Платная доработка на тему Педагогические увлечения современных родителей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Теоретические основы
педагогической культуры родителей
1.1. Сущность понятия
«педагогическая культура» и ее
компоненты
1.2. Проблемы готовности родителей
школьников к повышению своей педагогической культуры
Глава 2. Теоретические аспекты
педагогических увлечений родителей в современный период времени
2.1. Основные направления
педагогических увлечений современных родителей
2.2. Повышение педагогической
культуры родителей в рамках реализации ФГОС обучающихся
Список используемой литературы
Введение:
В
связи с нормативно-правовыми актами Российской Федерации о семейном
регулировании и основами права семейного воспитания, родители несут полную
ответственность за своих детей, обладают правом на их воспитание и обучение перед
всеми иными личностями.
Успешность
обучения ребенка в общеобразовательном учреждении и его развитие личности
зависит от уровня воспитанности и педагогической культуры родителей.
А так как в обязанности учителя входит работа
в непосредственном контакте с иными преподавателями, родителями, то повышение
педагогической культуры родителей является важнейшей задачей современного
педагога.
Актуальность работы. В
современных экономических и социокультурных условиях растет интерес к проблемам
семьи, методам воспитания ребёнка в семье, а также к развитию и усвоению педагогической
культуры родителей.
Это
связано с тем, что семья представляет собой главный социальный институт,
который влияет на ребенка, делая из него личность.
Именно
в семье ребенок получает основной опыт, формирующий базу социализации ребенка,
навыки общения и представление ребенка о самом себе.
В
последние годы на фоне серьезных изменений, происходящих в обществе,
наблюдается деформация семьи и всего, что с ней связано.
В
связи с этим заметно уменьшается степень педагогической культуры родителей, что
отрицательным образом сказывается на развитии детей.
Данная
проблема в основном отражена в нормативно-правовых актах, которые затрагивают
образование в дошкольных заведениях, а также систему образования в целом – к примеру,
в Федеральном законе «Об образовании» говорится, что родители – это первые учителя,
которые закладывают базу личностного, нравственного, интеллектуального и физического
развития своего ребенка.
В
содержании ФГОС одна из главных задач — это психологическая и педагогическая
поддержка семьи и рост компетентности родителей в вопросах, которые касаются
воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В
наше время все больше исследователей и педагогов-практиков уделяют внимание
вопросам содержания и развития педагогической культуры родителей.
Формы
педагогического и психологического обучения родителей в дошкольном учреждении способствуют
развитию и росту знаний в области педагогической культуры родителей в том
случае, если будет разработан проект развития и повышения педагогической
культуры родителей, и все это будет представляться в виде определенного плана
на базе изучения уже существующих у родителей сложностей при воспитании детей и
изучения предпочтений родителей, а также их потребностей в развитии и
увеличении имеющихся знаний.
Степень разработанности темы исследования. Проблема
просвещения родителей с педагогической точки зрения всегда была предметом пристального
внимания любого развитого общества. Она стала объектом исследования выдающихся
и известных педагогов прошлого (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, А. Дистервег), а
также современности: А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, С.Т.
Шацкого, Ф.П. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, А.В. Луначарского.
Объект исследования
– педагогическая культура родителей.
Предмет исследования
– повышение педагогической культуры родителей посредством педагогических
увлечений.
Цель исследования
– выявить особенности педагогических увлечений современных родителей.
Для
достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1.
Определить сущность понятия «педагогическая культура» и ее компоненты;
2.
проанализировать проблемы готовности родителей школьников к повышению своей
педагогической культуры;
3. изучить основные
направления педагогических увлечений современных родителей;
4.
особенности повышения педагогической культуры родителей в рамках реализации
ФГОС НОО.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили труды
отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы использовались учебные пособия, статьи и научные исследования,
авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что существуют «педагогические системы», которые
выделяют современные родители для применения в практике воспитания своих детей.
Эти системы обладают общими действующими принципами. К таким принципам можно
отнести — единство целей и способов воспитания ребенка семьей и педагогическим составом.
По
мнению Е.В. Бондаревской, педагогическую культуры необходимо рассматривать в
рамках научных подходов, таких как: аксиологического, деятельностного и
личностного, в связи с тем, что педагогическая культура является очень сложным
образованием.
Согласно
мнению И.В. Гребенникова педагогическая культура представляет собой совокупность
уровней подготовленности с педагогической точки зрения и совершенствование
отдельных качеств родителей, отражающие уровень их зрелости в воспитательном
вопросе и проявляются при семейном воспитании.
Т.А.
Куликова во многом разделяет точку зрения Е.В. Бондаревской. Она рассматривает
педагогическую культуру в качестве элемента общей культуры, наполненного опытом
предков.
Т.А.
Куликова полагает, что основными элементами педагогической культуры можно
считать, именно, педагогические и психологические знания об организации
отношений родителей с детьми, осознанное родительство, использование знаний и способностей
в сфере педагогики при воспитании, взаимосвязь с социальными институтами.
И.В.
Гребенников выделяет в педагогической культуре такие элементы как: когнитивный,
операционный, коммуникативный, эмоциональный и рефлексивный, так как многие
ученые рассматривают педагогическую культуру как сложное образование.
В
современных исследованиях часто подчеркивается роль активных форм
взаимодействия с родителями. Эти формы являются очень важными потому, что
благодаря им родители активно участвуют в учебной жизни детей, взаимодействуют
с учителями и обмениваются опытом, что очень полезно как для учителя, так и для
родителей и детей.
Для
организации улучшения педагогического образования родителей необходимо
разработать конкретный план на основе анализа имеющихся трудностей в воспитании
и обучении детей.
Таким
образом, проблема повышения педагогической культуры родителей в современных
условиях требует внимания к ее разрешению. Учителя и родители должны
контактировать между собой и как можно чаще, так как это положительно отразится
как на педагогических увлечениях родителей, так и на их педагогической
образованности. Одним из путей может являться применение активных форм
педагогического и психологического просвещения, проведения различных видов
собраний, создание родительского комитета и так далее.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы педагогической
культуры родителей
1.1. Сущность понятия «педагогическая
культура» и ее компоненты
Педагогическая
культура родителей представляет собой личностное образование, которое
выражается в заинтересованности родителей воспитать и научить ребёнка, рефлексии,
самоконтролю и изменению своего же поведения,
в творческом владении знаниями и способностями, педагогическими и
психологическими технологиями, гуманистическими методами взаимодействия с
ребенком.
Согласно мнению И. В. Гребенниковой, педагогическая
культура представляет собой степень развитости родителей с педагогической точки
зрения, которая показывает их уровень зрелости в качестве воспитателей и проявляется
данная культура в результате воспитания детей.
На педагогическую культуру оказывают влияние
такие факторы, как:
— индивидуальные характеристики человека;
— жизненный опыт;
— образование;
— специальность родителя.
К
элементам педагогической культуры следует относить:
–
степень подготовки родителей, их отношение к воспитанию;
–
способность сочетать требовательность к своим детям с любовью;
–
способности и мастерство родителей с педагогической точки зрения. [6]
Если
верить точке зрения М.Д. Махлина, то он в понятие «педагогическая культура»
включает способность родителей планировать свою воспитательную деятельность. Также,
он полагает, что стремление материального обеспечения и любовь родителей не
является компонентом педагогической культуры, так как этими качествами обладает
каждый родитель.
По
мнению О.Л. Зверевой, способность родителей к рефлексии еще одна из главных
особенностей содержания определения педагогической культуры.
Для
улучшения и развития педагогической культуры родителей нужно выяснить степень
ее сформированности, которая берет свое начало у будущих мам и пап еще с
детства. Дети, пытаясь быть похожими на взрослых, общаются с другими детьми.
Так,
для становления целостной педагогической культуры родителей нужна система
взаимодействия социальных институтов, которой до сих пор отсутствует в
Российской Федерации.
С
60-х гг. 20 века по сегодняшний день, образовательные учреждения на первое
место ставили просветительскую функцию, а взаимодействие и контакт с родителями
учеников отходили на второй план.
Например,
в практике взаимодействия семейного и общественного воспитания на протяжении нескольких
лет, замечено, что основная работа в этой области касается когнитивной
стратегии коммуникации с родителями, основная задача которой – формирование
убеждений и сообщение знаний.
Продолжительное
удерживание внимания на просветительской функции при взаимодействии с семьями учеников
отставало от изменений, которые касаются института семьи.
Большинство
преподавателей и в наше время заботятся о багаже знаний, обращаясь к
родительскому опыту: увлекаются нравоучениями и чтением докладов.
Эмоционально-чувственный компонент отношений родителей и детей мало востребован
в методах сотрудничества и содержании. Поэтому была создана программа, которая
получила название «Московская семья – компетентные родители», задача которой —
введение в практику социально-делового и психолого-педагогического партнерства эффективных
технологий взаимодействия с родителями.
Эффективное
средство улучшения педагогической культуры родителей — педагогическое
просвещение как организованная и целенаправленная воспитательная работа с
родителями.
При
этом важна многообразность источников педагогического просвещения родителей.
Главная роль в популяризации педагогических знаний принадлежит СМИ.
Согласно
данным О.Л. Зверевой, около 73 % родителей получают педагогический опыт с
помощью СМИ, на собственный опыт опираются порядка 58%, 44% опрошенных
родителей изучают литературу в сфере педагогике, пользуются советами
воспитателя около 24 %.
При
составлении плана работы с родителями, который направлен на повышение уровня
знаний педагогической культуры, учитель обязан определить, на какой стадии в
данный момент находится педагогическая культура у родителей:
– низкая стадия педагогической культуры –
полное отсутствие знаний, касающиеся педагогической культуры и семейного
воспитания, способность организовать жизнь детей с педагогической точки зрения,
безразличие к собственным детям, что приводит, впоследствии, к неправильному
выбору способов влияния на них;
–
средняя стадия педагогической культуры – у родителей наблюдаются отрывочные и
слабо осмысленные знания в сфере педагогики.
В
данном случае, родители не обладают ясным представлением о методах, средствах,
целях и приемах воспитания, не всегда могут использовать свои знания в
практике, их воспитательные навыки и умения необходимо развивать. Они, в
основном, активно применяют воспитательный опыт, полученный ими в родительской
семье и народную педагогику;
–
высокая стадия педагогической культуры – у родителей наблюдаются педагогические
способности, навыки, знания и умения, грамотное воспитание своих детей, применяя
при этом, педагогическую рефлексию.
Актуальной
задачей для родителей стало образование у них одного из компонентов педагогической
рефлексии, способность умело оценить собственную воспитательную деятельность, уметь
вставать на место своего ребенка и смотреть на ситуацию с его точки зрения.
От
того, как образована данная способность зависят взаимоотношения и коммуникация
ребенка со своими родителями, а также успехи в процессе воспитания.
Главным
условием образования рефлексивного отношения является способность применять
знания на рефлексивной основе. Зачастую родители считаются с мнением окружающих
и хотят получить от них определенного совета по воспитанию детей. Важно научить
их быть гибкими в выборе способов влияния на ребенка.
Способы
образования педагогической рефлексии:
– решение задач с педагогической точки зрения;
– изучение ситуаций с педагогической точки
зрения;
–
способ домашних заданий;
–моделирование
поведения с помощью игр;
–
изучение своей воспитательной деятельности.
Данные
способы нужны для того, чтобы увеличить активность и повысить педагогическую
культуру мам и пап. Использовать их можно при взаимодействии преподавателя с
родителями в образовательном учреждении в консультациях и индивидуальных
беседах, а также на родительских собраниях.