Психоанализ Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Первертное материнство на примере кинофильма

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРВЕРСИЙ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 7

1.1. Понятие и виды перверсии в психоанализе 7

1.2. Причины и последствия перверсии у женщин 17

Выводы по главе 1 26

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРВЕРТНОГО МАТЕРИНСТВА 29

2.1.Психологический контекст феномена материнства 29

2.2. Психоаналитическая концепция первертного материнства в современном психоанализе 35

2.3. Виды первертного материнства и их влияние на психическое развитие ребенка 40

Выводы по главе 2 57

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ПЕРВЕРТНОГО МАТЕРИНСТВА В КИНЕМАТОГРАФЕ 61

3.1. Методология исследования 61

3.2. Анализ кинофильмов 65

3.3. Метапсихологическая оценка личности взрослого 111

Выводы по главе 3 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 145

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

  

Введение:

 


Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что психологическая готовность к родительству, а также способы ее формирования обретают в настоящий период немалую значимость среди вопросов психологии развития. Данное сопряжено равно как с повышением актуальности демографических вопросов, к примеру, понижением потребности в детях, о чем предостерегают социологи, подъемом девиантного материнства, количества отказов от детей и т.д. С другой стороны, такая заинтересованность обусловлена интересом к вопросам индивидуального формирования совершеннолетнего лица, в том числе, во взаимосвязи с его новой ролью – родителя.

Материнство исследуется в русле разных наук: медицины, социологии, психологии, физиологии, культурологии, истории, биологии поведения. В последнее время возникла заинтересованность в комплексном изучении материнства. Важность материнского поведения с целью развития ребенка, его сложная составляющая и пути формирования, множество цивилизационных и личных альтернатив, и помимо этого огромное число прогрессивных исследований в этой области дают возможность говорить о материнстве как о независимой реальности, требующей изучения полного академического подхода с целью его исследования. Принимая во внимание все вышесказанное, возможно рассматривать данную проблему изучения злободневной и актуальной.

Методологической базой исследования послужили работы К. Абрахама, Н.К. Асановой, Ж. Бержера, Р. Балзама, М. Баллинта, Д. Винникотта, Х.Д. Джанхотта, Ф. Дольто, Е.С. Калмыковой, О.Ф. Кернберга, М. Кляйна, М., Малера, Ф. Пайна, А. Бергмана, Р. Дж. Столлера, Э. Уэллдона, А. Фрейда, З. Фрейда, К. Хорни, Э. Шарффа и других.

Проведя анализ литературы согласно проблеме, мы удостоверились, что в психологической литературе немало интереса уделяется биологическим началам материнства, и в свою очередь обстоятельствам и условиям личного становления его у личности.

В отечественной психологии в современный период в свою очередь появился ряд исследований, сопряженных с психологией материнства, психофизиологией, феноменологией, психотерапевтическими и психолого-педагогическими вопросами беременности и ранних периодов материнства, с девиантным материнством.

В основной массе исследований как особо важные онтогенетические условия формирования материнской сферы акцентируются: навык взаимодействия с собственной матерью, характерные черты домашней модели материнства также вероятность взаимодействия с младенцами и возникновение заинтересованности к ним в раннем возрасте. Но отсутствует детальное рассмотрение стадий персонального становления материнства, содержания и элементов данного развития. Но данное, в свою очередь, не предоставляет возможность дифференцированно взглянуть на диагностику личных характерных черт материнской сферы, факторам присутствующих патологий, проектированию способов их устранения и профилактики. Последнее в особенности важно в современных условиях с точки зрения предупреждения патологий отношения матери к ребенку, что в крайних формах выражается в психологическом и физическом отказе от ребенка.

Девиантное материнство считается одной из особенно значимых сфер исследования в психологии как в практическом, так также в теоретическом значении. Сюда причисляют трудности, сопряженные не исключительно с матерями, отказывающимися от собственных ребенка и проявляющим по отношению к ним открытое игнорирование и давление, но и, в свою очередь, вопросы патологии детско-материнских взаимоотношений, которые характеризуются критериями снижения психологического благополучия ребенка и отклонениями в их наилучшем психологическом формировании в раннем и дошкольном возрасте. В данной взаимосвязи значительной важностью обладает целостное понимание о материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическом развитии.

Таким образом, существенная часть исследований, посвященных материнству, позволительно разбить на 2 категории. С одной стороны, материнство рассматривается как залог присутствия требуемых условий с целью развития ребенка, с другой – как компонент индивидуальной сферы женщины, вернее, период в ее индивидуальном созревании.

Цель исследования: исследование феномена первертного материнства в кинематографе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и виды перверсии в психоанализе;

2. Изучить причины и последствия перверсии у женщин;

3. Раскрыть психологический контекст феномена материнства;

4. Исследовать психоаналитическую концепцию первертного материнства в современном психоанализе;

5. Рассмотреть виды первертного материнства и их влияние на психическое развитие ребенка;

6. Продемонстрировать понимание психоаналитических концепций на практике через анализ фильмов.

7. Продемонстрировать на практике теоретические концепции, через построение метапсихологического профиля героини фильма «Черный лебедь».

Объект настоящего исследования: психоаналитическая концепция первертного материнства в современном психоанализе.

Предмет исследования: первертное материнство и его влияние на психическое развитие ребенка в кинематографе.

Гипотеза исследования заключается в том, что кинематограф может служит средством изучения психологических феноментов и «первертного» материнства в том числе, а также в том, что чем больше использовано в кинофильме психологических компонентов «первертного материнства», тем более выраженным будет эффект исследования феномена при помощи кинематографа.

Характеристика выборки. При проведении исследования были отобраны фильмы, в которых представлены различные виды первертного материнства и их влияние на психическое развитие ребенка. Все фильмы условно были разделены на три группы: фильмы о материнских перверсиях, фильмы о девиатном материнстве и фильмы о нарциссических родителях.

Первую группу представляют такие кинокартины как «Моя маленькая принцесса» и «Дорогая мамочка».

Во вторую группу вошли такие фильмы как: «Мамочка» и «Похороните меня за плинтусом».

Третья группа представлена такими фильмами как: «Белый Олеандр», «Скандальный дневник», «Черный лебедь, «Мой сын для меня», «Осенняя соната», «Я сюда больше никогда не вернусь» и ряд других.

Методы работы: анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, а также анализ фильмов отечественных и зарубежных авторов на предмет изображения феномена «первертное» материнство и анализ отобранных кинокартин.

Методики исследования

1. Психоаналитический анализ кино и его интерпретация по методике Асановой Н.К.

2.Метапсихологический профиль взрослого (А. Фрейд, У. Нагера, Э. Фрейд)

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в проведенном анализе значительного количества кинокартин и выявлении основных психологических характеристик первертного материнства.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения полученных результатов для дальнейшего более детального изучения феномена «первертное материнство» в психоанализе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ показал, что сегодня каждая психоаналитическая школа, рассматривая синдромы перверсии, видит то, что ей хочется видеть, в большинство школах эта категория исчезла. Прогрессивные психоаналитические подходы стараются осознать перверсии не столь как половое первертное поведение, сколь как особенность объектных взаимоотношений; рассматриваются всевозможные компоненты первертных объектных взаимоотношений. Максимально важные и популярные идеи и исследователи: Р. Блосс, Гольдберг, Мак Дугалл, Парсон, П. Ракамье, Б. Розенберг, Ж. Сажге-Смиржель, Р. Столлер, Р. Тач, Д. Янов и др.

Эстелла В.Уэллдон, обследовавшая женскую перверсию, выделяет ключевое отличие между женской и мужской перверсией. Оно состоит в том, что у представителей сильного пола первертное действие ориентировано на внешний фрагментарный объект, а у представительниц слабого пола первертное действие ориентировано на себя, на личное тело либо на объекты, которые принимаются будто часть собственного тела, то есть на собственного ребенка.

Перверсия способна быть защитой от невротической тревоги (равно как стремление обойти запреты и кастрационную тревогу фаллическо-эдипальной фазы) и от психотической тревоги (равно как желание справиться с беспокойством, появляющейся в наиболее ранней фазе, если отделение от матери вызывает панику перед физической дезинтеграцией, распада на кусочки, чувством внутренней кончины, уничтожением разбитыми внутренними объектами).

В рамках данного исследования под перверсией будем подразумевать несоответствие с желанием и удовлетворением другого, в стремлении использовать данного другого только с целью извлечения наслаждения, вне зависимости от того, получает это наслаждение другой или нет, вне зависимости от того, что другой испытывает.

Говоря о женской перверсии будем подразумевать эротическую форму ненависти, что говорит о том, что нормальное формирование требует, чтобы ребенок подвергся все большей фрустрации, для того чтобы появилась вероятность разлуки, результатом которой сделаются функции Я и идентичности, нужные для того, чтобы справляться с внешней средой.

Проведенный обзор источников позволил также выделить следующие критерии перверсии: несвобода в выборе объекта; следствием первого критерия является частичное влечение; компульсивное сексуальное поведение; разрядка сексуального желания, а не построение близких отношений; отреагирование вместо фантазий; притворство; неспособность испытывать горе; показушная весёлость.

Анализ литературных источников позволил выделить следующие компоненты первертного материнства:

— мазохизм (общепсихологический и телесный), который вынуждает ребенка получать удовольствие от того, что ему доставляет боль;

-направленность к саморазрушению с помощью «ухода» в наркоманию, самоповреждение, попытки убийства и самоубийства.

— форклюзия имени родителя, отсутствие различия поколений и различия полов;

— замедление в развитии. Недостаток познавательного интереса. Стремление делать стереотипный и односторонний выбор пожизненной женской доли: убирать, прислуживать и рожать;

-попытки выходить за пределы симбиоза стимулируют мощнейшую персекуторную тревогу;

— нарциссическое злоупотребление как возмещение фрустрированных потребностей матери, или напротив непосредственно нарциссической неудовлетворенности и недостатка чувственных взаимосвязей (ребенок–психологическая замена малосодержательности в психическом мироздании матери).

К более часто встречающимся из числа женских перверсий принадлежат мазохизм и женский эксгибиционизм. Характерной чертой женских перверсий считается то, что при наличии женской перверсии «женственность» сама по себе зачастую как маскарад, скрывающий запретные маскулинные желания, и разнообразие женских половых стереотипов может использоваться, чтобы скрыть сексуальные и интеллектуальные амбиции женщин. Также можно часто встретить мазохистические и садомазохистические фантазии и поведение у женщин, не организованные как перверсии, но часто выражающиеся в мастурбаторных фантазиях и необлигатном сексуальном поведении. Женщины часто проявляют эксгибиционистские фантазии или поведение, не приводящие к организованной перверсии.

Проведенный обзор литературы показал, что проблемы детско-родительских взаимоотношений и благополучие детей в семье изучают многочисленные исследователи (Т.О. Архиреева, Д. Баумринг, А. Болдуин, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В. Сатир, Е.Т. Соколова, Л.Б. Шнейдер и др.).

В рамках изучения были выделены соответствующее закономерности взаимосвязи стиля родительского воспитания и характера ребенка:

1) авторитетные отец с матерью – активные, общительные, добросердечные дети;

2) авторитарные отец с матерью – раздражительные, предрасположенные к инцидентам дети;

3) снисходительные отец с матерью – импульсивные, агрессивные дети.

Как правило первертные матери применяют одну из соответствующих крайностей в модификациях воспитания:

1. регулирующая – безжалостная мама: подобная мама всесильно и гордо ждет, что ребенок станет приспосабливаться под нее и осуществлять все без исключения ее стремления, но из-за неподчинение бьет детей и безжалостно карает;

2. внедряющаяся – нежная мама: подобная мама самостоятельно адаптируется под детей и останавливает его развитие через углубление зависимости от себя, теснейшей и душащей симбиотической взаимосвязи, она искушает ребенка на привилегированный статус во взаимоотношениях, останавливая его развитие.

