Основа Педагогического мастерства Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Педагогический такт на уроке. Условия овладения педагогическим тактом.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА НА ЗАНЯТИЯХ В ДОО И УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ИМ.. 7
1.1. Сущность понятия «такт». 7
1.2. Особенности педагогического такта в деятельности воспитателя. 10
1.3. Формы и методы овладения педагогическим тактом в условиях ДОО.. 25
Выводы по первой главе. 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОУ В ЭФФЕКТИВНОМ ОВЛАДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТАКТОМ.. 32
2.1. Организация и методика организации опытно-экспериментального
исследования  32
2.2. Рекомендации для педагогов по овладению педагогическим тактом. 43
Выводы по второй главе. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ. 56

  

Введение:

 

Актуальность исследования.

В процессе общения педагогов и
учащихся умение педагогов организовывать отношения на основе положительных
эмоций дает реальный воспитательный эффект. Негативные эмоциональные состояния
могут возникать, но не как последствия достижения конечной цели, а как
возможные ситуативные средства преодоления с целью достижения положительных
эмоциональных эффектов (например, страх потерять уважение). Именно наличие
педагогического остроумия позволяет педагогам выстраивать позитивное
эмоциональное общение, выстраивать и поддерживать психологический контакт с
детьми. Это моральная категория, которая помогает регулировать межличностные
отношения. Исходя из принципов гуманизма, тактичное поведение требует уважения
к людям в самых сложных и противоречивых ситуациях. Педагогическое мастерство —
это профессиональное качество учителя и часть его мастерства.

Педагогический такт отличается от
общего понятия такта тем, что оно представляет собой не только атрибуты
личности педагога (уважение, любовь к ребенку, вежливость), но и умение выбрать
правильный подход к ученику. Поэтому педагогические навыки являются для
педагогов промежуточным звеном в обучении детей и умении выстраивать
продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении
со школьниками.

Степень изученности проблемы. Изучением данной проблемы занимались такие исследователи
как: Ю.В. Атемаскина [1],
Е.А. Березина[2], А.А.
Майер[3]
и др. Факторы и условия, способствующие развитию педагогического такта проанализированы
в трудах Ю.В. Атемаскиной. Рекомендации по формировании. педагогического такта
даны в исследованиях С.А. Езопова. Зарубежный опыт работы о работе воспитателя .представлен
в исследованиях А.А. Майер.

Однако, несмотря на
достаточно широкий круг исследований, такие именно вопросы, как условия овладения педагогическим
тактом в деятельности воспитателя недостаточно разработаны. Изложенное
позволило выявить сложившееся противоречие исследования между значимостью
овладения педагогическим тактом и возможностями
ДОУ в эффективном овладении педагогическим тактом. Представленное
противоречие определило проблему исследования: каковы возможности ДОУ в эффективном овладении педагогическим тактом. Актуальность рассматриваемой
проблемы позволила определить тему исследования: «Педагогический такт на занятиях.
Условия овладения педагогическим тактом в деятельности воспитателя»

Цель исследования: Выявить, обосновать и апробировать  эффективные формы и методы владения
педагогическим тактом в деятельности воспитателя.

Объект исследования: педагогический такт педагога.

Предмет исследования: процесс овладения педагогическим тактом в деятельности воспитателя.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия «такт»

2. Выявить особенности
педагогического такта в деятельности воспитателя

3. Определить  эффективные формы и методы овладения
педагогическим тактом в условиях ДОО

4. Провести опытно-экспериментальное
исследование возможности ДОУ в эффективном овладении педагогическим тактом

5. Предложить рекомендации для
педагогов по эффективному овладению педагогическим тактом

Теоретико-металогическая основа исследования: идеи о детском саде будущего (Н.В.
Микляева, Ю.В. Микляева)[4],
управление инновационными процессами в ДОУ (А.А. Майер).[5]

Для решения
поставленных задач и проверки гипотезы использованы основные методы
исследования: обзор литературы, анализ источников, диагностика,
математическая обработка данных.

Диагностический инструментарий:

1. Методика «Самооценка эмпатических способностей» (автор А. Мехрабиен
и Н. Энштейн) [6]
(Приложение1)

2. Методика «Оценка уровня общительности» (автор Ф. Ряховский) [7]
(Приложение2)

3. . Методика «Сформирован ли у вас педагогический такт» (модификация
Р.Р. Калининой) [8] (Приложение3)

Базой для проведения исследования выступило ДОО г. Серпухова № 2[9]. На
различных этапах исследования было охвачено 14 человек: 14 педагогов.

Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы расширяют
представления о проблемах овладения педагогическим тактом.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут
быть использованы педагогами в работе.

Структура и объем работы. Структурно курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы, включающего 22 наименования.

Общий объем работы – 60
страниц. Основной текст работы – 52 страницы, включая 3 таблицы и 6 диаграмм. [1] Атемаскина: Ю. В.
Современные педагогические технологии в ДОУ. — М.: Детство-Пресс, 2011 – 120 с. [2] Березина Е.А
Формирование мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности //
23.12.11 //ttp://festival.1september.ru/articles/508214/ [3]
Методическое пособие/ Под ред. Майер А.А. Управление инновационными процессами
в ДОУ. — М.: Творческий Центр Сфера, 2008 [4] Микляева Н. В.,
Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад будущего. Методическое пособие,
М.: Сфера, 2010. [5]
Методическое пособие/ Под ред. Майер А.А. Управление инновационными процессами
в ДОУ, М.: Творческий Центр Сфера, 2008 [6] Тестотека URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/03.html [7] Там же [8] Там же [9] МДОУ – детский
сад № 2 «Ёлочка» URLhttps://elochka-2.tvoysadik.ru

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Педагогический
такт — профессиональное качество педагога, часть его мастерства.

2. Выделяют
следующие основные признаки педагогического такта:

— естественность, простота обращения без
фамильярности;

— искренность тона, лишенная всякой фальши;

— доверие к школьнику без попустительства;

— просьба без упрашивания;

— советы и рекомендации без навязчивости;

— требования и внушения без подавления
самостоятельности воспитанника;

— серьезность тона без натянутости в отношениях;

— ирония и юмор без уничижающей насмешливости;

— требовательность без мелкой придирчивости;

— деловитость в отношениях без раздражительности,
холодности и сухости;

— твердость и последовательность в осуществлении
воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

— развитие самостоятельности без мелочной опеки;

— быстрота и своевременность воспитательного
воздействия без поспешности и опрометчивых решений;

— внимательность к ученику без подчеркивания своего
контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая
безразличие и излишнюю возбудимость;

— ведение беседы с учащимися без дидактизма и
морализирования.

Главный признак педагогического такта
— нахождение меры к отношениях педагога и учащихся в процессе общения.

3. Формы, которые позволяют педагогу
повысить уровень своего педагогического такта:

1. Настойчивость в работе и
применение различных способов, приемов воспитательного воздействия с учетом их
педагогической эффективности;

2. Педагогически оправданное
сочетание делового и эмоционального характера отношений с детьми;

Методы, которые позволяют педагогу
повысить уровень своего педагогического такта:

1.Посещение конференций, мастер-классов, вебинаров, тренингов

2. Чтение книг по педагогике и психологии

3. Общение с экспертами.

Педагогический такт воспитывается,
приобретается вместе с мастерством. Он — результат духовной зрелости учителя,
большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений
общения с детьми. Прежде всего это:

1) знание психологии возраста и
индивидуальных особенностей современных детей. Не менее важны и

2) знания основ морали, умение видеть
нравственный смысл в поступках. И конечно же, необходимы

3) знания способов воздействия на
учащихся, которые должны переходить в умения:

— любить детей, показывать свою
любовь;

— наблюдать, видеть внутренние
пружины поведения детей;

— ориентироваться в обстановке;

— избирать целесообразный способ
воздействия (здесь важны, как мы говорили, знания обходных путей воспитания:
«Тебе виднее, но я бы посоветовала тебе…»);

— беседовать с детьми (нетактичный
педагог отводит ребенку позицию пассивного слушателя, проявляет
снисходительность словом, жестом, мимикой). 4. Нами были
проанализированы результаты диагностики по методикам.

Большинство
педагогов в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют
себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. И все же с новыми людьми
сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В высказываниях
порой много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

У некоторых
нормальная коммуникабельность. Они любознательны, охотно слушаете интересного
собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку
зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми
людьми. В то же время не любят шумных компаний. Экстравагантные выходки и
многословие вызывают у них раздражение.

Значительных нарушений такта не
наблюдается. Однако преподавателям не хватает педагогической находчивости в
реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого
вмешательства. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой
педагогической эффективности.

Таким
образом, необходима программа развития педагогического такта.

После проведения упражнений была проведена повторная
диагностика.

Таким
образом, сравнивая результаты двух этапов мы видим, что в целом уровень
развития педагогического такта повысился, что доказывает эффективность
формирующего этапа и подчеркивает необходимость продолжения развития
педагогического такта.

5. В качестве рекомендаций
рассмотрены следующие упражнения для продолжения развития педагогического
такта.

Упражнение
«Давайте поздороваемся»

Упражнение
«Здесь и теперь»

Упражнение «Пойми меня по
руке» и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА НА ЗАНЯТИЯХ В ДОО И
УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ИМ 1.1. Сущность понятия
«такт» В словаре русского языка С.И. Ожегова такт определяется
как чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом[1].

В педагогическом энциклопедическим словаре под редакций
Б.М. Бим-Бада такт педагогический трактуется как принцип меры, который педагог должен
соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством,
опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении
найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе
и конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления
воспитанию[2].

Поэтому особенность педагогического мастерства
заключается в том, что оно является мерой профессионального поведения учителя,
его поведения; оно является важным условием установления правильного общения
между педагогом и ребенком, педагогом и коллективом; оно является мерой выбора
и использования определенных методов, форм, воздействий и средств
взаимодействия.

Педагогическое мастерство предполагает учет личностных
особенностей субъекта общения, соблюдение морально-этического профессионального
отношения педагога.

В процессе общения учителя и ученика могут
формироваться два полюса эмоционального общения. Реальный воспитательный эффект
дает [1]
Ожегов,
С.И. Толковый словарь русского
языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.
Шведова. — М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. — 944 c. [2] Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2002.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы