Платная доработка на тему Особенности социально-педагогической профилактики асоциального поведения детей младшего подросткового возраста в общеобразовательном учреждении.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Психолого-педагогические особенности подростков 5
1.2. Социально-педагогическая характеристика современного подростка 9
1.3. Особенности асоциального поведения младших подростков 13
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 18
2.3. Разработка программы профилактики асоциального поведения на основе полученных эмпирических данных 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что в современном об-ществе число школьников с асоциальным поведением, к сожалению, растет с каждым годом. А также в настоящее время наблюдается рост детской пре-ступности, поэтому тема данного исследования актуальна. Проблема асоци-ального поведения занимает одно из первых мест среди других психологиче-ских и социальных проблем. В связи с этим профилактическая работа с уча-щимися с асоциальным поведением в современной школе как никогда важна.
Подростковый возраст – это самый тяжелый период детского развития. Это явление носит множество названий «трудный возраст», «опасный воз-раст» и т.п. Названия эти носят главный посыл – переход от детства к взрос-лости.
Требовательность жизни к организации воспитательного процесса и обучения подталкивают к поиску новых педагогических и психологических подходов, ориентированных на приведение методов в согласовании с требо-ваниями жизни общества. Исходя из этого, проблема воспитания детей школьного возраста особо значима. В сфере воспитания школьника находят-ся все аспекты жизни ребенка. По этой причине она интересна не только лишь родителям и учителям конкретного школьника, но и психологам и со-циологам зарубежным и отечественным. Поэтому воспитание содержит в се-бе многообразие взглядов на проблему. Актуальность исследования заклю-чена в том, что современное общество требует развития инновационного подхода в образовательно-воспитательных процессах, потому что школа все еще ориентируется только лишь на знания учеников, а не на многостороннее развитие его личности.
Таким образом, была определена тема нашего исследования: «Особен-ности социально-педагогической профилактики асоциального поведения де-тей младшего подросткового возраста в общеобразовательном учреждении»
Объектом исследования выступает асоциальное поведение младших подростков.
Предмет исследования: особенности социально-педагогической профи-лактики асоциального поведения детей младшего подросткового возраста в общеобразовательном учреждении.
Цель исследования – изучить особенности социально-педагогической профилактики асоциального поведения детей младшего подросткового воз-раста в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: Склонность к асоциальному поведению у под-ростков проявляется в комплексе личностных особенностей (агрессия, ри-гидность, повышенная возбудимость, демонстративность, высокий уровень тревожности, неадекватная самооценка) и межличностных взаимоотношений (негармоничный тип семейного воспитания). Включение подростков в психо-профилактические мероприятия, способствуют купированию данных особен-ностей, позволяет снизить склонность к асоциальному поведению подрост-ков.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности подростков
2. Проанализировать социально-педагогическую характеристику со-временного подростка
3. Изучить особенности асоциального поведения младших подростков
4. Провести диагностику асоциального поведения подростков
5. Разработать программу социально-педагогической профилактики асоциального поведения детей младшего подросткового возраста в общеоб-разовательном учреждении.
Методы исследования:
— теоретические — анализ научной и методической литературы;
— эмпирические – тестирование, экспериментально-теоретические (со-ставить программу профилактики асоциального поведения младших под-ростков).
Методологическая и теоретическая основа исследования. Проблема асоциального поведения подростков затронута в работах множества авто-ров: психологов и педагогов. Наиболее значимы труды таких авторов как Л.С. Выготский [4], И.С. Кон [9], А.А. Реан [15], Л.М. Семенюк [18] и др.
Заключение:
Подростковый возраст является тем периодом, когда ребенок начинает становление себя как отдельной личности, происходит развитие представле-ний и принципов уже собственных, а не навязанных окружающими. Подро-сток ставит сам для себя цели и эталоны в жизни, формирует правила соб-ственного поведения. Ключевой положительный аспект в данной деятельно-сти – это моделирование реальных отношений в социуме, оказывающие воз-действие на потребности ребенка для того, чтобы в будущем внедрить его в активный социум.
Асоциально поведение проявляется у человека под влиянием его инди-видуальных особенностей. В зарождении данного поведения участвуют такие факторы, как возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Но решающая роль в формировании асоциального по-ведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, отведена ее социальному окружению.
Данное исследование проводилось в г. Казань на базе МАОУ СОШ №39.
Нами была обнаружена высокая достоверная отрицательная корреля-ционная взаимосвязь (-0,45 при р ≤ 0,01) между показателями: «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)», чуткость (заботливость), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) непримиримость к недостаткам в себе и других, актив-ная деятельная жизнь; наличие хороших и верных друзей; а также познание и излишняя агрессия. У этих детей, агрессивность носит излишний характер.
Мы обнаружили высокую достоверную положительную корреляцион-ную взаимосвязь (0,43 при р ≤ 0,01) между показателями: эгоистические чер-ты, ориентация на себя, склонность к соперничеству критичный, необщи-тельный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуве-ренности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии, жесткий и враждебный по отношению к окружаю-щим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального пове-дения и излишняя агрессия.
Эти подростки с завышенной самооценкой склонны проявлять физиче-скую агрессию, то есть используют физическую силу при решении спорных вопросов с целью удовлетворения собственных потребностей.
Мы обнаружили высокую достоверную положительную корреляцион-ную взаимосвязь (0,43 при р ≤ 0,01) между показателями чрезвычайной вы-раженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма, пред-расположенности к уходу от реальности, склонности к риску, наличие агрес-сивных тенденций у испытуемого, наличии деликвентных тенденций и из-лишней агрессивности.
Согласно нашей гипотезе, склонность к асоциальному поведению у подростков проявляется в комплексе личностных особенностей (агрессия, ригидность, повышенная возбудимость, демонстративность, высокий уро-вень тревожности, неадекватная самооценка) и межличностных взаимоотно-шений (негармоничный тип семейного воспитания).
Включение подростков в психопрофилактические мероприятия, спо-собствуют купированию данных особенностей, позволяет снизить склонность к асоциальному поведению подростков.
Как видно из корреляционного анализа, где мы обнаружили досто-верную положительную корреляционную взаимосвязь между показателями: эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству, между показателями чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма, предрасположенности к уходу от реальности, склонности к риску, наличие агрессивных тенденций, наличии деликвентных тенденций и излишней агрессивности, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования о склонности к асоциальному поведению у подростков в комплексе личностных особенностей (агрессия, ригидность, повышенная возбудимость, демонстративность, высокий уровень тревожности, неадекват-ная самооценка) и межличностных взаимоотношений (негармоничный тип семейного воспитания) подтвердилась.
Разработанные нами рекомендации будут способствовать купированию данных особенностей, позволяет снизить склонность к асоциальному поведе-нию подростков.
Теоретический анализ научных источников и эмпирическое исследова-ние показали, что профилактика асоциального поведения представляет собой интегральное воздействие на личность, структуру которого образует един-ство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и ре-флексивного компонентов:
— когнитивный компонент включает знания о содержании базовых этических понятий, нравственных ценностях и нормах поведения, понимание их общественно-значимого смысла, представление о нравственных качествах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать свое поведе-ние в соответствии с нравственными нормами и руководствоваться ими в процессе общения и взаимодействия с другими людьми;
— эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознатель-ном и эмоционально переживаемом усвоении нравственных ценностей, про-является в эмпатии, радостном предвосхищении результатов своих поступ-ков, если таковые соответствуют усвоенным нравственным нормам и ценно-стям, желании ребенка овладеть нравственными качествами и проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми;
— деятельностный компонент проявляется в способности регулиро-вать свое поведение в соответствии с усвоенными нравственными ценностями и моральными нормами;
— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение нравственных правил и норм как собственных эталонов поведения, перенос их в самостоятельную деятельность, проявляется в способности адекватно оценивать свои нравственные качества, собственные действия и поступки, со-поставляя их с нравственными нормами как эталонами регуляции поведения.
Фрагмент текста работы:
Психолого-педагогические особенности подростков
Подростковый возраст у детей – трудный период не только для роди-телей, но и для них самих. Психология подростка построена на необходимо-сти признания его взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать. Под-ростковый возраст зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных особенностей.
Дети в возрасте от 10 до 15 лет считаются подростками. Говоря об этом возрастном периоде, можно описать его такими терминами как:
1. Переломный.
2. Переходный.
3. Критический.
4. «Трудный».
Подростковый возраст является также трудным и не только для самого ребенка, но также и для его родителей, педагогов.
В подростковый период происходит обновление, так называемая пере-стройка организма ребенка. Этот процесс связан с увеличением скорости фи-зического и полового развития. Характерная особенность указанного перио-да заключает в том, что у ребенка происходит внешнее взросление, в то врем как внутри ему необходима та же забота и внимание как обычному ребенку [20].
Кроме того, в период подросткового возраста протекает процесс ак-тивного развития самосознания, а также чувства собственного достоинства, и, что немаловажно, внимание пола. Этот период характеризуется также и тем, что подросток теперь переоценивает свое «детское» мнение на новое. Часто характер такого нового мнения прямолинейный, бескомпромиссный, а парой и категоричный [8].
Часто подростки резко реагируют на различного рода ситуации, кото-рые, по сути, не имеют критического характера. Например, потеря авторите-та родителей либо оценка собственного достоинства могут привести к нега-тивным последствиям, включающим в себя проявление грубости, изоляции, агрессии и т.д.
Таким образом, можно выделить следующие негативные черты под-росткового возраста:
• Резкое ухудшение поведения. Проявляется оно в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости.
• Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер.
• Реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из – под опеки и контроля со стороны взрослых (6). Причем подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зави-симости.
• Повышенная возбудимость.
• Некоторая неуравновешенность характера.
• Сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.