Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Пиктограмма как средство формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования  коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью.. 9

1.1. Сущность понятий коммуникации и коммуникативных
умений в современной литературе. 9

1.2. Становление и развитие коммуникативной деятельности
в онтогенезе  18

1.3. Особенности развития коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью.. 25

1.4. Пиктограмма как средство формирования коммуникативных
умений у детей младшего школьного возраста с умтсвенной отсталостью.. 31

Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с умственной
отсталостью (констатирующий эксперимент) 38

2.1. Цель, задачи и методика констатиיִрующего экспеיִримента. 38

2.2. Анализ יִрезультатов
констатиיִрующего экспеיִримента. 44

Глава 3. Фоיִрмиיִрование коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью (фоיִрмиיִрующий   экспеיִримент) 54

3.1. Коיִрיִрекционно-педагогическая יִработа по фоיִрмиיִрованию коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством пиктограммы.. 54

3.2. Анализ результатов коיִрיִрекционно-педагогической יִработы по фоיִрмиיִрованию коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью.. 67

Заключение. 77

Библиографический список. 80

Приложение. 91

Приложение 1. 91

  

Введение:

 

Актуальность
исследования: Актуальность
исследования обусловлена тенденцией к росту количества детей, имеющих нарушения
интеллектуального развития.  Особую
значимость на сегодняшний день приобретают вопросы коммуникативных умений детей
с умственной отсталостью, у которых они характеризуются значительной степенью
отставания от нормы. Общение играет особую роль в развитии
ребенка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный
характер и предполагает возможность тесного взаимодействия. Появление «нежелательных» психологических
новообразований создает предпосылки для деформации личности ребенка.

Проблемой
развития коммуникативных умений занимались
многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А.Н.
Лисина М.И., Сильвестру А.И., Запорожец А.В. и М.И., Смирнова Е.О., Эльконин
Д.Б. Все они отмечали то, что при нормальном умственном развитии ребенка
происходит, в основном быстрое речевое развитие, увеличение активного и
пассивного словаря. Дети понимают разговорную речь и сами активно вступают в беседу,
соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи,
необходимой для общения с окружающими, проявляют интерес к сверстникам и
взрослым.

Но, однако, умственно
отсталый ребенок, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи,
эмоциональном общении, поэтому развитие коммуникативных
умений выходит на первый план при работе с такими детьми. Несовершенство
умений, связанных с использованием речи как средства общения, является
характерной особенностью учащихся с интеллектуальной недостаточностью (О.К.
Агавелян, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван и др.). Это объясняется, с
одной стороны, феноменологией интеллектуальной недостаточности, а с другой —
низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории
школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного
общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности,
в осуществлении процесса социализации детей с умственной отсталостью.

Анализируя
актуальность проблемы формирования коммуникативных
умений у детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью, нами выявлены противоречия между сложностью формирования коммуникативных
качеств у детей данной категории и недостаточной практической
реализацией новых средств, одним из которых является пиктограммы.

В
ратифицированной Россией в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов отдельно
отмечается «необходимость использования технологий, учитывающих разные формы
инвалидности, принятие и содействие использованию жестовых языков, азбуки
Брайля, дополнительных и альтернативных способов общения и всех других
доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов».

Указанные
противоречия определили проблему настоящего
исследования: поиск специальных мероприятий с использованием системы символов
(пиктограмм) направленных на формирование коммуникативных
умений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Цель
исследования:
разработка и теоретическое обоснование системы занятий с использованием пиктограмм,
направленных на формирование коммуникативных
умений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Объект
исследования –
процесс формирования коммуникативных умений детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Предмет исследования – особенности использования пиктограмм направленной на
формирование коммуникативных умений детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью будет эффективным, если разработать
систему занятий с использованием пиктограмм, направленных на формирование коммуникативных умений детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью.

Задачи исследования:

1. На
основе анализа теоретической и методической литературы раскрыть и
охарактеризовать процесс формирования коммуникативных
умений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью,
определить степень разработанности данной проблемы исследования в теории и
практике на современном этапе.

2. Выявить уровень сформированности коммуникативных умений детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью;

3. Разработать и теоретически обосновать
систему занятий с использованием пиктограмм, направленных на формирование коммуникативных умений детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью.

4. Экспериментально
проверить эффективность разработанной системы занятий с использованием
пиктограмм, направленных на формирование
коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с умственной
отсталостью.

Методы
исследования: анализ
документальных источников по проблеме; наблюдение, беседа,
анкетирование и интервьюирование педагогов, родителей, опрос, констатирующий,
формирующий и контрольный эксперименты.

Методологическая и теоретическая
основа исследования:

— положение о ведущей роли деятельности и общения в
развитии личности (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л.
Рубинштейн);

— учение Л.
С. Выготского о структуре дефекта при умственной отсталости; об общих и
специфических закономерностях аномального развития; о закономерностях развития
ребенка в обучении; опоре на сохранные стороны при обучении аномального
ребенка;

— системный
подход к изучению личности в норме и патологии (Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский,
А.Е. Личко, В.Н. Мясищев).

Новизна исследования:

— выявлены специфические особенности развития коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью и определены их показатели и уровни
сформированности; —
подтверждено, что коммуникативные нарушения у детей младшего школьного возраста
с умственной отсталостью связаны с особенностями их познавательной
деятельности, недоразвитием невербальных и вербальных средств коммуникации;

— научно
обоснована система занятий с использованием пиктограмм, направленных на
формирование коммуникативных умений детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью;

— доказаны
значительные потенциальные возможности использования предложенной системы
занятий с использованием пиктограмм, направленных на формирование коммуникативных умений детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью.

Теоретическая
значимость исследования:

— систематизированы
педагогические концепции и положения о развитии коммуникативных качеств у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью;

— описаны
содержательные характеристики уровней сформированности коммуникативных умений у умственно отсталых детей младшего
школьного возраста;

— выявлена
сущность формирования коммуникативных умений в
процессе использования пиктограмм, направленная на
формирование коммуникативных умений детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Практическая значимость исследования:

— разработана
система занятий с использованием системы символов (пиктограмм), направленных на
формирование коммуникативных умений детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью;

— выявлены
этапы, направления, определены содержание и формы организации
коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с
умственной отсталостью посредством пиктограммы;

— материалы
исследования могут быть использованы педагогами в коррекционно-образовательном
процессе в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе реализации данного исследования были получены
следующие результаты:

1. Было выявлено, что коммуникация охватывает передачу, прием
знаний, идей, мнений и чувств. Универсальный ресурс коммуникации – это речь.
Под коммуникативными умениями понимаются умения, связанные с правильным
выстраиванием своего поведения в зависимости от речевой ситуации и знания и
умения из некоторых филологических областей, таких как лингвистика, риторика и
т.д. Некоторые ученые рассматривают коммуникативные умения как необходимые для
адекватного выражения своей мысли и понимания чужой. Формированию
коммуникативных умений способствует диалогическое общение.

2. Определили, что для младшего школьного возраста необходимо
формировать такие коммуникативные умения, как умение оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций; речевые
этикетные умения; умения согласовывать усилия в процессе организации и
осуществления сотрудничества; умения выделять и отображать в речи существенные
ориентиры действия; умения группового взаимодействия учащихся в ситуации
предъявленной учебной задачи; умения различать и понимать выраженные вербально
различные позиции других людей.

3. Было определено, что на основании проведенного анализа
исследований и трудов по теме данной работы можно заметить, что процесс
формирования коммуникативных умений учащихся с интеллектулаьными нарушениями
является актуальным. Уровень сформированности коммуникативных умений может
оказывать влияние не только на результаты обучения школьников с
интеллектуальными нарушениями, однако также и на процесс их социального
развития, а также на процесс становления личности таких детей.

