Платная доработка на тему Особенности знакомства детей с решением математических задач в условиях дошкольного образовательного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 2
1. Научно-теоретические
основы знакомства детей с решением математических задач 6
1.1 Формирование умения решать задачи у детей старшего
дошкольного возраста как педагогическая проблема. 6
1.2 Математические задачи в структуре математической
компетентности дошкольника. 12
1.3 Общая характеристика и классификация математических
задач периода дошкольного детства. 16
2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста
умений решать математические задачи в
условиях дошкольного образовательного учреждения. 21
2.1 Исследование умений детей старшего дошкольного возраста
решать математические задачи. 21
2.2 Использование нестандартных логических игр для
формирования умения у детей старшего дошкольного возраста решать
математические задачи. 27
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по
использованию нестандартных логических игр для формирования у детей старшего
дошкольного возраста умений решать
математические задачи. 35
Заключение. 41
Список использованных
источников. 43
Приложение А Структура
задачи. 46
Приложение Б Задачи на
различные виды арифметических действия. 47
Введение:
Актуальность темы исследования. Одной
из главных требований начальной школы к математической подготовке дошкольников
является формирование готовности к обучению в школе. Именно поэтому, работа
педагога дошкольного образования направлена на овладение компетенциями по
формированию у дошкольников всех образовательных линий предусмотренных ФГОС ДОО.
Для нашего исследования особый интерес представляет теоретико-методический
аспект формирования элементарных математических представлений у дошкольников
старшей.
Формирование
у воспитанников навыков самостоятельной познавательной деятельности,
творческого потенциала и способности использовать знания на практике является
важной задачей современного образования. Важную роль в достижении этой цели
играет развитие математического мышления, которое активно развивается в
процессе работы над сюжетными арифметическими задачами.
Исследования
в области дошкольной педагогики свидетельствуют, что решение арифметических
задач дошкольниками является важным этапом их математической подготовки. Умение
правильно решать математические задачи, понимать процесс выбора и обоснования
арифметического действия, выступает необходимым условием подготовки
дошкольников к школе, развития у них логического и доказательного мышления. Во
время этой работы важно ознакомить детей дошкольного возраста с различными
типами задач, помочь в умении выявлять специфику и особенности каждого типа.
Показателем
сформированности доступных для ребенка-дошкольника представлений определено,
способность ребенка применять полученные знания в практической деятельности,
овладение способами познания действительности, развитие наглядно-действенного,
наглядно-образного, словесно-логического мышления.
Проблеме
математической подготовки детей дошкольного возраста посвящен ряд исследований
в области педагогики и педагогической психологии. Рассматривая формирование
умений решать математические задачи дошкольниками как средство повышения
эффективности образовательного процесса, ученые выделяют различные аспекты
данной проблемы. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе как
психолого-педагогическая проблема описана в трудах Л.С. Выготского, А.П.
Усовой, Л.А. Венгера, Н.М. Мельниковой, Ф.А. Сохина, Т. В. Тарунтаевои и др.
Новые подходы к содержанию компетентно-ориентированного образования
разрабатывают Я.А. Савченко, А.В. Овчарук, А.И. Лапша, С.Ф. Клепко, Н.М. Бибик,
А.И. Пометун, А.В. Хуторской, А.А. Зимняя и др. Проблему воображения и
творчества исследованы в трудах Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, И.А.
Барташниковои. Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста
рассматривается в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.А.
Сухомлинского и др. Применение образовательных технологий в обучении детей
дошкольного возраста рассматривается в исследованиях В.П. Беспалько, Т.В. Лусс,
Л. В. Ищенко и др.
Методика
формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного
возраста как средство формирования умений решать математическиее задачи рассматривается
исследователями Т.В Фадеев, Г.Е. Сичовой. Изучение опыта педагогов, методистов
и воспитателей показывает, что в образовательном процессе учреждения
дошкольного образования простые математические задачи рассматриваются только
планово. Многие воспитатели используют их эпизодически, бессистемно с
недостаточным учетом дидактической ситуации на занятиях по математике.
Недостаточная
разработанность данной проблемы и объективная необходимость повысить уровень
владения методикой формирования у детей умение решать математические задачи
обусловили выбор темы курсовой работы: «Особенности знакомства детей с решением
математических задач в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Объект исследования –
процесс формирования мыслительной деятельности ребенка на занятиях по
математике в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования –
сюжетные математические задачи как средство развития математического мышления
старших дошкольников.
Цель работы
заключается, в теоретическом обосновании роли математических задач в
математической подготовке дошкольников к обучению в школе и изучении
педагогического опыта эффективного формирования умений решать простые задачи
применяя активные методы и современные технологии.
Задачи:
1. Изучить
формирование умения решать задачи у детей старшего дошкольного возраста как
педагогическую проблему;
2. Выявить
математические задачи в структуре математической компетентности дошкольника;
3. Рассмотреть
общую характеристику и классификацию математических задач периода дошкольного
детства;
4. Исследовать
умения детей старшего дошкольного возраста решать математические задачи;
5. Предложить
методику использования нестандартных логических игр для
формирования умения у детей старшего дошкольного возраста решать
математические задачи;
6. Проанализировать
результаты экспериментальной работы по использованию нестандартных логических
игр для формирования умений решать математические задачи у детей старшего
дошкольного уровня.
Методы исследования:
— теоретические:
педагогический анализ философских, психолого-педагогических литературных
источников, научно-методической литературы по обозначенной проблемы, анализ
государственных и нормативных документов в области дошкольного образования –
для определения теоретических основ исследования проблемы обучения математике и
внедрение формирования умений дошкольников решать простые задачи;
систематизация и классификация научно-педагогической литературы с целью
определения актуальности исследуемой проблемы;
— эмпирические:
изучение и обобщение различных взглядов на проблему исследования с целью
определения эффективности применения формирования умений дошкольников решать
простые задачи в процессе обучения математике; метод обобщения и систематизации
обработанных материалов для содействия осмыслению результатов и формулирование
выводов.
Элементы научной новизны
полученных результатов заключается в обобщении и систематизации нормативных,
научных и учебно-методических основ индивидуального подхода на занятиях
математики в условиях формирования умений дошкольников решать простые задачи.
Теоретическое значение.
Предлагаемая работа способствует более глубокому пониманию основных
теоретических понятий по проблеме необходимости реализации формирования умений
у дошкольников решать простые задачи.
Практическое значение
заключается в формировании подборки задач математического содержания по
формированию умений решать простые задачи и последующим их использованием в
практически-педагогической деятельности воспитателей, методистов, детей,
родителей, всех, кто интересуется вопросами формирования умений решать простые
задачи дошкольниками.
Заключение:
Проблеме
формирования умения решать задачи у детей дошкольного возраста посвящено немало
исследований в области педагогики и педагогической психологии. Рассматривая
формирование умения решать задачи у детей дошкольного возраста как средство
повышения эффективности образовательного процесса, исследователи выделяют
различные аспекты данной проблемы.
1.
В исследовании проанализированы и обобщены теоретические основы формирования
умения решать задачи у детей дошкольного возраста. Изучение нормативной базы,
регулирующей содержание дошкольного образования позволило сделать вывод о том,
что в ФГОС ДОО определено учебное содержание, основанное на принципе
ребенкоцентризма, а, следовательно, и учете возможностей каждого ребенка.
Раскрыто содержание понятий: «мыслительные действия», «мыслительные операции»,
«задача» и «простая математическая задача».
2.
Раскрыто содержание и операционный состав умений дошкольников по организации
формирования умения решать математические задачи. Установлено, что формирование
умения решать простые математические задачи предполагает, что для каждого
ребенка есть своя степень страха и трудностей, которые он должен, в силу своих
возможностей, преодолеть. Изучение проблемы реализации формирования умения
решать простые математические задачи дает основания утверждать, что ее
применение в образовательном процессе является необходимым условием для
становления личности старшего дошкольника.
3.
В ходе курсовой работы был проведен констатирующий, формирующий и контрольный
эксперимент. Всего было продиагностировано 23 ребенка, из них 11 детей вошли в
ЭГ и 12 детей в КГ.
В
результате проведения диагностических тестов, был выявлен уровень умений решать
математические задачи детьми старшего дошкольного возраста. Уровень умения
решать задачи в целом соответствует возрастной норме, у некоторых детей
отмечается недостаточная сформированность простейших операций мышления, из чего
следуют их трудности при решении задач на логику. Большинство детей ЭГ и КГ
имели средние показатели по всем четырем методикам. Следовательно, необходимо
проведение коррекционно-развивающей работы по формированию умений решать
математические задачи у детей старшего дошкольного возраста.
4.
Целенаправленно подобрав нестандартные логические игры и игровые ситуации,
обеспечивающие развитие математических способностей старших дошкольников мы
разработали и экспериментально доказали способ ускорения сформированности
умений решать математические задачи посредством воздействия нестандартных
логических игр, обогащенных математическим материалом. Это наглядно видно по
результатам контрольного среза.
5.
Анализ результатов показал, что после формирующего эксперимента уровень
сформированности умений решать математические задачи у детей КГ вырос лишь на несколько процентов,
это связано с тем, что дети при повторной диагностике, уже были знакомы с
задачами и знали свои предыдущие ошибки.
Фрагмент текста работы:
1.
Научно-теоретические основы знакомства детей с решением математических задач 1.1
Формирование умения решать задачи у детей старшего дошкольного возраста как
педагогическая проблема Путь
индивидуального развития личности ребенка начинается с заведения дошкольного
образования и продолжается в начальной школе. Подготовка детей к школе должна
соответствовать требованиям и критериям оценки готовности ребенка к школе.
Такая подготовка предусматривает физическое, эмоциональное, познавательное и
личностное развитие ребенка, готовность к взаимодействию с окружающим миром,
развитие специфических видов деятельности дошкольников, которые являются
фундаментальными для дошкольного детства и определяют и обеспечивают адаптацию
ребенка к новому социальному статусу – школьника.
Если
рассматривать развитие личности ребенка как процесс качественных изменений в
мышлении, формировании его психических функций и познавательных процессов, то
это и является залогом выработки операционного опыта, необходимого для
дальнейшего активного воздействия на окружающую среду [3, c. 11].
Инвариантную
часть содержания дошкольного образования систематизированы по образовательным
линиям: «Личность ребенка», «Ребенок в социуме», «Ребенок в окружающей среде»,
«Ребенок в мире культуры», «Игра ребенка», «Ребенок в сенсорно-познавательном
пространстве», «Речь ребенка», что обеспечивает непрерывность содержания
образовательных линий дошкольного и начального звеньев.
Показателем
сформированности доступных для дошкольника представлений определено способность
ребенка является умение применять полученные знания в практической деятельности
(игровая, трудовая, сенсорно-познавательная, математическая и т.д.), овладение
способами познания действительности, развитие у него наглядно-действенного,
наглядно-образного, словесно-логического мышления. Сенсорно-познавательная
образовательная линия направлена на интеграцию содержания дошкольного
образования, формирование у детей поисково-исследовательских умений,
элементарных математических представлений, целостной картины мира,
компетентного поведения в различных жизненных ситуациях.
Обучение дошкольников