Платная доработка на тему Особенности русской шатровой архитектуры 16 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ШАТРОВОГО ЗОДЧЕСТВА В ЕВРОПЕ И НА РУСИ.. 6
1.1………….. Возникновение шатровой архитектуры в Италии и Украине. 6
1.2 Шатровая архитектура XVI века на Руси. 12
ГЛАВА
II. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ШАТРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ.. 20
2.1
Деревянные и каменные шатровые храмы. Взаимовлияние деревянного и каменного
зодчества. 20
2.2 Влияние русской шатровой архитектуры XVI века на
зодчества XVII-XX века 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Шатровое
зодчество XVI-XVII вв., берет свое
начало в традиционной русской деревянной архитектуре. Шатровая архитектура является
уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве
других стран и народов. Шатровые храмы исторического Московского государства внесли уникальный вклад в мировую культуру
зодчества.
Актуальность
темы исследования заключается в том, что памятники древнерусской архитектуры в
последние время, изучаются достаточно детально искусствоведами всего мира. Однако,
сравнительно недавно памятники шатрового зодчества стали рассматриваться как
историко-культурные объекты, имеющие большое источниковедческое значение для всей
истории культуры.
Подавляющее
большинство архитектурных памятников, сохранившихся до нашего времени от
XVI-XVII вв. — памятники церковного зодчества. Историки архитектуры отмечают,
что наряду с формированием национального варианта "предписанного"
православия создается и национальный стиль зодчества на основе переработанных
русской архитектурой предыдущего времени форм византийской архитектурной
традиции, декоративных элементов архитектуры итальянского Возрождения, опыт
общения с которой был приобретен во время строительства зданий Московского
Кремля в XV-XVI вв., местного деревянного зодчества. Наивысшими формами
выражения этого стиля стала шатровая архитектура и распространенные во второй
половине XVI — XVII вв. пятиглавые храмы, образцом для которых, через
посредство кремлевских Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов,
послужил владимирский Успенский собор XII в.
Целью
курсовой работы является изучить Шатровое зодчество XVI и его влияние на дальнейшее развитие
архитектуры. В ходе
изучения необходимо рассмотреть следующие задачи:
1)
проанализировать причины возникновения шатровой архитектуры в Италии и Украине
2) указать
факторы, благоприятствующие появлению шатровой архитектуры XVI века на Руси
3)
проследить взаимовлияние деревянного и каменного зодчества в русской
архитектуре 16 века
4)
рассмотреть влияние русской шатровой архитектуры XVI века на зодчества XVII-XX
века
Научная
новизна исследования заключается в инновационном подходе к методам исследования
шатрового зодчества в современном мире, на основе базисного исследования
архитектуры XVI-XIX века.
Данная
курсовая работа состоит из введения, двух глав, 4 подглав, заключения и списка
использованной литературы
Объектом исследования в данной работе
является шатровое зодчество. Предметом исследования являются объекты шатрового
зодчества.
Методы исследования:
— анализ существующей базы научно —
методической литературы по исследуемой теме;
— обобщение и синтез полученной
информации;
В работе также был использован синхронный
метод исследования, так как был исследован феномен шатрового зодчества на
различных территориях и его влияние на
архитектуру в дальнейшем.
Степень научной разработанности: Существенный
вклад в развитие изучения шатрового зодчества внесли такие ученые, как Н.И.
Бурунов, И.Е Забелин, М, А Ильин, И.Б Михайловский и другие. Их работы
способствовали изучению шатровой архитектуры Древней Руси в период с XV- XIX века. В этих трудах содержатся
фундаментальные основы развития деревянного и каменного зодчества на Руси.
Теоретико-методологические основания
исследования основывались на работах таких авторов как: Н.И. Бурунов, И.Е
Забелин, М, А Ильин, И.Б Михайловский. Основными теоретическими аспектами,
которые были использованы в курсовой работе стали теория «Диалога культур»
рассмотренная В.С Библера, историко-теоретический подход Д.С Лихачева.
Положения, выносимые на защиту:
1 В ходе научного исследования, было
выявлено, что шатровое зодчество служило основным видом зодчества для постройки
религиозных сооружений и домов в Древней Руси XVI-XIX веков
2 Выявлена взаимосвязь между деревянной
шатровой архитектурой и каменной архитектурой того времени
3 Шатровое зодчество Древней Руси можно
рассматривать как основной вид зодчества, повлиявший на архитектуру XVII-XIX веков
Заключение:
XVI
век для русской архитектуры играет большую роль. Именно в этот период русские, зодчие,
освоив новые техники, начинают новую эру своей храмовой архитектуры, которая
непосредственно связана с достижениями в архитектуре предыдущего периода. В
деревянном зодчестве самыми распространенными формами храмов, являются шатровые
храмы. Шатровые храмы стали триумфом русской архитектурной школы, так как
представляли собой сооружения с четырьмя и более осной конструкцией с шатровой
кровлей.
В это же время в украинском зодчестве тоже
наблюдается значительный архитектурный рост. Период, начиная с XV
и вплоть до XIX
века, характеризуется развитием местных типов
архитектурного строительства с использованием национальных народных приемов в
украшении зданий.
Начиная с XVII и по XIX век, продолжается развитие шатрового
строительства, и теперь, шатровое зодчество находит свое применение не только,
в строительстве храмов, но и в архитектуре других зданий в целом.
Начиная с восемнадцатого века, шатер
перестает являться конструктивным элементом. С этого времени шатер выполняет
больше декоративную функцию, нежели конструкционную. В настоящее время шатер
можно увидеть и на небольших церквях и на светских зданиях той архитектурной эпохи.
До сих пор существует множество споров о происхождении и взаимовлиянии
каменного и деревянного зодчества. Исследователи находят определенные сходства
и различия между памятниками архитектуры того времени, некоторые имею
радиальные точки зрения на происхождение. Некоторые исследователи настаиваю на
том, что каменная архитектура не могла существовать без прототипной деревянной архитектуры
предыдущего периода.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ШАТРОВОГО
ЗОДЧЕСТВА В ЕВРОПЕ И НА РУСИ
1.1 Возникновение шатровой
архитектуры в Италии и Украине В
литературе, посвященной истории средневекового искусства, не было разногласий в
оценке последствий деятельности итальянских архитекторов в конце XV в. и первой
трети XVI столетия для судеб русской архитектуры. Архитектура Италии XVI века —
важный этап в развитии ренессансной и постренессансной архитектуры Италии,
включающий несколько качественно своеобразных этапов: архитектура Высокого
Возрождения, или римского классицизма (1500—1520), кризис классицистической
архитектуры в 1530-х годах и формирование архитектуры маньеризма и барокко во
второй половине XVI века. Достижения итальянских архитекторов XVI века стали
образцом для зодчих классицизма, барокко и неоклассицизма последующих веков [7,
с. 92-93].
Лучшие
произведения возводили в это время в Риме — папской столице благодаря
меценатской деятельности выдающихся Пап: Юлия II из семьи делла Ровере
(1503—1513) и Льва X из семьи Медичи (1513—1521).. Именно в Риме в первую
четверть XVI века создается «высокий» классический стиль, прежде всего в
архитектуре, который и получил позднее соответствующее название: римский
классицизм XVI века. Его характерные черты — монументальность,
величественность, гармония пропорций, благородная сдержанность декора,
свободное применение античного ордера и переосмысление ордерных построений в
новой типологии архитектурных композиций.
В
1499 году архитектор Браманте переехал в
Рим. Папа Александр VI назначил его главным архитектором Ватикана. Первым
произведением Браманте в Риме стал небольшой круглый храм Темпьетто (1502) —
воплощение идеи абсолютной симметрии и центрического плана. Идеи центрического
купольного здания варьировались в работах многих мастеров в различных городах
Италии.
В
1508 году по инициативе Юлия II было начато строительство нового собора св.
Петра. Создавая проект собора Св. Петра, Браманте утверждал, что стремился
водрузить купол Пантеона (символа древнеримской классики) на своды Храма Мира
(так называли в то время базилику Максенция-Константина на Римском Форуме).
Проект ватиканского храма, разработанный Браманте, следовал центрическому типу
крестово-купольных зданий. Очевидно, что архитектор пытался соединить
византийский тип церкви с традициями романской архитектуры и создать тем самым
некий «вселенский храм» [6, с. 60-61].
В
зодчестве Украины XIV
– XVII веков
большое значение получила крепостная архитектура. В этот период территория
Украины была территорией ожесточенной
борьбы между внутренними, социальными, и внешними силами со стороны Польши,
Литвы, Венгрии . Также эти земли подвергались уничтожительным набегам татарских, а затем турецких орд. Система
оборонных сооружений представляла собой укрепленные города, замки, монастыри и
церкви.
Большинство
замков в XIV –XVI веков строилось из более распространенного
материала — дерева и, естественно, не сохранилось до настоящего времени. Таков
был несохранившийся киевский замок; над его стенами возвышались семнадцать
рубленых шестиугольных башен с шатровыми кровлями. Ранними памятниками
оборонной архитектуры на Украине являются Луцкие Верхний и Нижний замки,
выстроенные из кирпича между 1324 и 1386 гг. литовским князем Любартом.
Особенно величествен хорошо сохранившийся Верхний (Любартов) замок,
расположенный между рекой Стырью и ее рукавом Малым Глушцем. Спокойные
горизонтали стен гармонично сочетаются с вертикалями массивных четырехгранных
башен, поднимающихся на углах. Будучи вдвое выше стен, они господствуют над
окружающим пространством, придавая замку величавую торжественность. Зодчий,
решая сооружение крупными массами, очень сдержанно применял декоративные
средства.
Особенно
величественное впечатление производит выдвинутая вперед колоссальная
Кармелюкова башня (где был заключен в XVIII в.
вождь восставших крестьян — Устин Кармелюк), имеющая форму, характерную и для
русской архитектуры, — «восьмерик на четверике» с шатровым завершением.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ШАТРОВОГО ЗОДЧЕСТВА В ЕВРОПЕ И НА РУСИ.. 6
1.1………….. Возникновение шатровой архитектуры в Италии и Украине. 6
1.2 Шатровая архитектура XVI века на Руси. 12
ГЛАВА
II. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ШАТРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ.. 20
2.1
Деревянные и каменные шатровые храмы. Взаимовлияние деревянного и каменного
зодчества. 20
2.2 Влияние русской шатровой архитектуры XVI века на
зодчества XVII-XX века 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Шатровое
зодчество XVI-XVII вв., берет свое
начало в традиционной русской деревянной архитектуре. Шатровая архитектура является
уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве
других стран и народов. Шатровые храмы исторического Московского государства внесли уникальный вклад в мировую культуру
зодчества.
Актуальность
темы исследования заключается в том, что памятники древнерусской архитектуры в
последние время, изучаются достаточно детально искусствоведами всего мира. Однако,
сравнительно недавно памятники шатрового зодчества стали рассматриваться как
историко-культурные объекты, имеющие большое источниковедческое значение для всей
истории культуры.
Подавляющее
большинство архитектурных памятников, сохранившихся до нашего времени от
XVI-XVII вв. — памятники церковного зодчества. Историки архитектуры отмечают,
что наряду с формированием национального варианта "предписанного"
православия создается и национальный стиль зодчества на основе переработанных
русской архитектурой предыдущего времени форм византийской архитектурной
традиции, декоративных элементов архитектуры итальянского Возрождения, опыт
общения с которой был приобретен во время строительства зданий Московского
Кремля в XV-XVI вв., местного деревянного зодчества. Наивысшими формами
выражения этого стиля стала шатровая архитектура и распространенные во второй
половине XVI — XVII вв. пятиглавые храмы, образцом для которых, через
посредство кремлевских Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов,
послужил владимирский Успенский собор XII в.
Целью
курсовой работы является изучить Шатровое зодчество XVI и его влияние на дальнейшее развитие
архитектуры. В ходе
изучения необходимо рассмотреть следующие задачи:
1)
проанализировать причины возникновения шатровой архитектуры в Италии и Украине
2) указать
факторы, благоприятствующие появлению шатровой архитектуры XVI века на Руси
3)
проследить взаимовлияние деревянного и каменного зодчества в русской
архитектуре 16 века
4)
рассмотреть влияние русской шатровой архитектуры XVI века на зодчества XVII-XX
века
Научная
новизна исследования заключается в инновационном подходе к методам исследования
шатрового зодчества в современном мире, на основе базисного исследования
архитектуры XVI-XIX века.
Данная
курсовая работа состоит из введения, двух глав, 4 подглав, заключения и списка
использованной литературы
Объектом исследования в данной работе
является шатровое зодчество. Предметом исследования являются объекты шатрового
зодчества.
Методы исследования:
— анализ существующей базы научно —
методической литературы по исследуемой теме;
— обобщение и синтез полученной
информации;
В работе также был использован синхронный
метод исследования, так как был исследован феномен шатрового зодчества на
различных территориях и его влияние на
архитектуру в дальнейшем.
Степень научной разработанности: Существенный
вклад в развитие изучения шатрового зодчества внесли такие ученые, как Н.И.
Бурунов, И.Е Забелин, М, А Ильин, И.Б Михайловский и другие. Их работы
способствовали изучению шатровой архитектуры Древней Руси в период с XV- XIX века. В этих трудах содержатся
фундаментальные основы развития деревянного и каменного зодчества на Руси.
Теоретико-методологические основания
исследования основывались на работах таких авторов как: Н.И. Бурунов, И.Е
Забелин, М, А Ильин, И.Б Михайловский. Основными теоретическими аспектами,
которые были использованы в курсовой работе стали теория «Диалога культур»
рассмотренная В.С Библера, историко-теоретический подход Д.С Лихачева.
Положения, выносимые на защиту:
1 В ходе научного исследования, было
выявлено, что шатровое зодчество служило основным видом зодчества для постройки
религиозных сооружений и домов в Древней Руси XVI-XIX веков
2 Выявлена взаимосвязь между деревянной
шатровой архитектурой и каменной архитектурой того времени
3 Шатровое зодчество Древней Руси можно
рассматривать как основной вид зодчества, повлиявший на архитектуру XVII-XIX веков
Заключение:
XVI
век для русской архитектуры играет большую роль. Именно в этот период русские, зодчие,
освоив новые техники, начинают новую эру своей храмовой архитектуры, которая
непосредственно связана с достижениями в архитектуре предыдущего периода. В
деревянном зодчестве самыми распространенными формами храмов, являются шатровые
храмы. Такого рода храмы представляли собой
высокий четырех- или восьмигранный сруб церкви, который заканчивался
обычно высокой шатровой кровлей с одной главой наверху. Такой тип шатровых
храмов, в это время, начинает усложняться, и к постройке пристраиваются приделы,
которые увенчиваются шатром меньшего размера.
В это же время в украинском зодчестве тоже
наблюдается значительный архитектурный рост. Этот период характеризуется
дальнейшим развитием основных местных типов архитектурного строительства с
использованием народных приемов в украшении зданий и все более широким
взаимодействием с архитектурой Русского государства.
Начиная с XVII и по XIX век, продолжается развитие шатрового
строительства, и теперь, шатровое зодчество находит свое применение не только,
в строительстве храмов, но и в архитектуре других зданий в целом.
Начиная с восемнадцатого века, шатер
перестает являться конструктивным элементом. С этого времени шатер выполняет
больше декоративную функцию, нежели конструкционную. В настоящее время шатер
можно увидеть и на небольших церквях и на светских зданиях той архитектурной эпохи.
До сих пор существует множество споров о происхождении и взаимовлиянии
каменного и деревянного зодчества. Исследователи находят определенные сходства
и различия между памятниками архитектуры того времени, некоторые имею
радиальные точки зрения на происхождение. Некоторые исследователи настаиваю на
том, что каменная архитектура не могла существовать без прототипной деревянной архитектуры
предыдущего периода.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ШАТРОВОГО
ЗОДЧЕСТВА В ЕВРОПЕ И НА РУСИ
1.1 Возникновение шатровой
архитектуры в Италии и Украине В
литературе, посвященной истории средневекового искусства, не было разногласий в
оценке последствий деятельности итальянских архитекторов в конце XV в. и первой
трети XVI столетия для судеб русской архитектуры. Архитектура Италии XVI века —
важный этап в развитии ренессансной и постренессансной архитектуры Италии,
включающий несколько качественно своеобразных этапов: архитектура Высокого
Возрождения, или римского классицизма (1500—1520), кризис классицистической
архитектуры в 1530-х годах и формирование архитектуры маньеризма и барокко во
второй половине XVI века. Достижения итальянских архитекторов XVI века стали
образцом для зодчих классицизма, барокко и неоклассицизма последующих веков [7,
с. 92-93].
Лучшие
произведения возводили в это время в Риме — папской столице благодаря
меценатской деятельности выдающихся Пап: Юлия II из семьи делла Ровере
(1503—1513) и Льва X из семьи Медичи (1513—1521).. Именно в Риме в первую
четверть XVI века создается «высокий» классический стиль, прежде всего в
архитектуре, который и получил позднее соответствующее название: римский
классицизм XVI века. Его характерные черты — монументальность,
величественность, гармония пропорций, благородная сдержанность декора,
свободное применение античного ордера и переосмысление ордерных построений в
новой типологии архитектурных композиций.
В
1499 году архитектор Браманте переехал в
Рим. Папа Александр VI назначил его главным архитектором Ватикана. Первым
произведением Браманте в Риме стал небольшой круглый храм Темпьетто (1502) —
воплощение идеи абсолютной симметрии и центрического плана. Идеи центрического
купольного здания варьировались в работах многих мастеров в различных городах
Италии.
В
1508 году по инициативе Юлия II было начато строительство нового собора св.
Петра. Создавая проект собора Св. Петра, Браманте утверждал, что стремился
водрузить купол Пантеона (символа древнеримской классики) на своды Храма Мира
(так называли в то время базилику Максенция-Константина на Римском Форуме).
Проект ватиканского храма, разработанный Браманте, следовал центрическому типу
крестово-купольных зданий. Очевидно, что архитектор пытался соединить
византийский тип церкви с традициями романской архитектуры и создать тем самым
некий «вселенский храм» [6, с. 60-61].
В
зодчестве Украины XIV
– XVII веков
большое значение получила крепостная архитектура. В этот период территория
Украины была территорией ожесточенной
борьбы между внутренними, социальными, и внешними силами со стороны Польши,
Литвы, Венгрии . Также эти земли подвергались уничтожительным набегам татарских, а затем турецких орд. Система
оборонных сооружений представляла собой укрепленные города, замки, монастыри и
церкви.
Большинство
замков в XIV –XVI веков строилось из более распространенного
материала — дерева и, естественно, не сохранилось до настоящего времени. Таков
был несохранившийся киевский замок; над его стенами возвышались семнадцать
рубленых шестиугольных башен с шатровыми кровлями. Ранними памятниками
оборонной архитектуры на Украине являются Луцкие Верхний и Нижний замки,
выстроенные из кирпича между 1324 и 1386 гг. литовским князем Любартом.
Особенно величествен хорошо сохранившийся Верхний (Любартов) замок,
расположенный между рекой Стырью и ее рукавом Малым Глушцем. Спокойные
горизонтали стен гармонично сочетаются с вертикалями массивных четырехгранных
башен, поднимающихся на углах. Будучи вдвое выше стен, они господствуют над
окружающим пространством, придавая замку величавую торжественность. Зодчий,
решая сооружение крупными массами, очень сдержанно применял декоративные
средства.
Особенно
величественное впечатление производит выдвинутая вперед колоссальная
Кармелюкова башня (где был заключен в XVIII в.
вождь восставших крестьян — Устин Кармелюк), имеющая форму, характерную и для
русской архитектуры, — «восьмерик на четверике» с шатровым завершением.