4. Выявили, что пиктограмма – одна из самых простых (и
наиболее популярных) форм визуализации данных. Пиктограмма, также называемая
просто значком, является наиболее простым и эффективным способом передать
сообщение или идею и такая идея использовалась на протяжении всей цивилизации.
Пиктограммы использовались как самая ранняя форма письма. Пиктограмма – это
символ, который передает значение благодаря своему сходству с физическим
объектом. Пиктограмма относится к невербальным средствам общения, позволяя ребенку
соединять в своем воображении несколько зрительных образов, фиксировать эту
взаимосвязь, далее при припоминании по одному из образов этой ассоциации
воспроизводить все ранее соединенные образы. Пиктограммы облегчают процесс
запоминания, развивают речемыслительную деятельность детей, формируют
коммуникативные умения.

5. Были представленв цель, задачи и
методика констатирующего эксперимента. В соответствии с анализом результатов
констатирующего эксперимента можно отметить, что большей части
учащихся требуется повысить уровень развития коммуникативных умений, в качестве
одного из основных компонентов социальной компетентности.

Таким образом, реализованная первичная диагностика
позволила вывить недостаточность сформированности всех компонентов
коммуникативных умений у учащихся с наличием интеллектуальных нарушений,
принявших участие в экспериментальной работе, что подтвердило необходимость в
реализации коррекционно-педагогической работы.

6. Представлена коррекционно-педагогическая работа по
формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с
умственной отсталостью посредством пиктограммы. Был разработан план работы и
перечень занятий с детьми с умственной отсталостью. Внедрение
пиктограмм в обучение детей с интеллектуальными нарушениями дало положительные
результаты: все ученики с радостью восприняли внедрение пиктограмм в процесс
проведения занятий и активно использовали их. Использование пиктограмм снижает
агрессивное поведение детей, помогая им адекватно выражать свои потребности и
чувства, тем самым реализуя адекватный процесс коммуникации между собой, а,
следовательно, происходи формирование коммуникативных умений детей.

7. В соответствии с анализом результатов исследования
выявили, что работа по формированию коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью посредством пиктограммы является
эффективной.

Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а
задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы
формирования  коммуникативных умений у
детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

1.1. Сущность понятий коммуникации и коммуникативных
умений в современной литературе

Коммуникативные умения являются
составной частью таких понятий как «общение» и «коммуникация». Следовательно,
прежде всего, необходимо раскрыть и соотнести эти ключевые понятия, а так же
проанализировать существующие определения понятия «коммуникативные умения».

Впервые в научное употребление
термин «коммуникация» ввёл Ч.Х. Кули в монографии «Социальный процесс»
[13, 34]. Он определял коммуникацию как «механизм существования и развития
человеческих отношений». Позже, термин «коммуникация» получает широкое
употребление в начале XX века [45].

Своя точки зрения на понятие
коммуникации была у С. В. Бориснева. В соответствии с данным автором под
коммуникацией он понимал некоторый социальный процесс, который определял
передачу и в то же время восприятие информационных сведений в условиях
интерперсональной и массовой коммуникаций по всевозможным каналам с
использованием всевозможных коммуникационных ресурсов [9, 14].

Множество других авторов, в
частности И.П. Яковлев указывали на другое определение. В соответствии с данным
автором под коммуникацией он понимал комплекс определенных исследований степени
влияния коммуникативной компетенции на общество, а также ее становление, состав
и строение, применение коммуникативных средств [75].

Свою точку зрения на понятие
«коммуникация» обозначал Николас Луман. Так он утверждал, что коммуникация
является некоторым специфическим событием, которое исторически обусловлено и
находится в зависимости от обстоятельств, специфичных для социальной системы и
реализующих процесс распространения познаний и незнаний, а не передачу
информационных сведений или «смыслового» содержания от одной психической
системы к иной [15].

Можно отметить точку зрения
автора из Англии Айвора Армстрогна Ричарса, который считал, что коммуникация
имеет место, когда одно человеческое сознание так действует на окружающую его
среду, что это влияние испытывает другое человеческое сознание, и в этом другом
сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом сознании, и вызван в
какой-то мере этим первым опытом [25].

Далее остановимся на определении
в психолого-педагогическом словаре под редакторством А.П. Астахова. В
соответствии с данным автором под коммуникацией он принимал понятие, которое по
смыслу находится близко с общением, но гораздо богаче по содержанию. Другими
словами коммуникация – это взаимосвязь, которая способствует передаче
информационных данных в живых и неживых природных объектах, а также в социуме
[28].

