Платная доработка на тему Особенности воспитания бережного отношения к природе в ходе целевых прогулок на участке доо у воспитанников ( группа) дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК НА УЧАСТКЕ ДОО В ВОСПИТАНИИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Методические особенности организации целевых прогулок на участке в ДОО с воспитанниками старшего дошкольного возраста 6
1.2. Требование программы к воспитанию бережного отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного возраста. 13
1.3. Понятие «целевые прогулки» в воспитании бережного отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК НА УЧАСТКЕ ДОО В ВОСПИТАНИИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация и методика исследования уровня сформированности бережного отношения к природе у старших дошкольников 22
2.2. Организация целевых прогулок на участке ДОО для формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе 27
2.3. Проверка эффективности проведенной работы по формированию у старших дошкольников бережного отношения к природе 35
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке бережного отношения к природе, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Необходимость воспитания бережного отношения к природе обусловлена наличием мирового экологического кризиса, причина которого кроется в практической деятельности человека, которая обусловлена его антропоцентрическим сознанием. Основы сознания, экологической культуры, отношение личности к миру природы закладываются в дошкольном детстве, что подтверждает значимость использования этого сензитивного периода для экологического образования личности и формирования ее экологической культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует современных специалистов дошкольного профиля в выборе задач и содержания работы с детьми таким образом, чтобы не столько вооружать их определенными знаниями, сколько открывать перед ними «науку жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства и ответственности за свои поступки [32].
Влияние природы на формирование личности раскрыто в работах Я. Коменского, Д. Локка, И. Песталоцци, С. Русовой, Ж-Ж. Руссо, В. Сухомлинского, К. Ушинского, Е. Фльориной. Такие современные исследователи этой проблемы как С. Дepябo, Г. Пустoвит, В. Ясвин в своих научных трудах подчеркивают необходимость формирования экоцентрического типа экологического сознания деятельности людей в природе. Н. Глуxoвa, Н. Кoт, Н. Лисeнкo, С. Никoлaевa, Н. Pижoвa, Н. Яpышeвa доказывают, чтo oснoва экологического сознания, в частности, и бережного отношения к природе, закладывается еще у детей старшего дошкольного возраста, формирование которого учеными определяется одной из задач экологического образования детей дошкольного возраста.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование основ экологической культуры – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. Считаем, что одним из средств воспитания бережного отношения к природе являются целевые прогулки.
Имеются противоречия между необходимостью воспитания бережного отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного возраста и недостаточностью разработанного комплекса целевых прогулок на участке ДОО, способствующих эффективному воспитанию бережного отношения к природе.
Проблема исследования: как влияют целевые прогулки в ДОО на формирование бережного отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного возраста?
Объект исследования – процесс воспитания бережного отношения к природе у старших дошкольников.
Предмет исследования – целевые прогулки как средство воспитания бережного отношения к природе на участке ДОО у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – повышение уровня сформированности бережного отношения к природе в ходе целевых прогулок на участке ДОО у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «целевые прогулки», рассмотреть методические особенности организации целевых прогулок на участке в ДОО с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
2. Описать требование программы к воспитанию бережного отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного возраста
3. Выявить уровень отношения к природе у воспитанников 5-6 лет.
4. Составить и апробировать комплекс целевых прогулок.
5. Определить результативность проведенной работы и подвести итоги исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научной литературы по теме исследования; синтез и обобщение; наблюдение.
Теоретико-методологическая база исследования представлена трудами таких ученых, как В.Ф. Базарнов, Т.В. Башаева, Л.Д. Бобылева, А.В. Болдырева-Вапансина, Л.В. Моисеева и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщение материала относительно особенностей воспитания бережного отношения к природе в ходе целевых прогулок на участке ДОО у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы: повышен уровень сформированности бережного отношения к природе в ходе целевых прогулок на участке ДОО у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследований:
1. Рассмотрены и выделены методические особенности организации целевых прогулок на участке в ДОО с воспитанниками старшего дошкольного возраста: целевая прогулка должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие объектов живой и неживой природы; для расширения, обобщения представлений детей о природе необходимо проводить повторные целевые прогулки; постепенное усложнение программного материала на целевых прогулках должно происходить благодаря расширению круга явлений и объектов природы; целевая прогулка должна иметь определенные взаимосвязанные структурные части: подготовительный этап; ход прогулки и работа после проведения целевой прогулки.
2. Описаны требования программы к воспитанию бережного отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного возраста. Было установлено, что экологическое образование ‒ это одна из актуальных задач, которые решает сегодня наше дошкольное образование. Необходимо научить детей любить природу; прививать им чувство разнообразия форм, красок, звуков в природе, потребность познавать, наблюдать, раскрывать доступны для них явления.
3. Раскрыта сущность понятия «целевые прогулки», особенности воспитания бережного отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного возраста. В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что целевые прогулки ‒ это эффективное средство воспитания и обучения дошкольников, поскольку в их процессе осуществляется гармоничное развитие ребенка. Общение с природой способствует формированию основ материалистического понимания окружающего мира, воспитанию моральных и эстетически качеств, стимулированию познавательной активности ребенка.
4. Составлен и апробирован комплекс целевых прогулок, в ходе которых проводилось наблюдение за объектами живой и неодушевленной природы; дети знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы, потом рисовали, лепили, слушали музыкальные произведения соответствующего характера. К работе по формированию бережного отношения к природе привлекались родители, которые вместе с детьми отыскивали нужную информацию, фотографировали, наблюдали определенные объекты природы.
5. Определена результативность проведенной работы и подвести итоги исследования. На констатирующем этапе исследования был выявлен недостаточный уровень сформированности у старших дошкольников бережного отношения к природе: высоким уровнем обладают 3 дошкольника (30%); средним уровнем – 4 дошкольника (40%); низким уровнем – 3 дошкольника (30%).
После проведения целевых прогулок оценка уровня сформированности у старших дошкольников бережного отношения к природе была проведена повторно, что позволило выявить положительную динамику в результатах исследования: низкий уровень отмечен у 1 дошкольника (10%) по сравнению с 3 дошкольниками (30%) на констатирующем этапе; средний повысился на 10% и составил 50% (5 дошкольников) по сравнению с 4 дошкольниками (40%) на констатирующем этапе; высокий уровень составил – 4 дошкольникам (40%) по сравнению с 3 дошкольниками (30%) на констатирующем этапе.
Исследование показало, что целевые прогулки являются эффективным средством формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК НА УЧАСТКЕ ДОО В ВОСПИТАНИИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Методические особенности организации целевых прогулок на участке в ДОО с воспитанниками старшего дошкольного возраста
С помощью целевых прогулок формируется экологическая культура ребенка, заключающаяся в том, что он осознает общие закономерности природы и общества, начинает считать природу родным домом, которую надо беречь. Целевые прогулки ценны тем, что во время их проведения дети получают знания о взаимосвязи в природе, о ценности для человека тех или иных объектов природы, о правилах природопользования. На таких прогулках дошкольники могут поупражняться в выполнении правил природопользования: на пруду, в лесу, на лугу мы только гости и вести себя надо вежливо, не нарушать покоя жителей этих природных зон [25, с. 245].
При проведении целевых прогулок необходимо учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходит огромное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти.
Педагогу стоит обратить внимание на специфику развития высших психических функций.
Развивается зрительное, слуховое, тактильное восприятие. В этот период формируются сенсорные эталоны – выделенные определенным образом, распределены и взаимосвязаны образцы свойств предметов: системы цветов, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем речи и тому подобное. Сенсорные эталоны используются детьми при выполнении действий восприятия, выступают своеобразными отправными точками для определения особенностей исследуемого предмета [13].