чем ответов. Они не понимали, что именно происходит в стране, почему все так быстро меняется и что им делать. А в ток-шоу отвечали как раз на эти вопросы.
Так что же такое ток-шоу? Некоторые исследователи телевизионных жанров называют ток-шоу как разговорным жанром. А порой и характеризуют, как современный аналог теледискуссии. Название жанра произошло от английского talk-show. Жанр заимствованный и адресованный «не всем, но каждому» .
В рамках данного жанра сформирована определенная задача, которая непременно должна выполнятся. Ее можно сформулировать следующим образом – активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения.
Но в современном российском ток-шоу есть одна деталь. Внешне форма подачи абсолютно свободная. Но на самом деле, сценарий четко прописан. Цель у ток-шоу – внушить зрителям ту или иную мысль.
Исследователи сходятся в одном – жанр ток-шоу является наиболее популярным на современном телевидении. Причем совершенно не столь важно какая будет тема: более интересная или менее интересная. Люди включают телевизор в определенное время, и ждут очередного выпуска. Тему им даже можно не анонсировать. Они все равно будут смотреть.
Формат ток-шоу может быть разнообразным. Например, существует такой жанр, как телевизионная пресс-конференция. Но на самом деле, он является разновидностью ток-шоу. Их объединяет общность характеристик. Например, то, что большинство вопросов задает ведущий по ранее написанному сценарию. Что исключает возможность любой игры, в том числе политической. Никакого непредсказуемого вопроса в действительности не существует, это всего лишь игра. И компетентный человек это сразу видит.
Элементы ток-шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда – информационно-аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения .
Жанр ток-шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга аудитории чреват скукой и потерей адресности.
Таким образом, жанр ток-шоу зародился в Америке. Его основное предназначение обсуждение острых, злободневных вопросов с участием знаменитостей и простых людей. Однако порой ток-шоу может превратиться в рекламную площадку, в этом случае оно теряет рейтинг. Если, это произошло, то одно шоу сменяется другим .
Разновидностей ток-шоу существует достаточное множество. Поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям.
В частности, различают следующие виды ток-шоу.
Наиболее известный и популярный жанр – это телемост. Отметим, что он является лишь вариантом разговорного ток-шоу. Его особенность заключается в том, что у зрителей появляется уникальная возможность увидеть различия по менталитету двух аудиторий, которые географически находятся далеко друг от друга. Это возможность сравнить собственные суждения с суждениями других людей. За счет этого достигается зрелищность в данном виде ток-шоу.
Следующий вид ток-шоу – это теледебаты. Данный вид совмещает в себе несколько жанров журналистики, а именно интервью, дискуссию и порой даже репортаж. Чаще всего теледебаты используются в предвыборной компании. Кандидаты, которые участвуют, в теледебатах вынуждены прямо и четко отвечать на вопросы, к которым они возможно были даже не готовы, приходится конкретизировать свои шаги, что является хорошим показателем, насколько кандидат владеет информацией. Также это уникальная возможность расположить электорат к себе, поскольку в данном случае, на первый план выходит личность кандидата.
Еще одним видом ток-шоу является беседа. Чаще всего ее можно отнести к аналитической журналистике. Беседа может проходить в форме диалога или полилога. Часто в ходе шоу транслируются видео- и фотокадры, которые призваны сделать программу более яркой и зрелищной. Беседа может быть посвящена какой-то определенной теме, на которую рассуждают присутствующие в студии гости. А может быть посвящена отдельным личностям, которые сами по себе привлекают огромное общественное внимание. Современная тенденция такова: беседа редко выходит на экраны отдельной программой, чаще всего она входит в состав ток-шоу, является его неотъемлемой, структурной частью.
Еще один жанр аналитической журналистики, который является видом ток-шоу – это дискуссия. Как правило, она строится в форме полилога. Ведущий собирает вокруг себя нескольких людей, которые имеют противоположные точки зрения на какую-то значимую или нашумевшую проблему. Каждый из них высказывает свое мнение, аргументирует его. Зачастую на таких шоу возникают конфликты и ссоры, что привлекает к себе еще большее внимание зрителей. Роль ведущего в данном случае, заключается в том, чтобы направить дискуссию и нужное русло и подогреть конфликтную ситуацию. Порой ведущий сам провоцирует участников шоу, задавая провокационные вопросы.
Отметим, что дискуссия является разновидностью теледебатов и также может быть включена в структурную часть ток-шоу.
Все эти разновидности ток-шоу могут быть совмещены в рамках одной передачи. То есть они не всегда работают изолированно друг от друга .
Ток-шоу как жанр журналистики имеет свою особенность построения.
В каждом ток-шоу обязательно присутствует ведущий, который, собственно говоря, и направляет линию сюжета. Но кроме него непременно есть приглашенные гости. В журналистике их принято называть героями программы. Это люди, которые чем-то прославились, стали интересными для общественности. Это могут быть поступки (кстати, не всегда хорошие), мысли, идеи, образ жизни и так далее.
Также обязательно в студии присутствуют зрители и эксперты.
Зрители могут принимать активное участие в программе, а могут просто создавать необходимый фон. Например, аплодисменты, смех, возгласы и так далее. Данный фон создает атмосферу публичности, а также подсказывает зрителю эмоциональную нагрузку.
Кроме этого, вначале на американском телевидении, а позже и во всем мире появилась новая должность, которая звучит, как модератор ток-шоу. Именно этот человек отвечает за реакцией аудитории. При подготовке к съемкам он проводит предварительную беседу со всеми участниками программы, рассказывает о ее сути, теме, проблемах, которые должны рассматриваться, рассказывает каждому о своей роли, интересуется кто еще может высказаться, у кого какое мнение существует на тот или иной счет, учит обращаться с техникой, если таковая присутствует на съемках (например, пульты для голосования). Другими словами, это тот человека, который координирует полностью всю работу на ток-шоу. Организаторы ток-шоу в нашей стране осень часто пользуются услугами модераторов, ведь благодаря им съемки проходят быстрее и качественнее, поскольку каждый четко понимает отведенную ему роль. Модератор присутствует на съемках в течении всей передачи и корректирует при необходимости поведение участников, подсказывает и направляет если кто-то что-то забыл. Кстати, первым начинает аплодировать именно он.
Известная телекомпания НТВ пошла несколько дальше. С 1999 года, в то время, когда на канале появилась первое ток-шоу, она организовала специальный отдел, сотрудники которого занимаются только лишь работой с публикой. Данный отдел представляют собой редакторы и модераторы за каждым из которых закреплена отдельная программа. Они также занимаются поиском и приглашением гостей, экспертов и зрителей в студию. За время работы они создали электронную и печатную базу по публике, которые являются компетентными в том или ином вопросе. И когда готовится программа на определенную тему, они начинают их обзванивать. Стоит отметить, что данная база постоянно обновляется и пополняется.
Благодаря такой работе даже зрители в студии являются заинтересованными в обсуждении той или иной темы, которой посвящена передача. Но при этом участником шоу можно стать просто, позвонив в редакцию телеканала. Для этого не обязательно находится в базе данных телеканала .
Некоторые ток-шоу построены таким образом, что активными участниками могут стать даже телезрители, причем не вставая со своих диванов. Для этого используются различные сервисы, по которым зрители могут дозвониться в студию или написать смс-сообщение. Также в последние годы стало популярным интернет-голосование.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главная особенность ток-шоу – это разговорность. И подключится к разговору может кто угодно и когда угодно, все зависит от специфики самого выпуска и политики передачи.
Другими словами, ток-шоу – это разговорный телевизионный жанр, который строится в вопросно-ответной форме. Его обязательными участниками являются ведущий, гости, эксперты и зрители.
Одним из способов освещения социальных проблем в любом виде ток-шоу является манипуляция .
Применительно к ситуациям реального взаимодействия людей манипуляция – это такое психологическое воздействие на человека, в процессе которого он выступает объектом неких действий, направленных на то, чтобы «прибрать его к рукам» с помощью махинаций, отвлекающих уловок и приемов .
Можно выделить следующие типы воздействия телевизионной коммуникации.
Первый тип называется вторжением. В этом случае воздействие производится на зрителя без его предварительной подготовки. То есть готов зритель к принятию или нет – не учитывается. Вторжение используется в случае, когда информации о характере и установках аудитории не существует.
Следующий тип манипуляции – уход. Манипулятор в данном случае ведет себя отчужденно от зрителя, как, собственно, и зритель от манипулятора. Никто никого не пытается понять.
Третий тип – это самораскрытие. В этом случае автор передачи, который выступает в роли манипулятора активно самовыражается. Он адресует свою позицию не зрителю, а самому себе. Это своеобразный эгоцентризм. Такая манипуляция, как правило, происходит в виде монолога, от которого зритель полностью отстранен.
И последний тип воздействия называет вовлечением. Он подразумевает полное единство манипулятора и зрителя. Они активно взаимодействуют, оказывают друг другу уважение, сочувствие и так далее. Как правило, у них искусственно создается общее прошлое, настоящее и, соответственно, будущее.
Рассмотренные выше типы манипуляции используются в абсолютно любых формах массово-коммуникативного воздействия. Но все же есть определенная специфика.
В частности, первые три типа манипуляции используются, как правило, в массовой коммуникации, они имеют субъектно-объектный характер.
А вот вовлеченное воздействие считается особенным. Оно имеет все тот же субъектно-объектный характер, ведь он, в первую очередь, нацелен на изменение внутренних установок массовой аудитории, но воздействие при этом осуществляет субъект-субъектное. Это значит, что происходит якобы общение, которые не призвано воздействовать на аудиторию, ведь оно исключает однонаправленность, но при этом благодаря взаимодействию навязывает определенные ценности и значений, которые и меняют в последствии поведение людей .
Данное общение проводится в форме диалога. Создается видимость, что каждый может высказать свое мнение, и оно является важным и ценным. Но при этом манипулятор выстраивает этот диалог таким образом, что зритель самостоятельно отказывается от своих прежних установок и принимает новые, навязанные им внешне.
Но наибольшую эффективность воздействие достигает тогда, когда оно основано на результатах воздействия. То есть коммуникатор создает впечатление, что он понимает положение зрителей, их чувства и настроения, поскольку сам находится в аналогичной ситуации, создает видимость диалога, полностью поддерживает мнение аудитории. Благодаря этому дистанция между ними уменьшается, барьеры с течением времени полностью уходят. И вот, что происходит, коммуникатор уже может навязывать свою точку зрения, которая будет принята практически безоговорочно, ведь чувство принудительного воздействия полностью утрачивается в таких обстоятельствах.
Не менее важно при данном типе манипуляции и личные качества коммуникатора. Он должен располагать к себе, уметь налаживать контакты и находить общий язык. То есть его задача стать полностью «своим». Ключевую роль в этом играет имидж. Коммуникатор должен уметь говорить грамотно и четко, красиво и со вкусом одеваться, иметь хорошие манеры. Также важную роль при воздействии имеет и тембр голоса.
Кроме типов манипуляции выделяют такие понятия как «заражение», «внушение» и «подражание». Их также рассматривают, как способы манипуляции. Остановимся на каждом из них более детально.
Итак, заражение можно определить, как неосознанную подверженность личности каким-либо состояниям. То есть происходит оно, как правило, когда человек не в состоянии по разным причинам критически осмыслить чужое поведение и мнение. Он ориентируется только на эмоции.
В отличии от заражения, внушение является целенаправленным влиянием на подсознание и сознание человека. Создается специальная программа, по которой шаг за шагом происходит внушение.
При подражании человек копирует поведение коммуникатора .
Из всего вышесказанного, можно отметить, что воздействие и манипулирование используется абсолютно во всех областях жизни человека, но наибольшую популярность оно приобрело именно в СМИ и очень часто используется в развлекательных разговорных ток-шоу. Приемы манипуляции были давно изучены и исследованы, но новые техники продолжают постоянно появляться, так что человеку становится крайне сложно не подвергнуться оказанному на него воздействию. На современном телевидении к манипуляции прибегают особенно часто в самых рейтинговых программах, к числу которых относятся и ток-шоу.
В 90-е годы он набрал высокую популярность в России. Но его цели, особенности, способы передачи информации за последние годы сильно изменились. Произошла кардинальная трансформация данного жанра. По своей сути ток-шоу из чисто информационного жанра превратилось в развлекательный. Он соединяет в себе черты таких видов публицистики, как телемост, дебаты, беседа, дискуссия. Но неотъемлемыми атрибутами ток-шоу все же являются: харизматичный ведущий, гости, эксперты и зрители. Основную цель, которую преследует ток-шоу на телевидении – это манипуляция. Задача жанра – вложить в голову населения ту или иную информацию и определить отношение к ней. Но это не означает что-то плохое. Современные ток-шоу могут пропагандировать здоровый образ жизни, возрождение семейных ценностей и так далее. В этом и заключается основная роль данного жанра на современном телевидении.