Далее остановимся на определении
в большом психологическом словаре под редакторством Б. Мещярякова. В
соответствии с данным автором под коммуникацией он понимал процесс общения
между двумя или более личностями, сущность которого заключалась в передаче
информационных данных среди них [7].

Рассмотрим определение В.
Зинченко. В соответствии с данным автором под коммуникацией он понимал как
перевод с английского, то есть — сообщение, передача. Кроме того, данный автор
определяет несколько видов коммуникации – вербальная и невербальная. Первый вид
коммуникации понимается им как целевой процесс по передаче мыслей за счет
использования языковых кодов (языков). Второй же вид коммуникации понимается им
как дубликат вербального вида и в то же время как гарант неориентированной
передачи чувственной, образной и экспрессивной информации [24].

Стоит отметить определение
понятия «коммуникация» в словаре С.И. Ожегова. В соответствии с данным автором
под коммуникацией он понимал процесс общения, сообщения. Речь является
средством общения [20].

Термин «коммуникация» встречается
и в тексте философского энциклопедического словаря. В соответствии с ним
определение звучит как взаимообмен при помощи знаков такими единицами как
мысль, информация и идея [23]. Другими словами при этом применение знаковых и
символических средств в коммуникации – это обязательное явление.

По мнению М.И. Еникеевой
«коммуникация – это действие по общению между индивидами за счет использования
знаковой системы» [16]. Между тем М.И. Еникеева рассматривает понятие «общение
как общественное взаимное действие между индивидами за счет использования
знаковой системы и имеющее целью передать (транслировать) социальный опыт,
общекультурное наследие» [8].

А.А. Леонтьевым рассматривалось
понятие «общение». В соответствии с данным автором под «общением понимается
процесс взаимного действия между индивидами, в процессе которого могут
появляться, проявляться и развиваться интерперсональные взаимоотношения» [50].

В данной работе в наибольшей
степени подходящим определением можно назвать определение, которая предложила
М.И. Лисина. Так, в соответствии с данным автором под коммуникацией понимается
взаимодействие индивидов, которое ориентировано на координацию и слияние их
стараний в отношении установления адекватных взаимоотношений и обретения единых
результатов [22]. В содружестве с другими авторами (Т.А. Репиной, А.Г. Рузской)
коммуникативная деятельность изучалась и рассматривалась в качестве общения.

Таким образом, в ходе
проведенного анализа определений «коммуникация» и «общение» остановимся на том,
что первое понятие намного шире по содержанию и смыслу, чем второе. Так
отметим, что коммуникацией может являться некоторое действие, а также
непосредственно процесс по налаживанию контактов за счет развития общей
смысловой нагрузки для передаваемых сведений.

В наиболее глубоком и философском
смысле коммуникацию можно рассматривать как некоторый общественный процесс,
взаимосвязанный с процессом общения, либо с обменом мыслями, сведениями, идеями
и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому
посредством знаковых систем [12].

Потенциал людей к общению
определяется в психологических трудах и исследованиях педагогов как качество
коммуникативности (Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.А. Петровской, П.В.
Растянникова) [30]. Чтобы быть коммуникабельным, человек должен получить и
развить определенные навыки коммуникации.

Рассматривая различные труды в
области педагогики и психологии можно столкнуться со множеством понятий и
определений по теме данной работы. В психологии и педагогике применяют разные
термины в сфере коммуникаций. Так можно встретить следующие определения:
«коммуникативное умение», «коммуникативный навык», «коммуникативная
компетентность», между тем чаще всего их можно различить лишь в определенном
специфическом контексте, зачастую их можно использовать как синонимы [57].

Рассмотрим понятие
«коммуникативных умений» предложенное Л.Р. Мунировой. В соответствии с данным
автором педагогическое определение включает следующее: это сложные и
сознательные поступки обучающихся, а также их потенциал по построение
собственного поведения и управления им на основании задач общения [26].

Коммуникативное умение является
умением по верному, точному, корректному, разумному пояснению собственных
размышлений и рациональному принятию сведений от коммуникационных собеседников,
полагает В.А. Тищенко [46].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы