Платная доработка на тему Педагогические стратегии организации образовательной речевой коммуникации младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА……………………………………………………9
1.1 Образовательная речевая коммуникация как предмет психолого-педагогических исследований…………………………………………………9
1.2 Особенности организации образовательной речевой коммуникации младших школьников…………………………………………………………22
1.3 Педагогические стратегии организации образовательной речевой коммуникации младших школьников………………………………………..31
Выводы по первой главе…………………………………………………………47
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………..48
2.1 Диагностика уровня сформированности образовательной речевой коммуникации младших школьников………………………………………..48
2.2 Реализация педагогических стратегий организации образовательной речевой коммуникации младших школьников………………………………62
2.3 Анализ результатов эксперимента по реализации педагогических стратегий организации образовательной речевой коммуникации младших школьников…………………………………………………………………….71
Выводы по второй главе…………………………………………………………78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…… …………………………………….82
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-10…………………………………………………………….85
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшее средство человеческого общения, без которого невозможны существование и развитие общества – это язык. Качественные изменения характера международных связей с точки зрения практической и интеллектуальной деятельности человека предопределяют реальную необходимость изучения иностранных языков.
Младший школьный возраст ‒ это период интенсивной закладки фундамента общеобразовательной подготовки школьников, в частности, формирования у них коммуникативной и образовательной речевой компетенции. Учитывая это, важным становится вопрос выбора методов и технологий, которые бы максимально способствовали данной задачи, адаптировали учащихся младшего школьного возраста к условиям современной жизни.
Современная система образования предполагает такую организацию учебного процесса в целом и образовательной речевой коммуникации, в частности, чтобы каждый его участник имел возможность активизировать познавательную и речевую деятельность и получить речевой опыт, достаточный для формирования необходимых ему умений и навыков, в том числе путем использования интерактивных технологий обучения, которые, в свою очередь, дают участникам возможность принимать участие в «живом» интерактивном диалоге с реальным человеком, а также обеспечивают активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
ФГОС НОО одной из основных целей школьного обучения определяет формирование коммуникативной компетенции и содействие в овладении учащимися коммуникативными умениями и навыками в устной и письменной форме соответственно мотивам, целям и социальным нормами речевого поведения в различных типичных коммуникативных ситуациях [27].
Формирование у учащихся коммуникативной компетенции является неотъемлемой составляющей структуры содержания образования, базой для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и навыков. Современная система обучения дает возможность применять различные педагогические стратегии организации образовательной речевой коммуникации для овладения учащимися коммуникативной компетенцией. Этим и был обоснован выбор темы данной работы: «Педагогические стратегии организации образовательной речевой коммуникации младших школьников».
Младший школьный возраст является именно тем возрастным периодом, который благоприятен для овладения детьми коммуникативными умениями и навыками, поскольку в данном возрасте учащиеся особенно чутки к языковым явлениям, проявляют интерес к общению. По этой причине формирование коммуникативной компетенции учащихся 4-х классов является актуальной задачей процесса обучения в начальной школе. Обязательными умениями, которые обеспечивают коммуникативность личности, в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ставятся задачи формирования у учащегося, по окончанию начальной школы, умения слушать и слышать своего собеседника, обосновывать собственную позицию.
В этой связи актуальными становятся исследования организации образовательной речевой коммуникации, поиск педагогических стратегий повышения эффективности речевой коммуникации младших школьников.
Анализ последних исследований позволяет констатировать, что сегодня активно освещаются и исследуются теоретические вопросы, проблемы и задачи теории речевой коммуникации (Ф.С. Бацевич, А.Д. Белова, А.И. Морозова, В.Ю. Паращук, Г.Г. Почепцов, Т.В. Радиевская, О.А. Семенюк, Л.Л. Славова, О.В. Фадеева, И.С. Шевченко, О.В. Яшенкова), вопросами изучения образовательной речевой коммуникации занимались такие ученые, как Ю.И. Архипова, О.Б. Даутова, Е.Г. Самсонова и др. Педагогические стратегии образовательной речевой коммуникации рассматривали Ю.И. Архипова, В.В. Игнатова, А.Н. Ксенофонтова и др.
В результате анализа литературы были выявлены следующие противоречия:
‒ между существующей необходимостью формирования образовательной речевой коммуникацией младших школьников и неспособностью школы эффективно удовлетворить потребность;
‒ между недостаточно разработанными педагогическими стратегиями организации образовательной речевой коммуникации младших школьников и необходимостью формирования образовательной речевой коммуникации младших школьников.
Противоречия исследования обусловили актуальность темы данной работы.
Объект исследования ‒ организация образовательной речевой коммуникации младших школьников.
