Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Особенности внимания у учащихся 3-х, 4-х классов в общеобразовательной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 3-Х, 4-Х КЛАССОВ

1.1 Теоретические и методологические подходы к психологическому

феномену внимания младших школьников в отечественной и зарубежной литературе

1.2 Особенности внимания у младших школьников

1.3 Анализ исследований посвященных изучению внимания у младших школьников

1.4 Выводы по главе

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 3-Х, 4-Х КЛАССОВ

2.1. База и методы исследования в общеобразовательной школе

2.2. Анализ и результаты исследования

2.3. Программа, направленная на формирование внимания учитывающая особенности внимания учащихся 3-х, 4-х классов общеобразовательной школы

2.4. Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Внимание крайне важно для учащихся начальной школы, так как невозможно выполнять какое-либо учебное действие без концентрации на нем. Внимание влияет на эффективность работы органов чувств младшего школьника, на фиксирование информации в памяти и на ее воспроизведение, на мышление, на работу на уроке и т.д. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста необходимо для подготовки школьников к обучению в средних и старших классах. Практически каждую минуту на уроке младший школьник чем-то занят, и любое задание учителя требует не только понимания со стороны школьника его сути, но и сосредоточенности на задании. На любом предмете учащийся начальной школы должен прикладывать усилия по сосредоточению внимания, по точному контролю над своими действиями. Следствием невнимательности детей младшего школьного возраста становятся проблемы с успеваемостью, чем и объясняется необходимость изучения данного феномена применительно к младшему школьному возрасту.

Целью работы является изучение особенности внимания у учащихся 3-х, 4-х классов в общеобразовательной школе.

Объект исследования составляют учащихся 3-х, 4-х классов в общеобразовательной школе.

Предметом исследования выступают особенности внимания у учащихся 3-х, 4-х классов в общеобразовательной школе.

Задачи работы:

1) рассмотреть теоретические и методологические подходы в отечественной и зарубежной литературе психологическому феномену внимания;

2) изучить особенности внимания у младших школьников;

3) проанализировать исследования, посвященные изучению внимания у младших школьников;

4) провести эмпирическое исследование особенности внимания у учащихся 3-х, 4-х классов;

5) разработать программу, направленную на формирование внимания учитывающую особенности внимания учащихся 3-х, 4-х классов общеобразовательной школы.

Методы исследования включают анализ научной литературы, обобщение, синтез, тестирование, методы математической статистики.

Теоретические основы исследования. В отечественной психологической науке внимание, прежде всего, изучается с точки зрения деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). В рамках данного подхода внимание рассматривается как отдельный вид психической деятельности (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, В.И. Страхов и др.). В зарубежной психологии внимание рассматривается представителями когнитивной психологии (О. Нейман, М.И. Познер, Р.М. Шифрин и др.).

Структура дипломной работы включает в себя введения, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕМ ОСОБЕНОСТИ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 3-Х, 4-Х КЛАССОВ

1.1 Теоретические и методологические подходы к психологическому

феномену внимания младших школьников в отечественной и зарубежной литературе

Внимание в психологии – это психический когнитивный процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на том действии, которое выполняет человек. Когнитивное развитие относится к тому, как мы воспринимаем и думаем о нашем мире, внимание является частью этого процесса, оно тесно связано с другими когнитивными процессами, такими как мышление, речь и восприятие. Поэтому оно давно исследуется учеными. В трудах С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина, И.В. Страхова и многих других ученых детально проанализирована природа внимания, свойства внимания и их взаимосвязь.

Вниманием в психологии называют «избирательность устремленного сознания для совершения выполняемой работы» [21, с. 173]. В отечественной психологической науке внимание, прежде всего, изучается с точки зрения деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). В рамках данного подхода внимание рассматривается как отдельный вид психической деятельности и как ее направленность и сосредоточенность (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, Н.В. Лаврова, В.И. Страхов и др.) [21].

Н.Ф. Добрынин под вниманием понимает особый вид психической деятельности, который выражается в выборе и поддержании основных процессов этой деятельности [6, с. 125]. Б.Г. Ананьев рассматривает внимание как сосредоточенность сознания на объекте [6].

Энциклопедия по психологии трактует внимание как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач [35, с. 166]. Предложенные определения предполагают качественную характеристику внимания.

Представители зарубежной когнитивной психологии (Р.М. Шифрин и др.) понимают внимание как процесс отбора релевантной информации, как запас психической энергии (М.И. Познер и др.), как управление процессом произвольного приема и переработки информации (О. Нейман и др.) [21].

Внимание представляет собой избирательную деятельность сознания. Это произвольное сосредоточение сознания на идее или объекте мысли. При помощи внимания сознание фокусируется на одном конкретном объекте. Таким образом, внимание – это процесс четкого восприятия объекта, при этом все другие объекты отодвигаются на периферию сознания [3].

Избирательный характер сознательной деятельности, который является функцией внимания, в равной мере проявляется и в восприятии, и в двигательных процессах, и в мышлении.

А.Р. Лурия пишет, что если бы такой избирательности не было, количество неотобранной информации было бы так неорганизованно и велико, что никакая деятельность не была бы возможна. Если бы не было торможения всех бесконтрольно всплывающих ассоциаций, организованное мышление, направленное на решение поставленных перед человеком задач, было бы недоступно [17, с. 66].

Внимание – это явление человеческой психики, многообразно себя проявляющее. Внимание позволяет сосредоточиться на определенных объектах и сформировать индивидуальное отношение к ним. Объектами внимания могут быть другие люди, неодушевленные предметы, природные явления и другие вещи, которые могут попасть в поле зрения.

Можно выделить, по крайней мере, две группы факторов, которые обеспечивают избирательный характер психических процессов.

Первая группа факторов связана с тем, что именно воспринимает субъект. Здесь большое значение имеет такой показатель, как интенсивность раздражителя. Человек, как правило, обратит внимание на тот раздражитель, который является более ярким, громким, вызывает наибольший дискомфорт.

В тех случаях, когда в воспринимаемом поле выступают два равных по силе раздражителя и когда отношения между ними настолько уравновешены, что ни один из них не доминирует, внимание человека приобретает неустойчивый характер, и возникают колебания внимания, при которых то один, то другой раздражитель становится доминирующим.

Другим внешним фактором, определяющим направление внимания, является новизна раздражителя, или его отличие от других раздражителей. Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой, который резко отличается от остальных или является необычным, новым, он сразу же начинает привлекать к себе внимание

Вторая группа факторов, определяющих направление внимания, связаны не столько с внешней средой, сколько с самим субъектом и со структурой его деятельности.

В эту группу факторов входят:

— интересы субъекта;

— потребности;

— мотивы деятельности;

— установки и т.п. [17].

Деятельность человека всегда связана с какими-то его мотивами, желаниями, интересами. Между вниманием и интересом существует очень тесная связь, фактически, именно интерес заставляет субъекта обратить внимание на новый объект. Кроме того, на внимание оказывают воздействие установки – человек обратит внимание на то, на что, по его мнению, необходимо его обратить. Если же дать человеку установку на то, что какой-либо объект не требует внимания, то это приведет к его игнорированию. Поэтому степень внимательности человека по отношению к внешнему фактору тесно зависит от внутренних факторов, и даже яркий новый объект может не привлечь внимания субъекта, если к нему нет внутреннего интереса.

Мотивы и даже потребности человека не всегда являются осознанными. Зато цели деятельности осознаются всегда, поэтому оказывают непосредственное влияние на внимание.

Конкретная цель, которую ставит перед собой человек, решающий задачу, делает относящиеся к ней сигналы или действия центром внимания. Процесс автоматизации деятельности приводит к тому, что отдельные действия, привлекавшие внимание, становятся автоматическими операциями, и внимание человека начинает смещаться на конечные цели, переставая привлекаться хорошо упроченными привычными операциями [17, с. 76].

Таким образом, внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.

Если говорить о свойствах внимания, то согласно С.Л. Рубинштейну, можно выделить пять основных характеристик данного явления:

1) концентрация внимания отвечает за уровень сосредоточенности на объекте и, как правило, зависит от сложности задания;

2) объем внимания определяется числом одновременно удерживаемых в сознании объектов

3) переключение способствует перенаправлению внимания с одного объекта на другой;

4) устойчивость проявляет себя в возможности длительного удержания внимания на объекте, не прибегая к описанному выше свойству;

5) распределение делает возможным выполнение нескольких дел одновременно с приемлемым уровнем эффективности [26].

Эти свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Внимание хорошее в одном отношении может быть не очень совершенным в другом. Зная основные свойства внимания, можно их развивать [16].

Концентрация внимания связана со способностью не замечать помехи, обращая внимание только на один объект или один вид деятельности. Это свойство внимания имеет большое значений для любого вида деятельности, так как невозможно представить ситуацию, когда человеку ничто не мешает в его действиях. Как правило, от объекта всегда что-то отвлекает – это может быть шум, дополнительные отвлекающие факторы, плохое внутренне состояние и т.д. При высокой концентрации внимания человек не замечает ничего, что не связано напрямую с выбранным им объектом или действием. При низкой степени концентрации человек легко отвлекается на внешние раздражители, теряет из вида цель деятельности.

Объем внимания – это количество времени, в течение которого учащийся может сосредоточиться на одном задании, или количество объектов, которые он воспринимает одновременно. Как правило, объем внимания постепенно увеличивается в зависимости от возраста человека. В дошкольном возрасте объем внимания небольшой. У детей младшего школьного возраста обычно больше внимания к тому, что им нравится, при изучении скучной темы объем внимания снижается – то есть они обращают внимание далеко не на все, что происходит на уроке, выхватывая только некоторые детали. Способность сосредоточить свои умственные усилия на объекте и охватить как можно больше информации считается важной для достижения учебных целей.

Переключаемость внимания означает способность переходить к другой деятельности, перенося на нее фокус внимания. Обычно есть некоторые отличия между людьми в степени переключаемости внимания: они люди переключаются быстро, другие с трудом переходят к любой новой деятельности. Но способность к переключению внимание имеется у всех людей, она определяет способность переходить к новому объекту или действию, хотя скорость такого перехода бывает неодинаковой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы