Платная доработка на тему Персональные черты творческого человека.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1.1 Понятие
и природа творчества. 7
1.2 Творческий
процесс, стадии творчества. 10
1.3 Психологические черты и особенности творческой
личности. 15
1.4 Современные студенты как субъекты творческой
деятельности. 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ.. 24
2.1 Организация и методы исследования. 24
2.2 Анализ результатов констатирующего
эксперимента. 25
ВЫВОДЫ.. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
Актуальность
темы. Ускоренный темп научно-технического прогресса,
скорость изменений во всех сферах человеческой деятельности, высокий темп жизни
— характерные признаки современного социокультурного пространства. Общие
тенденции развития общества обусловливают стимулирование человеческой
деятельности в различных сферах, необходимость более успешной реализации
человеческих ресурсов – в первую очередь творческого потенциала отдельного
человека. Потребность общества во всесторонней творческой активности человека
растет и требует формирования деятельной, духовно богатой личности, способной
творчески решать множество различных насущных проблем, конструктивно работать в
динамических условиях жизни [16].
Проблема развития
творчества имеет исторический характер, в зависимости от образа жизни, образа
мира, который она формирует, а также от требований общества к личности. В
условиях современной цивилизации, в связи с кризисом духовности, развитием
технократического мышления оказывается очень важным сосредоточить внимание на
проблемах развития творческой личности. На первый план выступают
социокультурные условия, которые тормозят или обусловливают развитие тех
качеств личности, которые помогут ей реализовать творческий потенциал. В наше
время творческое мышление и творческие способности изучали многие известные
психологи, среди них такие видные исследователи, как Б.Н. Никитин, Д.Б.
Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев и др.
В период окружающей
нестабильности, и флуктуаций условий жизни, появляется новая фундаментальная
проблема — развитие творческой личности.
Именно творчество дает
мощный толчок к открытию новых смыслов современного развития мира.
Вопрос о механизмах,
процесс, природу личности, личностный и творческий развитие человека в процессе
творческой деятельности остается во многих аспектах открытым для научной
дискуссии (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, О.С. Анисимов, Б.М. Теплов и др.).
Цель
исследования заключается в изучении творческих
способностей студентов.
Исходя из поставленной
цели, в процессе исследования проблемы будут решаться следующие задачи:
· изучить понятие и природу творчества;
· рассмотреть творческий процесс и его
содержание;
· определить и проанализировать
психологические особенности творческой личности;
· провести
эмпирическое изучение творческих способностей студентов;
· проанализировать результаты эксперимента.
Объект исследования:
творческая личность.
Предмет исследования: студент
как субъект творческой деятельности. Гипотеза исследования — уровень
креативности напрямую зависит от фантазии, любознательности, поиска сложных
решений и склонности к риску. Все перечисленные компоненты имеют высокий
уровень только в том случае, если общий уровень творческих способностей студента
достаточно развит.
Методы исследования: теоретический
анализ научных и литературных источников по проблеме исследования, синтез,
сравнение, обобщение.
Методики:
1. Опросник «Определение типов мышления и уровня
креативности» Дж. Брунера [8].
2.
Тест «Креативность» (автор Вишнякова Н.) [19].
3.
Методика Г. Дэвиса (определения творческих способностей студентов)
[19].
Выборка исследования — в
исследовании приняли участие 30 студентов: из них 28 девушек и 2 юноши. Возраст
всех респондентов от 19 до 23 лет.
Структура
и объем работы состоит из введения,
двух глав, заключения, списка источников (26 наименований
Заключение:
Теоретический анализа
литературы показал, что творчество может проявляться во всех формах, выносить
всевозможные идеи на поверхность и вдохновлять на изменения в мире. Но
творчество — это также расплывчатый термин из-за того, что существует множество
выходов, а вместе с этим возникают две вещи: вызов и возможность.
Необходимым компонентом
здоровой и гармоничной жизни человека является творческая деятельность. Творчество — это напряженный,
целеустремленный, упорный труд, требующий активной мыслительной деятельности,
интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество — это феномен,
посредством которого формируется нечто новое и ценное. Созданный предмет может
быть нематериальным (например, идея, научная теория, музыкальное произведение
или шутка) или физическим объектом (например, изобретение, печатное литературное
произведение или картина).
Творческий процесс — развертывающаяся
во времени и пространстве цепь последовательных действий субъекта творческой
деятельности, направленных на создание чего-то нового с целью удовлетворения
определенной потребности общества или отдельного человека.
Творческая личность – это
индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому,
оригинальному. А творческая деятельность является жизненной потребностью.
Основной показатель и приоритетный признак — это наличие творческих
способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические
способности человека и отвечают требованиям творческой деятельности, являются
условием ее успешного выполнения.
В процессе своей жизни,
личность проходит несколько этапов своего развития, основным из которых
считается период юности. Развитие творческой личности — это постоянные
изменения, переходы, преобразования родовых, социально-типологических свойств в
индивидуальные, личностно-смысловые ее качества, возникающих в ходе онтогенеза.
Личностный рост коррелирует с развитием в направлении самореализации и
самоактуализации человека
Эмпирическое исследование
было проведено на базе Московского института психоанализа. В исследовании
приняли участие 30 студентов: из них 28 девушек и 2 юноши. Возраст всех
респондентов от 19 до 23 лет.
Главная цель эксперимента
— изучение уровня развития творческих способностей у студентов.
Исследование уровня
развития творческих способностей проводилось с помощью методик:
1. Опросник «Определение
типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера;
2. Тест «Креативность»
(автор Вишнякова Н.);
3. Методика Г. Дэвиса
(определения творческих способностей учащихся).
Проведенное практическое
исследование позволяет сделать следующие выводы:
В большинстве случаев у
современных студентов средний уровень развития творческих способностей. Предлагаемые
ими решения, идеи, проблемные ситуации не уникальны, оригинальны и новы. У студентов
либо мало интереса, либо его нет, либо они быстро его теряют. Такие личности не
замечают всего, что происходит вокруг них, потому что нет желания вникать в
ситуации и разбираться в них. Они стараются избегать принятия решений, которые
делают их неуверенными. Другими словами, если перед студентом стоит задача, он
выбирает первое решение, которое приходит ему в голову, а в случае, если
студент не уверен в его точности, он воздерживается от решения.
Уровень креативности
напрямую зависит от фантазии, любознательности, поиска сложных решений и
склонности к риску. Все перечисленные компоненты имеют высокий уровень только в
том случае, если общий уровень творческих способностей студента достаточно
развит. Поскольку современному обществу нужны творческие люди с высоким уровнем
развития воображения и любознательности, склонные к поиску сложных решений и не
боящиеся риска, можно сказать, что развитие уровня творчества должно быть одной
из основных задач развития студентов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
1.1 Понятие и природа
творчества
При психологическом исследовании
творчества традиционно огромное значение уделяется самому процессу творчества,
изменению состояний человека, создающего новое.
Огромное количество
наблюдений и трудов демонстрируют, что главное в творчестве происходит во время
перехода от зрения — слуха — чувствования явлений к их логико-понятийному
пониманию.
Один из наиболее
эффективных способов улучшить качество жизни и жить более качественной жизнью —
это приобрести способность к творческому мышлению и поиску творческих решений
проблем.
Творчество составляет основу
всех аспектов человеческой жизни и человеческого развития. Творческое
функционирование правого полушария мозга происходит не только во время
психических процессов, но и во всех процессах, где требуется творчество,
включая телесное поведение [21].
Творческое мышление
отражается в когнитивных, аффективных и телесных процессах. Творчество
применимо как к науке, так и к повседневной жизни. Креативность часто
используется в одном из двух смыслов. Одно из них — «открытие», а другое —
«инновации» [14].
Однако даже это различие
не окончательное. Инновация может использоваться по отношению к чему-то, что
считается новым, потому что это не было ранее замечено, когда нововведение
имело место, или со ссылкой на абсолютную новизну в смысле создания чего-то или
некоторой идеи, которых раньше не существовало.
Образовательные программы
должны давать учащимся рекомендации по сложному, абстрактному, критическому,
творческому и независимому мышлению, решению проблем, генерированию знаний,
обучению тому, как учиться, развитию самооценки и уверенности в себе, а также
пониманию различий. В этом контексте данное исследование направлено на изучение
взглядов учителей естественных наук на индивидуальные характеристики личности.
Творчество — это феномен,
посредством которого формируется нечто новое и ценное. Созданный предмет может
быть нематериальным (например, идея, научная теория, музыкальное произведение
или шутка) или физическим объектом (например, изобретение, печатное литературное
произведение или картина) [11].
Научный интерес к творчеству обнаруживается в ряде
дисциплин, прежде всего в психологии, бизнес-исследованиях и когнитивных
науках, а также в образовании, гуманитарных науках, технологиях, инженерии,
философии (особенно философии науки), теологии, социологии, лингвистике,
искусстве, экономике и математике, охватывающих отношения между творчеством и
общим интеллектом, типом личности, психическими и нервными процессами,
психическим здоровьем или искусственным интеллектом; потенциал развития
творчества через образование и обучение; стимулирование творчества на благо
национальной экономики и применение творческих ресурсов для повышения
эффективности преподавания и обучения