Предмет исследования ‒ педагогические стратегии организации образовательной речевой коммуникации младших школьников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические стратегии организации образовательной речевой коммуникации младших школьников.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была определена гипотеза: результативность организации образовательной речевой коммуникации младших школьников будет высокой при условиях:
‒ реализации педагогических стратегий, которые предлагают взаимодействие и общение детей в образовательной среде (стратегия «Диалог – полилог», стратегия порождения речевого высказывания, стратегия порождения дискурса);
‒ использования наглядности, игровых приемов, посильных нестандартных задач, интересных доступных текстов разных типов, стилей и жанров, интерактивных форм организации учебной деятельности, проблемных и коммуникативных ситуаций.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Раскрыть сущность образовательной речевой коммуникации как предмета психолого-педагогических исследований.
2. Рассмотреть особенности организации образовательной речевой коммуникации младших школьников.
3. Описать педагогические стратегии организации образовательной речевой коммуникации младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке результативности педагогических стратегий организации образовательной речевой коммуникации младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: психолого-педагогические исследования образовательной речевой коммуникации (Ю.И. Архипова, О.Б. Даутова, Е.Г. Самсонова и др.); психолого-педагогические исследования формирования у детей коммуникативной компетенции (Ю.И. Архипова, Т.Н. Астафурова, А.В. Яшенкова и др.), психолого-педагогические исследования, посвященные определению путей и способов организации образовательной речевой коммуникации (Ю.И. Архипова, В.В. Игнатова, А.Н. Ксенофонтова и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение;
2) эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); тестирование; наблюдение; количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Этапы исследования:
I этап ‒ констатирующий, предполагающий поведение диагностики сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников.
II этап ‒ формирующий, направленный на реализацию педагогических стратегий организации образовательной речевой коммуникации младших школьников.
III этап ‒ контрольный, на котором повторно была проведена диагностика сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников; сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования; определение эффективности проведенной работы.
Для успешной подготовки и защиты выпускной квалификационной работы использовались средства и методы физической культуры и спорта с целью поддержания должного уровня физической подготовленности, обеспечивающую высокую умственную и физическую работоспособность. В режим рабочего дня включались различные формы организации занятий физической культурой (физкультпаузы, физкультминутки, занятия избранным видом спорта) с целью профилактики утомления, появления хронических заболеваний и нормализации деятельности различных систем организма.
Экспериментальная база исследования: Орловская средняя общеобразовательная школа. Выборку исследования составили 50 учеников 4-го класса: экспериментальная группа ‒ 25 учащихся 4-А класса; контрольная группа ‒ 25 учащихся 4-Б класса.
Новизна исследования состоит в следующем: в обобщении материала относительно сущности и специфики формирования образовательной речевой коммуникации у младших школьников; в выделенных компонентах образовательной речевой коммуникации; в обосновании педагогических стратегий организации образовательной речевой коммуникации младших школьников, которые предлагают взаимодействие и общение в образовательной среде.
Практическая значимость исследования состоит в разработке технологических карт уроков русского языка, окружающего мира, математики и литературного чтения, направленных на реализацию педагогических стратегий организации образовательной речевой коммуникации младших школьников; в выделении условий успешной реализации педагогических стратегий организации образовательной речевой коммуникации младших школьников.
Апробация результатов исследования осуществлялось в форме выступления по теме исследования в рамках методического объединения учителей начальных классов Орловской СОШ СП МАОУ Армизонской СОШ.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, дух глав, заключения, списка использованной литературы, десяти приложений.
Заключение:
Образовательная речевая коммуникация – это неотъемлемая часть общего развития ребенка младшего школьного возраста, которое подразумевает умения устанавливать контакт, умения непосредственного общения и пр.
Правильная организация учителем образовательной речевой коммуникации младших школьников способствует формированию у них коммуникативной компетенции и коммуникативных умений.
Под образовательной речевой коммуникацией понимаем способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Образовательная речевая коммуникация непосредственно связана с коммуникативной компетенцией и формируется в процессе общения и взаимодействия. Это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Они также предполагают способность изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнером в процессе коммуникации.
Компонентами образовательной речевой компетенции считаем следующие: учет позиции собеседника; умение согласовывать действия в сотрудничестве; навыки группового взаимодействия; умение оценивать поступки свои и окружающих.
Особенностями организации образовательной речевой коммуникации младших школьников с целью формирования у них коммуникативной компетенции являются следующие: реализация педагогических стратегий, которые предлагают взаимодействие и общение детей в образовательной среде (стратегия «Диалог – полилог», стратегия порождения речевого высказывания, стратегия порождения дискурса); использование наглядности, игровых приемов, посильных нестандартных задач, интересных доступных текстов разных типов, стилей и жанров, интерактивных форм организации учебной деятельности, проблемных и коммуникативных ситуаций.
Таким образом, нами была достигнута цель данной работы, решены задачи.
Данная работа имеет свою новизну и практическую значимость исследования. В результате проведенного исследования нами был обобщен материал относительно сущности и специфики формирования образовательной речевой коммуникации у младших школьников; выделены компоненты образовательной речевой коммуникации; обоснованы педагогические стратегии организации образовательной речевой коммуникации младших школьников, которые предлагают взаимодействие и общение в образовательной среде; предложены технологические карты уроков, направленных на формирование у младших школьников образовательной речевой коммуникации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Образовательная речевая коммуникация как предмет психолого-педагогических исследований
Происходящие в современном мире процессы глобализации, а также открытость и доступность информационного пространства, что приводит к высокоразвитым обществам все активнее использовать разнообразные коммуникативные технологии, обусловили формирование и динамичное развитие новой отрасли гуманитарного знания – теории коммуникации, в частности теории языковой коммуникации.
Современные ученые рассматривают языковую коммуникацию на лингвистических, когнитивных, социальных и культурных началах. Однако эта область социально-научного знания, исследующая прежде всего вербальную коммуникацию, до сих пор не имеет однозначного названия как в отечественном, так и постсоветском языкознании. Например, в научных источниках она определяется как «коммуникативистика», «коммуникалогия», «коммуникативная лингвистика», «теория и практика коммуникации» [Семенюк 2010].
О.А. Семенюк, В.Ю. Паращук, Е.В. Яшенкова определяют эту интерлингвистическую дисциплину терминологическим словосочетанием – «теория речевой коммуникации» (с лат. communico – общаюсь с кем-то). Мы считаем, что именно такое название является наиболее целесообразным, поскольку однозначно указывает на объект его исследования.
Так, О.А. Семенюк и В.Ю. Паращук трактуют теорию языковой коммуникации как коммуникативную дисциплину, которая «синтезирует взгляды на язык как комплексную информационно-семиотическую систему, средство коммуникации, познание и культурный код нации» [Семенюк 2010, с. 8]. По А.В. Яшенковой – это «направление современной лингвистики, направленное на изучение закономерностей, составляющих и факторов коммуникативной деятельности человека, осуществляемого на основе природного языка» [Яшенкова 2004, с. 112].
Итак, теория речевой коммуникации основывается на функциональном подходе, рассматривающем язык как средство коммуникации. Ее объектом является человеческий естественный язык во всех возможных проявлениях, а предметом – языковая коммуникативная деятельность в реальных ситуациях человеческого общения.
Идеальной моделью успешной речевой коммуникации является максимально эффективная коммуникация, при которой говорящий (адресант) достигает своей интенции (стратегической цели, коммуникативного намерения) в атмосфере коммуникативного комфорта, гармонии. Но в процессе реального общения часто наблюдается ситуация, когда адресант и адресат не могут полностью понять друг друга.
Коммуникацию считают успешной и эффективной, если она адекватна, то есть обязательно достигается с точки зрения коммуникантов достаточное понимание. В противном случае речь идет о неуспешной коммуникации, то есть такой информационный обмен, что делает невозможным достижение запланированного перлокутивного эффекта – результата речевого воздействия на адресата, что может отвечать или не соответствовать намерению адресанта [Яшенкова 2004, с. 118].
Признаком неуспешной коммуникации есть коммуникативный сбой (недостаточное понимание партнера по коммуникации) или даже коммуникативный провал (неадекватная коммуникация), полное непонимание между коммуникантами. Е.В. Яшенкова для обозначения разного типа недоразумений при общении использует термин «коммуникативная неудача», определяя его как негативный результат коммуникации (общения), недостижение адресантом коммуникативных целей и прагматических направлений, а также отсутствие взаимопонимания и согласия между коммуникантами [Яшенкова 2004, с. 115].
К коммуникативным девиациям причисляется неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения адресанта через полное или частичное непонимание его сообщения адресатом, а также непредсказуемый и нежелательный эффект (например, оскорбление, раздражение, недоумение), возникающее при общении. Их связывают с личными характеристиками коммуникантов, обстоятельствами общения, процессами вербализации и понимания, трудностью достижения коммуникативных и практических целей, нарушением принципа коммуникативной контактности.
Современные американские исследователи Г. Кларк и Т. Карлсон выделяют четыре этапа речевого общения, на которых случаются коммуникативные сбои или провалы, определяя, что неуспеваемость речевой коммуникации может быть обусловлена следующими причинами:
1) адресат не получил уведомления;
2) адресат не принял полученного сообщения;
3) адресат не понял полученное сообщение;
4) адресат не разделяет взглядов адресанта по поводу реализации определенной ситуации [Новое в зарубежной лингвистике… 1986].
Также причиной коммуникативных девиаций может быть коммуникативный шум или коммуникативные барьеры, а именно: телефонное сообщение не доходит до адресата из-за прерывания телефонной связи (физический барьер); адекватное декодирование полученного сообщения не происходит по незнанию адресатом языкового кода, использующего адресант (лингвистический барьер); коммуниканты не достигают согласия по возрастной разнице (социальный барьер).