Платная доработка на тему Особенности взаимодействия школы и семьи в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ 7
1.1. Взаимодействие школьного психолога с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы 7
1.2. Направления и формы взаимодействия школьного психолога с родителями в образовательной практике 12
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ 14
2.1. Анализ диагностики работы педагога-психолога с семьями учащихся 14
2.2. Методы коррекции поведения родителей при работе с педагогом-психологом 17
2.3. Профилактические методы работы педагога-психолога с родителями учащихся 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение:
Актуальность проблемы. В настоящее время актуальной пробле-мой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе детей, заключающееся в психолого-педагогической поддержке детей в об-разовательном учреждении и в воспитательном процессе со стороны ро-дителей. Успешное решение этой проблемы возможно только при их тес-ном взаимодействии.
Для того чтобы процесс обучения и воспитания проходил комфорт-но для учеников необходимо поддерживать комфортный климат не только между учениками и педагогами школы, но и с родителями.
Одной из задач в процессе обучения ребенка является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги помогают родителям уви-деть своего ребенка в eго природосообразности, т.е. помогают наблюдать его возрастные особенности, естественные и природные факторы его раз-вития, а также понимать закономерности происходящих изменений. Толь-ко на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.
Таким образом, педагог-психолог является связующим звеном между учениками, учителями и родителями. Здесь необходимо остановиться и отметить разницу между психологом и педагогом-психологом. Психолог – это человек, который работает в контексте понимания проблемы и выяв-ления проблем и сложностей, с которыми помогает разобраться клиенту. Педагог-психолог своего рода медиатор между какими-то сторонами, ко-торый помогает выйти из различных ситуациях, разрешить конфликт, и который оказывает психолого-педагогическую поддержку как родителям, так и учащимся, и педагогам.
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
Как известно старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с родителями», главными задачами которой являются:
— согласование действий родителей и психолога по адаптации ребен-ка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;
— сотрудничество в формировании положительной мотивации уче-ния у детей;
— совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов;
— совместное предупреждение асоциального поведения детей и под-ростков.
В настоящее время в школе преобладают тенденции к расширению и укреплению взаимодействий со всеми социальными институтами среды, предприятиями, культурно — просветительными учреждениями, обще-ственными организациями, местными властями.
Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы.
Для того, чтобы образовательное учреждение позитивно сотрудни-чало с родителями, необходимо наличие специалистов, которые помогут разобраться с проблемами личностного характера между тремя компо-нентами условий обучения.
Система взаимодействия школы и семьи видоизменялась в процесс развития системы отечественного образования. Но на протяжении всего существования этого взаимодействия основным инициатором построения системы являлась и является школа. Школа, организуя работу с семьями учащихся, избирает определенную направленность своей деятельности.
Взаимодействие семьи и школы оказывает существенное влияние на все стороны жизни учащихся: чем организационно успешнее и содержа-тельно более многофункционально это взаимодействие, тем выше каче-ственные показатели обучения (инфрастуктура, преподавательский состав, учебные программы) учащегося и более устойчиво в позитивном плане его поведение. Организация активного сотрудничества семьи и школы и определение согласованных правил взаимодействия с детьми способствует повышению психологического благополучия детей и успешности их обу-чения.
Значительная роль в установлении позитивных контактов школы с семьей принадлежит не только учителям, но и школьным психологам. Взаимодействие психолога школы с родителями носит полифункциональ-ный характер и может быть представлено в разных направлениях в зави-симости от типа психолого-педагогического вмешательства. Например, профилактическая беседа с родителями, медиация с детьми и родителями, с учащимися одной конфликтной группы, с учащимся и классным руково-дителем.
Цель исследования: определить значимость взаимодействия педаго-га-психолога и родителей в контексте образовательных отношений уча-щихся.
Объект исследования – направление работы педагога-психолога по психологическому просвещению родителей для психолого-педагогической поддержки детей в процессе обучения в образовательном учреждении и методика его реализации.
Предмет исследования – формы и методы психологического просве-щения родителей.
Гипотеза исследования – грамотное и последовательное взаимодей-ствие педагога-психолога с родителями способствует успешному обучению учащихся в образовательном учреждении.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы (психологической, педагогической, мето-дической) по просвещению родителей в воспитании детей.
2. Определить степень взаимодействия педагога-психолога с родителями.
3. Обозначить направления и формы взаимодействия школьного психоло-га с родителями в образовательной практике.
4. Провести анализ диагностики взаимодействия педагога-психолога с ро-дителями.
5. Предоставить профилактические методы взаимодействия педагога-психолога и родителей.
В ходе работы решения поставленных задач были использованы теоретические и практические работы российских психологов, аналитические материалы исследований, данные средства массовой информации и сети Интернет.
Практическая значимость темы состоит в том, что эти результаты могут использовать педагоги, педагоги-психологи в образовательных организациях в рамках работы по психологическому просвещению педагогов, родителей, учащихся.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ аналитического материала.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В основе гармоничного отношения между взрослыми и детьми лежит эмоциональное отношение к ним. Многими исследователи давно доказано, что негативную роль играет ранняя эмоциональная депривация ребенка, ограниченность социальных контактов, ранние личные психические дра-мы. Конфликты в семье между родителями способствуют возникновению эмоциональных барьеров в развитии ребенка, что в дальнейшем позволяет формировать отклонения от норм поведения в обществе.
В ходе нашего исследования были выявлены следующие факторы, которые влияют на характер взаимоотношений взрослых и детей в рамках семьи:
— позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания;
— возраст самих детей;
— личностные качества детей;
Негативные отношения между детьми и родителями при отсутствии правильной позиции родителей и положительных личностных качеств са-мих детей, могут закрепиться и сопровождать их всю жизнь, вызывая раз-личные внутренние конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.
При работе с родителями педагогу-психологу необходимо четко по-нимать какие виды проблем возникают в том или ином возрасте ребенка, знать психологическую характеристику родителей и взаимодействовать с ними через тренинги и иные виды работы.
Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют та-кие ее составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отно-шения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и ма-тери.
Образовательный уровень родителей имеет важный аспект в воспи-тании детей, поскольку люди с малым количеством образования не в со-стоянии самостоятельно обучить детей нормам поведения, если у них са-мих эти нормы не развиты. Среда, в которой выросли родители, оказыва-ют огромное влияние на формирование личности ребенка и его дальней-шее существование в социуме. Отсутствие необходимой среды для гармо-ничного развития ребенка в рамках семейного воспитания оказывают па-губное влияние на умение формировать коммуникативные и межличност-ные взаимодействия с окружающими, преодолевать препятствия и дости-гать поставленных целей. Поэтому в процессе обучения необходимо вме-шательство педагога-психолога для коррекции поведения родителей и учащегося.
Одним из ведущих видов деятельности школьного психолога должно стать семейное консультирование. Существуют определенные преимуще-ства работы со всей семьей в целом вместо отдельных ее членов, заключа-ющиеся в возможности во время встречи наблюдать всю семью во взаимо-действии, обсуждать и моделировать совместно реальные ситуации, от-крыто генерировать идеи по поводу успешного разрешения конфликта, и, следовательно, совместно участвовать в его разрешении. Эффективность семейного консультирования оценивается наравне с индивидуальным; в случае участия отцов в процессе эффективность консультирования значи-тельно повышается.
Наше исследование было посвящено психолого-педагогическому со-провождению родителей в образовательном процессе учащихся. При по-мощи современных психологических методов педагог-психолог способен применять психологическую коррекцию в решении конкретных задач.
Грамотно выстроенные межличностные отношения между педагогом и учеником в контексте творческого взаимодействия существенно влияют на учащегося в период становления личности, активизируют его лучшие качества. В результате обучения школьников у них наблюдается рост са-мооценки, желание участвовать в творческой работе, развиваются их ком-муникативные способности.
Фрагмент текста работы:
1. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ
1.1. Взаимодействие школьного психолога с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы
После выпуска ребенка из дошкольного образовательного учрежде-ния, школа принимает его для дальнейшего обучения и формирования в нем личности. В этот период необходимо организовать психолого-педагогическую поддержку для успешного взаимодействия ребенка с но-вым образовательным учреждением. Семья так же продолжает активно влиять на школьника, но теперь вместе со школой. Они по-разному, с разных сторон и в разных условиях формируют душу, нравственный и духовный облик учащегося.
Готовность родителей к взаимодействию с детьми младшего школь-ного возраста является важным компонентом деятельности школьного психолога, поскольку чем грамотнее родители взаимодействуют с детьми на данном этапе, тем успешнее будет реализовываться обучение ребенка в будущем. На начальном этапе взаимодействие педагога-психолога и роди-телей заключается в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться в новой школьной жизни.
Рассмотрение семьи с точки зрения социального института позволяет выделить элементы семьи, определить взаимосвязи элементов. Реализация подхода к рассмотрению семьи как социальной группы позволяет рас-сматривать субъективные факторы, связанные с особенностями взаимоот-ношений, позволяет производить меры по развитию отношений.
Личность в работе рассматривается в контексте проблемы культур-ных потребностей. Так личность рассматривается нами как уникальная со-вокупность наследственных факторов, включенных в социальную действи-тельность, так потребности определяют активность индивида к развитию наследственных задатков в способности посредством общественно значи-мой деятельности. Данный подход широко отражен в работе И.Ф. Петрова и Л.И. Петрова [2].
Так раскрывая понятие процесса социализации можно обратиться к работам Н.Д. Зотова [18], который указывает, что процесс социализации раскрывается во всестороннем преобразовании индивида, вплоть до фи-зиологических преобразований.
По мнению Т. Парсонса равновесие и устойчивость социальных си-стем достигается социализаций и социальным контролем, которые обеспе-чивают сохранение и воспроизводство нормативно-ценностной составля-ющей общества.
В диссертационном исследовании Е.М. Николаевой раскрыты идеи социализации как определяющий компонент особенностей протекания и специфики результата социальной адаптации. Результатом социализации является освоение человеком социально-исторического опыта, который и определяет эффект социализации. Автор поясняет, что эффект социализа-ции может быть раскрыт через личностное самоопределение [16].
Успешный социальный опыт в раннем возрасте определяет образ специфику социального развития и проявляется со спецификой взаимодей-ствия в социальной среде.
Противоположным положением является мнение А. Маслоу, в основе данного подхода важнейшим компонентом социализации является потреб-ность человека, именно потребности определяют особенности процесса со-циализации.
В общении детей в семье достаточно быстро складываются отноше-ния, в которых появляются лидеры, и изгои.
Общение со сверстниками – твердая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чув-ства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.
Группа сверстников, с которыми общается ребенок, влияет на разви-тие его личности. Именно в условиях общения в семье ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нор-мы поведения. Для целенаправленного воздействия на семейный педагоги-ческий процесс со стороны школы необходимо получить объективную ин-формацию о состоянии семьи.
Негативные аспекты взаимодействия семьи и школы связаны в ос-новном с посещениями родителей школы по вызову учителей. Как педаго-ги, так и родители ориентированы на взаимодействие конфронтационное, основанное на замечаниях и упреках в адрес друг друга, но чаще в адрес учащихся. Отсутствие позитивных контактов между семьей и школой при-водит к утрате школой поддержки родителей с одной стороны, и ослабле-нию поддержки родителями учебной деятельности детей, с другой сторо-ны.
Говоря о взаимодействии семьи и школы, уместно использовать по-нятие «вовлеченность родителей», которое определяется как:
— разнообразные действия, позволяющие родителям участвовать в образовательном процессе, обмениваясь информацией с педагогами,
— оказание помощи ребенку при выполнении домашних заданий.
Высокий уровень родительской вовлеченности напрямую связан с высоким уровнем знаний и умений у учащихся, а также с положительной мотивацией к обучению, в то время как низкий уровень родительской во-влеченности сказывается на усилении непослушания и агрессии.
Конструктивное взаимоотношение между семьей и школой преду-сматривает:
— элементы равенства и взаимного уважения, с четким распределени-ем ответственности,
— общими целями,
— и эффективную коммуникацию.
К значимым параметрам сотрудничества также относятся такие фак-торы как доверие, взаимное уважение, открытая коммуникация, честность, активное слушание партнерами друг друга, забота по отношению друг к другу и понимание, полная доступность информации для обеих сторон и обмен ею.
Сотрудничество семьи и школы может быть как опосредованным, через помощь и участие родителей в обучении их ребенка, так и непосред-ственным, через прямые контакты со школой.