В ходе проведенного анализа были выявлены следующие аспекты влияния первертного материнства на психическое развитие ребенка:

1. Матери, совершающие инцест: ребенок-заместитель. При таком виде девиантного материнства мать не дает своему ребенку личного пространства, возможности отделиться и повзрослеть, ребенок независимо от его пола, становится инцестуозным партнером матери, и не всегда оставаясь только фантазией матери и ребенка, а имея место и в реальности, когда мать, воспользовавшись своей властью над ребенком, делает его единственным источником своего нарциссического и сексуального удовлетворения. Ребенок для такой матери остается частичным объектом, идеально соответствующим инцестуозным целям матери.

2. Матери, жестоко обращающиеся со своими детьми. Делегированный синдром Мюнхгаузена Окружению сложно принять, то что женщина в силах безжалостно обращаться с собственным ребенком или, тем более, его лишить его жизни. Данные мамы сами сталкивались в собственном раннем возрасте с весьма травмирующими бессердечным обращением к себе, в следствии этого сценарий жестокого обращения с собственным ребенком переходит в семье из поколения в поколение, поддерживая цикл домашнего насилия. Данные матери в собственном раннем возрасте были решены истинной заботы, их игнорировали либо жестоко обращались, около них ни разу не было небезопасного варианта привязанности. Эти женщины страдают от бессознательного хронического горевания, невыносимой психической боли, отрицая лишение заботы и неудовлетворение их эмоциональной потребности в раннем детстве со стороны собственной матери. Такие женщины вследствие собственной травматизации в раннем детстве не умеют «переживать» свои чувства, а умеют только навязчиво «разыгрывать» чувства, поэтому у них не могут формироваться адекватные материнские способности по отношению к своему ребенку.

Ребенок становится единственной возможностью проявить личные эмоциональные потребности, пренебрегая чувственные потребности самого ребенка, по этой причине эмоционально данные женщины никак не готовы заботиться о собственном ребенке. Малыш, подобным образом, используется с целью подтверждения окружению «хорошести» самой матери.

Дети, подвергающиеся жестокому обращению в раннем возрасте, входят в категорию риска формирования в последующем тяжелых форм соматизации, расстройств пищевого поведения, злоупотребления психоактивными препаратами, подавленного исуицидального состояния и иных тяжких индивидуальных расстройств

3. Матери психотического функционирования – «семейный психоз». К этой группе матерей относятся, в том числе, женщины с диагнозом психозы, включая женщин с диагнозом Делегированный синдром Мюнхгаузена. Основным конфликтом функционирования психотических матерей и их детей является конфликт между «Оно» и реальностью, в котором «Оно» смешивается с «Я». Психотическая мать может индуцировать у ребенка психозы, которые могут проявляться в форме «слепых психозов» на уровне семейного взаимодействия, в патологических формах объектных отношений. Психотическая мать «делегирует» ребенку свой внутренний хаос и способна совершать преступление против тела ребенка, включая жестокое обращение с ребенком. Такой тотальный нарциссический захват тела и психики ребенка ведет к невосполнимым срывам в развитии ребенка по всем линиям развития, к психотическому функционированию и к развитию психозов у ребенка – к «убийству души» ребенка. У ребенка нарушение развития проявляется в нарушении Самости (телесной, когнитивной, аффективной, социальной); грубой патологии «Я» и «Сверх-Я»; неразделенности «Я» и «Другой», влечений, реальности и фантазмов; патологии объектных отношений; диссоциативном расстройстве личности; нарушении идентичности, включая половую идентичность; в использовании примитивных защитных механизмов особенно расщепления, проекции и проективной идентификации.

4. «Отравляющие матери» – симбиотические матери. К категории «отравляющих матерей» относятся матери, которые не позволили своим детям отделиться от них и нормально пройти процесс сепарации-индивидуализации, что в подростковом возрасте особенно проявляется у подростков-мальчиков при повторной попытке отделиться от матери в форме манифестации девиантного и делинквентного поведения и злоупотребления психоактивными веществами. «Отравляющие матери» исключают полностью отца из внутрипсихической жизни ребенка, как третьего, даже, если он присутствует в реальной жизни ребенка. Ребенок, независимо от своего пола, навсегда занимает его место. Эта подмена ребенком отца часто проявляется в том, что ребенок спит вместе с родителями в супружеской спальне, или отец изгоняется, и ребенок остается в кровати с матерью, что может продолжаться и в подростковом возрасте.

5. «Дефицитарные матери» – депрессивные матери. Повторяющиеся беременности. Депрессия матери делает ее «эмоционально мертвой» для своего ребенка и мешает ей чувствовать переживания и потребности своего ребенка, депрессивная мать и ребенок как бы «живут параллельно друг с другом». Ребенок депрессивной матери склонен к проявлению повышенной тревожности, гиперактивности, которая необходима ему, чтобы «оживить мертвость» своей матери. Ребенок депрессивной матери имеет нарциссическую патологию «Я», связанную с нарциссической травмой раннего детства вследствие дезинвестиции со стороны материнского объекта. Такие дети характеризуются неспособностью проработки потери объектов любви и привязанности, амбивалентностью к объектам любви и привязанности, регрессией на оральную стадию при потери объектов любви и привязанности или связанного с ней разочарования, сниженной самооценкой, патологическим развитием «Я» и «Сверх-Я», агрессией, обращенной на себя – «моральным мазохизмом», объектными отношения по анаклитическому (зависимому) типу и небезопасными типами привязанности.

При проведении исследования были отобраны фильмы, в которых представлены различные виды первертного материнства и их влияние на психическое развитие ребенка. Все фильмы условно были разделены на три группы: фильмы о материнских перверсиях, фильмы о девиантном материнстве и фильмы о нарциссических родителях. Первую группу представляют такие кинокартины как «Моя маленькая принцесса» и «Дорогая мамочка». Во вторую группу вошли такие фильмы как: «Мамочка» и «Похороните меня за плинтусом». Третья группа представлена такими фильмами как: «Белый Олеандр», «Скандальный дневник», «Черный лебедь, «Мой сын для меня», «Осенняя соната», «Я сюда больше никогда не вернусь» и ряд других.

Подводя итоги проведенного анализа ряда кинофильмов о перевертном материнстве в таких его проявлениях как нарциссизм, трансгрессии, девиантном поведении можно выделить основные черты, которыми охарактеризованы героини фильмов и соответственно составить метапсихологический профиль личности матери с перверсиями.

Анализ фильмов показал, что матери с перверсивными отклонениями характеризуются личностными чертами, которые определяются: акцентуациями характера, спецификой воспитания в семьях родителей, гендерными особенностями.

Просмотренные и проанализированные фильмы представляют собой описание жизненных историй – отношений матери и дочери, матери и сына, отношения матери и дочери в двух поколениях, отношения мужа и жены, отношения родителей к детям, отношение отца к своим детям. В рассматриваемых отношениях можно видеть истоки психологических травм в детстве и их последствия.

В большинстве фильмов о нарциссическом материнстве в отношениях матери и дочери, как правило, демонстрируется зависть матери к молодости подрастающей дочери. В отношениях сыновей и матерей в фильмах демонстрируется инцестуозное использование матерями своих сыновей/внуков.

Первертное материнство в фильмах показывает такие качества как неконтролируемая ярость и гнев. Когда самовлюбленная мать не получает должного внимания, признательности и восхищения, она обрушивается на детей в порыве ярости. Жестокое поведение может проявляться в виде эмоционального, словесного, финансового или физического насилия.

Фильмы наглядно показывают, как чрезмерная любовь и опека могут вылиться в фанатизм и тиранию. В фильмах присутствуют примеры деструктивных родителей, которые своими действиями причиняют ребенку лишь вред, пытаясь удержать его возле себя любой ценой. Причинами этого могут быть затаенные обиды, неудовлетворенность жизнью, отсутствие других целей, чреды неудач или серьезные психические заболевания. Последствия такого воспитания – психологические травмы и фобии.

Большинство фильмов оставляет тягостное впечатление, как будто то, что происходит как замкнутый круг никогда не закончится. Основные чувства, демонстрируемые в фильмах – это бессилие, угнетение, тревога, которая на протяжении сюжетных линий, как правил, нарастает.

На основании выявленных в теоретической части исследования компонентов первертного материнства в проанализированных фильмах были определены следующие их проявления:

— в фильме «Дорогая мамочка» проявляется нарциссическое злоупотребление, в результате которого наблюдается нарциссическая неудовлетворенность и недостаток эмоциональных связей, а ребенок выступает психологической затычкой пустот в психическом мире матери.

— фильм «Моя маленькая принцесса» иллюстрирует пример отсутствия разницы поколений и разницы полов, а также персекуторную тревогу, которая возникает в случае нарушения границ симбиоза. В этом фильме как и в других ребенок становится психологической затычкой пустот в психическом мире матери.

— в отечественной картине по произведению Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» очень явно прослеживается мазохизм ребенка, который находит для себя «оправдания» наказаний бабушки как необходимого или заслуживаемого;

— фильм «Белый олеандр» в основу сюжет ставит нарциссическое злоупотребление со стороны матери, которое также отражается на появлении персекуторной тревоги у дочери;

— в фильме «Скандальный дневник», несмотря на отсутствие непосредственного (общепринятого) материнства в сюжете, главная героиня демонстрирует тенденцию к саморазрушению и мазохизм.

— в фильме «Черный лебедь» явно виден как психический, так и физический мазохизм, а также тенденция к саморазрушению посредством булимии, попытки самоубийства, форклюзия имени отца, торможение в развитии главной героини. Кроме того, у главной героини попытки выйти за границы симбиоза вызывают сильнейшую персекуторную тревогу.

Для составления метапсихологического профиля взрослого по методике А. Фрейда, У. Нагера и Э. Фрейда «Метапсихологический профиль взрослого» (приложение 2) был выбран фильм «Черный лебедь». Главная героиня фильма «Черный лебедь» – Нина Сейерс – танцовщица балета в Нью-Йорке. Она с раннего детства занимается танцами, но Нине не хватает уверенности в себе. Мать Нины, тоже в прошлом балерина, в связи с рождением дочери вынуждена оставить свою карьеру. Мать пристально следит за творчеством Нины и ждет от нее главного успеха. Героине, кажется, удается добиться своей цели, когда режиссер Тома Лерой увольняет приму и принимает решение отдать Нине главную роль в новой постановке «Лебединое озера». Но он говорит, что девушка вся зажата, и даже называет ее фригидной, что ей не хватает страсти и раскованности, которые так необходимы для перевоплощения в Черного лебедя. Фильм показывает, как постановка медленно разрушает добрую, послушную девушку Нину, так как она начинает страдать от ОКР, анорексии, булимии и попадает под давление и стресс в попытке достигнуть идеала. Изображение Нины в образе черного лебедя уничтожает ее. Это метафорично в том смысле, что персонаж достигает художественного совершенства из-за психологических и физических проблем, с которыми можно столкнуться.

С самого начала кинофильма очевидно, что существование Нины не принадлежит ей. Мать Нины – несостоявшаяся звезда балета, чья карьера закончилась с рождением дочери. Мать абсолютно не упрекает героиню, вместо этого она берет на себя решение «продолжить» свою карьеру с помощью собственной дочери. Мать удерживает дочь под контролем, в том числе и когда ее нет поблизости, через непрерывные телефонные звонки. В течение кинофильма продемонстрировано, что Нина никак не планирует воспитывать свою личность – она бы желала похитить чужую. Нарциссическую мать в фильме «Черный лебедь» характеризует эмоциональная выключенность, недоступность и холодность, и это очень четко отражено в начале картины. В начале фильма и непонятно, что Тома – мать Нины, только потом становится понятно, что эта женщина – мать героини. Инцестуозная атмосфера царит в их доме. Об отце даже и намека нет. Дочь находится в полном слиянии с матерью. Отсутствуют какие-либо границы, которых никогда и не было и которые Нина так безуспешно пытается обозначить ближе к концу фильма, закрываясь от матери палкой в своей комнате. Но сделать это ей не удается, т.к. душа героини уже полностью пропитана и отравлена токсичной матерью.

Главный образ – Нина – выступает в роли эго, наше социальное Я, пребывающее в контакте с внешней средой. Мать Нины – это Сверх-Я, по концепции Фрейда – элементличности, регулирующий поведение лица, устанавливающая эталоны, принципы и запреты. Так как непосредственно данным и занимается мать Нины в кинофильме – осуществляет контроль -дочь также рассматривает ее с точки зрения соответствия определенным нормативным рамкам. Руководитель Нины, Тома, воплощает иную фрейдистскую суть – Оно. Оно – бессознательные, иррациональные инстинкты личности. В конечном итоге Лили – это Альтер-Эго Нины, ее темная копия.

Героиня кинофильма– психастеничка, одержимая сверхценной идеей перфекционизма и эротически раздраженная. Сцены, в которых Нина страдает различными помутнениями рассудка, – это никак не психология, а характерная психиатрическая симптоматика формирующегося в напряженной ситуации галлюцинаторно-бредового синдрома. Исполнительница с раннего возраста мучается психическим расстройством невротического типа (навязчивое причинение себе вреда), о чем также свидетельствует мать Нины. Согласно вовсе не необыкновенному сюжету у танцовщицы невроз переходит в традиционный психоз. Сущность его может являться двойственной: истеричной – и в этом случае артистку ожидает победная танцевальная карьера; шизофренической – тогда предстоит психологическая трагедия, профессиональное и жизненное падение. Наличие галлюцинаций никак не неотъемлемая преграда для выступления танцовщицы. Конецк инофильма, бесспорно, символичен и оставляет зрителю вероятность лично решить, осталась ли киногероиня жива.

Два основных героя «Лебединого озера», белоснежный лебедь и темный лебедь, олицетворяют, соответственно, самоконтроль и половые отношения. В сознании Нины два этих инстинкта входят в противоречие, ломая психику женщины изнутри. Вместо того, чтобы принять возможность симбиоза в ней двух составляющих ее личности, Нина стремится усмирить сначала один (в начале кинофильма молодая девушка целиком покоряется давлению со стороны матери и персональной самодисциплине), а потом другую сторонку собственной личности. Однако для этого, для того чтобы быть полноценной личностью, ей необходимо было «подружить» темное и белое в собственной душе. Нина данного совершить не сумела – это также погубило молодую женщину.

Девушка делает большую ошибку – для обеспечения нормального сосуществования указанных сторон личности, Нина поочередно пробует подавлять каждую из них. Но чтобы обе эти стороны находились в равновесии, необходимо было их примирить в себе и признать возможность наличия как одной стороны, так и второй. Сделать это у девушки не получается – внутренняя тревога и психологический конфликт раздирают ее изнутри и

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРВЕРСИЙ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

1.1. Понятие и виды перверсии в психоанализе

Слово «перверсия» появилось в 19 веке, но свои корни оно имеет в латинском языке. Слово «pervertere» означает переворачивать, опрокидывать [126, c. 102]. Позже его начали связывать с низвержением обычаев, отсюда же «perversitas» – термин, обозначающий что-то экстравагантное, абсурдное, но позднее испорченное. Из-за имеющихся отрицательных коннотаций в ДСМ оно заменено на «парафилии» – любовь вкривь. Хотя даже в данном неологизме звучат отклики морализации, так как парафилик «любит вкривь» не из-за того, что он выступать в роли меньшинств, а вследствие того что его желание никак не совпадает с нормой, которую врачебная наука установила как «порядок». Если сосредоточить внимание на перечень парафилий и наиболее ранний перечень перверсий, то он практически никак не поменялся [128, p.59]. Если в донаучный период норму предопределяло Священное писание, то в 19 столетии половая нравственность подчинялась критерию «естественности», в то время это предполагало, что половая связь должна являться источником к появлению потомства, по этой причине самовозбуждение, гомосексуализм, оральный секс являлись перверсиями [136, p.31]. На сегодняшний день данные практики не являются перверсивными, так как современная теория базируется на утилитаристской этике. В психоанализе же первоначально проблема перверсии была определена не в нравственных либо культурно-исторических определениях, а скорее в определениях разности мировоззрений. То есть, современные психоаналитические подходы стремятся осмыслить перверсии не столь как сексуальное первертное поведение, сколь как характерные черты объектных отношений; рассматриваются различные элементы первертных объектных отношений. Значительный вклад в изучение перверсий внесли Р. Блосс

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы